Педагогический проект "Я моделирую мир"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Проект для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_modeliruyu_mir.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

педагогический проект

«Я моделирую мир»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ
  2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
  3. ГИПОТЕЗА, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ
  4. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОД
  5. СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
  6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

7.  ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА


Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети.

                                        В.А.Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования,  связана с выходом на первый план личностно-ориентированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. В какой деятельности ребенок-дошкольник может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.

Деятельность – это первое условие развития у дошкольников познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Мы выбрали эту тему, потому что считаем ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире.

В настоящее время нашей стране не хватает квалифицированных технических кадров – инженеров, конструкторов, технологов машино- и ракетостроения. Если с раннего детства правильно стимулировать стремление ребёнка к познанию, когда он вырастет, это перейдёт в умение учиться и воспринимать новое с детским энтузиазмом. У таких детей потребность к творчеству будет постоянная, они будут испытывать радость от достижения поставленной цели, желание побеждать.

Игра – необходимый спутник детства. Конструкторы LEGO позволяют детям развиваться - играя, и обучаться в игре. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. В ходе образовательной деятельности  дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Начиная с простых фигур,  ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание развиваться.

       Инновационный педагогический проект «Я моделирую мир», отражающий реализацию  новой образовательной модели с использованием леготехнологий: лего-конструирование, лего-дизайнерство. 

       Лего-технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Лего-технология объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, в процессе которых у детей развиваются различные группы мышц, моторика рук, познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, а также творческие способности. Учет возрастных особенностей детей – важный аспект в использовании лего-технологии, как в совместной образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности. Таким образом, в силу своей педагогической универсальности лего-технологии служат важнейшими средствами развивающего обучения дошкольников.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель нашей деятельности: развитие познавательных процессов, конструкторских способностей, креативности у детей старшего дошкольного возраста средствами лего-технологий.     

Задачи:

  1. Развивать познавательные процессы и способность детей к моделированию через познавательный интерес к лего-технологиям.  
  2. Использовать инновационные лего-технологии в педагогическом процессе.
  3. Развивать конструкторские способности детей, эстетический вкус.
  4. Развивать умения детей собирать модели в реальном конструкторе LEGO и создавать всевозможные 3D-модели в вертуальном конструкторе LEGO Digital Designer.
  5. Развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
  6. Развивать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
  7. Развивать у дошкольников познавательный и деятельностный интерес к информационным технологиям.
  8. Развивать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
  9. Развивать умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  10. Развивать речь и коммуникативные умения детей.
  11. Развивать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
  12. Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки и создавать привлекательную игровую ситуации, способствующую возникновению у детей собственных замыслов.
  13. Стимулировать конструктивное воображение при создании модели по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
  14. Развивать самостоятельность при работе со схемами
  15. Развивать мелкую моторику пальцев рук, укрепление мышц.
  16. Создавать условия для мотивации детей к творческой деятельности по пространственному конструированию, моделированию и программированию.
  17. Воспитывать умение работать в группе, аккуратное отношение к постройкам.
  18. Воспитывать инициативную, творческую личность.
  1. ГИПОТЕЗА, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ

ГИПОТЕЗА: развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием лего-технологий будет более успешным, если:

1. Учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;

2. В работе с детьми использовать игровые формы и методы обучения детей;

3. Осуществлять сотрудничество и взаимодействие с родителями.

ОБЪЕКТ: деятельность детей старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пестречинского детского сада №1 «Колокольчик»  

ПРЕДМЕТ:  педагогический процесс по применению лего-технологий  в старшей группе дошкольного образовательного учреждения.

ПРИНЦИПЫ

  • Принцип систематичности и последовательности - развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
  • Принцип активности и самостоятельности - требует активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания.                                    
  • Принцип доступности и наглядности.    
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего).
  • Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, эмоциональной открытости).

  1. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОД

Методы и приемы:

Игровые методы и приемы.
Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, схем, рисунков, презентаций, альбомов, видеофильмов).
Проблемно-мотивационный (активность детей стимулируется за счет включения игровой - проблемной ситуации).
Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем  и материалов для изображения).
Сотворчество (взаимодействие детей и педагога в едином творческом процессе).
Эвристический (развитие находчивости и активности).

Формы организации совместной образовательной деятельности

  • Совместная образовательная деятельность (по подгруппам, индивидуально)
  • Индивидуальная работа с ребенком
  • Игровые - проблемные ситуации
  • Игры-фантазии
  • Развивающие игры
  • Мини-проекты

  1. СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

      Педагогический проект «Я моделирую мир» рассчитан на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей старшей группы.

I. Организационно-подготовительный этап

1. Составление проблемно-ориентированного анализа.

  • Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы.
  • Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы.
  • Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.

II. Технологический этап

1. Определение основных ресурсов для реализации проекта.

