Парциальная программа "Конструирование из строительного материала"
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

Антошина Кристина Владимировна

парциальная программа по конструированию образовательная программа Успех

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_konstruirovanie_uspeh.docx196.99 КБ

Предварительный просмотр:

Парциальная программа

"Конструирование

из строительного материала"

https://lib.rus.ec/i/62/460362/Autogen_eBook_id0        https://lib.rus.ec/i/62/460362/Autogen_eBook_id1

https://lib.rus.ec/i/62/460362/Autogen_eBook_id4      https://lib.rus.ec/i/62/460362/Autogen_eBook_id7

МАДОУ Д/с №1 "Успех"                          

Подготовила воспитатель средней группы: Антошина К.В.

Содержание

  1. Пояснительная записка.

1. Направленность программы.

2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность  программы.

3. Цель и задачи программы.

4. Возрастная специфика детей, участвующих в программе.

5. Сроки реализации программы.

6. Формы организации обучения конструированию.

7. Формы и режим занятий.

8. Планируемые промежуточные результаты освоения программы.

9. Формы проведения итогов реализации программы.

  1. Тематическое планирование образовательной деятельности.

  1. Содержание парциальной программы.

1. Направленность  программы.

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение.                                                                                                                                                                         Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из специальных строительных наборов и конструкторов разнообразные игровые постройки.  Программа разработана на основе учета особенностей конструктивной деятельности дошкольника воспитывает у детей необходимые умения и навыки конструирования. Дает детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают. Дети учатся группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют. Дети должны усвоить правильные названия материалов в их геометрических или технических определениях: в игровых строительных наборах - кубики, пластины (квадратные, прямоугольные, узкие, широкие и т. д.), арки, бруски, цилиндры и т. д. Учатся различать их по величине и по устойчивости.

Программа обучает детей:

  • работать целенаправленно, предварительно планируя свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач;
  • воспитывает у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу;
  • умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем; не прибегая к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен.          
  • учит понимать, что целью занятий конструированием является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. е. формирует у детей умение учиться, готовность к обучению в школе.

2. Новизна, актуальность,

педагогическая целесообразность  программы.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. В конструировании особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь необходимы наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.          

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество, по природе своей, основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии нельзя сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому задачей программы является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.

3. Цель и задачи программы.

Цель  рабочей программы -  развитие конструкторских способностей детей.

Задачи программы - сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства; развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.

4. Возрастная специфика детей, участвующих в программе.

Данная программа рассчитана на пять лет обучения детей в возрасте от 2 до 7 лет, поэтому при распределении тем занятий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Средняя группа (от 4 до 5 лет): Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Задачи:

  • привлечение внимания детей к различным зданиям и сооружениям вокруг их домов, детского сада; на прогулках в процессе игр рассматривание с детьми машин, тележек, автобусов и других видов транспорта, выделяя их части, называя их форму и расположение по отношению к самой большой части;
  • развитие способности различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина); развитие умения устанавливать ассоциативные связи (предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели);
  • развитие умения анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).
  • развитие умения самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»);
  • сооружение детьми построек из крупного и мелкого строительного материала, использование деталей разных цветов для создания и украшения построек; развитие представлений об архитектурных формах;
  • исследовательская деятельность: развитие исследовательской деятельности детей, оказание помощи в оформлении ее результатов и создание условий для ее презентации сверстникам; привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка.

Старшая группа (от 5 до 6 лет): Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Задачи:

  • развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т.п.);
  • закрепление умения выделять основные части и характерные детали конструкций; анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки;
  • знакомство с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др.; закрепление умения заменять одни детали другими;
  • формирование умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта;
  • закрепление умения строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал;
  • развитие умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости;
  • проектная деятельность: создание условий для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных;
  • развитие проектной деятельности исследовательского типа; организация презентации проектов; формирование у детей представлений об авторстве проекта;
  • создание условий для реализации проектной деятельности творческого типа. (творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет):  К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.                                                                                      Задачи:

  • формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.), поощрение желания передавать их особенности в конструктивной деятельности;
  • развитие умения видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
  • поощрение стремления самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа сооружений;
  • закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
  • конструирование из строительного материала; развитие умения сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта);
  • формирование умения определять, какие детали больше подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; планировать процесс возведения постройки;
  • закрепление умения сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).

