ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНИКАМИ И КОНСТРУИРОВАНИЕ
консультация по конструированию, ручному труду на тему

Маклакова  Наталья Владимировна

влияние конструирования на развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конструирование39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНИКАМИ

И КОНСТРУИРОВАНИЕ.

Составил старший воспитатель: Маклакова Н.В.

с. Красный Яр,  2007г

  В.П. Сохина

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНИКАМИ И КОНСТРУИРОВАНИЕ.

   Форма является одним из основных признаков предмета. Не выделив и не опознав форму, невозможно узнать предмет.

   Уже в нескольких месяцах жизни ребенок начинает различать предметы по форме. На протяжении детства восприятие формы претерпевает ряд существенных изменений.

   Малыш учится манипулировать предметами, затем его действия становятся осмысленными и целенаправленными и переходят к продуктивным видам деятельности: лепка, рисование, конструирование и др.

   Восприятие – это

   Восприятие таких свойств предметов, как форма, цвет, положение в пространстве, величина, формируются в процессе осмысленной деятельности ребенка с самими предметами. У ребенка развивается зрительный анализ формы. Сначала ребенок учится анализировать фигуру (вычленяет отдельные составные части), затем учится сравнивать, сопоставлять (целиком или отдельные части) с другими объектами или с предложенным образцом.

   

    Большое влияние на развитие зрительного анализа формы оказывает конструктивная деятельность детей. Дети работаю со строительным материалом по двум видам конструирования:

  1. свободное конструирование (без образца);
  2. по образцу (рисунок, предмет, схема, план, чертеж, фото, картинка).

   При конструировании по образцу задача конструирования подменяется задачей последовательного воспроизведения того, что ребенок видит на рисунке: заданный объект получается как бы сам собой.

   В обоих способах конструирования задача анализа целостной формы и взаимоотношения отдельных ее частей не вычленяется, поэтому часто совсем выпадает для ребенка.

    Надо научить ребенка проводить анализ. Ребенку можно в качестве образца предоставить целостную «модель» постройки, т.е такое ее изображение, в котором скрыты отдельные конструктивные элементы. Не давая прямого способа решения этой задачи, модель тем самым создает необходимость найти этот способ. У ребенка возникает задача подробно проанализировать изображенную фигуру. Значит надо проанализировать каждую часть модели. Затем сравнить результат своей деятельности с образцом, оценить ее.

Вывод: таким образом, одной практики конструирования по образцу не достаточно для того, чтобы сформировать такое качество восприятия, как зрительный анализ формы. Для развития восприятия необходимо организовать практическую деятельность ребенка, поставить его перед необходимостью анализа предложенной конструкции по форме.

   Ребенок учится исследовать предмет и характер этой деятельности на протяжении детства меняется. Движения по обследованию предмета из беспорядочных  и хаотических постепенно становятся все более целенаправленными, планомерными. Основную роль в обследовании начинает играть ГЛАЗ.

   Ребенок учится обследовать предмет, ощупывая его, иногда «расчерчивает» или даже измеряет его с помощью руки. Но не все дети могут производить такие действия правильно без целенаправленного обучения.

  ЭКСПЕРИМЕНТ

Детей 6-7 лет обучали конструированию. Обучение способом «предметного моделирования» фигуры с помощью заданных элементов. Конструировали на плоскостных рамках. Которые представляли собой контур сложной фигуры, вырезанный в картоне и наклеенный затем на другой, сплошной кусок картона. Конструирование заключалось в укладывании отдельных элементов (квадратов и треугольников) внутри вырезанного контура фигуры.

   Удобство рамки состоит в том, что она дает возможность применить не только зрительное, но и осязательное обследование фигуры, дает возможность затем манипулировать элементами, не выходя за края фигуры, между которыми может поместиться лишь определенное количество элементов и в определенном их сочетании. Так ребенок может убедиться в правильности или неправильности выполнения задания, т.к. отступления от заданной формы здесь невозможны, ибо они выражаются в выходе за рамку или в неполном ее заполнении.

