НОД по конструированию «Как лоскутные куколки повели хоровод»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
НОД по конструированию «Как лоскутные куколки повели хоровод»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_loskutnye_kukolki_poveli_horovod.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование
в старшей группе
«Как лоскутные куколки повели хоровод»
Программные задачи: Приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Вызвать интерес к конструированию лоскутных кукол бесшовным способом по модели « Кувадка ». Формировать трудовые действия: складывание, сворачивание, скручивание, завязывание, обматывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию «глаз-рука», пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать интерес к созданию и обыгрыванию рукотворных игрушек.
Оборудование: сарафан, старинные игрушки, корзинка, тряпичная кукла, иллюстрации разных видов обережных кукол, экспонаты для мини-музея, квадратный лоскут хлопчатобумажной ткани, прямоугольный лоскут ткани, нитки, технологическая карта.
Ход занятия: Дети играют на ковре, входит воспитатель с корзиной в руках и в русском сарафане.
Воспитатель: Здравствуйте мои хорошие! Здравствуйте мои пригожие!
Дети: Здравствуйте! Вы сегодня такая красивая, нарядная!
Воспитатель: Спасибо, мои хорошие. Вам нравится мой наряд? В таких сарафанах раньше ходили все женщины и девочки. А я сегодня к вам не с пустыми руками пришла. Хотите узнать что у меня в корзинке?
Дети: да, хотим посмотреть. Нам интересно.
Дети садятся на ковер, воспитатель рядом .Дети по очереди достают из корзинки старинные игрушки.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста кому что досталось? А как можно одним словом назвать – что это?
Дети: игрушки.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на них и скажите, из чего они сделаны?
Дети: У меня петушок, он сделан из глины, значит он глиняный. У меня белочка деревянная. А у меня лошадка из соломы- соломенная и т.д.
Воспитатель: Как вы думаете это игрушки современные или старинные? Почему вы так решили?
Дети: Это старинные игрушки, потому что сейчас они в магазине не продаются.
Воспитатель: Правильно, это старинные игрушки. Давным давно когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, и ходили вот в таких красивых нарядах, у них не было ярких, красивых, современных игрушек, как у вас. Они играли вот такими игрушками, которые делали своими руками. Но у меня в корзинке осталась еще одна игрушка, сейчас я вам её покажу. (воспитатель достаёт тряпичную куклу).
Как вы думаете что это?
Дети: это кукла!
Воспитатель: правильно, это кукла. Из чего сделана она?
Дети: из тряпочек, лоскутков, ниточек.
Воспитатель: Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала сама, своими руками. Вторую такую же не найти. Раньше игрушек было очень мало и поэтому их люди изготавливали сами. Вот с такими куклами играли ваши бабушки и прабабушки.
Ребята, вы хотите больше узнать о таких куклах?
Дети: да хотим.
Воспитатель: тогда я вас приглашаю в наш мини-музей. И эти игрушки возьмем и поставим на полочку. (дети с воспитателем проходят к музею.)
А теперь, давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком!
(Идет показ иллюстраций с обережными куклами. Показ сопровождается рассказом воспитателя.)
В старину в каждом доме было много таких кукол. С ними можно было не только играть, но их можно было подарить кому-нибудь из близких. Считалось, что такие куклы приносили в дом удачу, они могли защитить от болезней родных и близких. Для каждого случая делалась особенная кукла.
1. Кукла- столбушка оберегала дом и хозяйство.
2. Кукла- травница – в неё завязывали разные лечебные травы и она защищала от болезней.
3. Кукла- пеленашка оберегала новорожденных младенцев от дурного глаза.
4. Кукла- утешница создавалась чтобы отвлечь плачущего малыша и занять его новой игрой.
5. Кукла- берегиня являлась своеобразным защитником от темных сил и болезней.
6. Сегодня подробнее мы поговорим про куклу Кувадку. Кувадка- одна из самых простых обережных кукол. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать злых духов от младенца. Потом их стали укладывать в люльки и подвешивать над колыбелькой. Кувадки служили первыми игрушками у младенцев и детей.
Воспитатель: Дети, что вы заметили, глядя на всех этих кукол? Может вы обратили внимание на одну особенность?
Дети: У всех кукол нет лица!
Воспитатель: Правильно всех кукол делали безликими. Ну что ж, я рассказала вам о куклах, сделанных своими руками, а вы хотите по пробовать и сделать такую же куклу-Кувадку?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну хорошо, только сначала мы немного отдохнем.
- Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
Заведём хоровод, как в старину,
Да покажем удаль свою!
Хоровод « Веночек»
Воспитатель: Молодцы! Ну а теперь за работу! Ведь раньше говорили: Делу- время, потехе час! А может и вы знаете пословицы о труде?
(дети говорят пословицы о труде )
Хорошо! Проходите к столам, смотрите сколько здесь много разных лоскутков, тряпочек, ниток, всё что нужно для работы. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как Ваш братик или сестричка будет улыбаться и радоваться, играя с куклой.
Технология изготовления:1. Лоскут ткани скручиваем к середине по длинной стороне. Скрученный валик перегибаем пополам, отступаем 2см. и обматываем ниткой. Это голова и туловище куклы.2.Из лоскута другого цвета делаем скрутку, на концах делаем обмотку прочной ниткой – это ручки куклы. 3. Скрутку – ручки укладываем в скрутку -туловище и фиксируем несколькими витками нитки по линии талии.
Воспитатель: Наша кукла готова! Какие красивые куколки у Вас получились! Вы можете их забрать и подарить. Кому вы их подарите?
Дети отвечают для кого делали куклу.
Воспитатель: Сегодня вы хорошо потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол, поэтому я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки-схемы. С их помощью вы вместе с мамами или бабушками сможете сделать ещё кукол, чтобы у вашей была подружка.
Спасибо за вашу работу и хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Конструирование из ткани «Куколки – пеленашки».
Знакомство детей с историей и традициями игрушечного ремесла; способом изготовления "Куколки - пеленашки"....
Конспект познавательной НОД в подготовительной группе детей с ОНР в условиях логопункта "Хоровод дружбы" с изготовлением куколки-кувадки из ткани.
Конспект предназначен для детей подготовительной группы с ОНР в условиях логопункта, но может быть использован всеми, кто заинтересован в развитии мелкой моторики детей любого возраста. В конспе...
Конспект занятия "Колобок" по лоскутному конструированию
Продолжать учить детей создавать композицию сказки, точно у соединению элементов конструктора при построении отдельных изображений сюжета, их размещению в пространстве (горизонтальной и вертикальной п...
Конспект занятия по конструированию из бумаги "Мыши водят хоровод" (средняя группа).
Занятие по конструированию в средней группе. С детьми закрепляются знания о конусе, практикуется умение склеивать его из бумаги, приклеивать другие элементы....
Конспект по конструированию (плоскостное моделирование) (старшая группа) Тема: «Лоскутное одеяло».
Тема: «Лоскутное одеяло».Интеграция образовательных областей «Познания», «Художественное творчество»; «Социализация».Цель: Продолжать приобщать детей к ...
"Как лоскутные куколки повели хоровод"
В быту русской деревни лоскутная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Игрушка, скрученная из обрывков старой одежды или разноцветных лоскутков ткани,льняных веревочек называлась на Руси кукл...
Конструирование из ткани. Как лоскутные куколки повели хоровод.
Задачи. Приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Вызвать интерес к конструированию лоскутных кукол бесшовным способо...