Проект «Страна «Лего»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бурдина Елена Михайловна

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений.Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Дружба»

с осуществлением физического и психического развития,

коррекции и оздоровления всех воспитанников»

Проект

Страна «Лего»

                                                                                     Составитель:

                                                                       Бурдина Елена Михайловна,

                                                                        воспитатель, 1 кв. категории

г. Качканар

Цели и задачи проекта:

Цель: Развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности.

Задачи:

1. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы.

2. Проводить конструирование по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему модели.

3. Использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх.

Этапы работы.

I. Организационно-подготовительный этап

1. Составление проблемно-ориентированного анализа.

  • Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы.
  • Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы.
  • Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.

II. Технологический этап

1. Определение основных ресурсов для реализации проекта.

2. Выработка плана конкретных действий по созданию условий.

3. Методическое обеспечение реализации проекта:

  • Создание банка методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов “Лего”.
  • Подбор диагностических методик.
  • Осуществление мониторинга реализации проекта.
  • Разработка календарно-перспективного плана реализации проекта с детьми.
  • Разработка и апробирование конспектов занятий.

4. Работа с родителями в рамках реализации проекта

  • Установление сотрудничества с родителями по реализации проекта.
  • Информирование родителей о результатах.
  • внедрения проекта.

III. Рефлексивно-обобщающий

  1. Принятие тактических и стратегических решений по результатам мониторинга, определение перспектив дальнейшего развития.

Ожидаемый результат

I. В работе с детьми:

  • Ребенок создает конструкции из разный видов конструкторов по собственному замыслу.
  • Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы)
  • Самостоятельно организует предметно–игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, содержание книг.
  • Стремиться стать участником коллективной сюжетно – ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.
  • В режиссерской игре берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре, создавая и проигрывая целостные сюжеты на основе созданных игр – макетов.

II. Информационно-образовательный продукт

1. Методические рекомендации “ Развитие конструктивных навыков в играх “Лего”.

2. Аналитический доклад по итогам реализации проекта “ Формирование познавательной и исследовательской активности детей при реализации проекта “Страна Лего”.

3. Мастер-класс “ Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами “Лего”.

Сроки реализации проекта: один учебный год.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Пояснительная записка

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя "исчерпали", элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений.

Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. 

Так моделирование из конструкторов типа “ Лего” позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Столкнувшись с проблемой по обучению детей моделированию из конструкторов типа “Лего”, стала необходимость в разработке проекта с использованием конструкторов типа “Лего”.

Этапы работы над созданием проекта следующие: организационно-подготовительный, технологический и рефлексивно-обобщающий.

На организационно-подготовительном этапе был составлен проблемно-ориентировочный анализ, всесторонне изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определялись конкретные цели и способы решения проблемы.

На технологическом этапе создавался банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов “Лего”; подбирались диагностические методики. Разрабатывался календарно-перспективный план реализации проекта с детьми, составляющий реализацию игровых мини-проектов: “Наша группа”, “Строим город”, “Леса-чудеса”, “Космос”. Разрабатывались и апробировались конспекты занятий. Устанавливалось сотрудничество с родителями для успешной реализации проекта.

На рефлексивно-обобщающем этапе принимались решения по результатам мониторинга, определялись перспективы дальнейшего развития.

Отличительная особенность и новизна работы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов типа “Лего”.

В ходе выполнения педагогической работы руководствовалась следующими принципами:

  • от простого к сложному;
  • учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  • активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;
  • комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
  • результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Разрабатывая проект "Страна Лего" я поставила следующие цели: развивать творческое воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности; развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений детей в игровой и конструктивной деятельности.

Осуществление проекта "Страна Лего" позволило реализовать следующие задачи:

1. Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам; самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты

2. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность её выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать различные элементы.

3. Учить использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых, режиссёрских играх.

Задачи проекта реализовывались по следующим направлениям:

1. Обучение детей через игры-задания, игры-упражнения, дидактические игры, которые развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.

