РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Юные изобретатели» (LEGO-конструирование)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Епифанова Ольга Владимировна

Программа «Юные изобретатели» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 39_yunye_izobretateli.docx74.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

  ДЕТСКИЙ САД №39

143408, Московская область, г.о. Красногорск, ул. Карбышева, д.36  

тел: 8(495) 563-52-82

СОГЛАСОВАНО:

Директор МКУДПО «КМЦ»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ д/с № 39

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА
дополнительного образования

«Юные изобретатели»

(LEGO-конструирование)

техническая направленность


возраст детей: 5- 6 лет
Срок реализации программы: 1 год

Составитель:
старший воспитатель

МБДОУ д/с № 39

Епифанова О.В.

 

Принято на заседании педагогического совета
МБДОУ д/с №39
 

Содержание

  1.  Пояснительная записка……………………………………………………. 3
  2. Календарное-тематическое планирование…………………………….… 11
  3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.… 16
  4. Ожидаемые результаты и способы их проверки………………………... 17
  5. Диагностика эффективности реализации программы………………….. 18
  6. Список используемой литературы………………………………………. 19
  7. Приложения. Словарь педагогических терминов…………...………....  20

                        Диагностические карты ………………………................. 22

1.  Пояснительная записка

Программа «Юные изобретатели» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

 Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Юные изобретатели» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Актуальность программы 

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительную деятельность, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Детская продуктивная деятельность, в том числе и конструктивная деятельность, всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов, побуждают детей говорить. А участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога. Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Данная программа  составлена  на основе методического пособия Е.В.Фешиной «Лего-конструирование в детском саду».

Отличительная особенность данной  программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы, как игровые мини-проекты с использованием конструкторов  LEGO. Дошкольники  проходят 4 этапа усвоения данной программы: 1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4-результат (продукт). По окончанию каждого  занятия ребенок видит результат своей работы.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. 

Цель программы – развитие технического творчества и  конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования.

Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

 Образовательные:

- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

- выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Развивающие:

- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Воспитательные:

- воспитывать желание делать новые поделки, аккуратно, добиваться успеха;

- воспитывать культуру общения в работе в паре, группе;

- воспитывать уважение к труду другого человека;

- воспитывать дружеские отношения между детьми, стремление помогать друг другу.

Программа основывается на следующих принципах:

  1. обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
  1.  формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;
  2. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности один раз в неделю с группой детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации программы:  1 календарный год

Занятия проводятся во второй половине дня. Длительность одного занятия - 25 минут.

Количество детей в группе для занятий по программе – не более 10 человек.

Полный курс занятий для старшей группы составляет 48 часов.

 В летний оздоровительный период с 1 июня по 31 августа работа по программе строится в индивидуальном режиме путём осуществления совместных творческих проектов из расчета 12 часов в год.

  Формы  организации обучения дошкольников конструированию

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются  формы организации обучения, рекомендованные  исследователями З.Е.Лиштваном, В.Г.Нечаевой, Л.А.Парамоновой:

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных  из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе  которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их  решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей  и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

Совместная деятельность взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) Содержание программы реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций лего- конструирования, которые дети решаются в сотрудничестве со взрослым. Игра – как основной вид деятельности, способствующий развитию самостоятельного мышления и творческих способностей на основе воображения является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу.

Данная Программа имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся дошкольного возраста. Для обучающихся такого возраста в образовательном процессе применяются игровые формы обучения. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация Программы помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе конструктивно-модельной деятельности.

 Основные формы и методы образовательной деятельности:

конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;

-        словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

-        наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);

-        практический (составление программ, сборка моделей);

-        репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

-        частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

-        исследовательский метод;

-        метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

 Основными задачами являются:

Совершенствование навыков классификации.

Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

Активизация памяти и внимания.

Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

Развитие комбинаторных способностей.

Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи:

Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

2. Календарно-тематическое планирование

Месяц

№ занятия

Тема

Цели

май

1

Знакомство с ЛЕГО.