2. Выработка плана конкретных действий по созданию условий.

3. Методическое обеспечение реализации проекта:

  • Создание банка методических рекомендаций «Развитие познавательной и исследовательской активности детей при реализации проекта «Я моделирую мир» с использованием реального и вертуального конструкторов “Лего”.
  • Разработка тематического плана совместной образовательной деятельности с детьми на год с использованием двух лего-технологий: лего-конструирование и лего-дизайнерство.
  •    Мастер-класс «ЛЕГО-технологии в детском саду».

4. Работа с родителями в рамках реализации проекта

  • Установление сотрудничества с родителями по реализации проекта.
  • Информирование родителей о результатах внедрения проекта.

III. Рефлексивно-обобщающий

  •    Принятие тактических и стратегических решений по результатам проектной деятельности, определение перспектив дальнейшего развития.

  • Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
  • Срок реализации: сентябрь 2014г. – май 2015г.
  • Тип проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский.
  • Форма совместной образовательной деятельности (СОД): подгрупповая, индивидуальная.

В старшем дошкольном возрасте в продуктивной (конструктивной) деятельности используются самые разнообразные виды лего-конструкторов (от крупных с несложным соединением деталей до более мелких с усложненной степенью соединения деталей). В силу возрастных особенностей детей этого возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности можно использовать  усложненные схемы и модели будущих построек, конструирование по образцу, по условиям, по замыслу, по теме.

Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Ребенок получает знания в процессе создания, исследования, совершенствования моделей из конструктора, работая при этом как индивидуально, так и в команде.  

         Модель содержания проекта, который охватывает следующие образовательные области (ОО):

Коммуникативно-личностное                                   Познавательно-речевое

           развитие                                                                        развитие                  

          Ребёнок

                                                           

     

  Художественно-эстетическое                                   Физическое  

                 развитие                                                          развитие

     Для реализации цели и задач был разработан тематический план совместной образовательной деятельности с детьми на год с использованием двух лего-технологий: лего-конструирование и лего-дизайнерство.

      Свои замыслы и проекты моделей дети  создают в конструкторе LEGO DUPLO,  в конструкторе LEGO DACTA  и виртуальном  конструкторе LEGO в программе LEGO Digital Designer.

Для успешного применения Лего-технологий в нашей группе был создан Лего-центр.

Проект «Я моделирую мир» реализуется во взаимодействие с родителями. С каждым родителем проводятся консультации, с целью заинтересовать и информировать о задачах нашего проекта, дать советы и методические рекомендации.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. В работе с детьми

  1. Развитие конструкторских умений и навыков у детей.
  2. Развитие речи и коммуникативных умений детей.
  3. Хорошо развита в детях  любознательность, инициативность, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, умение работать в группе и индивидуально.
  4. Дети конструируют по: схеме, условию, замыслу и теме.
  5. Умеют планировать этапы создания собственной постройки.
  6. Дети аккуратно и бережно относиться к постройкам.
  7. Дети умеют собирать модели в реальном конструкторе LEGO и создавать всевозможные 3D-модели в вертуальном конструкторе LEGO Digital Designer.
  8. Дети умеют создавать конструкции из разных видов конструктора по собственному замыслу, самостоятельно организовывают предметно-игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, содержание книг.
  9. Сформирован  устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
  10. Созданы условия для мотивации детей к творческой деятельности по пространственному конструированию, моделированию и программированию.
  11. Воспитание творческой личности.

II. Информационно-образовательный продукт

  1. Тематический план совместной образовательной деятельности с детьми на год с использованием двух лего-технологий: лего-конструирование и лего-дизайнерство.
  2. Методические рекомендации «Развитие познавательной и исследовательской активности детей при реализации проекта «Я моделирую мир».
  3. Мастер-класс «ЛЕГО-технологии в детском саду».
  4. Презентация «Я моделирую мир. ЛЕГО-технологии в старшей группе ДОУ».
  5. Картотека по лего-конструированию (схемы; рисунки; инструкции; фотографии моделей, созданные детьми).
  6. Картотека созданных моделей по лего-дизайнерству.

7.  ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Новизна данного опыта работы заключается в том, что разработан и систематизирован практический материал по лего-технологиям, который поможет развивать у детей конструктивные способности,  инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.

Практическая значимость опыта заключается в том, что разработанный практический материал может быть использован в работе любого педагога-дошкольника, родителей детей дошкольного возраста.


Использованная литература:

  1. Комарова  Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических  

отношений и объектов реального мира средствами конструктора  

LEGO) /  Л.Г.Комарова  – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001 г.

  1. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов / Е.В. Фешина - М.: Сфера, 2011.
  2. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А.Парамонова
  3. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»  1 место (дип...

Педагогический проект «Я МОДЕЛИРУЮ МИР»

Проект работы по развитию дошкольников с использованием лего-конструирования...