Использование Лего-конструирования как пропедевтики основ информационной культуры дошкольника
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Дополнительное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Как раз для этого в домах творчества должно быть обеспечено изучение технологий, которые пригодятся в будущем, овладение разными компонентами культуры. В данном случае, использование лего-технологии как пропедевтики информационных навыков дошкольников (пропедевтика - это краткий круг знаний об ИКТ или введение ребенка младшего дошкольного возраста в информационное поле через деятельность с лего-конструкторами). В настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lego_konstruirovanie_kak_propedevtika_informatsionnoy_kultury_doshkolnika.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование Лего-конструирования как пропедевтики
основ информационной культуры дошкольника
Д.Н. Нестерова,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДТ «Вектор», г. Новокузнецк
Всем известно, что период детства у дошкольников является самым сензитивным и самым благоприятным для формирования всей последующей базы развития. Также известно, что формируемые нами компетенции закладываются у ребенка в возрасте 5-6 лет. А вот потом их можно только развивать, расширять и совершенствовать.
Главная черта жизни современного общества – это нарастание темпа изменений. Все мы живем в таком мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились, еще и темп изменений продолжает нарастать.
Дошкольники сегодня должны будут в будущем:
- решать задачи, о которых мы даже не догадываемся;
- работать по профессиям, которых еще нет;
- использовать технологии, которые пока не созданы.
Вообще, дополнительное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Как раз для этого в домах творчества должно быть обеспечено изучение технологий, которые пригодятся в будущем, овладение разными компонентами культуры. В данном случае, использование лего-технологии как пропедевтики информационных навыков дошкольников (пропедевтика - это краткий круг знаний об ИКТ или введение ребенка младшего дошкольного возраста в информационное поле через деятельность с лего-конструкторами). В настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение.
Актуальность состоит в попытке выявить оптимальные механизмы формирования информационной культуры дошкольника, помочь ребенку не потеряться в информационном мире, быть успешным в своей информационной деятельности.
Творческое объединение «Лего-студия» работает с 2014 года и работает по дополнительной общеобразовательной программе со сроком на 2 года. Первый год обучения учащиеся овладевали навыками конструирования. Во втором году обучения учащиеся уже сами искали в сети Интернет схемы, либо сами рисовали на компьютерах несложные схемы. Также в конце второго года обучения был создан лего-фильм «Рыцарь безопасности», в котором принимали участие и учащиеся из творческого объединения «В мире информационных технологий» под руководством педагога доп. образования Ростемберской О.А.
Планируется ввести и третий год обучения, который будет являться пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению Лего-роботов с применением компьютерного программирования. То есть, это говорит о том, что конструктор Lego является проводником для дошкольников в мир информационной культуры.
Цель программы:
Саморазвитие и развитие личности ребёнка в процессе освоения мира через лего-конструирование.
Задачи программы:
- Ознакомление с основными принципами архитектурного строительства;
- Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений в проектной деятельности;
- Развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
- Развитие индивидуальных способностей ребенка;
- Развитие речи детей.
На сегодняшний день в дошкольных группах требования к овладению навыками работы с конструктором Lego не очень сложные. Учащиеся учатся правильно создавать конструкции с опорой на схемы, по образцу, по замыслу. Это и позволяет развивать в учащихся не только навыки конструирования, но и решать другие образовательные области, предусмотренные программой объединения. Используя конструктор, перед учащимися ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучаются.
Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной и групповой. Выполнение проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и анализа дополнительной информации по теме.
Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к новому, к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального.
Учащиеся первого года обучения знают, что созданные детали можно «оживить» при помощи компьютера и системы программирования. Данный процесс они наблюдают на выставках учащихся второго года обучения.
Таким образом, организованная пропевдевтическая работа с дошкольниками по формированию основ элементарной информационной грамотности создает базу для последующего участия ребенка в занятиях робототехникой и других компьютерных играх.
Итогом работы учащихся творческого объединения «Лего-студия» стали призовые места в конкурсах муниципального, Всероссийского и международного уровней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Использование лего - конструирования в организованной образовательной деятельности старших дошкольников"
Познавательное развитие является важной частью становления личности ребенка. Для того чтобы ознакомление с окружающим миром происходило в интересной познавательной форме, в своей работе я использую Ле...
Опыт работы использования Лего-конструирования в работе с дошкольниками с ОВЗ.
В данном материале представлена сущность опыта работы и обоснование использования LEGO-конструирования в работе с дошкольниками....
Мастер-класс «Использование Лего-конструирования и робототехники в образовательной работе с дошкольниками»
Дать представление как можно использовать конструктор в НОД....
Мастер класс «Использование ЛЕГО - конструирования в образовательной работе с дошкольниками»
Мастер -класс...
мастер-класс "Использование ЛЕГО – конструирования в образовательной работе с дошкольниками"
Данный мастер-класс информирует педагогов о системе работы по ЛЕГО-конструированию для детей дошкольного возраста, формирует представления педагогов о возможностях работы с ЛЕГО-конструктором....
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками (старшая группа) по ознакомлению с книжной культурой с использованием лего-конструирования.
Конспект занятия в старшей группе по сказке Ш.Перро "Золушка"...
Использование Лего-конструирования и робототехники в работе с дошкольниками
Основная идея внедрения Лего-конструирования и робототехники заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов LEGO...