Программа по трудотерапии для детей с ограниченными возможностями
рабочая программа по конструированию, ручному труду на тему

Алексеева Наталья Николаевна

В программе кратко описана работа инструкиора по труду с детьми с ограниченными возможностями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа «Трудотерапия для детей с ограниченными возможностями»

  1. Пояснительная записка

Задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в реабилитационном центре, невозможно решать без опыта участия детей в труде.

Овладение ребенка любым видом трудовой деятельности связано с приобретением определенных знаний. Трудовых умений и навыков.

Одновременно труд предъявляет к ребенку разносторонние требования и поэтому является важным условием и средством развития, социальной реабилитации.

На занятиях по трудотерапии идет формирование готовности положительного  отношения детей непосредственно к трудовой подготовке, а также трудотерапия. Этот этап работы предполагает проведение на основе комплексной диагностики интенсивных реабилитационных и коррекционных мероприятий медицинского, психологического и социального плана.

Они должны быть направлены на восстановление и компенсацию нарушенных функций, стимуляцию психического и физического развития с опорой на сохранные функции. Осуществляется также социально – бытовая ориентировка, сенсорное воспитание, обучение ориентировке в пространстве самообслуживанию, приемам ручного труда, начинается формирование коммуникативных навыков.

В процессе включения детей с ограниченными возможностями в трудовую деятельность актуализируется ряд социально – педагогических и реабилитационных возможностей труда.

Во - первых, труд – важное средство умственного развития ребенка с ограниченными возможностями, ибо с его помощью ребенок может практическим образом постигать важные связи, зависимости, отношения, которые затем  «откладываются» в мыслительной деятельности.

Ум ребенка очень часто находится на кончиках пальцев. Это старая педагогическая истина необычайно важна для процесса реабилитации детей – инвалидов с трудностями в интеллектуальном развитии.

У детей с ДЦП на занятиях идет формирование движений рук и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно – моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции – неспецифической и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук).

Идет развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений. Коррекция их нарушений.

Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно – образного и элементов абстрактно – логического).

 Цель: развитие познавательного процесса, мелкой моторики, творческого потенциала в процессе труда.

Задачи:

- способствовать коррекции нарушенных функций в процессе трудотерапии;

- формировать трудовые умения и навыки;

- развивать творческий потенциал и выявлять склонности детей с ограниченными возможностями к определённому виду деятельности: рисованию, лепке, работа с тканью, выжигание, конструирование и т.д.

- воспитывать художественно-эстетического вкус, способность ребёнка к самовыражению

Целевая группа: дети с ограниченными возможностями от 3 лет до 16 лет.

Основными принципами работы по программе являются: индивидуальный подход, системность, наглядность, постепенное освоение материала «от простого к сложному». При проведении занятий использую Интернет-ресурсы, наглядные и дидактические материалы, мультимедийное оборудование. Формой проведения  является индивидуальное или подгрупповое занятие.  Для детей до 7 лет основным видом деятельности является изобразительная, которая включает в себя рисование, лепку, аппликацию и конструирование. Этот вид деятельности позволяет выработать необходимые знания и навыки, направленные на развитие мелкой моторики, а также способствует развитию творчества. В занятия с детьми от 7 до 16 включена ещё трудовая деятельность: работа с тканью; изготовление поделок из ткани; бумагопластика и поделки из бумаги в различных техниках; изготовление поделок из природного материала. Многообразие форм в работе с детьми с ограниченными возможностями стимулирует их интерес к различным видам художественной и трудовой деятельности, что является необходимым условием формирования личности ребёнка.

Используются следующие методы: игровые ситуации, загадки, сказки, тренировочные упражнения, рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ.

Разработаны диагностические карты, позволяющие определить уровень развития каждого ребёнка и отследить динамику. 

Реализация программы

Трудовая реабилитация заключается в занятиях изобразительной деятельностью.

Изобразительная деятельность включает  в себя: рисование, лепку, аппликацию, конструирование – и является важным средством эстетического воспитания. Она позволяет детям этого возраста выразить в поделках свое представление об окружающем мире, понимание его, отношение к нему.

Эти занятия доставляют людям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

Длительность занятия не более 35 минут.

Схема проведения занятий в течение недели может быть разной  (по усмотрению педагога): либо ежедневное чередование разделов (понедельник – рисование, вторник – лепка и т.д ), либо вся неделя посвящена одному виду деятельности.

Вид дея-тельно-сти

Программное содержание

Количес-тво

занятий

Рисование

- Правильно держать карандаш и кисть в руке;

- Дети должны свободно рисовать линии в разном направлении, изображать различные предметы округлой и прямоугольной формы, передавать простые сюжеты;

- Владеть правильными приемами закрашивания;

- Уметь различать основные цвета.

18

Лепка

- Отрывание маленьких комочков пластилина от большого;

-Скатывание прямыми движениями (палочки, цилиндры и др). кругообразными движениями (шарики, ягодки и т.д).

- Сплющивание комочков, вдавливание, оттягивание мелких частей и деталей изображение;

- Лепка изделия по частям и из целого куска.

18

Аппликация

- Правильные приемы работы с клеем и наложением деталей на бумагу;

- Правильное резание ножницами;

- Резание бумаги по прямой, наискось, закругление углов, вырезание округлых форм, вырезание одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое;

- Создание в аппликации предметных, сюжетных и декоративных композиций.

18

Конструирование

а) Из бумаги:

- сгибание листа пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, диаметру круга, линиями начерченным педагогам);

- Хорошо заглаживать сгибы;

- Готовить выкройку и делать из нее игрушку;

- Приклеивать мелкие части к основной форме.

б) Из природного материала:

- Заготовка материала (шишки, листья, ветки и др);

- Изготовление поделок, используя естественную форму материала;

- Скрепление отдельных частей различными способами (клей, проволока, пластилин, спички и др).

18

           

Кроме требований, относящихся непосредственно к изобразительной деятельности,  на занятиях решаются и воспитательные задачи: воспитание самостоятельности, активности, аккуратности, экономного использования материала, умения работать в коллективе.

            Одни и те же задачи решаются на разных занятиях. Это обеспечивает повторность, формирование у детей прочных навыков и умений. Особенностью проведения занятий в нашем Реабилитационном центре является разный возраст детей и постоянно меняющийся состав группы (одни выбывают, другие вновь принимаются). Поэтому особое значение имеет индивидуальный подход. Так для более развитых и старших детей задания несколько усложняются.

Индивидуальные занятия с детьми с ограниченными возможностями позволяют:

- Выявить уровень знаний, умений и навыков вновь поступившего ребенка;

- Обследовать уровень мелкой моторики рук и осязания детей;

- Способствовать развитию индивидуальных наклонностей ребенка к различным видам художественной деятельности.

- Определить индивидуальные наклонности ребенка к различным видам художественной деятельности. 

Ожидаемые результаты

 - коррекция нарушенных функций в процессе трудотерапии;

- формирование трудовых умений и навыков;

- развитие творческого потенциала и выявление склонностей детей с ограниченными возможностями к определённому виду деятельности: рисованию, лепке, работа с тканью, выжигание, конструирование и т.д.;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, способности ребёнка самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Разработка адаптированной образовательной программы  дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Адаптированная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность»        (далее...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи).

В группе компенсирующей  направленности для детей от 6 до 7 лет и обеспечивает развитие личности воспитанников в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, пси...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...