Дополнительная образовательная программа "Бум-Ка"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Дополнительная образовательная программа по изготовлению игрушек из бумаги и бросового бумажного материала. Рекомендованна для детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bumka.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Ханты-Мансийск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
(МБОУ ДОД ЦРТДиЮ)
Дополнительная образовательная программа
«Бумажная игрушка» 1 год обучения
«Объединение «Бум-Ка»
Составитель программы:
Беляева
Наталья Владимировна
педагог дополнительного образования
г. Ханты-Мансийск
2015г
Содержание программы1.Пояснительная записка (актуальность, новизна, ключевая концепция, принципы обучения и воспитания, цель и задачи программы, критерии оценки эффективности освоения программы)………………………………1-5
2. Учебно-тематический план…………………………………………………5
Содержание дополнительной образовательной программы…………….7
3.Учебно-методический комплекс к программе (список литературы, интернет ресурсы, диагностические материалы: система оценивания, критерии оценивания, индивидуальные план работы с одарёнными детьми, наглядный и дидактический материал к программе)…………………………………….7
- Пояснительная записка
Настоящая дополнительная образовательная программа составлена на основании следующих нормативных документах:
- ФЗ РФ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844.
- СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 41 от 4.07.2014 г.
- Устав МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (Приказ № 247 от 29.03.2012года). О нормативах наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063-р
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г.№ 1008 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Данная программа предназначена для занятий с детьми в МБОУ «Детский сад № 18 «Улыбка» в рамках взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации. Возраст детей с 5-6 лет. Рассчитана программа на 1 год обучения, учебно-тематический план составляет 100 часов.
Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что работа с бумагой позволяют обучаемому ребенку удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Новизна состоит в том, что поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.
Ключевая концепция данной программы заключается в предоставлении дополнительных образовательных услуг, детям 5 - 6 лет и составлена с учетом возраста учащихся. Опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.
Принципы обучения и воспитания
1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.
2. Принцип гуманности – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и досуга детей.
3. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
4. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.
5. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление.
6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралась на то, что уже усвоено.
Цель программы Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности при изготовлении бумажных игрушек.
Задачи программы
Обучающие
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные
- Расширять коммуникативные способности
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.
Критерии оценки эффективности освоения программы
Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по созданию работы. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося.
Самостоятельность в работе
- самостоятельное выполнение работы, от выбора сюжета до исполнения;
- выполнение работы с небольшой помощью педагога;
- выполнение работы под контролем педагога.
Трудоемкость
- сложно;
- достаточно сложно;
- достаточно просто.
Цветовое решение
- удачное цветовое решение, цвета подобраны правильно;
- неудачное решение, цвета теряются и сливаются.
Креативность
- самостоятельное составление эскиза предстоящей работы;
- оптимальный выбор конструктивной формы изделия;
- использование различных способов работы;
- изделие выполнено на основе образца.
Способы проверки результативности освоения программы (виды контроля)
- Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденным темам.
- Текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляющий знания по этой теме;
- Итоговый, проводимый после завершения всей программы.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем, разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Введение | ||||
1 | Свойства бумаги и картона. Игрушки за пять минут | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 2 | 1 | 1 | |
Простое и сложное складывание | ||||
2 | Складывание в технике двойного квадрата, двойного прямоугольника. | 2 | 1 | 1 |
3 | Игрушки из витых полосок. | 2 | - | 2 |