Познакомить с Лего-конструктором (кирпичик, лапка, клювик) Познакомить со способами крепления деталей конструктора. Знакомство с названиями деталей, учить различать и называть их. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

2

Лабиринт

Познакомить с плоскостным конструированием.

Закреплять навыки о  способах крепления деталей конструктора. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать внимание, наблюдательность, мышление,

 мелкую моторику рук.

3

Учимся читать схему. Конструируем по схеме

Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Учить действовать по алгоритму и применять приемы конструирования со строительными деталями.

Формировать бережное отношение к конструктору.

4

Беседка

Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Закреплять навыки устанавливать опоры и класть на них перекладину.

Июнь

5

Разные дома

Закрепить у детей представление о строительных деталях (название, форма, свойства). Научить создавать элементарные постройки по несложным чертежам (индивидуальное задание) Способствовать проявлению творчества, самостоятельности, инициативы.

6

Дом лесника

Учить строить большой дом для лесника. Развивать у детей стремление к творчеству, тренировать внимание, зрительную память.

7

Мосты

Научить детей строить различные мосты. Закрепить представление об их назначении, строении. Закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и  целесообразно украшать сооружения.

8

Конструирование по замыслу (коллективная работа)

Закреплять полученные навыки.

Учить создавать постройки, работая вместе.

июль

9

«Парк развлечений»

Учить анализировать, устанавливатьь последовательность и на основе

этого создавать объект.

Развивать творческое воображение,

мелкую моторику рук. 

10

«Машины будущего»

Развивать творчество, фантазию,  глазомер, навыки конструирования.

11

«Аквариум»

Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум. Развивать навыки пространственной ориентировки.

12

«Выбери схему и построй»

Закреплять навыки анализа объекта по образцу, выделять его составные части. Развивать фантазию и конструктивное воображение.

август

13

«Ваза для цветов»

Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей

14

«Цветы»

Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.

Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас детей.

15

«Бабочки прилетели»

Учить строить по предложенным схемам, инструкциям.

Воспитывать заботливое отношение к насекомым.

16

«Жучок- паучок»

Упражнять детей в моделировании и конструировании из лего- конструктора.

Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его. Развивать конструктивное воображение, мышление, память.

сентябрь

17

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки в старшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

18

Красивый мост

Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить строить мост по карточке.

19

Мы в лесу построим теремок

Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей. Учить строить теремок.

20

Избушка Бабы Яги

Закреплять умение строить по карточке. Учить строить сказочную избушку Бабы Яги.

октябрь

21

Грузовик везёт кирпичи

Учить строить по схеме. Находить в схемах сходство и различия. Учить рассказывать о проделанной работе.

22

Корабль

Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету. Устанавливать пространственное расположение построек.

23

Аэропорт

Учить строить разные самолёты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования.

24

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему. Давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

ноябрь

25

Многоэтажные дома

Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщённые представления о домах.

26

Магазины

Закреплять названия магазинов, их виды.

27

Детский сад

Учить строить детский сад. Развивать память. Внимание.

28

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

декабрь

29

Животные на ферме

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность, навыки конструирования.

30

Овечка

Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В.Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знания о домашних животных. Учить строить животных.

31

Конструирование по замыслу

 Закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования.

январь

февраль

32

Качели

Учить строить сложную постройку.

33

Карусели

Продолжать строить сложную постройку.

34

Горка

Учить определять особенности  формы деталей конструктора, размера и расположения.

35

Городской транспорт

Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус.

36

Светофор

Закреплять знания о светофоре.

37

Знакомство с дорожными знаками

Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате.

38

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

март

39

Играем в зоопарк

Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях.

40

Слон

Учить строить слона с большим хоботом

41

Верблюд

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно и двугорбых верблюдов

42

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

апрель

май

43

Ракета, космонавты

Закреплять знания о первом космонавте Ю.Гагарине. Учить строить ракеты.

44

Космический корабль

Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль.

45

Луноход

Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора.

46

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

47

Паровоз везёт товары

Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.

48

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.

