Дополнительная образовательная программа "Мастер Умелкин"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему
Авторская дополнительная образовательная программа "Мастер Умелкин". Направленность - конструирование из бросового материала, для развития творческих способностей, воображения, самостоятельности, инициативности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelkin.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 1
п.Шушенское
Дополнительная образовательная программа
«Мастер Умелкин»
для детей 5-7 лет? срок реализации программы – 2года.
Автор:
воспитатель МБДОУ № 1 Саморокова JI.B.
п. Шушенское – 2010г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительно образовательной программы «Мастер Умелкин» - конструирование из бросового материала.
Актуальность: Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной, так как в современной педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование конструктивных умений и навыков, то есть носят узкодидактический характер.
МБДОУ №1 п. Шушенское, работает по основной образовательной программе дошкольной организации В дополнение программы предлагается учебно – методическое пособие «Самоделкино» авторов Крухлет М., Крухлет А.А.. Из анализа цели и задач программы «Самоделкино» можно сделать вывод: что данная образовательная программа ориентирована на воспитание основ экологической культуры и разумного потребления материальных ресурсов. Основными задачами являются развитие конструктивных умений и навыков.
Таким образом, возникла необходимость разработки программы, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка, развитию творческого воображения.
Педагогическая целесообразность:
Работа с «бросовым» материалом - один из самых интересных и доступных видов деятельности, который способствует развитию творческих способностей.
Цель программы:
Развивать творческое воображение. Формировать умение самостоятельно планировать творческую деятельность, предвидеть результат своей деятельности, через освоение ребенком позиции субъекта в конструировании из «бросового» материала.
Задачи:
- развивать творческое воображение создании и реализации замысла;
- учить детей планировать свою деятельность: от создания замысла до его реализации;
- стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию из «бросового» материала;
- формировать обобщенные способы конструирования из «бросового» материала;
- учить использовать в детской творческой деятельности различные материалы, инструменты, соблюдая правила безопасной работы;
- развивать психические процессы (мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение), мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, желание доставлять радость;
- развивать коммуникативные способности, умение договариваться, работать совместно.
Отличительные особенности программы от уже существующих:
- ребенок выступает как субъект образовательного процесса, проявляет самостоятельность;
- развитие ребенка как личности, индивида;
- новые идеи использования «бросового» материала;
сборная группа детей из разных возрастных групп ДОУ, разного пола. Дети участники старших и подготовительных групп детского сада. Для участия ребенка в занятиях по интересам, учитывается желание и выбор данного вида деятельности самим ребенком. Т. Е ребенок в свободное время выбирает и любит конструктивные игры.
Возраст детей участников: от 5 до 7 лет
Этапы реализации программы; презентационный; Диагностический- октябрь; основной этап – с ноября по апрель; заключительный этап – май.
Срок реализации программы: 2012-2014 гг.
Программа рассчитана на 2 года. Год от года участники занятий по интересам меняются. Т.к. дети из подготовительной группы уходят в школу, а дети старшей группы переходят в подготовительную к школе группу. Значит, происходит добор участников из старших групп.
Ожидаемые результаты:
- умение детей использовать «бросовый» материал в творческой конструктивной деятельности;
- умение самостоятельно создавать замысел, планировать процесс деятельности;
- умение работать по схеме, читать простые чертежи;
- умение безопасно использовать инструменты поддерживать порядок на рабочем месте.
Техническое оснащение:
- «бросовый» материал: картонные коробки, пластиковые бутылки, баночки из под творожков, йогуртов, пуговицы, ткани, ленты, полиэтилен, оберточная бумага, пакеты и т.д.;
- инструменты: клей ПВА, «Момент», ножницы, степлер, дырокол, двусторонняя липкая лента.
Формы подведения итогов:
- участие в районной выставке «Предприимчивые кудесники»;
- оформление детскими изделиями интерьера музыкального зала к новогоднему празднику;
- итоговая творческая выставка «Из чего сделано не скажем, а поделки мы покажем»;
Тематический план занятий по программе «Мастер Умелкин» представлен в (Приложении 3).
