Педагогический проект "Я моделирую мир"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Предварительный просмотр:
педагогический проект
«Я моделирую мир»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- АКТУАЛЬНОСТЬ
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- ГИПОТЕЗА, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ
- МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОД
- СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
7. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети.
В.А.Сухомлинский
ВВЕДЕНИЕ
Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориентированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. В какой деятельности ребенок-дошкольник может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.
Деятельность – это первое условие развития у дошкольников познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.
- АКТУАЛЬНОСТЬ
Мы выбрали эту тему, потому что считаем ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире.
В настоящее время нашей стране не хватает квалифицированных технических кадров – инженеров, конструкторов, технологов машино- и ракетостроения. Если с раннего детства правильно стимулировать стремление ребёнка к познанию, когда он вырастет, это перейдёт в умение учиться и воспринимать новое с детским энтузиазмом. У таких детей потребность к творчеству будет постоянная, они будут испытывать радость от достижения поставленной цели, желание побеждать.
Игра – необходимый спутник детства. Конструкторы LEGO позволяют детям развиваться - играя, и обучаться в игре. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание развиваться.
Инновационный педагогический проект «Я моделирую мир», отражающий реализацию новой образовательной модели с использованием леготехнологий: лего-конструирование, лего-дизайнерство.
Лего-технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Лего-технология объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, в процессе которых у детей развиваются различные группы мышц, моторика рук, познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, а также творческие способности. Учет возрастных особенностей детей – важный аспект в использовании лего-технологии, как в совместной образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности. Таким образом, в силу своей педагогической универсальности лего-технологии служат важнейшими средствами развивающего обучения дошкольников.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель нашей деятельности: развитие познавательных процессов, конструкторских способностей, креативности у детей старшего дошкольного возраста средствами лего-технологий.
Задачи:
- Развивать познавательные процессы и способность детей к моделированию через познавательный интерес к лего-технологиям.
- Использовать инновационные лего-технологии в педагогическом процессе.
- Развивать конструкторские способности детей, эстетический вкус.
- Развивать умения детей собирать модели в реальном конструкторе LEGO и создавать всевозможные 3D-модели в вертуальном конструкторе LEGO Digital Designer.
- Развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
- Развивать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
- Развивать у дошкольников познавательный и деятельностный интерес к информационным технологиям.
- Развивать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
- Развивать умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Развивать речь и коммуникативные умения детей.
- Развивать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
- Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки и создавать привлекательную игровую ситуации, способствующую возникновению у детей собственных замыслов.
- Стимулировать конструктивное воображение при создании модели по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
- Развивать самостоятельность при работе со схемами
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, укрепление мышц.
- Создавать условия для мотивации детей к творческой деятельности по пространственному конструированию, моделированию и программированию.
- Воспитывать умение работать в группе, аккуратное отношение к постройкам.
- Воспитывать инициативную, творческую личность.
- ГИПОТЕЗА, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ
ГИПОТЕЗА: развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием лего-технологий будет более успешным, если:
1. Учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
2. В работе с детьми использовать игровые формы и методы обучения детей;
3. Осуществлять сотрудничество и взаимодействие с родителями.
ОБЪЕКТ: деятельность детей старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пестречинского детского сада №1 «Колокольчик»
ПРЕДМЕТ: педагогический процесс по применению лего-технологий в старшей группе дошкольного образовательного учреждения.
ПРИНЦИПЫ
- Принцип систематичности и последовательности - развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
- Принцип активности и самостоятельности - требует активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания.
- Принцип доступности и наглядности.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего).
- Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, эмоциональной открытости).
- МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОД
Методы и приемы:
Игровые методы и приемы.
Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, схем, рисунков, презентаций, альбомов, видеофильмов).
Проблемно-мотивационный (активность детей стимулируется за счет включения игровой - проблемной ситуации).
Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем и материалов для изображения).
Сотворчество (взаимодействие детей и педагога в едином творческом процессе).
Эвристический (развитие находчивости и активности).
Формы организации совместной образовательной деятельности
- Совместная образовательная деятельность (по подгруппам, индивидуально)
- Индивидуальная работа с ребенком
- Игровые - проблемные ситуации
- Игры-фантазии
- Развивающие игры
- Мини-проекты
- СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Педагогический проект «Я моделирую мир» рассчитан на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей старшей группы.
I. Организационно-подготовительный этап
1. Составление проблемно-ориентированного анализа.
- Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы.
- Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы.
- Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.
II. Технологический этап
1. Определение основных ресурсов для реализации проекта.