Конструирование из деталей конструкторов:

  • знакомство детей с разнообразными пластмассовыми конструкторами; формирование умения создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу;
  • знакомство детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами;
  • закрепление умения создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя;
  • совершенствование умения создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.); закрепление умения разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).

Проектная деятельность:

  • развитие проектной деятельности всех типов (исследовательской, творческой, нормотворческой);
  • в исследовательской проектной деятельности формирование умения уделять внимание анализу эффективности источников информации; поощрение обсуждений проекта в кругу сверстников;
  • содействие творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера;
  • в работе над нормотворческими проектами поощрение обсуждения детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных этими проектами норм.

Помощь детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.

5. Сроки реализации программы.

Данная программа реализуется в течение 3 лет.

6. Формы организации обучения конструированию.

Техническое конструирование - это  конструирование  из строительных материалов. Различают несколько видов технического конструирования.

Конструирование по образцу:  Этот вид конструирования заключается в том, что детям предлагают образцы построек, как правило показывают способы их, воспроизведения. Обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевает техникой возведения построек (учатся выделяют пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия).

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа – умением определить в любом предмете основные части , установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях. В качестве образца использовать фотографии, рисунки. Предлагать детям преобразовывать образцы с целью получения новых конструкций. Конструирование по образцу обеспечивает переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по условиям: Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое ее назначение (мост для пешеходов; чтобы под мостом прошел корабль, определенной ширины). Задачи конструирования носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Это способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по чертежам и схемам: Сначала детей обучить построению простых и схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам.

Конструирование по замыслу: Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы, то есть использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование по теме: Детям предлагают общую тематику конструкций и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.

7. Формы и режим занятий.

Непосредственно образовательная деятельность по данной программе проводится согласно темы недели. В процессе организации учитываются гендерные особенности детей, осуществляется индивидуальные и дифференцированный подходы. На занятиях используется тематическая литература, музыкальное сопровождение, игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными.

График занятий в группах

Средняя группа (от 4до 5 лет)

2 занятия в месяц

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

2 занятия в месяц

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

4 занятия в месяц

8. Планируемые промежуточные результаты освоения программы.

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГОС) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Средняя группа (от 4 до 5 лет):

  • сформировано представление о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления);      
  • умеют использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
  • способны преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога;
  • формируются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).                                                                                                                                    

Старшая группа (от 5 до 6 лет):

  • умеют анализировать образец постройки;
  • могут планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
  • создают постройки по рисунку;
  • умеют работать коллективно.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет):

  • способны соотносить конструкцию предмета с его назначением;
  • способны создавать различные конструкции одного и того же объекта;
  • могут создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной  инструкции.

9. Формы проведения итогов реализации программы.

  • тематические выставки;
  • конкурсы, дни презентаций детских работ родителям;
  • составление картотеки лучших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрации построек по конструированию из строительного материала

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выпо...

Конструирование из строительного материала (презентация)

Конструированиеиз строительного материала...

Презентация для НОД конструирование из строительного материала

Использованеи презентаций на занятиях поможет вам повысить познавательную активность детей, сделает ваше занятие интересным и привлекательным для ребенка....

Презентация для НОД конструирование из строительного материала

Использованее презентаций на занятиях поможет вам повысить познавательную активность детей, сделает ваше занятие интересным и привлекательным для ребенка....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

развитие творческих способностей ребенка на занятиях по конструированию из строительного материала...

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ МЕЛКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Конструирование и строительная игра открывает большие возможности для возникновения творчества детей, умственного, нравственного и эстетического развития дошкольника...