Проект "Чудо дерево"
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Бодунова Екатерина Николаевна

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo_derevo.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта   Чудо дерево__

Продолжительность проекта

15 мая 2014г. – 1 сентября 2014г.

Тип проекта

Познавательно-исследовательский

Участники проекта

Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст детей

От 4 до 5 лет

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

Лучший подарок-это подарок сделанный своими руками. А как  и из чего его можно сделать?

Актуальность

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект «Здравствуй, дерево!», который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду программой «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Цель проекта

Изучить этапы развития деревьев, проследить за последовательностью появления природного материала для изготовления поделок.

Задачи проекта

Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности; обогатить личностный опыт детей по взаимодействию с природой; развивать интерес к окружающему миру; расширять кругозор; сформировать элементарные исследовательские умения у детей; развивать творческое воображение и мышление; развивать навыки продуктивной деятельности; развивать коммуникативные навыки.

 Итоговое мероприятие проекта

Презентация работ на выставке  «Это чудо нам подарило дерево»

Продукт проекта

Коллекция природного материала, творческие работы воспитанников.

Ожидаемые результаты по проекту

У детей сформируется  представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе ; обогатится личностный опыт детей по взаимодействию с природой; повысится интерес к окружающему миру; расширится  кругозор; повысится творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки; разовьются навыки продуктивной деятельности.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Подготовительный этап

Подбор материала, метод. литературы, информации по теме

Участие в тематических беседах, наблюдениях, рассматривание иллюстраций по теме

Участие в предполагаемых формах работы по проекту

Организационный этап

Составление плана проекта, определение  сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

Разработка  положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Активное участие в формах работы по теме

Проведение круглых столов с родителями консультаций по теме проекта, участие в мероприятиях, выполнение индивидуальных поручений.

Формирующий этап  

Организация различных форм детской деятельности. Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.

Активное участие в формах работы по теме.

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок  совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.  

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (выставки). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Совместная работа по созданию выставки, подготовки итогового мероприятия .Участие в итоговых мероприятиях.

Участие в итоговых мероприятиях

Перспективный план работы по проекту

«Чудо дерево»

Подготовительный этап.

Содержание работы

Срок

Ответственные

Изучаем соцветия.

  1. Исследовать соцветие взрослого дерева.
  • Наблюдение на прогулке.

- сколько лепестков в соцветии?

- погладить листок руками, рассмотреть через лупу.

- потрогать кончик лепестка (острый он или тупой, мягкий или твердый).

- какой край лепестка ровный или с зубчиками?

- какого цвета соцветие?

- какой запах у соцветия?

- как соцветия прикрепляются к ветке?

- выяснить, что будет после соцветия?

Май.

воспитатель.

  1. Познакомиться с содержанием и методикой организации проектной деятельности, определить цели и задачи проекта.
  2. Составить план работы
  3. Консультация для родителей «Берегите деревья», знакомство  с планом проекта
  4. С воспитанниками сделать аппликацию соцветия дерева в альбом.
  5. Организовать выставку работ «Соцветие дерева из бросового материала».

Июнь

 (1 нед)

воспитатель

Исследовательский этап.

Знакомство с деревом.

  1. Внимательно рассмотреть дерево и ответить на вопрос: для чего дереву нужны листья, корни, ствол, кора?
  • Наблюдения на прогулке.

- измерить высоту и толщину дерева;

- какой дерево высоты? Выше или ниже детей? Тоньше или толще? Какие деревья по размеру относительно других предметов (другие деревья, дома, люди т.д.)

- какова ширина дерева, если обхватить его руками?

- есть ли у дерева «соседи» (кто бегает рядом с ним, растет рядом, прилетает к нему?)

- изучить территорию рядом с деревом. Вместе с детьми составить план участка, на котором растут деревья. Отметить, какие растут  деревья, его соседи, детский сад, дома?

- выяснить, растут ли такие деревья возле дома детей?

- зарисовать объект наблюдений, его окружение.

2. Завести дневник наблюдений за деревьями

Июнь

 (2-3 нед)

воспитатель

Деревья в мире литературы.

  1. Заинтересовать проблемой экскурсия по территории детского сада.

- обратить внимание детей на разнообразие деревьев, их красоту.

- определить особенности внешнего вида, сходство и различие.

- определить настроение дерева, о чем оно думает. Кто помогает этим деревьям? Есть ли у них друзья? Погладить дерево, прижаться к стволу щекой, обнять дерево.

        3. найти вместе как можно больше рассказов, стихов, легенд о деревьях.

        4. сделать выставку книг, посвященную деревьям.

        5. прочитать и обсудить поэму Б. Заходера «Почему деревья не ходят».

        6. прочитать детям рассказы, стихи, сказки, где есть описание деревьев.

Июнь

 4 нед.

воспитатель

Кто лучшие друзья дерева?

  1. Исследовать, что необходимо дереву.

            * Наблюдения на прогулке.

- зачем нужно солнце для деревьев (листьев)?

- что поглощают и выделяют листья?

