Космические приключения
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Конспект занятия по конструктивной деятельности (образовательная область "Познввательное развитие") для детей старшей возрастной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prokaeva_zv_kosmicheskoe_priklyuchenie.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Прокаева Зоя Васильевна, воспитатель
«Космическое приключение»
Конспект занятия по конструктивной деятельности
в подготовительной группе
образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
- Продолжать учить детей самостоятельно находить новые конструктивные решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом (социально-коммуникативное развитие);
- Формировать совместную поисковую деятельность (социально-коммуникативное развитие);
- Совершенствовать у детей конструкторские способности (социально-коммуникативное развитие)
- Развивать у детей умение конструировать из разных строительных наборов и конструкторов (художественно-эстетическое развитие)
- Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которые притягивает предметы к Земле (познавательное развитие)
- Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света (познавательное развитие)
- Развивать у детей умение делать самостоятельные исследования и выводы (познавательное развитие)
- Упражнять детей в создании схем и чертежей (познавательное развитие)
- Формировать у детей чувство ритма посредством стихов, сопровождающих упражнения (физическое развитие)
- Развивать у детей координацию движений пальцев рук посредством пальчиковой гимнастики (физическое развитие)
- Способствовать предупреждению утомления детей посредством физкультминутки, расслаблять мышцы языка путем самомассажа (физическое развитие)
- Продолжать развивать у детей умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (речевое развитие)
Методы и приемы:
- Практические: малоподвижная игра с правилами, моделирование, экспериментирование, продуктивная деятельность (конструирование), игровые упражнения, игровые приемы, подвижная игра с правилами.
- Наглядные: наблюдение, показ с пояснением, повтор, рассматривание, работа по образцу, прослушивание.
- Словесные: объяснение, вопросы чтение загадки, художественное слово, составление рассказа, беседа.
Материал и оборудование:
микрофон, фигурки инопланетян (3 шт.), маски инопланетян по количеству детей, разные строительные наборы и конструкторы, конверт с рисунками, план маршрута для поиска, спички на каждого ребенка, корзина с легкими и тяжелыми предметами (лист бумаги, металлический болт и т. д.), ножницы, иголки с нитками, спираль (змея, нарисованная на листе бумаги) на каждого ребенка, геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши, аудиозапись песни «Земля в иллюминаторе», глобус и настольная лампа.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
1. Двигательная 2. Игровая 3. Продуктивная 4. Познавательно-исследовательская 5. Коммуникативная 6. Музыкально-художественная 7. Чтение | Подвижная игра с правилами (поиск по карте-схеме), малоподвижная игра с правилами (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка), игровые упражнения (пантомима). Игры с правилами, игровые приемы. Конструирование из строительных наборов , конструкторов, бумаги, работа по образцу (вырезание спирали) Наблюдение, моделирование (плоскостное моделирование из геометрических фигур, схематическое изображение Земли, предметов), экспериментирование (опыты). Беседы, составление рассказа. Прослушивание песни. Чтение текстов (стихи, загадки) |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
1. Включение в образовательную деятельность — сюрпризный момент. Воспитатель громко объявляет в микрофон экстренное сообщение: «На нашу планету Земля совершила посадку летающая тарелка с далекой планеты. В нашем детском саду высадились инопланетяне. Обнаружено место их посадки — подготовительная группа. Объявляет поиск инопланетян и вручает детям план маршрута, по которому надо проводить этот поиск Воспитатель показывает детям фигурки инопланетян, тут же находит конверт, вынимает оттуда картинки и предлагает придумать и рассказать истории по изображениям на картинках. Воспитатель выслушивает детей, подводит их к пониманию того, что космический корабль потерпел крушение и инопланетяне прося помощи — построить им новый корабль. Но для постройки нового космического аппарата нужно время, а гости устали. 2.