2. Осуществление реализации мини-проектов: "Наша группа", "Леса-чудеса", "Строим город", "Космос". Они позволяют развивать умение планирования процесса создания собственной модели и совместного проекта; конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу; способность предвидеть результаты своих действий; находить партнера для реализации собственного замысла, уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстником, создавать и обыгрывать тематический макет.

3. Проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.

В ходе выполнения проекта для успешного выполнения поставленных задач были созданы следующие условия:

1. Организована предметно-развивающая среда, отвечающая всем требованиям по развитию детской активности в конструктивной деятельности. В групповой комнате созданы игровые центры: “Юный архитектор”, “Город мастеров”, “Мы играем”, где детям предоставлена возможность реализовать потребности в конструктивной деятельности в соответствии со своими интересами и замыслами. Центры оснащены различными строительными наборами и конструкторами (настольные, напольные, деревянные, металлические, пластмассовые, с разными способами крепления), конструкторами “Lego”, “Lego-Dacta”, подобными отечественными конструкторами. А также детям предложены игрушки сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки, животные, машинки и др.). Подобраны альбомы образцов (рисунки, иллюстрации, фотографии, схемы) по темам: “Здания”, “Транспорт”, “Животные”; дидактические игры типа “Дострой здание”, “Найди ошибку в схеме”.

2. Разработаны и систематизированы конспекты занятий, направленные на развитие умений рассматривать и обследовать предметы и строения, выделять особенности конструкций, их назначение, материалы, из которых они изготовлены. Подобраны игры-упражнения стимулирующие детей к решению новыми способами конструкторских задач, способствующие совершенствованию конструкторских умений (соотносить, комбинировать).

Были использованы следующие формы работы:

  • НОД;
  • совместная деятельность;
  • мини-проекты.

Эффективно применялись методы и приёмы:

1. Направленные на обогащение знаний об окружающей среде. 

  • Проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы в последствии смоделировать подобное из конструктора.
  • Рассматривание рисунков, фотографий, чертежей различных предметов, строений.
  • Использование народных пословиц, поговорок, песенок: “У кого сноровка, тот и действует ловко”, “Скоро слово сказывается, а не скоро дело делается” и др.

2. Направленные на развитие конструктивных навыков и умений. 

  • Обучение детей конструированию по образцу, по условию или по инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, иллюстрациям.

3. Направленные на формирование инициативы, творчества. 

  • Коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учатся выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
  • Совместный анализ постройки, конструкции. Дети должны понимать, что нельзя критиковать неудачную работу товарища, если он очень старался; не стоит восхищаться сооружением сверстника, если он разбросал строительный материал.

На основе построек вместе с детьми создавали игровые макеты, привлекали родителей к подготовке тематических выставок, фоторепортажей; проводили вечера-досуги, викторины, игры-путешествия, режиссёрские и сюжетно-ролевые игры.

При создании игровых макетов "Наша группа", "Строим город", "Леса-чудеса" дети научились самостоятельно создавать предметно-игровую среду, придумывать и воплощать в игре интересные сюжеты игр, применять разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы), установились устойчивые объединения детей, что способствовало формированию детского коллектива установлению положительного микроклимата в группе

К концу года:

- 84-85% детей умеют создавать конструкции из разных видов конструктора по собственному замыслу, самостоятельно организовывают предметно-игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, содержание книг.

- все дети стремятся стать участниками коллективной сюжетно-ролевой игры.

Таким образом, целенаправленная продуманная педагогическая работа способствовала и развитию коммуникативных навыков и развитию творческого склада мышления.

Календарно-перспективный план реализации игровых мини-проектов: см. Приложение 1.

Конспекты занятий, игры-упражнения, дидактические игры: см. Приложение 2.

Фотогалерея тематических выставок: см. Приложение 3.

ПРейтинг@Mail.ruлан реализации игрового мини- проекта «НАША ГРУППА»

Задачи

Формы работы

Вид

конструк

тора

Дата

1.

2.

3.

4.

5

 

Воспитывать у детей интерес к целесообразной красоте предметного мира, познакомить с эстетикой быта и благоустройством помещений.