- зачем нужна вода?

- что получает дерево через землю?

- зачем прилетают птицы?

- для чего нужны насекомые?

Июль

 1 нед-2 нед

воспитатель

Изучаем листья.

  1. Исследовать листья взрослого дерева.
  • Наблюдение на прогулке.

- сколько листьев на дереве зимой и сколько летом?

- погладить листок руками, рассмотреть через лупу.

- потрогать кончик листа (острый он или тупой, мягкий или твердый).

- какой край листа ровный или с зубчиками?

- какого цвета листья? (в разные сезоны)

- какой запах у листьев?

- как листья прикрепляются к ветке?

- отметить время появления первых листочков, время опадения листьев.

- выяснить, куда деваются опавшие листья?

* нарисовать в альбоме листочки с дерева.

Июль

 3 нед

воспитатель

Изучаем кору и ствол.

  1. Исследовать створ дерева.
  2. Исследовать кору.
  3. Исследовать следы, оставленные человеком.
  • Наблюдения на прогулке.

- найти место, где ствол дерева самый широкий, а где самый узкий.

- определить, какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая).

- определить запах коры.

- определить, есть ли на коре следы, оставленные человеком (ободранная кора, царапины от ножа, сломанные ветки). Кто мог это сделать и зачем? Может ли дерево залечить эти раны? Как помочь дереву?

Июль

 4 нед

воспитатель

Изучаем корни и почву.

  1. Исследовать корни (при посадке дерева)
  2. Исследовать почву
  • Наблюдения во время посадки дерева и на прогулке.

- найти место, где ствол дерева постепенно переходит в корни. Какие корни (толстые или тонкие, крючковатые, прямые, твердые, мягкие).

- уходят корни в глубину или расползаются в стороны?

* нарисовать в альбоме корни дерева.

        * Изучая почву определить:

        - куда исчезают опавшие листья, если люди не убирают их?

        - собрать листья осенью и зарыть небольшую ямку, проследить, что происходит с листьями.

        - проверить, живет ли кто-нибудь в почве под деревом.

        - проверить сухая земля под деревом или сырая, по необходимости полить.

Август

1 нед

воспитатель

Изучаем плоды.

  1. Исследовать плоды дерева.
  • Наблюдение на прогулке.

- какой формы плоды?

- погладить плод руками (гладкий или шершавый, мягкий или твердый).

- какого цвета плод?

- какой запах у плодов?

- рассмотреть плод в срезе.

- как плоды прикрепляются к ветке?

- отметить время появления плодов, время когда собирают урожай.

* сделать аппликацию в альбом «Дерево с плодами».

Август

 2 нед

воспитатель

Сочинение рассказов. Игры.

  1. Составить рассказы по результатам исследований в разные сезоны. Обсудить результаты наблюдений, рассмотрев альбом «Наше дерево»

- предложить детям темы рассказов:

* наше дерево летом;

* наше дерево зимой;

* наше дерево в дождливую погоду;

* наше дерево в солнечную погоду;

* друзья нашего дерева;

* как мы помогли дереву? И т.д.

- записать рассказы детей в дневник наблюдений.

2. провести игры отображающие особенности дерева (высокое, низкое, толстое, с раскидистой кроной, опущенные или приподнятые ветки) в предполагаемых педагогом ситуациях.

- во время занятий, как физкультминутки.

- на прогулке или во время экскурсий.

Август

 3 нед

воспитатель

Творческая мастерская

  1. На прогулке:

- придти в гости к деревьям, полить

- убрать мусор

- насыпать в кормушку для птиц корм

               2.  Сбор коллекции природного материала.

               3.   нарисовать портрет понравившегося дерева.

               4.   Нарисовать поздравительную открытку дереву (пожелания                            составляются исходя из результатов исследований)

               5.  Домашнее задание – изготовить поделки из природного материала.

               6. Организовать выставку поделок.

Август

 4 нед

воспитатель

Заключительный этап

Что мы узнали о дереве. Посадка деревьев.

  1. Отразить отношение детей к природе, к деревьям, о необходимости их охраны, об особенностях ухода за ними. Предложить детям ответь на вопросы:

- Что я могу сделать для наших деревьев?

- Что я могу сделать для всех деревьев?

  1.  Объяснить элементарные правила высадки дерева в грунт и продемонстрировать, как это правильно сделать с посильным привлечением детей.
  2. Выяснить, как называется дерево.
  3. Придумать имя дереву, с учетом его особенностей, чтобы оно отражало внешний облик или «характер» объекта дальнейших исследований.

воспитатель

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»

Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы.   Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь?   Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...

Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"

1 ноября   в средней группе было проведено открытое комплексное  занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Занятие "Дерево-дерево не тонет".

Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....

«Дерево, дерево – мой дружок хороший»

Конспект занятия по экологическому воспитанию(ознакомление  детей с окружающим с применением элемента  аппликации) Абушахманова Гу...

конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»

Программное содержание:Закрепить   знаний о деревьях, познакомить  с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать  умение узнавать их по характерным признакам и назыв...