Поэтому предлагает детям временно поселить их в группе и построить для них дома. Дает установку — поскольку инопланетяне необычные жители, то и дома для них должны быть не совсем обычные, не похожие на земные. Воспитатель предлагает детям разделиться на бригады по 3-4 человека, подводит детей к рабочим столам, раздает каждой бригаде по фигурке инопланетян и ставит перед каждой бригадой конкретные задачи, предлагая самим выбирать строительный материал или конструктор. Для I бригады: «Этот инопланетянин любит смотреть на звезды и поэтому дом у него должен быть похож на звезду.» Для II бригады: «Этот инопланетянин любит лазить и карабкаться, поэтому он построил бы себе дом, как большую лестницу. По ней можно подняться высоко-высоко и дотянуться до солнца.» Для III бригады: «Этот инопланетянин хотел бы дом с арками и колоннами с необычной крышей.» Воспитатель дает установку на творческий поиск, переходя от одной работающей группы к другой, помогает найти интересные архитектурные решения для создания необычных конструкций домов в соответствии с просьбами инопланетян. Советует использовать различные виды строительных наборов, конструкторов и лего-конструкторов. Оценка работы проводится воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности. Воспитатель отмечает правильность выполнения задания, поощряет за проявление творчества и самостоятельности в работе. После окончания работы дает общую оценку работе всех бригад, обращает внимание на общий результат, достигнутый совместными усилиями- «Вот какой необычный жилой район мы построили для инопланетян». 3. Пальчиковая гимнастика «Колодец»: «А их нашего колодца Никогда вода не льется. Нет ни кранов и ни труб - Мы кладем из спичек сруб! - Очень-очень аккуратно Мы кладем и, вероятно, - Со стараньем возведен - В мире лучшим будет он! Ровно-ровно, спичку к спичке И совсем не для сестрички, Понимаем я и ты: Строим дом мы для воды!» 4. Воспитатель предлагает детям стать инопланетянами и отправиться в космическое путешествие на волшебной карусели. Физкультминутка «Карусель» «Мы примчались к карусели. - Все успели? - Все успели. - Все ли сели? - Все мы сели. - Полетели? - Полетели! И за тридевять земель понесла нас карусель» 5. Воспитатель интересуется, как они будут общаться с инопланетянами, на каком языке будут разговаривать и предлагает... Логопедическое упражнение «Шлепаем губами по языку» «А теперь уж не зубами - Я пошлепаю губами: «Па-па-па, па-па-па.» Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «па-па-па». Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта. Этапы: 1 — пошлепывать губами кончик языка; 2 — пошлепывать губами середину языка; 3- пошлепывать губами язык. Продвигая его медленно вперед, а затем назад. Воспитатель напоминает детям условия выполнения упражнения и следит за правильностью его выполнения. 6. Воспитатель проводит беседу: - Поймут ли нас жители других планет? - Как они разговаривают между собой? Воспитатель организует игру по типу пантомимы. Показывает, как можно поздороваться на языке инопланетян — положить руку на грудь, сделать поклон. Предлагает детям поздороваться друг с другом. Воспитатель здоровается первым, дети ему отвечают. Далее воспитатель «разговаривает» с детьми жестами. Т. е. показывает ребенку различные жесты: сесть на стул, налить воды. При затруднении ребенка воспитатель помогает. 7. Воспитатель предлагает детям посмотреть в иллюминаторы и доложить, что происходит в космическом пространстве. Опытно — исследовательская деятельность Воспитатель задает вопрос: «Если Земля круглая, то почему реки, моря не выливаются?» Воспитатель предположительно говорит, что есть, видимо, какая то сила невидимая, которая притягивает реки и моря к Земле и не дает им выливаться. Предлагает провести опыты и выяснить, держит ли нас эта сила, может ли человек летать — просит детей подпрыгнуть, оторваться от земли и задержаться в воздухе. А так же взять любые предметы (легкие и тяжелые) из корзинки и отпустить их из рук или подбросить вверх, что выяснить, что происходит. Воспитатель объясняет, что сила, которая притягивает предметы к Земле, называется силой тяготения, и если бы ее не было, предметы не смогли бы удержаться на поверхности планеты Земля, отрывались бы от нее и улетали в космос. Воспитатель предлагает детям подойти к магнитной доске и маркерами нарисовать на ней то, что притягивает сила тяготения. 8. Воспитатель загадывает загадку: «Что на небе расцветает И теплом всех согревает?» (солнце) Задает вопросы: 1. На что похоже Солнце? 2. Что было бы, если б не было Солнца? Опытно-исследовательская деятельность. Воспитатель озвучивает проблему: - Как можно проверить, что Солнце дарит нам тепло? Проводит вместе с детьми опыты: а). Представьте, что электрическая лампа — это Солнце. Поставьте ближе к ней ладошку. Что чувствуете? Ладошка нагрелась. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от нее нагревается воздух. Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Хотите в этом убедиться. б). Воспитатель предлагает детям по образцу нарисовать и вырезать спираль (змею), с помощью иголки продеть сквозь ее голову нитку, повесить змею под лампочкой. Задает вопросы:
