Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Игрушечных дел мастера"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Иванченко Галина Анатольевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Игрушечных дел мастера"

Цель: Приобщение детей к истории русской народной культуры, привлечение к изготовлению народной игрушки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanchenko_g.a._konspekt_no_igrushechnyh_del_master_.doc102.47 КБ

Предварительный просмотр:

Иванченко Г.А. Конспект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

 детский сад "Радуга"

ТЕМА: "ИГРУШЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА" ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Старшая группа

Воспитатель: Иванченко Галина Анатольевна

Тема:

"Игрушечных дел мастера"

Формы работы:

Беседа, ситуативный разговор, решение проблемной ситуации, изготовление продуктов детской деятельности.

Цель:

Приобщение детей к истории русской народной культуры, привлечение к изготовлению народной игрушки.

Задачи:

образовательные

развивающие:

воспитательные:

- Познакомить детей с народной игрушкой, с историей возникновения игрушек на Руси.

- Помочь детям освоить новый способ поделки рукоделие из лоскутов (скатывать тюль валиком, завязывать тесьму в узелок).

- Совершенствовать диалогическую речь: учит участвовать в беседе.

- Развивать образное и пространственное мышление, развитие глазомера, мелкой моторики рук.

- Воспитывать бережное отношение к народным игрушкам.

Материал:

Народные куклы (образцы): кукла "Бессоница", кукла "Зерновушка" (Крупенечка), кукла "День-ночь", кукла "Кувадка", кукла "Пеленашка", кукла "Травница", кукла перевертыш, игрушки из глины и дерева. Лоскутки белой ткани 8x18 см., лоскутки разноцветной ткани 8x8 см., атласные ленты, тесьма.

Мотивация:

Мы приходим в детский сад (ходьба на месте)

Там игрушки стоят

Паровоз (имитация движений паровоза)

Пароход ("крыша" над головой)

Дожидаются ребят.

Там картинка на стене (рисуем рамку в воздухе)

И цветы на окне (из пальчиков сделали бутончик и раскрыли)

Захочу - поскачу (галоп на месте)

На игрушечном коне.

Воспитатель:

Ребята вы любите играть? Посмотрите как много у нас игрушек и все разные. Назовите свои любимые игрушки. А кто знает, откуда игрушки появляются у вас дома, в детском саду?

Предполагаемые ответы детей: из магазина.

Воспитатель:

А вот в старину дети не могли и мечтать о таких чудесных игрушках, магазинов не было. Игрушки мастерили сами родители или народные умельцы. Их ещё называли игрушечных дел мастера. Как вы думаете, где можно сейчас увидеть старинные куклы? (все вместе правильно в музее). Я приглашаю вас посетить музей, чтобы туда попасть, скажем волшебные слова:

"Вокруг себя повернись и в музее очутись", (выставка игрушек из глины, дерева, тряпочек).

Совместная деятельность детей:

Народные умельцы начали изготавливать игрушки из глины (показ Дымковской игрушки, филимоновские свистульки). Кто из вас помнит название этого промысла?

Предполагаемые ответы детей: Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка.

Воспитатель:

Делали игрушки из дерева. Есть очень известные игрушки (показ Богородской игрушки и семёновской матрёшки). Кто назовет промысел? (Богородская игрушка Семёновская игрушка). А ещё одна известная вам игрушка -"неваляшка", раньше вырезалась из дерева и называлась она "чебурашка".

У мальчиков и девочек в старину были чисто мужские и чисто женские игрушки. Для мальчиков делали деревянные луки, мечи, чтобы они могли упражняться в стрельбе и военных играх. А для девочек изготовлялись соломенные и тряпичные куклы.

Воспитатель:

Посмотрите на этих кукол. Какие они красивые. Такие куклы изготавливались без иголок и ножниц, из лоскутков ткани. Особенно ценились красные лоскутки, они шли на самых красивых кукол.

Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Каждая кукла имеет своё значение.

Самую первую куклу - Пеленашку, мама делала доченьке, когда та ещё в колыбельке качалась, чтобы сбить злых духов с толку.

Бабушка делала куклу - Бессоницу, укладывая внучку спать, приговаривала:

Сонница—бессонща,

Не играй моим дитяткой,

А играй этой куклой.

А вот кукла - Травница. Кубышка травница набивалась различными травами. Зачем? Вот играет малыш с ней, запах от неё исходит, и сон приходит или насморк - кашель проходит, в зависимости от того, какой лечебной травой она набита.

Кукла "Зерновушка". Эта кукла имеет несколько названий: Зернушка, крупенечка. Внутри куклы зерно пшеницы или зерно всяких сортов. Она знак сытой жизни и достатка в семье

Кукла День-ночь. Куклы обереги жилища. Днём выставляли в перёд светлую, а ночью тёмную.

Кукла "Мамка" - ляльку качает, "Утешница" - ребёнка утешает, кукла счастье, убережёт от несчастья.

Все куклы не имели лица. Считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье.

А хотели бы вы сами сделать тряпичную куклу? Ответы детей: (куклу оберег - Пеленашку).

Воспитатель:

Я предлагаю вам вернуться в детский сад. "Вокруг себя повернись, в группе очутись".

Самостоятельная деятельность детей:

Чтобы нам было удобно работать, разомнем свои пальчики.

Физкультминутка (пальчиковая игра). Проводится 2 раза

На большом диване в ряд, Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, И веселый Чиполино И котенок, и слоненок, 1,2,3,4,5.

Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать.

 (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулачками)

(загибают поочерёдно все пальчики)

(разгибают поочерёдно все пальчики) (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулачками)

Воспитатель с детьми рассматривают тряпичную куклу, обговаривают

последовательность работы, способы действия.

Инструкция:

Взять кусок белой ткани 8x18 см., свернуть его валиком, затем с помощью красной нити определить линию головы и туловища.

Берём красный лоскуток — косынку и покрываем голову кукле по-бабьи. Дальше пеленаем куклу в красивую, разноцветную ткань. Тесьмой закрепляем ткань, концы тесьмы заправляем в пелёночку. Самостоятельная деятельность детей. Руководство воспитателя.

Воспитатель:

Покажите друг другу, какие получились у вас куклы.

Рефлексия:

С какими игрушками мы сегодня познакомились, какую куклу смастерили сами? Где нам это может пригодиться? Интересно ли вам было? Хотели бы вы опять попасть в эту мастерскую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...