для педагогов
консультация по теме

Тюрина Нурия Гакилевна

памятка для педагогов

 

ФГОСФормирование нравственно-этических представлений  дошкольников в процессе реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Общими главными условиями  реализации обучения детей творческому конструированию являются два.

Первое — профессионализм педагога как личности творческой, которая не будет следовать подражательной и жестко регламентированной основе обучения детей и учить их делать конкретные изделия, а сможет принять главную цель обучения — формировать конструирование как универсальную способность к созданию разных оригинальных целостностей. Овладев общими принципами и закономерностями формирования такой способности, педагоги смогут построить свою практику в сотворчестве с детьми.

Второе — предоставление детям широкого спектра разных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению не только на обучающих занятиях, но и в самостоятельной деятельности — изготовление поделок для игр, декораций и костюмов для спектаклей, карнавалов, панно для украшения интерьеров детского сада и т.п. Для этих целей в каждой группе детского сада должна быть организована мини-мастерская, оснащенная всеми видами материалов (разная по фактуре и цвету бумага, природный и бросовый материал, краски, кисти, ножницы и т.д.). В каждой группе должно быть и достаточное количество другого конструкторского материала: наборы строительных деталей, конструкторы, модули и т.п. Необходимо также предусмотреть место и время для организации конструирования на участке детского сада с использованием разнообразных материалов (крупных модульных блоков, пакетов из-под молока и соков, больших картонных коробок, бревен, камней, песка и т.п.).



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

Анжеро-Судженский педагогический колледж

«Формирование нравственно-этических представлений  дошкольников в процессе реализации ФГОС»

методические рекомендации

Исполнитель:

Тюрина Нурия  Гакилевна,

воспитатель НДОУ № 205

Анжеро - Судженск

2014г


Оглавление

Введение        

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания        

дошкольников старшего возраста        

1.1.Педагогические основы нравственного воспитания        

1.2.Психологический аспект нравственности        

Глава 2. Практические аспекты нравственного воспитания дошкольников _        10

2.1. Методы формирования гуманных взаимоотношений. ………………    10

2.2. Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста в прцессе общения со сверстниками и взрослыми. _        2

2.2. Воспитание любви к Родине: поликультурное воспитание _        4

Заключение        ……………………………………………………………………6

Список литературы        7

Приложение 1        8

Введение

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развития ребёнка начинается с дошкольного детства, именно тогда закладываются основы готовности и способности к духовному развитию, к формированию морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. Педагоги дошкольных образовательных организаций должны хорошо ориентироваться в основных нормативно-правовых документах в области духовно-нравственного воспитания и уметь их использовать в практической деятельности с учётом светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. На сегодняшний день такими документами являются: «Конституция Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  дошкольного образования. Для эффективного осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников педагоги должны владеть определённой профессиональной компетентностью.

Основной целью дошкольного воспитания согласно ФГОС ДО является разностороннее развитие детей, формирование у них нравственных норм, приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями. Основная образовательная программа дошкольного образования обеспечивает познавательно- речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развития детей, укрепление и сохранение их физического и психического здоровья, а также осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности. 


Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания

дошкольников старшего возраста

  1. Педагогические основы нравственного воспитания

Процесс     нравственного     воспитания это совокупность последовательных  взаимодействий воспитателя  и  коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания.

 В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение нравственными представлениями и понятиями - длительный и сложный процесс.

Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.

В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь "увидеть" тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления.

 Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве -это кардинальный принцип педагогики.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние "этические инстанции", которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется "детское общество". Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Воспитание    нравственного    поведения        это    формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Требования предъявляемые ФГОС к педагогическому воздействию

Личностный подход к каждому ребёнка. Позиция от ребёнка и вместе с ребёнком

Современное личностно-ориентированное образование создаёт условия для развития гуманистически направленной личности. Становлению нравственной культуры ребенка способствует личностно – ориентированная направленность на  взаимодействие, где позиция воспитателя от ребёнка и совместно с ребёнком  организация  пространственно – предметной среды.


Психологический аспект нравственности

Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона - это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.

В результате сложного развития, представления человека о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания общественных, социальных норм формируются нравственные чувства .