Развивать умение анализировать образец и соотносить с ним свои действия: подбирать необходимые детали, воспроизводить постройки по образцу, схеме.

Учить создавать на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора конструкции по собственному замыслу.

Обучить конструктивным приёмам построения модели человеческой фигуры.

Формировать у детей навыки сотрудничества в совместной деятельности.

-Познавательная мотивация «Как сделать группу красивой и уютной».

-Рассматривание фотографий групп детских садов.

-Экскурсия по детскому саду.

-Составление схемы расположения мебели в группе.

-Конструирование «Мебель»

-Выставка «Мебель»

-Обсуждение дизайна и назначения, расстановка мебели в макете комнаты.

Конструирование «Девочка», «Мальчик» по схеме.

-Моделирование фигур людей: «Я и мой друг» с опорой на рисунки.

-Моделирование фигуры великана по образцу и по замыслу.

Оформление и обыгрывание макета «Наша группа»

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

октябрь

План реализации игрового мини – проекта «УЛИЦЫ ГОРОДА»

Задачи

Формы работы

Вид конструктора

Дата

1

2

3

4

5

 

Создать условия для эмоционально насыщенного  общения взрослого и ребенка в игре.

Закрепить принципы построения архитектурных зданий, способам скрепления деталей по показу;

Развивать конструктивное воображение при сооружении

 зданий по рисунку

Учить использовать подвижные и крутящиеся детали;

Развивать конструктивное воображение, необходимое для воплощения собственного замысла.

Беседа «Какой  город мы хотим построить».

-Анализирование  по иллюстрациям, фотографиям объектов моделирования;

-Моделирование ворот, арок, башен, соборов;

-Постройка модели теремка по образцу;

-Строительство русских церквей по рисункам (фотографиям);

-Постройка модели русского терема по иллюстрациям к сказкам;

-Конструирование соборов, русского кремля по схеме;

-Сооружение моделей современного наземного транспорта (автобус, такси, грузовик);

-Строительство рабочих машин (трактор, экскаватор, бульдозер, комбайн);

-Конструирование терема по замыслу;

-Создание моделей городских домов (одно-, двух-, многоэтажных);                                                                                  

-Создание модели машины будущего.

Лего

Мега-блок

Мега-блок

Мега-блок

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

ноябрь

Декабрь

План реализации игрового мини- проекта «ЛЕСА – ЧУДЕСА»

Задачи

Формы работы

Вид

 конструк-

тора

Дата

1.

2.

3.

4.

5

 

Обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном предмете; учить видеть конструктивные особенности моделей.

Закрепить навыки моделирования человеческой фигуры.

Закрепить умения передавать характерные особенности животных средствами конструктора.

Развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать конструктивные навыки для передачи замысла постройки.

 Учить создавать  сюжет совместной  игры, используя и комбинируя  полученные знания,

разыгрывать  игровые диалоги, придерживаться общего замысла.

-Игра «Угадай мою модель»;

-Моделирование фигур животных с опорой на рисунки.

-Моделирование фигур людей: «Я и мой друг» с опорой на рисунки;

-Моделирование фигуры великана по образцу и по замыслу.

-Создание моделей собак и кошек по образцу.

-Конструирование птиц по образцу и по замыслу.

-Моделирование фигур животных с опорой на рисунки.

-Моделирование фантастического животного по замыслу.

-Моделирование фантастического животного.

-Конструирование модели чудища по собственному замыслу.

-Создание сказочного средства передвижения.

Сюжетно – ролевая игра

« Леса- чудеса»

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Январь

Февраль

План реализации игрового мини – проекта "КОСМОС"

Задачи

Формы работы

Вид

конструктора

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора.

Закрепить навыки передачи формы с использованием вращающихся и подвижных деталей.

Развивать умения следовать устным инструкциям педагога.

Развитие фантазии и конструктивного воображения.

Развивать коммуникативные навыки детей в игре.

Поощрять устойчивые объединения детей в игре.

-Моделирование самолёта по образцу;

-Создание модели самолёта по картинке.