Планирование занятий по интересам, разработано с учетом принципа, систематичности обучения. Перспективный план разработан, исходя из этапов реализации программы, таких как презентационный; диагностический - октябрь; основной этап – с ноября по апрель; заключительный этап – май.
В сентябре, на диагностическом этапе реализации программы, происходит знакомство детей с матером Умелкиным, придуманным главным героем - (кукла сделанная из бросового материала). Он житель города Мастеров, где мусор не выбрасывается, а превращается в нужные и интересные предметы. Так через игровую ситуацию происходит презентация конструирования из «бросового» материала, как продуктивного вида деятельности, с целью вызвать у детей интерес.
На втором этапе – диагностическом, ведется выявления у детей конструктивных умений, умений пользоваться различными инструментами. и представлений и знаний о свойствах различных материалов. Для этого создаются различные проблемные ситуации, решая которые дети проявляют свои знания, умения, и навыки. Например: для того чтобы выявить умение использовать различные инструменты, нужно задавать детям проблемные вопросы, чем и как разрезать пластиковую бутылку? Как сделать отверстие в коробке? И т.д. Наблюдая, за тем как дети справляются с заданием, как быстро находят решение и по аккуратности выполнения можно сделать выводы о том развит ли у ребенка данный навык или нет.
Но что бы выявить развитие конструктивных навыков и творческий потенциал ребенка, нужно провести диагностическое занятие « По замыслу». Именно в нем ребенок проявит свое умение придумывать замысел будущей постройки и умение замысел реализовать. При изготовлении поделки ребенком, педагог наблюдает и отмечает, то, как ребенок умеет соединять разные материалы, проявляет ли он самостоятельность при этом, как использует инструменты и другие интересные критерии развития ребенка, для педагога.
На третьем, основном этапе происходит обучение детей конструированию из «бросового материала». Все обучающие занятия запланированы по принципу усложнения. Обучающие занятия чередуются с занятиями коллективных поделок, занятий «По замыслу» детей, Запланированы так же, занятия, проблемного характера, на которых определены темы и направленность поделок, а материалы и замысел определяется ребенком самостоятельно. На таких занятиях дети больше проявляют свои творческие и индивидуальные способности и воображение. Все это сделано для того, что бы ребенок получал знания, а затем реализовал при самостоятельном конструировании.
Последний заключительный этап, помогает подведению итогов реализации программы. Провидится диагностирующее занятие «По замыслу». Затем проводится сравнительный анализ поделок ребенка. Сравниваются поделка сделанная ребенком в сентябре и поделка сделанная в мае. Эффективность видна потому как изменилась сложность поделки (количество деталей и сочетание материалов), ее замысел (по оригинальности), аккуратность выполнения поделки скажет нам о том как ребенок научился использовать материалы и инструменты.
Педагогу, следует помнить что, на результативность детского конструирования, качества поделки влияет игра. Поэтому обучение техникам конструирования и моделирования из бросового материала предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит деятельность, то есть создание оригинальных творческих работ.
Все занятия объединены общей игровой тематикой, что вызывает и стимулирует интерес детей к конструированию из «бросового материала». Создание игровых ситуаций, стимулирует активность детей. Увлекательные, для ребенка занятия позволяют ему открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус.
Мастер Умелкин, предлагает детям изготовление различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику. Поделки для украшения музыкального зала к праздникам, участие в общественной жизни детского сада. Это воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, вызывает желание приносить пользу окружающим людям. Это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Планирование занятий по интересам разработано с оптимальным сочетанием фронтальных и групповых форм работы. Совместная конструктивная деятельность детей, организованная во фронтальной и групповой форме работы (работе в подгруппах, где каждая из групп выполняет различную работу) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
- умения предварительно распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.;
- работать дружно, не мешая друг другу.
Кроме того, эти занятия развивают коммуникативные навыки детей, так как создание тематических композиций требует участия нескольких человек, коллектива.