2. Выработка плана конкретных действий по созданию условий.
3. Методическое обеспечение реализации проекта:
- Создание банка методических рекомендаций «Развитие познавательной и исследовательской активности детей при реализации проекта «Я моделирую мир» с использованием реального и вертуального конструкторов “Лего”.
- Разработка тематического плана совместной образовательной деятельности с детьми на год с использованием двух лего-технологий: лего-конструирование и лего-дизайнерство.
- Мастер-класс «ЛЕГО-технологии в детском саду».
4. Работа с родителями в рамках реализации проекта
- Установление сотрудничества с родителями по реализации проекта.
- Информирование родителей о результатах внедрения проекта.
III. Рефлексивно-обобщающий
- Принятие тактических и стратегических решений по результатам проектной деятельности, определение перспектив дальнейшего развития.
- Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
- Срок реализации: сентябрь 2014г. – май 2015г.
- Тип проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский.
- Форма совместной образовательной деятельности (СОД): подгрупповая, индивидуальная.
В старшем дошкольном возрасте в продуктивной (конструктивной) деятельности используются самые разнообразные виды лего-конструкторов (от крупных с несложным соединением деталей до более мелких с усложненной степенью соединения деталей). В силу возрастных особенностей детей этого возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности можно использовать усложненные схемы и модели будущих построек, конструирование по образцу, по условиям, по замыслу, по теме.
Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Ребенок получает знания в процессе создания, исследования, совершенствования моделей из конструктора, работая при этом как индивидуально, так и в команде.
Модель содержания проекта, который охватывает следующие образовательные области (ОО):
Коммуникативно-личностное Познавательно-речевое
развитие развитие
Ребёнок
Художественно-эстетическое Физическое
развитие развитие
Для реализации цели и задач был разработан тематический план совместной образовательной деятельности с детьми на год с использованием двух лего-технологий: лего-конструирование и лего-дизайнерство.
Свои замыслы и проекты моделей дети создают в конструкторе LEGO DUPLO, в конструкторе LEGO DACTA и виртуальном конструкторе LEGO в программе LEGO Digital Designer.
Для успешного применения Лего-технологий в нашей группе был создан Лего-центр.
Проект «Я моделирую мир» реализуется во взаимодействие с родителями. С каждым родителем проводятся консультации, с целью заинтересовать и информировать о задачах нашего проекта, дать советы и методические рекомендации.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. В работе с детьми
- Развитие конструкторских умений и навыков у детей.
- Развитие речи и коммуникативных умений детей.
- Хорошо развита в детях любознательность, инициативность, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, умение работать в группе и индивидуально.
- Дети конструируют по: схеме, условию, замыслу и теме.
- Умеют планировать этапы создания собственной постройки.
- Дети аккуратно и бережно относиться к постройкам.
- Дети умеют собирать модели в реальном конструкторе LEGO и создавать всевозможные 3D-модели в вертуальном конструкторе LEGO Digital Designer.
- Дети умеют создавать конструкции из разных видов конструктора по собственному замыслу, самостоятельно организовывают предметно-игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, содержание книг.
- Сформирован устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
- Созданы условия для мотивации детей к творческой деятельности по пространственному конструированию, моделированию и программированию.
- Воспитание творческой личности.
II. Информационно-образовательный продукт
- Тематический план совместной образовательной деятельности с детьми на год с использованием двух лего-технологий: лего-конструирование и лего-дизайнерство.
- Методические рекомендации «Развитие познавательной и исследовательской активности детей при реализации проекта «Я моделирую мир».
- Мастер-класс «ЛЕГО-технологии в детском саду».
- Презентация «Я моделирую мир. ЛЕГО-технологии в старшей группе ДОУ».
- Картотека по лего-конструированию (схемы; рисунки; инструкции; фотографии моделей, созданные детьми).
- Картотека созданных моделей по лего-дизайнерству.
7. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Новизна данного опыта работы заключается в том, что разработан и систематизирован практический материал по лего-технологиям, который поможет развивать у детей конструктивные способности, инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
Практическая значимость опыта заключается в том, что разработанный практический материал может быть использован в работе любого педагога-дошкольника, родителей детей дошкольного возраста.
Использованная литература:
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора
LEGO) / Л.Г.Комарова – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001 г.
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов / Е.В. Фешина - М.: Сфера, 2011.
- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А.Парамонова
- Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»
Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...
Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...
Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»
Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект» 1 место (дип...
Педагогический проект «Я МОДЕЛИРУЮ МИР»
Проект работы по развитию дошкольников с использованием лего-конструирования...