-Постройка военных машин по образцу и с опорой на рисунки;

-Создание моделей роботов по образцу;

-Конструирование вертолётов по схеме.

-Строительство самолётов, ракет;

-Моделирование военных кораблей.

-Конструирование космических кораблей;

-Моделирование аттракционов по замыслу;

-Создание моделей роботов и инопланетян по собственному замыслу.

Создание и обыгрывание макетов «Космос»

Лего

Лего

Мега-блок

Лего

Лего

Все виды конструкторов

Март

Апрель

Конспект занятия "В леса-чудеса мы поедем с тобой".

Моделирование фантастического животного,

обыгрывание  игровой ситуации.

      Задачи:

      1.Создать игровую ситуацию, способствующую возникновению у детей  творческих объединений детей по интересам и желанию

2.Обучить оформлять свой замысел путём предварительного  рассказа.

3.Развивать умения отбирать детали конструктора, наилучшим образом передающие характерные особенности задуманного животного.

4. Развивать  социальные эмоции и мотивы, способствующие  налаживанию межличностных отношений

Материал:

-  конструкторы Лего, тематический;

- сказочный лес, фигурки зайцев, домик и скамейка, собранные из деталей конструктора; иллюстрации из сказок.

Ход занятия:

Педагог создаёт игровую ситуацию: выставляет игрушечные ёлочки, разные другие деревца, избушку, собранные из деталей конструктора, и фигурки зайчиков. Затем рассказывает такую историю: "Жили-были на опушке леса мама Зайчиха и её сынок - зайчишка-Пушишка. Как-то раз мама приходит домой с соседнего огорода с капустой и видит, что её сынишка сидит на скамейке перед домом очень грустный. Она спрашивает его: "В чём дело, дорогой, почему ты грустишь?" А зайчишка ей отвечает: "Мамочка мне вдруг стало так скучно, что даже играть ни во что не хочется. - Не грусти, милый, - говорит Зайчиха, - давай отправимся с тобой в путешествие!"

Педагог читает отрывок из стихотворения "Леса-чудеса":

В леса-чудеса мы поедем с тобой.

Там бродит у озера лось голубой.

Там чащу хвостом подметает лиса,

Чтоб чистыми были леса-чудеса.

В леса-чудеса мы поедем.

Там встретимся с умным медведем,

Заглянем к сове в дупло.

В дупле у совы тепло и светло...

А после я приглашу Сову,

И все мы отправимся в гости ко льву.

Живёт он под горкой в пещере,

"Лев добрый" - табличка на двери.

И добрый лев тебе лапу подаст

И промурлычет: "Здр-р-раст!"

А хочешь, с Оленем в пятнашки играй -

Ведь это такой удивительный край!

Педагог предлагает детям представить себе, что они уже оказались в этом лесу и встретили там необыкновенного зверя. спрашивает о том, как выглядит этот зверь, какого он размера, какой длины у него шея, хвост, сколько у него голов, лап, глаз. Предлагает объединиться по желанию в пары, группы  придумать замысел  игры, распределить роли.

Ребята создают модель  зверя, строят его жилище, сооружают часть леса. Дают лесному жителю прозвище, рассказывают о том, что он умеет делать, где живёт и чем питается, обыгрывают  игровую ситуацию.

Обсуждение:  «Как получилась игра? Кто какие роли выполнял?»

Построение планов на будущее, как будем играть завтра.

Подготовка детей к сюжетно–ролевой  игре "Кузнецкая крепость"

Задачи:

1.Познакомить детей с оборонительными сооружениями старых городов, главными функциональными частями их крепостных стен.

2.Обучить анализу постройки, выделять основные функциональные части, устанавливать связи между их назначением и строением.

3.Обучить принципам закладки стен с бойницами, способа скрепления башен со стенами.

4.Обучать планированию процесса сооружения постройки.

Материал:

- кирпичики, полукирпичики из конструкторов Лего, Мега-блок;

- рисунки и фотографии с изображением русских крепостей, Кузнецкой крепости

Ход занятия:

 Беседа с детьми о русских крепостях, рассматривание рисунков и фотографий с изображением русских крепостей.