Далее воспитатель предлагает вернуться на планету Земля «Хоть и мило в синеве, После космоса приятно Очутиться на Земле!» 9. Напоминает детям, что инопланетянам нужно помочь вернуться на свою планету. Но вот беда, их летающая тарелка разбилась, и у нет даже чертежа их космического корабля. Предлагает детям придумать и смоделировать свой летательный аппарат из геометрических фигур с последующим составлением их чертежа. 10. Итог Просит ответить на вопрос: «Как вы думаете, о чем расскажут инопланетяне жителям других планет, когда вернутся домой? Что нового они узнали, чему научились». | Дети слушают сообщение воспитателя Ищут инопланетян по плану маршрута и находят их среди игрушек в игровом уголке. Создают бригады по своему желанию, обсуждают проект здания в кругу своих сверстников. Определяют и выбирают, какие детали больше всего подходят для постройки, как целесообразнее их скомпоновать. Конструируют здания из разных строительных наборов и конструкторов. Анализируют результаты своей работы. На каждую строчку стихотворения дети выкладывают по одной спичке в форме колодца. Дети надевают «космические шапочки», строят из стульев, составленных по кругу, карусель. Дети встают лицом в круг, наклоняют голову влево, разводят руками, кивают головой, наклоняют голову вправо, разводят руками, кивают головой, пожимают плечами, кивают головой, садятся на стулья. Дети выполняют логопедическое упражнение. Дети отвечают - Нет, ничего не понятно. - На своей планете инопланетяне разговаривают с помощью звуковых сигналов, которые нельзя увидеть, или с помощью движений рук, головы, туловища. Дети кладут руку на грудь, кланяются друг другу. Дети отгадывают, о чем просит воспитатель. Затем один ребенок показывает жест, остальные отгадывают (причесаться, завязать шнурки и т. д.) Дети отвечают: -Идет космический дождь; -Кругом космическая пыль; -Падают звезды; -Видим планету Земля. Дети отвечают: -земля очень быстро крутится; - У рек сильное течение и т. д. Дети подпрыгивают, отвечают, что человек не может летать, какая сила его притягивает к земле. Дети берут легкие и тяжелые предметы из корзинки и отпускают их из рук или подбрасывают вверх. Отвечают: все предметы падают на землю, их притягивает к земле какая то невидимая сила. Дети слушают. Дети рисуют: 1. Сначала схематично зарисовывают Землю (круг); 2. Затем схематично внутри него различные предметы. Дети отгадывают загадку (солнце), отвечают на вопросы: 1. «На огненный шар» 2. Все погрузилось бы во мрак, и жизнь на Земле скоро бы угасла. (Можно вспомнить произведение К. Чуковского «Краденое солнце»). Дети подносят свои ладони к лампе, отвечают: тепло — горячо. Дети выполняют все указания воспитателя. Отвечают на вопросы 1.Змейка вертится. 2.Теплый воздух поднимется вверх и заставляет змейку вертеться. Дети слушают аудиозапись песни и садятся за столы. Дети выполняют плоскостное моделирование из геометрических фигур, определяют функциональное назначение составных частей объекта, рисуют схематическое изображение своего летательного аппарата. Дети отвечают: Научились строить дома необычной формы; моделировать из геометрических фигур; рисовать схемы; проводить опыты и т. д. | Сформирована мотивация образовательной деятельности Сформированы задачи. Сформирован навык активного взаимодействия со сверстниками Сформирован навык совместной поисковой деятельности. Развиты умения конструировать из разных строительных наборов, конструкторов, лего-конструкторов. Получены навыки конструирования по условию и в соответствии с общим замыслом. Развита мелкая моторика рук. Сформировано умение контролировать свои движения и управлять ими. Расслаблены мышцы языка. Развито воображение. Получен навык владения разными формами игры. Развито, сформировано желание узнавать новое самостоятельно добывать новые знания. Получены начальные представления о планете Земля и о Солнце. Развито умение изготавливать поделку по образцу. Сформирован навык плоскостного моделирования их геометрических фигур. Закреплены полученные знания, умения и навыки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме: "Космическое приключение"
Цель: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:1. Вызвать у детей интерес к космосу.2. Учить объединяться в игре, выполнять игро...
Сценарий развлечения посвященного дню космонавтики: "Космическое приключение"
Развлечение проводится в игровой форме, используются световые спецэффекты, звучит характерная музыка...
Сценарий театрализованной игровой программы для дошкольников "Космическое приключение Незнайки и Знайки"
Данный сценарий подойдет для выпускного вечера дошколят, рассчитан на 40 мин...
Конспект "Космическое приключение"
Конспект занятия во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим....
ПРОЕКТ «Космическое приключение»
Формирование начальных представлений о Космосе. Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира....
Космические приключения
Занятие посвященное дню космонавтики, развивает у детей нравственно-патриотическое воспитание....
Конспект совместного познавательного интегрированного развлечения на тему "Космическое приключение" для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.
В конспекте раскрывается опыт совместной работы логопеда и тифлопедагога по лексической теме "Космос" для детей с нарушением зрения (как вариант закрепления и расширения знаний детей по данной теме). ...