Нравственные чувства - это переживания человека своего отношения к действительности к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с формирующимися в труде и игре детьми. Продолжается формирование высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства товарищества, уважения к людям других национальностей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о своей стране, о жизни своего народа, которые получают дети, например, на занятиях при ознакомлении с художественной литературой.

Развитие чувств и воли происходит в постоянном взаимодействии. Существенными признаками, характеризующими собственно волевое поведение, являются "преодоление препятствий", состояние напряжения, момент волевого усилия. Так, Б.М. Теплов подчеркивал, что волевые действия в собственном смысле слова - это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий.

В развитии волевых действий старшего дошкольника, можно выделить три взаимосвязанные стороны - это, во-первых, развитие целенаправленности действий, во-вторых, установление отношения между целью действий и их мотивом, и, в-третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменения мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими менее значимыми мотивами".

Чтобы мотивы реализовывались в поступки, нужно овладеть и соответствующими правильными способами и формами поведения. Иначе при самых лучших мотивах поведения может быть неприемлемым.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных форм и правил, пониманием их общеобязательности, действительного значения своих поступков для других людей.

Среди нравственных мотивов поведения большое место занимают общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Наиважнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6-7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя.


Глава 2. Практические аспекты нравственного воспитания дошкольников

2.1. Методы формирования гуманных взаимоотношений.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.).

Механизм нравственного воспитания.

ЗНАНИЯ и ПРЕДСТАВЛЕНИЯ + МОТИВЫ + ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ + НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ + ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО.

Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность - отсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим). При этом носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников).

Задачи нравственного воспитания.

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.).

 2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными качествами.

Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока: - воспитание гуманных чувств и отношений; - воспитание начал патриотизма и интернационализма; - воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться; - воспитание начал коллективизма. Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни. Условие нравственного воспитания дошкольников. - Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

Средства нравственного воспитания.

1. Художественные средства - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).

2. Природа (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).

3. Собственная деятельность детей - игра, труд, учение, общение.

4. Атмосфера, в которой воспитывается ребёнок.

5. Окружающая обстановка.

Методы нравственного воспитания.

1. Б.Т.Лихачев: - методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования)

 - метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации)

- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству…)

2. В.Г.Нечаева:

 - организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых…);

- формирование нравственных представлений, суждений, оценок ( беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин…).

 3. В.И.Логинова:

- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

- методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);

- методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)

Условия эффективности методов:

- любой метод должен быть гуманным;

- метод должен быть реальным, существенным, требующим логического завершения;

- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно ко всем детям и в любой ситуации; - метод воспитания следует применять тактично;

- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

- подбирая методы важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка; - применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости, не всегда получается все и сразу;

- преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы;

- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

2.2. Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками и взрослыми. 

Показатель нравственной воспитанности - характер отношения к людям, к природе и к самому себе. С точки зрения гуманизма выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте

Раннее детство.

1.Проявление по отношению к ребенку любви и ласки 2.Обучать способам выражения сочувствия, внимания. 3.Нельзя позволять ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к другим и особенно подкреплять его действия положительной оценкой.

Младший дошкольный возраст.

1.Пример взрослых.

2.Педагогические ситуации, в которых ребенок упражняется в положительном поведении.

3.Положительная оценка, похвала.

Форма работы - индивидуальные занятия.

Средний дошкольный возраст.

1.Совместная деятельность со взрослым, разъяснение, организация поведения.

2.Привлечение внимания детей к эмоциональным состояниям других людей (учить «читать» эмоции), использование картинок.

3.Решение вербальных логических задач. 4.Художественные произведения (Дети способны осознавать мораль произведений, оценивать поступки героев, но не оценивают двойственность поведения). 5.Значимыми остаются оценка взрослых и пример.

Старший дошкольный возраст.

1.Этические беседы (на темы нравственного характера). Требования: - опора на жизненный опыт ребенка;- соответствие возрасту; - конкретность изображаемых ситуаций; - наличие ситуаций выбора и противоречий; - связь с последующей деятельностью; - соблюдение такта, осторожности при обсуждении темы; - не спешить помогать ребенку, делать выводы. Темы: возникающие ситуации в группе, литературные произведения, художественные изобразительные произведения. Структура: - чтение рассказа, проигрывание сценки; - обсуждение; - практикум, дети упражняются в словах и правилах морального поведения.

