Проект "Я моделирую мир"
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Корнилова Альбина Владимировна

Педагогический проект «Я моделирую мир» рассчитан на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_modeliruyu_mir.docx49.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение  Пестречинский детский сад №1 «Колокольчик» Пестречинского  муниципального  района  Республики Татарстан

педагогический проект

«Я моделирую мир»

        Составила: воспитатель I квалификационной категории

 Корнилова Альбина Владимировна

2015г.

                                                 

                                             

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ
  2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
  3. ГИПОТЕЗА, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ
  4. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОД
  5. СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
  6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

7.  ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети.

                                        В.А.Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования,  связана с выходом на первый план личностно-ориентированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. В какой деятельности ребенок-дошкольник может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.

Деятельность – это первое условие развития у дошкольников познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Мы выбрали эту тему, потому что считаем ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире.

В настоящее время нашей стране не хватает квалифицированных технических кадров – инженеров, конструкторов, технологов машино- и ракетостроения. Если с раннего детства правильно стимулировать стремление ребёнка к познанию, когда он вырастет, это перейдёт в умение учиться и воспринимать новое с детским энтузиазмом. У таких детей потребность к творчеству будет постоянная, они будут испытывать радость от достижения поставленной цели, желание побеждать.

Игра – необходимый спутник детства. Конструкторы LEGO позволяют детям развиваться - играя, и обучаться в игре. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. В ходе образовательной деятельности  дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Начиная с простых фигур,  ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание развиваться.

       Инновационный педагогический проект «Я моделирую мир», отражающий реализацию  новой образовательной модели с использованием леготехнологий: лего-конструирование, лего-дизайнерство. 

       Лего-технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Лего-технология объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, в процессе которых у детей развиваются различные группы мышц, моторика рук, познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, а также творческие способности. Учет возрастных особенностей детей – важный аспект в использовании лего-технологии, как в совместной образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности. Таким образом, в силу своей педагогической универсальности лего-технологии служат важнейшими средствами развивающего обучения дошкольников.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель нашей деятельности: развитие познавательных процессов, конструкторских способностей, креативности у детей старшего дошкольного возраста средствами лего-технологий.     

Задачи:

  1. Развивать познавательные процессы и способность детей к моделированию через познавательный интерес к лего-технологиям.  
  2. Использовать инновационные лего-технологии в педагогическом процессе.
  3. Развивать конструкторские способности детей, эстетический вкус.
  4. Развивать умения детей собирать модели в реальном конструкторе LEGO и создавать всевозможные 3D-модели в вертуальном конструкторе LEGO Digital Designer.
  5. Развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
  6. Развивать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
  7. Развивать у дошкольников познавательный и деятельностный интерес к информационным технологиям.
  8. Развивать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
  9. Развивать умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  10. Развивать речь и коммуникативные умения детей.
  11. Развивать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
  12. Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки и создавать привлекательную игровую ситуации, способствующую возникновению у детей собственных замыслов.
  13. Стимулировать конструктивное воображение при создании модели по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
  14. Развивать самостоятельность при работе со схемами
  15. Развивать мелкую моторику пальцев рук, укрепление мышц.
  16. Создавать условия для мотивации детей к творческой деятельности по пространственному конструированию, моделированию и программированию.
  17. Воспитывать умение работать в группе, аккуратное отношение к постройкам.
  18. Воспитывать инициативную, творческую личность.
  1. ГИПОТЕЗА, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ

ГИПОТЕЗА: развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием лего-технологий будет более успешным, если:

1. Учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;

2. В работе с детьми использовать игровые формы и методы обучения детей;

3. Осуществлять сотрудничество и взаимодействие с родителями.

ОБЪЕКТ: деятельность детей старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пестречинского детского сада №1 «Колокольчик»  

ПРЕДМЕТ:  педагогический процесс по применению лего-технологий  в старшей группе дошкольного образовательного учреждения.

ПРИНЦИПЫ

  • Принцип систематичности и последовательности - развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
  • Принцип активности и самостоятельности - требует активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания.                                    
  • Принцип доступности и наглядности.    
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего).
  • Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, эмоциональной открытости).

