Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО по художественному труду ( из опыта работы)
консультация по конструированию, ручному труду на тему
Предметно-развивающая среда – определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud.trud_._na_mo.docx | 49.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО по художественному труду
( из опыта работы)
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предметно-развивающая среда – определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом
Современное понимание среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными побуждениями к самовыражению
(Программа «От рождения до школы»)
(слайд 3) Согласно Стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:
- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
- способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивать открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
(слайд 4) Формирование предметного содержания
РППС ДОО по направлению художественно-эстетическое развитие
Для максимальной реализации образовательного потенциала РППС как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.
Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря по видам детской деятельности для организации пространства для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.
Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО коррелирует с основными направлениями (образовательными областями)
Отдельно стоит заметить, что деление образовательных областей на отдельные группы довольно условно, поскольку при учете взаимодополнения решения конкретных задач в свою очередь содействует и косвенному решению других задач.
Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы. Это направление подразумевает формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру природы.
Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира. Направление определяет формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру(уважение к людям, отношение к человеческим взаимоотношениям, труду взрослых и пр.)
Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства. Данное направление связано с формированием и развитием интереса к содержанию художественных произведений, понимания его выразительных средств, а также зарождению оценочных суждений, которое может найти свое выражение в музыкальной, театрализованной и других видах деятельности.
Художественная и изобразительная деятельность (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.) В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.
(слайд 5) Назначение функционального модуля «Творчество»
Для педагогов:
Развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств;
Развитие детского творчества;
Развитие продуктивной деятельности детей – аппликация, рисование, лепка, художественное конструирование, труд.
Для родителей:
Развитие творческой активности детей в различных видах деятельности
Развивающая предметно- пространственная среда должна отражать содержание всех образовательных областей.
(слайд 6)Изобразительная деятельность
- Развитие навыков и умений изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
- Развитие детского творчества
- Приобщение к изобразительному искусству
(слайд 7)Что должно быть по изобразительной деятельности:
- Слайды с репродукциями картин
- Материалы и оборудование для продуктивной деятельности
- Природный, бросовый материал
- Иллюстрации, наглядный материал
- Настольно –печатные игры
- Альбомы художественных произведений
- Художественная литература с иллюстрациями
- Изделия народных промыслов
- Скульптуры малых форм
- Игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян и растений
- Слайды с репродукциями картин
- Альбомы художественных произведений
- Иллюстрации, наглядный материал, плакаты
- Изделия народных промыслов
- Скульптуры малых форм
(слайд 8)Художественный труд доступен во всей своей прелести и уникальности даже детям дошкольного возраста.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС дошкольного образования, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.
Работа в условиях внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования диктует обновление содержания и форм работы с детьми.
Содержание образовательной области художественно-эстетического развития спроектировано на основе интеграции эстетической, игровой, интеллектуальной деятельности детей и направлено на глубокое освоение традиций народной культуры.
Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.
(слайд 9)Цель занятий художественным трудом - направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
(слайд 10) Задачи художественного труда:
- формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой;
- создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами;
- направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений, переживаний, чувств в художественной форме;
-проявлять инициативу;
- поддерживать личностное творческое начало;
-развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности;
-развивать фантазию, воображение и индивидуальность в работе;
-развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение.
( слайд 11) При организации занятий по обучению детей художественному труду соблюдаю следующие условия:
1)Учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей
2)При отборе содержания для художественного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываю разницу в интересах мальчиков и девочек
3)Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию, и находить конкретное практическое применение
4)Использую усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера
5)О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказываю его родителям, приходящим в группу взрослым, показываю им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу.
6)Занятия строю так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитываю у детей нравственные понятия.
(слайд 12)В работе с детьми я использую наиболее эффективные методы и приемы:
- создание заинтересованности;
- использование художественного слова и музыкального сопровождения,
- напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами,
- рассматривание схем последовательности работы,
- показ с объяснением,
- активизация речи детей,
- динамическая пауза,
- практическая деятельность детей,
- уточняющие вопросы,
- помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется,
- анализ и самооценка деятельности детей.