"В древности жизнь людей была тяжелой и опасной. В любой момент могли нагрянуть враги. Люди стали защищать свои поселения крепкими стенами - сначала деревянными, а затем - каменными. Такое огороженное, укреплённое место на Руси называли "кремль, крепость". Крепости ставили в удобных местах - на высоком берегу реки и на пересечении торговых путей. По верху стены шла боевая галерея. В самих стенах делали узкие проёмы для стрельбы - бойницы. Крепость - это не только стены с воротами, но ещё и башни, соединённые со стенами. Первые башни были сторожевые, дозорные. Они стояли внутри крепостей. Потом башни поставили у въезда в город, чтобы защитить ворота. Впоследствии башни стали появляться по углам и в других участках стен. Башни ставили так, чтобы держать все подходы к крепости под обстрелом. Из башен не только стреляли. На самых высоких постоянно находился часовой. Это были дозорные башни. Нижние этажи использовались под склады и для жилья служилых людей. Иногда в башнях устраивались колокольни. Самые крепкие входные башни - "воротные". В каждой крепости была башня, которая называлась Тайницкой. Она ставилась под тайником - колодцем".

Воспитатель задаёт детям вопросы о назначении и основных конструктивных частях русских крепостей. Просит назвать, как называется  крепость в городе Новокузнецке.

Затем демонстрирует образец крепости, собранный им самим. Внимание детей направляется на выделение из всей постройки ворот с надвратной башней, на угловые башни и на стены кремля. После чего изучаются конструктивные приёмы сооружения стены с бойницами и скрепления башен со стеной.

Проводится игра "Закладка стен крепости". Дети разбиваются на две группы. Каждому ребёнку даётся  несколько кирпичиков. Ребята поочерёдно (один ход - один кирпичик) выставляют кирпичики и складывают стену, отсчитывая кирпичики с каждой стороны, чтобы противоположные стены были равны; оставляют место для ворот.

Когда стены возведены, дети распределяют между собой оставшуюся часть работы - башни и ворота с надвратной башней. педагог напоминает ребятам, как скреплять ворота со стеной, и показывает приём скрепления башен со стеной. Дети самостоятельно подбирают необходимые детали конструктора и заканчивают строительство.

После окончания работы дошкольники анализируют постройки и выясняют, чья башня и ворота получились выше и шире. Выбирают наиболее удачные башни.

Сюжетно- ролевая игра « Кузнецкая крепость».

Программное содержание:

1. Учить детей создавать  сюжет совместной  игры, используя  и   комбинируя  знания  детей.

2. Учить согласовать творческие планы детей, устанавливать  контакты  со сверстниками,  тактично обращаться  с предложением, вопросами, просьбами, внимательно выслушивать ответ  сверстника, взрослого.

3.Развивать конструктивное воображение, необходимое для воплощения собственного замысла по предложенной теме, и умения работать в коллективе.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми.

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Возрастная группа: Старшая группа ДОУ

Форма совместной деятельности: интегрированная деятельность

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Учебно-методический комплект:

 1.        Абраменкова В.В. Воспитание игрой. - М.: Лепта, 2008.

2.        Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1981.

3.        Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А.Марковой. - М.: Просвещение, 1982.

4.        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.

5.        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М.: Академический Проект, 2002.

6.        Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2003.

7.        Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. - М.: Педагогика, 1987.

8.        Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. М., 2009.

9.        Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

Материал и оборудования:

одежда: для продавцов-консультантов, охраны, семьи;

 бейджики,  касса, деньги, чек, ценники, весы, картинки  с изображением отделов, кошельки, сумки;

 игровое оборудование для отделов «Детское питани», «Хлебо-булочный», «Сладости», «Овощи-фрукты», «Молочный», «Соки».

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет».

Задачи:

Обучающие: 1. Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде.

                         2. Продолжать знакомить детей с трудом продавца, товароведа, охранника, директора.

Воспитательные: 1. Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах.