На занятиях важно педагогу применять дифференцированный подход к каждому ребенку, оказывать ему педагогическую поддержку в виде: указаний, инструкций, частичного образца выполнения задания и совместного выполнения задания, если ребенок затрудняется. Учитывая индивидуальные возможности и особенности ребенка, в одних случаях используется организующая и направляющая помощь, в других проводится совместная работа.
Важным принципом работы педагога, является деятельностный подход в обучении конструированию. Субъект – субъектное взаимодействие педагога с детьми, их сотрудничество, одобрение педагогом всех замыслов ребенка. Он должен содействовать воплощению замысла ребенка, не навязывая и не критикуя идеи конструирования. Т.к. одной из поставленных нами задач, является развитие творческого воображения при самостоятельном создании и реализации замысла;
Исходя из целей и задач занятий, использовались разнообразные методы обучения. Нами использовались словесные методы, такие как инструкции выполнения, указания, подсказки, вопросы. Наглядные методы - чертеж или схема работы, показ готовой работы, как образца конечного результата. Практические методы - частичный или полный образец выполнения задания. На одном занятии могут сочетаться все методы обучения конструирования из «бросового материала».
Применение объяснительно – иллюстративного метода: ребенку давали инструкцию и одновременно показывали, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем следовало совместное действие, и только после этого он действовал самостоятельно.
Частично – поисковый и поисковый метод опирается прошлый опыт ребенка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый создает проблемные ситуации, решая которые дети находят способ решения. Детей учили умению выделять главное, намечать план действий, осуществлять самоконтроль. При подготовке к занятиям нами учитывались не только сложность задания, которое будет предложено ребенку, но и его объем.
На всех занятиях мы обучали детей приемам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом была оценка детьми своих работ и работ товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе конструирования оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка.
Таким образом, при разработке методики нами учитывались принципы отечественных и зарубежных психологов. Перспективного планирование, было основано на принципах: систематичности и последовательности обучения; доступности обучающего материала занятий, но с учетом «зоны ближайшего развития»; принцип сознательности и активности детей; оптимального сочетания методов обучения и применение деятельностного подхода во взаимодействии педагога и детей.
В результате проделанной программы дети приобретают:
- конструктивно-технические умения: применение различных способов конструирования и скрепления различных материалов между собой (связывание, склеивание и т.д.), работы с различными инструментами;
- сооружать отдельные предметы из необычных материалов, по собственному замыслу, так же по образцу педагога;
- обобщенные умения такие как: аккуратно оформление своей поделки,
- целенаправленно рассматривать предметы и расчленять на части;
- сравнивать предметы и материалы, из которых они сделаны видеть в них общее и различное, определяя и выделяя их отличительные свойства;
- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
- делать умозаключения и обобщения.
- Употреблять в речи новыми термины, понятия, характеризующие свойства предметов (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький). Ориентации в пространстве, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Данная деятельность являлась также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формировались важные качества личности:
- трудолюбие,
- самостоятельность,
- инициатива,
- упорство при достижении цели,
- организованность.
