Экологический проект "Огород на участке"
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Экологический проект на тему «Огород на участке» во второй младшей группе.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию экологический проект на тему «Огород на участке» во второй младшей группе. Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы.
I. Аннотация проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
•Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
•Презентация проекта «Огород на участке».
Продолжительность проекта: краткосрочный февраль-август 2016г.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
II. Обоснование социальной значимости проекта
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
III. Цели проекта
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
•Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
•Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
•Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
•Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
•Составление плана работы над проектом.
•Сбор материала необходимого для реализации проекта.
•Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
•Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
•Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
•Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
•Сбор необходимого материала для создания огорода.
•Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
•Беседа с детьми познавательного характера.
•Организация предметно – развивающей среды по теме.
•Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
•Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю. Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.
•Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
•Игровая, двигательная деятельность.
•Участие в практической деятельности.
•Лепка овощей из пластилина.
•Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
•Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
•Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
•Просмотр фильмов о растениях.
•Сбор коллекций семян.
•Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
•Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
•Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
•Презентация проекта.
•Представление опыта.
Деятельность детей:
•Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
•Участие в презентации проекта «Огород на участке»
Распространение опыта:
•Ознакомление педагогов МДОУ с удачно выполненной работой.
•Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
•«Что такое огород и что на нём растёт»,
•«Что такое «Огород на участке»,
•«Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
•«Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
•«Строение растений»,
•«Рост и развитие растений»,
•«Вода и росток»,
•«Солнце и росток»,
•«Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
•Отбор и посев семян.
•Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
•«Семена»
•«Первые всходы»
•«Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
•Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
•Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
•Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
•Рассматривание различных семян.
Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
•Раскрашивание картинок.
Рисование «Лук от всех недуг».
•Аппликация «Помидоры в банке».
•Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие.
•Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
•Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
•Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
•Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Оформление альбома
«Наш лук от всех недуг».
9. Консультация для родителей
«Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.
V. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (февраль)
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4.Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на участке»
2) Основной (февраль, март, апрель)
1. Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
•подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
•оформление огорода на окне;
•Наблюдение за растениями.
3.Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (август)
1.Анализ полученных результатов.
2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3.Презентация проекта «Огород на участке».
VI. Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
VII. Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
VIII. Библиографический список:
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
5. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Экологическая тропинка на участке"
Долгосрочный проект создан в летний период на детском участке садика. Где дети знакомятся с насекомыми, птицами, млекопитающими. Узнают что насекомые на зиму прячутся, а птички улетают в теплые края. ...
Экологическая тропа на участке детского сада
Экологическое воспитание дошкольников....
Экологическая тропа на участке детского сада
Экологическое воспитание дошкольников....
Экологическая полянка на участке для прогулок.
Экологическое образование дошкольников – воспитание экологически культурного поколения, ответственного за сохранение природы. Одной из интересных форм экологического воспитания в детском саду яв...
Беседа на экологической тропинке на участке детского сада «Пчелы»
Цель: дать детям представления элементарные о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком)....
Доклад на тему :Экологическая тропа на участке детского сада
Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответ...
"Экологическое воспитание дошкольников через экологическую тропу на участке детского сада»
laquo;Экологическое воспитание дошкольников через экологическую тропу на участке детского сада»Абильева Зарина Миндваевна,старший воспитательМБДОУ «ЦРР – детский сад № 332» г....