Парциальная программа "Конструирование из строительного материала"
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему
парциальная программа по конструированию образовательная программа Успех
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_konstruirovanie_uspeh.docx | 196.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Парциальная программа
"Конструирование
из строительного материала"
МАДОУ Д/с №1 "Успех"
Подготовила воспитатель средней группы: Антошина К.В.
Содержание
1. Направленность программы. 2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы. 3. Цель и задачи программы. 4. Возрастная специфика детей, участвующих в программе. 5. Сроки реализации программы. 6. Формы организации обучения конструированию. 7. Формы и режим занятий. 8. Планируемые промежуточные результаты освоения программы. 9. Формы проведения итогов реализации программы.
|
1. Направленность программы.
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из специальных строительных наборов и конструкторов разнообразные игровые постройки. Программа разработана на основе учета особенностей конструктивной деятельности дошкольника воспитывает у детей необходимые умения и навыки конструирования. Дает детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают. Дети учатся группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют. Дети должны усвоить правильные названия материалов в их геометрических или технических определениях: в игровых строительных наборах - кубики, пластины (квадратные, прямоугольные, узкие, широкие и т. д.), арки, бруски, цилиндры и т. д. Учатся различать их по величине и по устойчивости.
Программа обучает детей:
- работать целенаправленно, предварительно планируя свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач;
- воспитывает у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу;
- умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем; не прибегая к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен.
- учит понимать, что целью занятий конструированием является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. е. формирует у детей умение учиться, готовность к обучению в школе.
2. Новизна, актуальность,
педагогическая целесообразность программы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. В конструировании особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь необходимы наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество, по природе своей, основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии нельзя сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому задачей программы является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.
3. Цель и задачи программы.
Цель рабочей программы - развитие конструкторских способностей детей.
Задачи программы - сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства; развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
4. Возрастная специфика детей, участвующих в программе.
Данная программа рассчитана на пять лет обучения детей в возрасте от 2 до 7 лет, поэтому при распределении тем занятий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Средняя группа (от 4 до 5 лет): Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Задачи:
- привлечение внимания детей к различным зданиям и сооружениям вокруг их домов, детского сада; на прогулках в процессе игр рассматривание с детьми машин, тележек, автобусов и других видов транспорта, выделяя их части, называя их форму и расположение по отношению к самой большой части;
- развитие способности различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина); развитие умения устанавливать ассоциативные связи (предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели);
- развитие умения анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).
- развитие умения самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»);
- сооружение детьми построек из крупного и мелкого строительного материала, использование деталей разных цветов для создания и украшения построек; развитие представлений об архитектурных формах;
- исследовательская деятельность: развитие исследовательской деятельности детей, оказание помощи в оформлении ее результатов и создание условий для ее презентации сверстникам; привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка.
Старшая группа (от 5 до 6 лет): Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Задачи:
- развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т.п.);
- закрепление умения выделять основные части и характерные детали конструкций; анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки;
- знакомство с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др.; закрепление умения заменять одни детали другими;
- формирование умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта;
- закрепление умения строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал;
- развитие умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости;
- проектная деятельность: создание условий для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных;
- развитие проектной деятельности исследовательского типа; организация презентации проектов; формирование у детей представлений об авторстве проекта;
- создание условий для реализации проектной деятельности творческого типа. (творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. Задачи:
- формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.), поощрение желания передавать их особенности в конструктивной деятельности;
- развитие умения видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
- поощрение стремления самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа сооружений;
- закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
- конструирование из строительного материала; развитие умения сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта);
- формирование умения определять, какие детали больше подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; планировать процесс возведения постройки;
- закрепление умения сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
Конструирование из деталей конструкторов:
- знакомство детей с разнообразными пластмассовыми конструкторами; формирование умения создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу;
- знакомство детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами;
- закрепление умения создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя;
- совершенствование умения создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.); закрепление умения разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).
Проектная деятельность:
- развитие проектной деятельности всех типов (исследовательской, творческой, нормотворческой);
- в исследовательской проектной деятельности формирование умения уделять внимание анализу эффективности источников информации; поощрение обсуждений проекта в кругу сверстников;
- содействие творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера;
- в работе над нормотворческими проектами поощрение обсуждения детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных этими проектами норм.
Помощь детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.
5. Сроки реализации программы.
Данная программа реализуется в течение 3 лет.
6. Формы организации обучения конструированию.
Техническое конструирование - это конструирование из строительных материалов. Различают несколько видов технического конструирования.
Конструирование по образцу: Этот вид конструирования заключается в том, что детям предлагают образцы построек, как правило показывают способы их, воспроизведения. Обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевает техникой возведения построек (учатся выделяют пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия).
Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа – умением определить в любом предмете основные части , установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях. В качестве образца использовать фотографии, рисунки. Предлагать детям преобразовывать образцы с целью получения новых конструкций. Конструирование по образцу обеспечивает переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по условиям: Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое ее назначение (мост для пешеходов; чтобы под мостом прошел корабль, определенной ширины). Задачи конструирования носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Это способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по чертежам и схемам: Сначала детей обучить построению простых и схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам.
Конструирование по замыслу: Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы, то есть использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме: Детям предлагают общую тематику конструкций и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.
7. Формы и режим занятий.
Непосредственно образовательная деятельность по данной программе проводится согласно темы недели. В процессе организации учитываются гендерные особенности детей, осуществляется индивидуальные и дифференцированный подходы. На занятиях используется тематическая литература, музыкальное сопровождение, игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными.
График занятий в группах | |
Средняя группа (от 4до 5 лет) | 2 занятия в месяц |
Старшая группа (от 5 до 6 лет) | 2 занятия в месяц |
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) | 4 занятия в месяц |
8. Планируемые промежуточные результаты освоения программы.
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГОС) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Средняя группа (от 4 до 5 лет):
- сформировано представление о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления);
- умеют использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- способны преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога;
- формируются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).
Старшая группа (от 5 до 6 лет):
- умеют анализировать образец постройки;
- могут планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создают постройки по рисунку;
- умеют работать коллективно.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет):
- способны соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- способны создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- могут создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
9. Формы проведения итогов реализации программы.
- тематические выставки;
- конкурсы, дни презентаций детских работ родителям;
- составление картотеки лучших работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иллюстрации построек по конструированию из строительного материала
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выпо...
Конструирование из строительного материала (презентация)
Конструированиеиз строительного материала...
Презентация для НОД конструирование из строительного материала
Использованеи презентаций на занятиях поможет вам повысить познавательную активность детей, сделает ваше занятие интересным и привлекательным для ребенка....
Презентация для НОД конструирование из строительного материала
Использованее презентаций на занятиях поможет вам повысить познавательную активность детей, сделает ваше занятие интересным и привлекательным для ребенка....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
развитие творческих способностей ребенка на занятиях по конструированию из строительного материала...
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ МЕЛКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Конструирование и строительная игра открывает большие возможности для возникновения творчества детей, умственного, нравственного и эстетического развития дошкольника...
Тематическое планирование образовательной деятельности к парциальной программе "Конструирование из строительного материала"
Комплексно тематическое планирование по конструированию...