2.Упражнения, практика поведения (наполнить жизнь детей различными ситуациями, в которых он может проявить гуманные чувства: подготовка подарков, забота о заболевшем, забота о животных).

 3.Внимание воспитателя ко всем поступкам детей.

Умение сопереживать, сочувствовать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно – в дошкольном возрасте лишь закладывается. При систематической работе, направленной на развитие гуманных отношений, у детей формируется гуманизм – как нравственное качество.

2.3. Воспитание любви к Родине, поликультурное воспитание. 

Целью формирования национального сознания является воспитание любви к Родине, к своему Отечеству, которое выражается в проявлении высших нравственных чувств, в том числе и патриотизма.

ПАТРИОТИЗМ – это чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине.

Основа патриотического воспитания - механизм нравственного воспитания, который включает в себя сообщение знаний, формирование на их основе отношений (чувств) и организацию доступной деятельности.

- Знания: название своей страны, столицы, достопримечательности, героев и т.д.

- Отношения: отношения к природе родного края, родной страны; отношения к людям, населяющим страну; отношения к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре, отношение к государственному устройству.

- Доступная практическая деятельность: рисование, пение, участие в субботнике.

Этапы воспитания любви к родине у детей дошкольного возраста:

1. Любовь, привязанность к родному дому, к семье (совместная деятельность с родителями, рассматривание фотографий, беседы).

2. Интерес, привязанность к своему детскому саду (экскурсия по зданию и территории детского сада, беседы с работниками, совместная деятельность).

 3. Любовь и привязанность к своему городу (создание альбомов фотографий с достопримечательностями города, знакомство с героями и известными людьми города, экскурсии, сюжетно-ролевые игры).

4. Воспитание отношения к своей стране (Усвоение знаний о стране: флаг, герб, гимн, президент, особенности природы, знаменитые люди, традиции, культура. Через просмотр мультфильмов, видеофильмов, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, беседы и т.д.)

Поликультурное воспитание призвано закладывать в детях основу любви к Родине, своему народу и любви к своей плане, к жителям Земли.

Младший дошкольный возраст:

- воспитание дружелюбных отношений между детьми, умение мирно решать возникающие конфликты, даже если в группе есть дети другой национальности.

- насыщение предметного окружения детей.

- разучивание песенок, потешек разных народов  - игра в подвижные игры других народов.

Старший дошкольный возраст:

1. Уточнение и формирование представлений ребенка о доме, как о месте, в котором живут люди (экскурсии, беседы, наблюдения, рисование, конструирование).

2. Знакомство детей с понятием «планета Земля» (знакомство с глобусом, животными, растениями, жилищами людей в разных местах земного шара; беседы; дидактические игры; чтение художественной литературы).

3. Ознакомление детей с различиями и сходствами живущих на Земле людей (мужчины и женщины, взрослые и дети, люди разных рас).

4. Формирование представлений детей о странах (знакомство с политической картой, чтение литературы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций или предметов привезенных из разных стран, беседы, просмотр кинофильмов, знакомство с национальной культурой и т.д.).

Таким образом, содержание воспитания должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности, на понимание различий (расовых, национальных) как обусловленных природой и историей, дающих возможность расширить и обогатить социальный опыт каждого человека.


Заключение

В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: · формирование начал патриотизма и гражданственности; · формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; · формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; · уважение к своей нации; · понимание своих национальных особенностей; · формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; · формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; · воспитание уважительного отношения к труду

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания непосредственно – образовательной деятельности, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.

Для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

-        полное   понимание   сущности   нравственного   воспитания   как психолого-педагогического процесса;

-        знание "механизмов" формирования нравственности и т.д.

Решающее    значение    для    нравственного    воспитания    имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.


Список литературы

1.        Абраменкова,   В.   В.   Действенная   групповая   эмоциональная
идентификация как проявление альтруистического поведения и способы ее
исследования у дошкольников [Текст] / В. В. Абраменкова. - М.: Педагогика,
2008. - С. 89.

  1. Абрамова, Ю. Г. Психология среды: истоки и направления развития
    [Текст] / Ю. Г. Абрамова // Вопросы психологии. - 2009. - №2. - С. 130-137.
  2. Азбука нравственности [Текст] / Сост. Е.Г. Кононенко. - М.: Б.И.,
    2007.-54 с.