3.  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для успешного  выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

Предметно-развивающая среда:

 Строительные  наборы и конструкторы:

- настольные;

- напольные;

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;

Для   обыгрывания конструкций необходимы  игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- магнитофон;

-диски, кассеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- интерактивная доска;

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

 

4.  Ожидаемые результаты и способы их проверки

      В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга – 2 раза в год.  Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

Планируемые результаты реализации программы.

По окончанию первого года обучения дети:

-   Конструируют по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

-   Выполняют задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

-   Развит интерес к моделированию и конструированию;

-  Развита мелкая моторика рук, стимулирующая   общее речевое развитие и умственные способности;

-  Сформировано желание делать новые поделки, аккуратно, добиваться успеха;

-  Сформированы культура общения в работе в паре, группе, уважение к труду другого человека, дружеские отношения между детьми, стремление помогать друг другу.

Дети имеют представления:

 о деталях конструктора и способах их соединений;

 об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

 о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

 о связи между формой конструкции и ее функциями.

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

5.Диагностика уровня знаний и умений по конструированию

у детей 5- 6 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

Список используемой литературы.

 

1. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

 2. Комарова Л.Е.  Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). - М.: Линка Пресс, 2001.

3.  Куцакова Л.В.  Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.:ТЦ Сфера, 2016.

4.  Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС, 2003.

5.  Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. -  М.: Академия, 2002.

6. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2017.

7.Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Приложение №1

Словарь педагогических терминов

  1. АКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ — деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой А. п. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня активности познавательной: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.
  2. АЛГОРИТМ — предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алгоритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.
  3. ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта. Воображение выражается в мысленном построении программы поведения, когда неясен путь решения возникшей проблемной ситуации. Педагог осуществляет формирование Воображения на всех занятиях и во внеурочной деятельности. От богатства и развитости Воображения самого педагога во многом зависит характер его педагогической деятельности, взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами и др. людьми.
  4. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — 1) принцип изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности (И.Фихте, Г.Гегель, М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.); 2)теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н.Леонтьев).
  5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. Деятельность ведущая — деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А. Н. Леонтьевым. Д. Б. Эльконин определил следующие виды деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность.

6.  ИНТЕРЕС — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный Интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный Интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость Интерес выражается в длительности его сохранения и интенсивности. В педагогике проблема Интерес воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальной. Пробуждение и сохранение Интерес у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.

  7.  КОНСТРУИРОВАНИЕ (в пед.) — создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации пед. процесса. КОНСТРУИРОВАНИЕ (от лат. construo - строю, создаю), процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей обучающихся.


Приложение №2

Диагностическая карта на начало года  

Ф.И.ребёнка

Называет детали

Называет форму

Умеет скреплять детали конструктора

Строит элементарные постройки по творческому замыслу

Строит по образцу

Строит по схеме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Диагностическая карта на конец года

Ф.И.ребёнка

Называет детали конструктора

 

Работает по

схемам

Строит сложные постройки

Строит

 по творческому замыслу

Строит под-

группа-

ми

Строит

по образцу

Строит

по

инструкции

 

Умение

расска-

зать о постройке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию, для детей старшего дошкольного возраста «Фиксик»

Дополнительная общеразвивающая программапо LEGO-конструированию,для детей старшего  дошкольного возраста«Фиксик»...

Дополнительная общеразвивающая программа по Lego-конструированию с использованием игрового оборудования « Послушные ладошки» для детей 2-4 лет

Программа " Леголандия"к муниципальной инновационной площадке МБДОУ на тему:« Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно &ndash...

Дополнительная общеразвивающая программа по Lego-конструированию с использованием игрового оборудования « Послушные ладошки»для детей 3-5 лет.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используется недостаточно. Обучение и развитее в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью Lego-к...

Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию и робототехнике «Фиксики»

Техническая направленность  Возраст детей: 5–7 лет Срок реализации: 2 года...

Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию и робототехнике «LEGO – мастер»

Техническая направленность  Возраст детей: 4–5 лет  Срок реализации: 1 год...

STEM-образование. Образовательный комплекс " LEGO-конструирование"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30393229","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Образовательный комплекс " LEGO-конструирование"...

Дополнительная образовательная программа по LEGO конструированию

Дополнительная образовательная программа по LEGO конструированию...