(слайд 13) Детям предоставляется возможность работать с различными материалами:
- природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки ; крупа гречневая, перловая, манная, рисовая, пшено; семена овощей, садовых цветов);
- бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки);
- различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга;
- ткань, проволока, вата, целлофан, поролон, пенопласт и др.
С первых занятий приучаю детей к аккуратности в работе, разъясняю, что данный вид деятельности не терпит торопливости и неряшливости. При этом учитываю, чтобы технология обработки должна быть несложной, а время, затраченное на изготовление поделки минимальным, чтобы дети скорее смогли увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса, стремлению к самостоятельности.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью, проводим беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов, со знакомством коллекций и обучающих книг и пособий.
(слайд 14) В результате чего были созданы различные коллекции : «Ткань», «Фантики», «Бумага» ,«Ракушки» ,«Шишки».
(слайд 15)Собраны книги и пособия –
- «Поделки из бумажных шариков»
- «Фигурки и игрушки из бумаги и яиц»
- «Лепим сладкие угощения»
- «Цветы и игрушки из декоративной бумаги»
- «Животные из бумаги»
- «Лепим сказку»
- «Бумажные фантазии»
- «Поделки и сувениры из соленого теста»
- «Поделки для самых маленьких»
- «Домашние любимцы из пластилина» и мн.др.
- картотеки иллюстраций,
- фотографий поделок.
(слайд 16) В хорошо освещённом месте группы оборудовала «Уголок художественного труда», где каждый вид материала хранится в отдельной коробке.
Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, я в своей группе создала определенные условия. Это выражается в наличии разнообразных материалов для художественного труда, с которыми дети могут самостоятельно действовать и обеспечение свободного доступа к материалам; образцы построек и поделок, которые способствуют появлению новых идей и целей.
(слайд 17-18) Для развития у детей слухового внимания, чувствительности проводилa игру «Что шуршит» (сминали сильно шуршащие сорта бумаги -калька, папиросная бумага, целлофан – и слабо шуршащие , и дети по шуму определяли сорт бумаги), «Угадай на ощупь»
(слайд 19) При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: договариваться о совместной работе, её содержании; работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения; радоваться успехам своим товарищам при создании работы.
В результате дети становятся более открытыми, раскрепощёнными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенней приступают к изготовлению новых поделок, повысилась коммуникабельность.
(слайд 20)Большое внимание уделяю работе с родителями. Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикую совместную подготовку и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовление сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей.
(слайд 21)Родители с детьми показывают своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке. Главное, чтобы у ребёнка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно, лишь проявив упорство, старание, смекалку.
(слайд 23) Я рекомендую родителям приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Важно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу
(слайд 24) На занятиях по художественному труду решаются следующие задачи:
- Дать знания об использовании различных видов изобразительных материалов в жизни человека;
- Формировать представления о практической художественной деятельности, способствующей развитию творческого начала;
- Формировать у детей прочные умения и навыки действия с различными материалами для детского творчества;
- Создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
- Поддерживать личностное творческое начало, умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, мысли, чувства, проявлять инициативу;
- Развивать самостоятельность в сочетании знакомых техник для придания детскому продукту ещё большей выразительности и индивидуальности;
- Развивать фантазию, воображение и индивидуальный почерк;
- Развивать сенсомоторные навыки (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук);
- Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческую активность.
(слайд 25)Эффективностью развития творчества дошкольника во многом зависит какие методы и приёмы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приёмами обучения дошкольников являются:
- Практические методы (упражнения и экспериментирование, помощь нуждающимся детям);
- Наглядные методы и приёмы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов и приёмов);
- Словесные методы и приёмы (чтение художественной литературы, рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, указания, инструктаж и т.д.);
- Игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры);
- Игровые приёмы (создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений, внезапное появление игрушек и др.).
Все эти методы и приёмы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра является ведущей деятельностью дошкольников и является главным содержанием детской жизни. Незаметно для себя дошкольник в игре приобретает новые знания, умения, навыки, осуществляет поисковые действия, учится мыслить, творить.
(слайд 26)Таким образом, на занятиях по художественному труду ребёнок вооружается умениями и навыками, развивает интеллектуальную и творческую активность, учится планировать свою деятельность, осуществлять задуманное, конструировать поделки, вносить изменения в процесс изготовления, технологию. У детей формируется умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы, возникает желание преобразовывать окружающий мир по законам красоты.
И так, художественный труд является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, что в полной мере подтверждает практическая деятельность и не теряющие своей актуальности слова скульптора Родена (1840-1917гг.): «…Мир будет счастлив только тогда, когда каждый будет находить радость в своём труде».
наименование | 2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
Витрина\лестница для работ по лепке | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Изделия народных промыслов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Коллекция бумаги | 1 | 1 | 1 | ||
Коллекция растений(гербарий) | 1 | 1 | 1 | ||
Коллекция семян и плодов | 1 | 1 | |||
Коллекция тканей | 1 | 1 | 1 | ||
Мольберт двухсторонний | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Набор для составления узоров по схемам | 1 | 1 | |||
Набор карточек по народному ремесленному делу | 1 | 1 | |||
Набор муляжей овощей и фруктов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Набор печаток | 1 | 1 | 1 | ||
Набор репродукций картин великих сражений | 1 | 1 | |||
Набор репродукций картин о природе | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Набор репродукций картин русских художников- иллюстраций к художественным произведениям | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Наглядные пособия по традиционной национальной одежде | 1 | 1 | 1 | ||
Постер(репродукция)произведений живописи и графики, также для знакомства с различными жанрами живописи - комплект | 4 | 4 | 4 | ||
Фигурки домашних животных с реалистичными изображениями и пропорциями- комплект | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
аптечка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Держатель для огнетушителя | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Модульный стеллаж для хранения литературы, игрушек (для детей) | 2 | 2 | 2 | 2 | 6 |
Модульный стеллаж для хранения методической литературы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
огнетушитель | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Рабочий стол для педагога | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Стол для образовательной деятельности детей (2места, соответствующие росту ребенка) | 10 | 10 | 25 | 25 | 25 |
Стул для работы педагога | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Стулья детские(соответствующие росту ребенка) | 20 | 20 | 25 | 25 | 25 |
Восковые и акварельные мелки | |||||
Цветной мел | |||||
Пластилин, глина, соленое тесто | |||||
Цветная и белая бумага, картон, обои ,(для коллективных рисунков, коллажей, аппликаций) | |||||
наклейки | |||||
ткани, нитки, ленты, тесьма | |||||
самоклеящаяся пленка | |||||
старые открытки | |||||
природный материал(сухие листья, лепестки цветов, травы, семена различных растений, мелкие ракушки т.п.) | |||||
Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам | |||||
клейстер | |||||
коврограф | |||||
Контейнер с бусинками, с бисером | |||||
Мотки проволоки и лески разного сечения | |||||
« волшебные экраны» | |||||
Пооперационные карты выполнения поделок | |||||
Белая и цветная ткань для вышивания, пяльцы, мулине и цветная шерсть | |||||
Емкость для мусора | |||||
Бросовый материал (бутылки, «стаканчики разных цветов, контейнеры от «киндер сюрпризов | |||||
Пооперационные карты с алгоритмом последовательных действий | |||||
Ножницы на подставке | |||||
Салфетки | |||||
Инвентарь для уборки рабочего места | |||||
Зона центра художественного труда должна быть активно работающей. Материалы лучше поместить в пластиковые контейнеры, деревянные ящики. Коробки распределяются так, чтобы ими было удобно пользоваться, это поможет детям быстрее готовиться к работе, приучит их к порядку. Коробочки должны легко открываться самими детьми. Каждому виду материала отводится определенное место.
Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок следует проводить конкурсы и выставки(совместные с родителями). Главное чтоб у ребенка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно, лишь проявив упорство, старание, смекалку.
Материалы для художественного труда следует систематически обновлять. Не обязательно, чтобы в этом центре одновременно находилось оборудование для работы с тканью, кожей, деревом, природным материалом, для работы с канцелярским ножом и т.д. содержание центра меняется в зависимости от детского интереса (от возможностей самого уголка), от умений и навыков, от личных увлечений, национальных, половых особенностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Подготовили: Зуева Л.В. Рыжова Л.Ф. Печёнкина О.В. Ласькова Н.Б.
Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Подгот...
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Семинар практикум для педагогов.«Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»
laquo;Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»...
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.
Консультация для воспитателей...
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО по художественному труду ( из опыта работы)
Предметно-развивающая среда – определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, тру...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...