  1. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОД

Методы и приемы:

Игровые методы и приемы.
Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, схем, рисунков, презентаций, альбомов, видеофильмов).
Проблемно-мотивационный (активность детей стимулируется за счет включения игровой - проблемной ситуации).
Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем  и материалов для изображения).
Сотворчество (взаимодействие детей и педагога в едином творческом процессе).
Эвристический (развитие находчивости и активности).

Формы организации совместной образовательной деятельности

  • Совместная образовательная деятельность (по подгруппам, индивидуально)
  • Индивидуальная работа с ребенком
  • Игровые - проблемные ситуации
  • Игры-фантазии
  • Развивающие игры
  • Мини-проекты

  1. СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

      Педагогический проект «Я моделирую мир» рассчитан на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей старшей группы.

I. Организационно-подготовительный этап

1. Составление проблемно-ориентированного анализа.

  • Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы.
  • Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы.
  • Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.

II. Технологический этап

1. Определение основных ресурсов для реализации проекта.

2. Выработка плана конкретных действий по созданию условий.

3. Методическое обеспечение реализации проекта:

  • Создание банка методических рекомендаций «Развитие познавательной и исследовательской активности детей при реализации проекта «Я моделирую мир» с использованием реального и вертуального конструкторов “Лего”.
  • Разработка тематического плана совместной образовательной деятельности с детьми на год с использованием двух лего-технологий: лего-конструирование и лего-дизайнерство.
  •    Мастер-класс «ЛЕГО-технологии в детском саду».

4. Работа с родителями в рамках реализации проекта

  • Установление сотрудничества с родителями по реализации проекта.
  • Информирование родителей о результатах внедрения проекта.

III. Рефлексивно-обобщающий

  •    Принятие тактических и стратегических решений по результатам проектной деятельности, определение перспектив дальнейшего развития.

  • Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
  • Срок реализации: сентябрь 2014г. – май 2015г.
  • Тип проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский.
  • Форма совместной образовательной деятельности (СОД): подгрупповая, индивидуальная.

В старшем дошкольном возрасте в продуктивной (конструктивной) деятельности используются самые разнообразные виды лего-конструкторов (от крупных с несложным соединением деталей до более мелких с усложненной степенью соединения деталей). В силу возрастных особенностей детей этого возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности можно использовать  усложненные схемы и модели будущих построек, конструирование по образцу, по условиям, по замыслу, по теме.

Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Ребенок получает знания в процессе создания, исследования, совершенствования моделей из конструктора, работая при этом как индивидуально, так и в команде.  

         Модель содержания проекта, который охватывает следующие образовательные области (ОО):

Коммуникативно-личностное                                   Познавательно-речевое

           развитие                                                                        развитие                  

          Ребёнок

                                                           

     

  Художественно-эстетическое                                   Физическое  

                 развитие                                                          развитие

     Для реализации цели и задач был разработан тематический план совместной образовательной деятельности с детьми на год с использованием двух лего-технологий: лего-конструирование и лего-дизайнерство.

      Свои замыслы и проекты моделей дети  создают в конструкторе LEGO DUPLO,  в конструкторе LEGO DACTA  и виртуальном  конструкторе LEGO в программе LEGO Digital Designer.

      В ходе реализации данного проекта дети старшей группы изучают следующие темы:  

Месяц

Тема

Развивающая среда для СОД  по лего-конструированию

Развивающая среда для СОД по лего-дизайнерству

Сентябрь

ТРАНСПОРТ

конструктор  LEGO DUPLO

конструктор LEGO DACTA

Виртуальный конструктор LEGO Digital Designer

Октябрь

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО

конструктор  LEGO DUPLO

конструктор LEGO DACTA

Виртуальный конструктор LEGO Digital Designer

Ноябрь

ЖИВОТНЫЙ МИР

конструктор  LEGO DUPLO

конструктор LEGO DACTA

Виртуальный конструктор LEGO Digital Designer

Декабрь

ВОДНЫЙ МИР

конструктор  LEGO DUPLO

конструктор LEGO DACTA

Виртуальный конструктор LEGO Digital Designer

Январь

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИГУР ЛЮДЕЙ

конструктор  LEGO DUPLO

конструктор LEGO DACTA

Виртуальный конструктор LEGO Digital Designer

Февраль

РОБОТЫ

конструктор  LEGO DUPLO

конструктор LEGO DACTA

Виртуальный конструктор LEGO Digital Designer

Март

СКАЗКИ

конструктор  LEGO DUPLO

конструктор LEGO DACTA

Виртуальный конструктор LEGO Digital Designer

Апрель

ПТИЦЫ

конструктор  LEGO DUPLO

конструктор LEGO DACTA

Виртуальный конструктор LEGO Digital Designer

Май

ЦВЕТЫ

конструктор  LEGO DUPLO

конструктор LEGO DACTA

Виртуальный конструктор LEGO Digital Designer

       Для успешного применения Лего-технологий в нашей группе был создан Лего-центр.

       Проект «Я моделирую мир» реализуется во взаимодействие с родителями. С каждым родителем проводятся консультации, с целью заинтересовать и информировать о задачах нашего проекта, дать советы и методические рекомендации.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. В работе с детьми

  1. Развитие конструкторских умений и навыков у детей.
  2. Развитие речи и коммуникативных умений детей.
  3. Хорошо развита в детях  любознательность, инициативность, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, умение работать в группе и индивидуально.
  4. Дети конструируют по: схеме, условию, замыслу и теме.
  5. Умеют планировать этапы создания собственной постройки.
  6. Дети аккуратно и бережно относиться к постройкам.
  7. Дети умеют собирать модели в реальном конструкторе LEGO и создавать всевозможные 3D-модели в вертуальном конструкторе LEGO Digital Designer.
  8. Дети умеют создавать конструкции из разных видов конструктора по собственному замыслу, самостоятельно организовывают предметно-игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, содержание книг.
  9. Сформирован  устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
  10. Созданы условия для мотивации детей к творческой деятельности по пространственному конструированию, моделированию и программированию.
  11. Воспитание творческой личности.

II. Информационно-образовательный продукт

  1. Тематический план совместной образовательной деятельности с детьми на год с использованием двух лего-технологий: лего-конструирование и лего-дизайнерство.
  2. Методические рекомендации «Развитие познавательной и исследовательской активности детей при реализации проекта «Я моделирую мир».
  3. Мастер-класс «ЛЕГО-технологии в детском саду».
  4. Презентация «Я моделирую мир. ЛЕГО-технологии в старшей группе ДОУ».
  5. Картотека по лего-конструированию (схемы; рисунки; инструкции; фотографии моделей, созданные детьми).
  6. Картотека созданных моделей по лего-дизайнерству.

7.  ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Новизна данного опыта работы заключается в том, что разработан и систематизирован практический материал по лего-технологиям, который поможет развивать у детей конструктивные способности,  инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.

Практическая значимость опыта заключается в том, что разработанный практический материал может быть использован в работе любого педагога-дошкольника, родителей детей дошкольного возраста.

Использованная литература:

  1. Комарова  Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических  

отношений и объектов реального мира средствами конструктора  

LEGO) /  Л.Г.Комарова  – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001 г.

  1. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов / Е.В. Фешина - М.: Сфера, 2011.
  2. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А.Парамонова
  3. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.

Источники:

     Источник: http://www.legojazz.ru/LEGO_BOOK.htm

     Сайт bricker.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине на основе предметно- моделирующей деятельности .

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картин...

ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, сост...

Педагогический проект "Я моделирую мир"

Проект для старших дошкольников...

Творческий проект «Я моделирую мир»

Творческий проект«Я моделирую мир»...

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Йохокуб». Моделируй! Рисуй! Познавай! Играй с друзьями!

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Йохокуб».Моделируй! Рисуй! Познавай! Играй с друзьями! ...

Педагогический проект «Я МОДЕЛИРУЮ МИР»

Проект работы по развитию дошкольников с использованием лего-конструирования...