  1. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания
    [Текст]. Сб. ст. / Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 2008. - С. 57.
  2. Аплетаев, М. Н. Воспитание нравственных основ личности в
    процессе обучения [Текст] / М. Н. Аплетаев. - Омск: ОГПИ, 2009. - С. 37.

6.        Арзямова, Г. В. Единство нравственного и эстетического воспитания
учащихся  первых классов  в учебно-воспитательном  процессе  [Текст].
Автореф. дисс... канд. пед. наук / Г. В. Арзямова.- М., 2008. - С. 35.

7.        Бариленко,  Н.  В.  Становление  взаимоотношений у  старших
дошкольников в совместной деятельности [Текст] / Н. В. Бариленко //
Вопросы психологии. - 2008. - №4. - С.34.

8. Соломенникова О.А. сайт - osolomennikova.ru

     


Приложение 1

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1.        Приучение:   детям   дается   определенный   образец   поведения, например за столом, во время   еды. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

  1. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы.   Следует   добиваться   осознания   ребенком   необходимости   и разумности такого использования столовых приборов.
  2. Игровые ситуации; игры с правилами.
  3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
  4. Поощрение:  проводится  различными  способами,  активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
  1. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
  2. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
  1. Разнообразие словесных методов: помогает осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
  2. Разъяснение:   необходимо  не только  показать рассказ,  но  и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.


Приложение 2

Игры, направленные на воспитание доброжелательности.

В гости к солнышку

Поделите детей на группы и попросите их представить, что солнышко пригласило их к себе в гости. Дети должны взять с собой в дорогу три самых: главных, по их мнению, солнечных качества. Затем попросите детей придумать сказку о том, как солнышко подарило им эти качества

По сказкам и рисункам друг друга дети угадывают, какие солнечные качества взяли с собой в дорогу их друзья.

Затем из всех солнечных качеств составляется солнечный список, который затем вывешивается на стенд.

Волшебный лучик

Попросите детей представить, что однажды солнышко послало на землю добрый волшебный лучик.

Дети должны придуматъ,  чем волшебный лучик поможет людям в разных ситуациях;

1. Кто-то заблудился в лесу.

2. Кто-то поссорился со своим другом.

3. Кого-то поругал воспитатель.

4. У кого-то заболела мама.

5. Кто- то опоздал на поезд и т.д

Например: человеку, опоздавшему на поезд лучик подарит билет на солнечный поезд. На этом поезде человек доедет до солнышка» которое угостит его солнечным обедом, а затем лучик мгновенно отнесет его в то место на земле, куда он хочет попасть.

Попросите детей нарисовать, как волшебный лучик помогает людям в разных  ситуациях. Из рисунков детей делается выставка: «Добрый волшебный лучик».

Добрые тучки

Дети встают в круг. Все они - маленькие серые тучки, а один из них - ветерок. Ветерок по очереди дотрагивается до тучек, и каждая рассказывает ему, кого и при каких обстоятельствах она напоила дождиком

Например; «Я напоила человека, заблудившегося в пустыне; я напоила розу, хозяйка которой заболела и не смогла ее поливать». После этого ветерок улетает навестить всех, кого напоили тучи, а затем от имени каждого из них говорит той или иной тучке что-то доброе.

Например: «Роза шлет тебе свое благоухание; каждый день человек вспоминает твои капельки и шлет им мысленное спасибо и т.д.»

Затем дети рисуют свои добрые тучки и тех, кого они напоили. Из рисунков детей делается выставка: «Добрые тучки».

Учимся мириться

Принесите детям сок; налейте его в красивый кувшин, а затем разлейте по чашечкам. После этого попросите детей представить что одна добрая волшебница подарила им чудесный напиток прощения.

Каждый получает чашечку с соком, а затем вспоминает тех, на кого он за что-то обижен и мысленно старается их простить.

Затем простите детей закрыть глаза и представить, что в их сердцах распустились цветы прощения. Дети должны нарисовать эти цветы и подарить рисунки тем, кого они простили.