   Вырез рамки можно заполнить квадратами и треугольниками разных размеров. Ребенок получал рамку и много разных деталей, превышающих заданное количество. Но прежде чем начать работу детям предлагали примерить детали. Для этого использовали выкройку – копию рамки, сделанную из обычной бумаги, по формам и размерам точно совпадающую с вырезом рамки. Прикладывая элементы на бумажную выкройку, последовательно передвигая ее и обводя каждый раз ее границы карандашом, ребенок получал в результате модель постройки во всех ее элементах. Затем ребенок брал элементы и заполнял ими настоящую рамку.

Так дети учились анализировать плоские формы и правильно выбирать элементы для их изображения.

   Формирование этого умения подчинено некоторым обязательным правилам.

     Большое значение имеет умение назвать конструкцию, т.е. обозначить ее словом, отнести к знакомому предмету. Без такого словесного обозначения анализ формы  затрудняется. Это говори о связи восприятия пространственных отношений с развитием речи. Умение обозначить предмет словом дает возможность сознательно сопоставить  форму конструкции с формой элементов.

    Так же надо научить ребенка заменять детали и складывать их из других (из двух треугольников сложить недостающий  квадрат).

  Кроме того, заполнение рамки элементами должно происходить в определенном порядке. Т.е. неверное расположение одного из элементов влечет за собой дальнейшие ошибки. Это может быть выкладывание сначала самых крупных деталей, затем мелких. Можно начать работу от одного из краев фигуры.

   Во время выполнения работы (или по ее завершению) ребенок должен уметь следить за тем, чтобы конструкция, выполняемая в рамке полностью совпадала с той, которая сделана на ее копии.

   Ребенок сам не всегда может выполнить задачу и нуждается в некоторой помощи. Помощь может оказать взрослый или сами дети работая в парах или небольшими подгруппами.

  В каждой возрастной группе детям нужна помощь различного характера.

Старшая группа: дети могут пересчитать количество элементов на полученной ими модели, сгруппировать их по форме и в процессе конструирования руководствоваться этими подсчетами. Здесь достаточно исправить ошибки допущенные в пересчете и следить за тем, чтобы заполняя рамку ребенок клал не нее тот элемент, который указан на модели.

Средняя группа: не всегда умеют сгруппировать элементы по форме и пересчитать их. Надо показать преимущества этого способа работы. Часто дети этого возраста не умеют последовательно передвигаться по фигуре. За этим надо следить при работе с выкройками и при постройки.

Младшая группа: Нужен обязательный контроль за действиями. Дети не умеют считать и пересчитывать, надо постоянно напоминать и следить за тем, чтобы в рамке укладывался именно тот элемент, который изображен.

 

   Дети, не использовавшие до обучения вспомогательные способы анализа (упорядоченное передвижение по выкройке, рассказывание о совершенном действии, обозначение фигуры словом, подбор и выбор формы из предлагаемых элементов) после обучения активно используют полученные способы.

ВЫВОД: если детей дошкольного возраста целенаправленно обучать способам анализа фигуры, дав им для этого определенные средства, то умение анализировать сложные формы, выделять в них отдельные элементы, а на этой основе выполнять конструирование по образцу возникает у ребенка значительно раньше и формируется значительно более быстрыми темпами.

   Литература: Г.А. Урунтаева «Психология дошкольника» хрестоматия, Москва, 2000 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия формы, величины, цвета у детей с ограниченными возможностями

В статье рассматриваются особенности развития и коррекции восприятия у детей с ОВЗ. Формирование всех компонентов сенсорно-перцептивной деятельности будет способствовать более успешной реализации поте...

Игры, развивающие восприятие формы

ИГры, которые помогут родителям познакомить детей с эталонами формы....

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

картотека игр на восприятие формы, цвета, величины

в картотеке представлены игры на развитие у детей восприятия цвета, формы, величины...

Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников.

В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное....