Программа "Мы играем в лего"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) по теме

Жилина Людмила Николаевна

Программа "Мы играем в лего" предназначена для детей старшего дошкольного возраста, направлена на развитие творческого потенциала, эстетического вкуса, развитие способности к конструкторскому творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lego_na_sayt.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

Рекомендовано к

утверждению педсоветом №1

от 04.09.2014г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий  МБДОУ ДСКВ №46

___________  Г.Н.Федотова

приказ № 232 от 05.09.2014г.

«Мы играем в Лего»

ПРОГРАММА

  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработана на основе парциальной программы

 «Конструирование и ручной труд в детском саду»  Л.В. Куцаковой

        

Руководитель: воспитатель

высшей квалификационной      

категории  Жилина Л.Н.

Нижневартовск, 2014

Оглавление

Паспорт программы

  1. Пояснительная записка
  2. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста
  3. Содержание программы
  1. Учебно-тематический план
  2. Календарно-тематическое планирование
  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
  1. Методика и критерии диагностического обследования
  2. Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании (лего-конструирование)
  3. Качественная характеристика уровней сформированности у детей конструктивных навыков в лего-конструировании
  4. Требования к уровню подготовки воспитанников
  1. Механизм реализации программы

Список литературы


Паспорт программы

1.1

Наименование дополнительной образовательной услуги

Программа дополнительной образовательной услуги «Мы играем в Лего» для детей старшего дошкольного возраста  

1.2

Основание для разработки программы

Нормативно-правовые ресурсы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Федеральный закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение  дополнительного образования»;
  • Рекомендации департамента образования города Нижневартовска;
  • СанПиН – 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013 г.  № 36
  • Программа воспитания и обучения в детском саду/под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005;
  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г.№65-23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Программное обеспечение:

  • Программа воспитания   и обучения в детском саду/под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комарововй-3-е изд., испр. и доп.-М.:Мозаика-Синтез, 2005;
  • Л.В. Куцакова  «Конструирование и ручной труд в детском саду» – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;
  • Методические разработки Комаровой Л.Г. «Строим из Лего» - Линка-Прогресс М.2001

1.3

Заказчик программы

Администрация муниципального бюджетного дошкольное образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

Родители (законные представители) воспитанников

1.4

Организация-исполнитель программы

Жилина Л.Н., воспитатель высшей квалификационной категории

1.5

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста

1.6

Срок реализации программы

2013-2014 учебный год

1.7

Составитель программы

Жилина Л.Н., воспитатель высшей квалификационной категории

2.1

Цель программы

Развивать конструкторские способности детей

2.2

Задачи программы

  • Обучать техническим навыкам создания различных предметов, используя основные свойства конструктора (жесткость, порочность, устойчивость).
  • Развивать умение творчески подходить к решению задач, анализировать ситуацию, находить ответы на вопросы.
  • Развивать у детей мелкую моторику, координацию (глаз, рука).
  • Расширять коммуникативные способности детей через   создание игровых  ситуаций.  
  • Воспитывать у детей интерес к лего-конструированию.

2.3

Ожидаемые результаты

Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

  • освоение детьми основных приемов работы с лего-конструктором  составит 5%;
  • повышение уровня знаний о конструкциях и её основных формах на 5%;
  • повышение коммуникативных способностей детей на 2%;
  • повышение интереса к лего-конструированию

2.4

Координация и контроль реализации программы

Осуществляется администрацией ДОУ.

Формы предоставления результатов:

-участие в конкурсах;

-составление фотоальбомов лучших работ;

-организация выставок.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Мы играем в Лего»  разработана на основании  программы Л.В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду»(2010), которая рекомендована Министерством образования РФ. Основное направление программы Л.В. Куцаковой – развитие творческого потенциала, эстетического вкуса, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми.

Программа реализуется на базе МБДОУ компенсирующего вида для детей тяжелыми нарушениями речи.  Дошкольное учреждение  работает   по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. В дошкольном образовательном учреждении создана целостная система коррекции речевых нарушений, обеспечивающая равные стартовые возможности при поступлении детей в школу.

Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра – он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух или более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек. Лего-конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей и стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Исследования отечественных и зарубежных педагогов доказывают, что развитие мелкой моторики и точных движений пальцев, способствует обогащению словаря, развивает и активизирует мыслительные процессы, поэтому детям с речевыми нарушениями необходимо обучение конструированию из Лего.

Занимаясь по программе «Мы играем в Лего», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами  малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.

 Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (7 лет).

Методологической основой программы являются методические разработки Комаровой Л.Г. «Строим из Лего» - Линка-Прогресс М.2001.

Целью данной  программы является развитие конструкторских способностей у детей. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

  • Обучать техническим навыкам создания различных предметов, используя основные свойства конструктора (жесткость, порочность, устойчивость).
  • Развивать умение творчески подходить к решению задач, анализировать ситуацию, находить ответы на вопросы.
  • Развивать у детей мелкую моторику, координацию (глаз, рука).
  • Расширять коммуникативные способности детей через   создание игровых  ситуаций.  
  • Воспитывать у детей интерес к лего-конструированию.

Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

  • освоение детьми основных приемов работы с лего-конструктором  составит 5%;
  • повышение уровня знаний о конструкциях и её основных формах на 5%;
  • повышение коммуникативных способностей детей на 2%;
  • повышение интереса к лего-конструированию

Конструирование из лего-конструктора  проводится во второй половине дня, продолжительность одного занятия 30 минут. 

Итоговое занятие: 1, в конце года.

Учебный план

Таблица №1

Дополнительная образовательная услуга

Количество занятий в неделю/месяц

Кол-во часов в неделю/ месяц

Форма проведения

Кружок «Мы играем в Лего»

2/8

50/200

Подгрупповая

Итого в год:

72

1800

  1. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим характеристикам. Развитие памяти также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В этом возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В.Кудрявцев,Э.А.Фаранонова и др.).Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильны ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом – бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.

Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования:

  1. Нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа.
  2. Неустойчивость замысла – дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим.
  3. Поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею – замыслу уделяется крайне мало внимания.
  4. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать.
  5. Неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае детское конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлении, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представление о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Учебно-тематический план

Таблица №2


п/п

Наименование тем

Количество занятий / часов

Вводная диагностика

1

Знакомство с Лего

5

Коллективные работы

9

Конструирование по замыслу

9

Конструирование по теме

45

Итоговое занятие

2

Диагностика по итогам года

1

Фотовыставка

1

Структура занятия

1. Подготовка к занятию (установка на работу).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

3. Введение в новую тему.

4. Практическая часть.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • составление фотоальбомов  лучших работ;
  • участие в выставках детского прикладного и технического

творчества различного уровня;

  • оформление выставочного стенда в ДОУ;
  • презентация детских работ на родительском собрании.
  1. Календарно-тематическое планирование

Таблица №3

Учебная неделя

№ занятия

Тема

Программные задачи

Методические приёмы

Сентябрь

1 неделя

1

Вводная

диагностика

Выявить знания и умения детей на начало года.

Диагностические задания.

2

Спонтанная коллективная игра с лего-конструктором

Познакомить детей с конструктором, рассказать об истории его возникновения. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность.

Презентация, рассказ педагога, вопросы, рассматривание иллюстраций, готовых поделок.

2 неделя

3

Спонтанная ииндивидуальная игра детей с лего-конструктором

Познакомить детей с  разнообразными  деталями конструктора. Развивать любознательность, внимание, наблюдатель-ность.

Рассказ педагога, показ разных видов деталей, вопросы, рассматривание готовых моделей.

4

Знакомство с формой лего-элментов (кирпичики)

Познакомить детей с основными элементами «кирпичиками». Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость)

Объяснение, показ,

индивидуальная помощь.

3 неделя

5

Знакомство с формой лего-элементов (кирпичики)

Продолжать знакомить детей с основными элементами «кирпичиками». Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость)

Объяснение, показ,

индивидуальная помощь.

6

Знакомство с лего-элементами (формочки)

Познакомить детей с основными элементами «формочки». Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость)

Объяснение, показ,

индивидуальная помощь, поощрение.

4 неделя

7

Знакомство с лего-элементами (формочки)

Продолжать знакомить детей с основными элементами «формочки». Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость)

Объяснение, показ,

индивидуальная помощь, поощрение.

8

Знакомство с лего-элементами (формочки и кирпичики)    

Продолжать знакомить с основными элементами «формочки», «кирпичики».. Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость)

Объяснение, показ,

индивидуальная помощь, поощрение.

Октябрь

5 неделя

9

Знакомство с лего-элементами (формочки и кирпичики)    

Продолжать знакомить с основными элементами «формочки», «кирпичики».. Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость)

Объяснение, показ,

индивидуальная помощь, поощрение.

10

Конструирование по замыслу

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, назвать ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Сюрпризный мо-мент,  художественное слово,  совмест-ное действие с педагогом, поощрение.        

6 неделя

11

Мостик через речку

Показать новые детали, учить строить мостик. Развивать мелкую моторику и навыки конструирования, учить доводить дело до конца, развивать терпение

Вопросы, сюрприз-ный момент, напо-минание последовательности изготовления поделки, исполь-зование в с/р играх, худ. слово.         

12

Мы в лесу построим теремок

Развивать творческое воображение, учить подражать звукам и движениям персонажей. Учить строить теремок.

Рассказ педагога о животных, рассматривание иллюстраций, показ образца, совместные действия педагога и детей, поощрение, худ. слово.        

7 неделя

 13

Избушка Бабы Яги

Закрепить умение строить по карточке, учить строить сказочную избушку.

Сюрпризный мо-мент,  работа по карточке, использование поделки в театрализованном представлении, худ. слово.         

14

Грузовик везет кирпичики

Учить строить по карточке, находить различия и сходства  в схемах. Учить рассказывать о проделанной работе.

Сюрпризный мо-мент, совместные действия педагога с детьми, худ. слово.

8 неделя

15

Детский сад  

Учить строить детский сад. Развивать память и внимание.

Рассказ педагога о детском саде, показ образца, совместные действия педагога с детьми, худ. слово.

16

Конструирование по замыслу        

Закрепить полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Совместные действия педагога и детей, поощрение, художественное слово.        

Ноябрь

9 неделя

17

Магазины 

Закрепить названия магазинов и их виды. Развивать мелкую моторику.

Показ образца, вопросы, совместное действие педагога с детьми, поощрение, игры с постройкой.        

18

Разные дома

Учить строить дома разной величины и длины. Развивать мелкую моторику и навыки конструирования.

Сюрпризный мо-мент, вопросы,  словесная инструкция; использование поделки в театрализованном представлении; худ. слово.         

10 неделя

19

Дом лесника

Учить строить большой дом для лесника. Развивать терпение.

Сюрпризный момент, худ. слово,  совместное действие с педагогом, поощрение.

20

Робот

Показать игрушку–робот. Учить строить робота. Развивать творческую инициативу, мелкую моторику.

Художественное слово, показ приемов работы, вопросы, совместное действие педагога с детьми, поощрение.

11 неделя

21

Лабиринт

Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.

Сюрпризный момент, загадывание загадки,  совместное действие с педагогом, поощрение.        

22

Качели

Учить строить сложную постройку из лего-конструктора

Сюрпризный момент, художественное слово,  совместное действие с педагогом, поощрение.

12 неделя

23

Карусели

Продолжать учить строить сложную постройку из лего-конструктора.

Показ образца, вопросы, совместное действие педагога с детьми, поощрение, игры с поделкой.        

24

Беседка для ребят

Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада, по памяти. Развивать память, навыки конструирования.

Беседа, совместные действия педагога и детей, поощрение, худ. слово.        

Декабрь

13 неделя

25

Городской транспорт

Закрепить знания о городском транспорте, учить строить автобус. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Совместные действия детей и педагога, художественное слово, вопросы, обыгрывание поделки.

26

Светофор

Закрепить знания о светофоре, умение строить  его из лего-конструктора

Сопровождение об-яснения показом действий, совместные действия педагога и детей, худ. слово, вопросы, обыгрывание поделки.

14 неделя

27

Знакомство с дорожными знаками

Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате.

Совместные действия худ. слово, вопросы, обыгрывание поделки.

28

Грузовой автомобиль

Учить создавать сложную постройку грузовой машины из лего-конструктора, правильно соединять детали. Развивать творческую инициативу, мелкую моторику.

Совместные действия педагога с детьми, худ. слово, поощрение.

15 неделя

29

Самолет

Закрепить знания о профессии летчика, учить строить самолет по схеме. Развивать внимание, память.

Сюрпризный момент,  показ, проговаривание действий, напоминание, художественное слово.

30

Светофор, регулировщики

Закрепить знания о светофоре и регулировщике.Учить строить из лего-конструктора. Развивать фантазию.

Сюрпризный момент, напоминание, наводящие вопросы, совместные действия педагога с детьми, поощрение.

16 неделя

31

Пожарная часть

Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Показ иллюстрации пожарной части, объяснение, совместные действия с педагогом, худ. слово, поощрение.        

32

Конструирование по замыслу

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать мелкую моторику.

Сюрпризный момент, совместные действия с педагогом,  поощрение.

Январь

17 неделя

33

Животные на ферме

Учить находить материал для постройки, закрепить полученные навыки. Развивать мелкую моторику.

Сюрпризный момент, совместные действия с педагогом,  поощрение.

34

Овечка

Вызвать положительные эмоции от художественного слова. Закрепить знания о домашних животных, учить строить животных. Развивать мелкую моторику рук.

Художественное слово, показ крепления деталей, поощрения.

18 неделя

35

Пастбище

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначение о пользе человека. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. Воспитывать любознательность.

Просмотр мультфильма, совместные действия педагога с детьми, худ. слово.        

36

Дети

Учить строить мальчика и девочку из лего-конструктора. Рассказывать о своей постройке. Развивать мелкую моторику.

Совместные действия педагога с детьми, художественное слово.

19 неделя

37

Речные рыбки

Учить строить рыб из лего-конструктора. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук.

 Показ, совместные действия педагога и детей, проговаривание действий, ху-дожественное слово, поощрение.        

38

Аквариум

Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум по схеме. Развивать внимание, усидчивость, терпение.

Загадывание загадки,

рассматривание иллюстраций, совместные действия педагога и детей, проговаривание действий, поощрение.

20 неделя

39

Дома на нашей улице

Закрепить умение строить дома по карточке. Развивать внимание, терпение, усидчивостью

Сюрпризный момент, совместные действия педагога с детьми, художественное слово.

40

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Рассматривание иллюстраций, совместные действия педагога и детей, проговаривание действий, поощрение.

Февраль

21 неделя

41

Играем в зоопарк

Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях. Строить зоопарк. Развивать фантазию, творческую инициативу.

Сюрпризный момент, поэтапный показ,помощь, поощрение.        

42

Слон

Учить строить слона с большим хоботом по схеме. Развивать внимание, мелкую моторику.

Сюрпризный момент, художественное слово,  совместное действие с педагогом, поощрение.

22 неделя

43

Верблюд

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка, учить строить одно и двугорбых верблюдов. Развивать мелкую моторику.

Сюрпризный момент,  показ, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, напоминание, худ. слово.

44

Плывут корабли

Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли, развивать творчество, фантазию.

Показ иллюстраций кораблей, лодок, оказание индивидуальной помощи, чтение стихов, рассматривание готовых поделок.

23 неделя

45

Катер

Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Развивать самостоятельность, мелкую моторику

Показ иллюстраций катера, оказание индивидуальной помощи, чтение стихов, рассматривание готовых поделок.

46

Пароход

Закрепить знания о водном транспорте, навыки конструирования. Совершенствовать умение анализировать образец. Развивать мелкую моторику.

Беседа о водном транспорте, показ разновидностей транспорта, совместное действие педагога с детьми,   поощрения, создание игрового сюжета.        

24 неделя

47

Корабль

Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету. Устанавливать пространственное расположение построек. Развивать память, навыки конструирования, мелкую моторику.

Беседа о водном транспорте, показ разновидностей транспорта, совместное действие педагога с детьми,   поощрения, создание игрового сюжета.        

48

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, напоминание.

Март

25 неделя

49

Кафе

Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу, помогать друг другу. Развивать коммуникативные навыки.

Сюрпризный момент –появление официанта, постановка целей, объяснение, совместные действия детей , поощрение.

50

Пожарная часть

Беседа о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Показ, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, поощрение.

26 неделя

51

Поезд мчится

Учить строить шпалы разными способами по схемам, строить поезд по образцу. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику.