Приложение 3

Современный этикет и воспитание

    культуры поведения у   дошкольников

(информация для родителей)

   

   Уважаемые мамы и папы! Хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе? Тогда с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных. Давайте поговорим о том, как обучать детей дошкольного возраста правилам этикета.

Что такое этикет ?

Это порядок поведения, выработанный обществом для успешного и приятного общения людей.  Начав формироваться в России в XYIII в. как своеобразное сочетание русских обычаев и традиций с ' европейскими поведенческими правилами, он за триста лет претерпел определенные изменения, но неизменной осталась нравственная основа - любовь и уважение к людям. Соблюдение этикета, способствующее установлению приятных отношений, успеху в делах и личной жизни, проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, каких поведенческих и речевых манер придерживаемся.

        С чего следует начинать обучение ребенка?        

Желательно с себя. Ребенок - великий наблюдатель и подражатель - замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

• Мама постоянно говорит Тане, как важно быть красивой и опрятной. Внушает ей: хорошо выглядеть - значит уважать окружающих людей. Собираясь на работу или в гости, мама продумывает все до мелочей - от одежды до цвета губной помады. А вот дома носит выцветший халат и  стоптанные тапочки.

Усвоит ли Таня мамины наставления? Поймет ли девочка, что в общении с людьми нет мелочей и от внешнего вида человека многое зависит? Будет ли девочка уверена в том, что ее мама уважает своих  близких?

Обучение правилам семейного этикета

Как вы думаете, надо ли уважать супруга, ребенка, родителей? Надо ли проявлять участие к ним и помогать им? Можно ли быть счастливым в семье, в которой никто ни о ком не заботится? Для большинства взрослых ответы ясны, но с ребенком об этом следует говорить, разъяснять ему правила поведения в кругу близких и самим их придерживаться. Поговорите о том, что такое семья, для чего нужны папа, мама, он сам, что ему следует делать, чтобы семья была счастливой, почему дома желательно быть опрятным и приятным в общении, какие добрые слова следует говорить своим близким и т.д.

Используя любую возможность, чтобы сказать малышу что-то доброе, родители не только подтверждают свои чувства, что для него важно, но и учат видеть в других людях хорошие качества.

• Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась»; «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья.

    Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут сказать о порядках, заведенных в семьях...

    Умеет ли ваш малыш обращаться к близким с  просьбой и часто ли в его речи звучат требовательные нотки? Убедите ребенка, что просьбу приятнее выполнять, чем требование. Такие слова, как «пожалуйста», «очень прошу, помоги мне», «спасибо» и др., называются волшебными: они, словно ключик Буратино, открывают людские сердца. На них всегда хочется откликнуться и помочь. Но важны не только слова, но и тон, с каким они произносятся, и улыбка, располагающая к себе. Нередко мы требуем от детей серьезности, чтобы они «меньше улыбались и больше думали». Между тем значение улыбки в общении велико. Она означает, что человек любит людей и счастлив от встречи с ними. Дети много улыбаются, испытывая счастье от сознания того, что они живут, рядом есть мама и папа, все их любят. Пусть ваш ребенок копит положительные эмоции, видит в окружающем хорошее. Тот, кто в детстве получил заряд доброты, радости и энергии, справится с любы ми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.

Будьте осторожны в высказываниях, давая оценку детским поступкам. Говоря ребенку «Ты плохой», мы учим его негативно оценивать нас, взрослых. Не «Ты плохой», а «Ты сейчас поступил плохо». Не «Вечно у тебя грязные руки», а «Они сейчас грязные у тебя». Тогда у малыша появится уверенность: близкие люди считают его хорошим человеком, способным самостоятельно исправить свой недостаток. Наряду с уверенностью, что его всегда любят, что бы ни произошло, внушайте маленькому человеку чувство ответственности за свои поступки.

Обучая ребенка правильному и доброжелательному отношению к людям, желательно, чтобы родители обсуждали с ним свои отношения: почему они любят друг друга, почему заботятся о детях, а дети - о родителях. Поссорившись с ребенком, помогите ему выйти из ситуации ссоры; обсудите вместе, почему вы считаете его поступок неправильным, выясните, что заставило его так поступить. Помогая осознавать свои поступки, вы научите ребенка налаживать мир с взрослыми: искренне произнести слова извинения, сделать что-нибудь приятное для того, кого он обидел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...