                                2. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых

Развивающие: 1.  Развивать навыки диалогической и монологической речи.

                           2. Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, инициативы организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей выполнение которой приведет к достижению  запланированных результатов

Планируемый результат

Организационный

Ребята,  мы будем сегодня играть в игру «Супермаркет» . Но перед игрой хотела бы узнать :  Вы были в супермаркете?  С кем вы были?  В каком  супермаркете были?  Что там продается?  Кто работает в супермаркете? (Товаровед- делает заявки на получение товаров, беседует с покупателями о том, какие товары они ещё хотели бы покупать в их магазине. Кассир- «выбивает » чек, проверяет весь ли товар оплачен, вручает чек покупателю, берет с покупателя деньги и выдает сдачу. Водитель- доставляет нужное количество товаров, получает заявки на получение товара от товароведа или директора. Грузчик – разгружает товар на склад , помогает продавцам распределить его по отделам. Уборщица- моет пол и вытирает пыль. Директор- проверяет работу своих подчиненных. Покупатель- приходит в магазин, сообщает продавцу, что бы он хотел купить, беседует с продавцом о качестве товара, расплачивается с кассиром деньгами) .

Дальше воспитатель задает вопросы с помочью показа:  Что это?  (Это  касса. Это чек. Это деньги.) Молодцы!

А сейчас отгадайте мои загадки:1.В магазине папа с                           Настей

                                                       Покупают к чаю сласти.

                                             Шоколадный торт «Причуда»

                                                     Очень любит тётя  Люда.

                                                         Три эклера, пять колец

                                                     Завернул им ….продавец.

                                                  2. Носит он тяжелые грузы,

                                                Будь –то мебель иль арбузы.

                                                    Утром ведь он рано встал,

                                                         За день очень он устал.

                                     «Дайте кто-нибудь мне стульчик»-

                                     Скажет вам уставший …. грузчик.

                                                            3. Моет окна и полы,

                                                    Пыль не спрячется в углы.

                                          Как увидит грязь- поморщится,

                                        Вот такая чистюля…. уборщица.

Молодцы , все загадки отгадали! А теперь послушайте стихи, которые приготовили ваши друзья:                                                                              1.  Продавец- молодец!

                                               Он товары продает-

                                               Молоко, сметану, мёд.

                                               А другой- морковь, томаты,

                                               Выбор у него богатый!

                                               Третий продает сапожки,

                                               Туфельки и босоножки.

                                               А четвертый- стол и шкаф,

                                               Стулья, вешалки для шляп.

                                                  2.Продавцы товары знают,

                                                     Даром время не теряют.

                                                Всё, что просим продадут

                                                Это их привычный труд!

                                       3. Много есть профессий разных,

                                         Важных, нужных и прекрасных.

                                                Продавца, скажу друзья,

                                                Обошли вниманьем зря.

                                                 4. Ты приходишь в магазин-

                                                Продавец там есть один,

                                                Всё подскажет: что купить,

                                                Сколько надо заплатить,

                                       Подобрать, найти, примерить,

                                            Взвесить, завернуть, отмерить,

                                                Настроение поднять,

                                                Снова в гости вас позвать.

                                                Сразу видно- молодец!

                                                Самый лучший продавец!

Мотивационный

Ребята, а как вы хотели бы назвать наш супермаркет? А теперь давайте выберем работников для супермаркета. А я буду директором супермаркета. Продавцы вставайте на свои рабочие места и приведите их в порядок. Оставшиеся дети будут покупателями, возьмите все что необходимо покупателю(сумки, кошельки, деньги).

Директор: Уважаемые покупатели, наш супермаркет «Карусель» открывается! Приглашаем вас за покупками!

Воспитатель создает мотивацию на совместную деятельность, стимулирует любознательность, интерес.

Показывают свои знания.

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Исполнительский

Покупатели начинают заходить в супермаркет.

Продавец питьевых напитков:  А сейчас вы в магазине - 
                                                 Все продукты на витрине: 
                                                 Чай, конфеты, колбаса - 
                                                  Разбегаются глаза.
                                                   Подходите, покупайте,
                                                    Деньги в кассу отдавайте!

Продавец сладостей:                   Если в доме нет сластей,
                                                          Не зови к себе гостей,
                                                        Веселиться невозможно
                                                 Без конфет и без пирожных.

Продавец хлебобулочных изделий: 

                                                 Каравай пахучий, знатный,
                                                  Кренделя и калачи,
                                                 Бублик с маком ароматный,
                                                              А на Пасху куличи.
                                         Можно с мёдом есть и с маслом,
                                                   С сыром, рыбой, ветчиной
                                           И с икрой, кружком колбасным
                                                      Белый хлеб или ржаной.

Продавец молочных продуктов:  Здравствуйте, уважаемые покупатели! Наш магазин предлагает продукцию Кушвинского молочного консервного комбината. Наш завод выпускает продукцию более 20 видов: молоко, сметану, сгущенное молоко, кефир, ряженку и многое другое. Покупайте нашу продукцию!

Директор подходит к покупателям и беседует с ними: Скажите , что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятия «овощи» и «фрукты».) Вы купили сливы для своей дочки? Какие она ещё любит? (Покупатели рассказывают , что они купили, и собираются приобрести ещё.) Вот эти бананы не берите . У них кожура очень тёмная. Они уже испортились. Выберите что-нибудь другое…

Охранник: Здравствуйте! Возьмите пожалуйста корзины!

 Покупатель: подскажите пожалуйста где находится «Хлебобулочный» и  отдел «Фрукты- овощи»?

Охранник: «Хлебобулочный» отдел находится возле отдела «Сладости», а рядом с «Хлебобулочным» отделом находится отдел «Фрукты-овощи».

Покупатель: Спасибо!

Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара: Мне нужно купить 1 грушу. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Скажите, к вам завезут виноград? ( Педагог даёт образец поведения покупателя) . А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов). Затем покупателе выбрав нужный товар подходят к кассе, занимают очередь, здороваются с кассиром, отдают ему корзину с товаром .

Кассир : вам в пакет положить?

Покупатель: да

Кассир пробивает весь товар и кладет в пакет: с вас 5 рублей.

Покупатель достает с сумки кошелек и отдает деньги.

Кассир берет деньги : возьмите пожалуйста вашу сдачу.

Покупатель: спасибо!

Кассир: спасибо за покупку, приходите еще!

Воспитатель  подводит детей к эмоциональной инсценировке

Ставит цели индивидуально и группе детей. Побуждает детей к речевой активности

Дети читают стихи

Дети демонстрируют свои знания

Проявление эмоциональности, выразительности речи и актерского мастерства.

Эмоциональная разрядка

Контрольный

Директор: Уважаемые покупатели, наш магазин на сегодня закрывается. Ждем вас завтра за покупками! Продавцы , пока покупатели рассчитываются приводите в порядок свои отделы.

Затем все дети встают вместе и прощаются.

Охранник:                               Магазин наш закрывается, 
                                                 Мы с вами все  прощаемся. 
                                                  Поиграли мы для вас- 
                                                  Вам понравилось у нас? 
                                                  Приходите в гости к нам- 
                                                  Мы споём и спляшем вам. 
                                                  А сейчас уже пора- 
                                                  Ждут нас игры и дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект недели здоровья "Путешествие в страну Лего" для детей подготовительной группы

Путешествие проходит в рамках недели здоровья "Карусель здоровья" и правовых знаний "Право ребёнка на досуг и отдых". Праздник "День рождения Лего"...

Проект "Удивительная Лего-страна"

Информационный, практико-ориентированный проект для детей подготовительной к школе группы....

Проект "Страна Лего"

Творческо - познавательный проект для детей старшей группы....

Сценарий развлечения "Лего-квест" в старшей группе "Прогулка в страну Лего-человечков"

Сценарий развлечения будет полезен для воспитателей старшей группы, долгой подготовки не требует. Сценарий динамичный, подходит для развлечения и учебно-воспитательного процесса....

Проект в старшей группе "Страна - лего"

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решени...