Таким образом, подробный анализ программы, позволил сделать заключение, что использование дополнительной образовательной программы «Мастер Умелкин» имеет все предпосылки для положительной динамики результатов в формировании воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Дата проведения | Перечень разделов, тем | Кол-во занятий | Цель | Форма занятия | Техническое оснащение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
30 сентября 6 октября | «Мастер Умелкин» презентация программы | 1 |
| инсценировка пед.ситуация | игрушки диких животных; различный «бросовый» материал; кукла «мастер Умелкин» |
Октябрь | «Волшебный сундучок» знакомство с «бросовым» материалом | 1 |
| опыт | различный «бросовый» материал |
«Наши помощники» инструменты | 1 | -обследование детей для выявления умения пользоваться инструментом, знаний безопасного их использования | тестовые задания | клей; клейкая лента; ножницы; дырокол; степлер | |
«Что нарисовано на схеме» | 1 | - обследование детей в понимании схематичных изображений, чертежей | беседа | схемы, чертежи | |
Ноябрь | «В гостях у мастера Умелкина» свободная тема поделок по замыслу детей | 1 | выявление творческого потенциала, умения планировать свою деятельностьи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Декабрь | «Роботы» (по замыслу) | 1 | - развивать творческие способности, воображение, умение работать с различными материалами | различный «бросовый» материал | |
«Украшение-маски» | 2 |
создавать свой замысел, украшать маску различными материалами;
-учить изготавливать маски из папье- маше и картона | занятие | фантики от конфет; ленты; испорченные диски; перья; стразы; бусины; бисер; цветная бумага | |
«Гирлянды» | 1 |
| занятие | старые гирлянды; фантики; обертонная бумага; пластиковые бутылки; испорченные диски и т.д. | |
Январь | «Новогодние игрушки» | 1 |
| старые мячи; шарики; блестки; «дождь»; фантики и т.д. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Волшебный сундучок» сбор «бросового» материала | - создание коллекции «бросового» материала для конструирования | домашнее задание | уголок в группе для сбора «бросового» материала | ||
«Зверюшки- вертушки» | 1 |
| занятие | полотно из пластиковой бутылки; проволока; бусины; пуговицы; клейкая цветная бумага | |
«Птичка» | 1 |
| занятие | картонная коробка из-под молока, сока; ножницы; карандаш; украшения по замыслу детей | |
«Попади в цель» игра | 1 |
| коллективное конструирование | Молоч. пакеты - коробки 1 л.-7 шт., 0,5 л.- 4 ножницы; клей, клейкая лента, газеты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Макет п.Шушенское | 2 |
| различные коробочки из под соков, ст.порошка, спичек; клей; ножницы;цветная бумага и др. | ||
Февраль | «Подводный мир» 1-2 Аквариум, водоросли, фон 3-4 Обитатели: рыбы, улитки, медузы, осьминоги и др. | 4 |
| наблюдение за рыбами; занятие; просмотр м/ф «Немо» | «бросовый» материал по замыслу детей |
Март | «Подарок для мамы» 1 - «Портрет мамы» изготовление рамки 2-3 Портрет мамы | 3 |
| занятие | коробка из под конфет; фоновый рисунок; различный «бросовый» материал; материал по замыслу детей |
Апрель | «Смешные человечки» | 1 |
| занятие | коробки, шарики, пуговицы, бусины, леска, коробки из под спичек |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Космодром» | 2 | - учить самостоятельно придумывать свой вариант летательного аппарата и подбирать материалы для его изготовления | беседа; занятие | Бутылки; баночки из-под йогурта; пробки; диски; шарики | |
«Поделка по замыслу» | 1 | - итоговое обследование умения творчества детей | занятие | материалы по замыслу детей | |
«Из чего сделано не скажем, а поделки мы покажем» выставка | 1 |
| фото детей- участников; фото-стенд; поделки детей за год |
Перспективное планирование работы по интересам: развитие творческих способностей, поделки из бросового материала «Мастер Умелкин» на 2011 -2012г. Руководитель Саморокова Л,В,
Дата проведения | Перечень разделов тем | Количество занятий | Цель | Форма занятий | Техническое оснащение | |||||
Ноябрь | «Мастер Умелкин» | 1 | Презентация программы, знакомство, постановка целей и содержания работы. | Театрализация, игра. | Кукла «Мастер Умелкин» из бросового материала | |||||
«Инструменты и материал» | 1 | Выявление знаний детей о инструментах, их безопасном использовании. Определение знаний о материалах их свойствах. | Дидактическая игра | Ножницы, канцелярский нож, клей, скотч (1,2-х сторонний), стиплер, дырокол, предметы из различных материалов. | ||||||