4 | Игрушки из пушистых шариков | 2 | - | 2 |
5 | Животные .Складывание. | 4 | - | 4 |
6 | Игрушки в технике фонарики. | 2 | - | 2 |
7 | Звери. Складывание двойного круга. | 8 | - | 2 |
8 | Складывание бумажных гармошек | 8 | 1 | 7 |
Итого: | 28 | 2 | 26 | |
Поделки из бросового бумажного материала | ||||
9 | Машины | 2 | - | 2 |
10 | Зверушки из фтулок | 4 | - | 4 |
11 | Зверушки из бумажных тарелок | 4 | - | 4 |
12 | Домики | 6 | 1 | 5 |
13 | «Квадрарики». | 4 | - | 4 |
Итого: | 20 | 1 | 19 | |
Новогодние поделки | ||||
14 | Снежинка-балеринка. | 2 | - | 2 |
15 | Игрушки из полосок на елку. | 6 | - | 6 |
16 | Дед мороз и Снегурочка. | 2 | - | 2 |
17 | Гирлянды на ёлку. | 2 | - | 2 |
18 | Символ года | 4 | - | 4 |
19 | Рождественский ангел | 4 | - | 4 |
Итого: | 20 | - | 20 | |
Праздничные поделки | ||||
20 | Сердечки | 4 | - | 4 |
21 | Военная техника | 4 | - | 4 |
22 | Цветы | 8 | 1 | 7 |
23 | Пасхальные поделки | 4 | 1 | 3 |
25 | День Победы | 6 | 1 | 3 |
26 | Рамочки для фото | 4 | - | 4 |
Итого: | 30 | 3 | 27 | |
Всего: | 100 | 7 | 93 |
Содержание дополнительной образовательной программы
№п/п | Название тем, разделов | Количество часов | содержание |
Введение. | 2 | Показать детям свойства бумаги и что можно из нее делать. | |
Простое и сложное складывание | 28 | Складывание оригами, гармошки, двойной круг, пушистые шарики. | |
Поделки из бросового бумажного материала | 20 | Использование бросового бумажного материала для изготовления игрушек | |
Новогодние поделки | 20 | Изготовление новогодних игрушек и подарков. | |
Праздничные поделки | 30 | Изготовление игрушек, поделок и открыток к праздникам | |
Всего: | 100 |
Ожидаемые результаты
В результате обучения учащиеся:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
- Учебно-методический комплекс к программе
Список литературы
- Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игрушки и подарки из бумаги и картона. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008.
- Е.А. Каминская Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки. – М.: РИПОЛ классик 2011г.
- Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Латипова, Л.Н.Основы прикладного искусства: практикум Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2012.
- Анна Лимос. Картон. Чудесные поделки. ( Для совместной работы родителей и детей), Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», перевод и худ. Оформление, 2006.
- Нагибина М.И., Долженко Г.И. Фигурки и игрушки из бумаги и картона / Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
- Фокина JI.B. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие Ростов н/Д Феникс, 2009.
Интернет ресурсы
www.vidod.edu.ru - федеральный портал «Дополнительное образование детей».
www.schoolbase.ru - всероссийский школьный портал.
www.club-rukodelie.com/toys.html - клуб рукоделие
www.proshkolu.ru - портал для учителей (методические материалы)
www.pedmir.ru - сайт практической направленности (разработки уроков, презентации)
www.detsad-kitty.ru – практический материал для воспитателей, родителей и учителей.
nttp://nsportal.ru – социальная сеть работников образования
www.maam.ru (9729.maam.ru) - международный образовательный портал
Диагностические материалы: система оценивания, критерии оценивания.
Мониторинг объединение «Бум-Ка» (Бумажная игрушка)
№ П/п | Фамилия Имя | складывание складывание | вырезание | пользование шаблоном | Вырезание мелких деталей | Склеивание | Точность исполнения по образцу | итог |
Итог: | Низкий Средний Высокий |
Оценка результата:1 -2 низкий уровень, 3-4 средний уровень ,5 – 6 высокий уровень
Индивидуальные план работы с одарёнными детьми
на 1 полугодие 2015-2016учебный год
Объединение: «Бум-Ка» (бумажная игрушка)
№ п/п | Мероприятия | Срок | Результат |
1 | Выработка направления и темы индивидуального образовательного маршрута | Сентябрь 2015 | Тема «Новая жизнь ненужных вещей» |
2 | Изучение литературы 1.Екатерина Румянцева: Аппликация. Простые поделки 2.Вита Напара: Поделки из ненужных вещей. Шаг 2 3.Анастасия Иванова: Поделки из ненужных вещей 4.Ирина Агапова, Маргарита Давыдова: Поделки и подарки к праздникам | Сентябрь 2015 | Выбор тем для занятий |
3 | Формулировка цели, задач, принципов работы. Составление плана работы по достижению поставленной цели. | Октябрь 2015 | Составление плана работы по достижению поставленной цели. |
4 | Связь способностей детей со знаниями и умениями. | Октябрь- ноябрь 2015 | Практические занятия |
5 | Написание отчёта по проделанной работе в методический кабинет. | декабрь 2015 года | Подведение промежуточного итога проделанной работы. |
Наглядный и дидактический материал к программе
Фотогалерея и альбом «Работы «Бум-Ка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...