«Что нарисовано на схеме?» | 1 | Определить умение у детей «читать» и понимать схематические изображения | Дидактическая игра | Карточки- схемы, предметы из различных материалов. | ||||||
Поделка по замыслу детей | 1 | Выявление уровней воображения, творчества, самостоятельности | Занятие | Различный бросовый материал который дети выбирают по своей задумке. | ||||||
Игра: «Ловишка» | 1 | Учить работать по образцу, использовать скотч. Развивать терпение, усидчивость. | Занятие | Стаканчики из-под йогурта, лента, шар для пин-понга. | ||||||
Декабрь | Головные уборы, маски для новогоднего утренника | 1 | Учить проявлять самостоятельность в выборе поделки, учить творчески подходить к украшению и отделки поделок | Занятие | Пластиковые бутылки, стаканчики, пакеты цветные, резиночки, мишура. | |||||
Гирлянды для городской елки (коллективная работа) | 2 | Учить составлять гирлянду из бросового материала, нанизывая его на веревку и украшая его. | Занятие | Веревка Испорченный диски, бутылки, жестяные банки, картонные коробки,, мишура. | ||||||
Январь | Панно из трубочек для коктейля | 1 | Учить использовать трубочки для составления сюжетного рисунка или узора | Занятие | Цветной картон, трубочки, скотч. | |||||
«Снеговики» | 1 | Продолжать учить работать по образцу, украшать и дополнять поделку по своему желанию. | Занятие | Бутылки, 2-сторонний скотч, крышки от бутылок, ручки, кисточки бусены. | ||||||
«Дома» (макеты для уголка «Безопасности дорожного движения» - коллективная работа. | 1 | Учить детей работать совместно для получения результата, учить делать поделку по схеме- инструкции. | Занятие | Крупные, картонные коробки, потолочный плинтус и плитка. | ||||||
Февраль | Массажный коврик – коллективная работа | 1 | Учить работать в коллективе, распределять работу между собой | Занятие | Крышки от бутылок цветные, веревка. | |||||
Рамка для фото | 2 | Учить украшать рамку по своему замыслу | Занятие | Пластиковая упаковка разных форм, украшения из материалов по замыслу детей | ||||||
Поделка по замыслу детей | 1 | Развитие творческого воображения, самостоятельности, индивидуальности. | Занятие | Материал по замыслу детей | ||||||
Март | Картина «Ваза с цветами» - коллективная работа | 2 | Учить придумывать из какого материала можно сделать цветы, развивать эстетический вкус | Занятие | Потолочный плинтус для рамки, сетка- упаковка, мочало, ленты, заколки, бутылки, пакеты | |||||
Ширма- домик, для театрализации – коллективная работа | 1 | Учить делать объемную конструкцию путем соединения между собой коробок, учить собирать по схеме- инструкции. | занятие | Коробки из под сока 1 л. Скотч, ткань на шторки. | ||||||
«Матрешки» | 1 | Учить самостоятельно оформлять матрешку по своему желанию | Занятие, обыгрывание поделок | Бутылки разных размеров, кусочки ткани, фантики от конфет. | ||||||
Апрель | Куклы для театра | 1 | Познакомить детей с видами театров: настольным, пальчиковым. бибабо. Учить ребенка выбирать направление деятельности и персонажа. Учить подбирать материал для передачи характерных черт. | Занятие, обыгрывание поделок | Перчатки, носки, варежки, пуговицы, мех, кусочки ткани | |||||
«Звездолеты» | 2 | Учить делать космические корабли из различных материалов, по замыслу детей познакомить детей с названиями некоторых планет | Занятия | Различный бросовый материал по задумке детей | ||||||
«Зверюшки» | 1 | Учить делать зверюшек из бумажных стакчиков и колпачков | Занятие | Колпачки- конусы, стаканчики, 2-й скотч и др материал. | ||||||
Май | Поделка по замыслу детей | 1 | Выявление практических умений, навыков, творчества у детей | Занятие | Различный бросовый материал по задумке детей | |||||
Мониторинг уровня достижений у детей | 1 | Выявление знаний детей о материалах их свойствах | Дидактическая игра | Карточки- схемы | ||||||
«Из чего сделали не скажем, а поделки мы покажем» | 1 | Оценка работы детей за год, вызвать чувство гордости за свою деятельность | Выставка | Поделки детей, фотографии |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Крулехт М.В. Сомоделкино - СПб., 2004
- Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей.- М., 1992
- Колекция идей № 10/2007, № 6/2004, № 3/2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....