Сюрпризный момент, загадывание загадки, показ  презентации образца, совместные действия педагога с детьми, поощрения, игры детей с поделками.

52

Аэропорт

Учить строить разные самолеты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования.

Показ, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, напоминание, худ. слово, поощрение.

27 неделя

53

Городской транспорт

Закреплять знания о городском транспорте. Учить строить автобус. Закрепить соединения деталей. Развивать наблюдательность, мелкую моторику.

Загадывание загадки, показ образца автобуса, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, поощрение.

54

Дома на нашей улице

Закрепить умение строить разные дома по схемам. Развивать творческую инициативу, внимание.

Рассматривание иллюстраций, проговаривание действий,  поощрение.

28 неделя

55

Грузовая машина с прицепом

Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предметов. Развивать внимание, доводить начатое дело до конца.

Сюрпризный момент,совместное действие с педагогом, поощрение.

56

Конструирование по замыслу

Закрепить полученные навыки. Учить заранее продумывать содержание будущей постройки, давать общее описание. Развивать творческую инициативу.

Беседа, уточняющие вопросы, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, напоминание, худ. слово, поощрение.

Апрель

29 неделя

57

Ракета

Учить строить ракеты по схеме. Закрепить навыки крепления деталей. Развивать внимание, терпение.

Показ образца, совместное действие педагога с детьми, сюрпризный момент, словесное поощрение, художественное слово.        

58

Космический корабль

Рассказать о космическом корабле, учить строить космический корабль. Развивать фантазию, воображение.

Сюрпризный момент, показ способов выполнения, поэтапный показ, поощрение.

30 неделя

59

Луноход

Рассказать о луноходе, учить строить луноход из деталей конструктора. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.

Сюрпризный момент, показ образца, совместные действия, напоминание, поощрение.        

60

Машина с прицепом

Учить строить машину с прицепом, развивать навыки конструирования.

Художественное слово, показ приемов работы, совместное действие педагога с детьми, поощрение.        

31 неделя

61

Строим лес

Закрепить умение строить лесные деревья, видеть отличия.Воспитывать доброе отношение. Развивать память, мышление, внимание.

Сюрпризный момент, действия педагога с детьми, напоминание,  вопросы, поощрение.

62

Избушка Бабы Яги

Закреплять умения строить по карточке, учить строить сказочную избушку Бабы Яги. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

 Показ образца, совместные действия, проговаривание действий, художественное слово, поощрение.        

32 неделя

63

Полицейский участок

Продолжать учить строить разные сооружения. Развивать самостоятельность, творческую инициативу.

Беседа, совместные действия детей и педагога, поощрения.

64

По замыслу

Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание постройки, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Вводная беседа, закрепление названия деталей, поощрение.

Май

33 неделя

65

Паровоз везет товары  

Закрепить приемы сцепления кирпичиков  с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.

Показ иллюстраций, художественное слово,показ педагога,совместные действия, анализ детских работ.

66

Станция

Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровоза. Развивать творческую инициативу, внимание.

Художественное слово, совместные действия, анализ детских работ.

34 неделя

67

Строим город

Закреплять полученные навыки в конструировании, умение самостоятельно строить по карточке.

Сюрпризный момент, художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение.

68

Строим город

Закреплять полученные навыки в конструировании, умение самостоятельно строить по карточке. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Сюрпризный момент, художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение.

35 неделя

69

Первые механизмы

Познакомить детей  с деталями конструктора «Первые механизмы». Учить собирать  подвижные детали конструктора. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание.

Показ образца, совместные действия, проговаривание действий.

70

Диагностика

Выявить знания детей за год.

Диагностические задания.

36 неделя

71

Итоговое занятие.

Оформление выставку  детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Поощрение

72

Фотовыставка детских работ.

Оформление фотовыставки.

4.СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности  на интеллектуальное развитие ребенка.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный -  в сентябре, итоговый – в мае.

4.1. Методика и критерии диагностического обследования

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.

Задание №1

Цель: выявить умение называть детали конструктора

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно называет

 2 балла – ребенок  называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение  в создании различных конструкции  предмета в соответствии с его назначением

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно создает различные конструкции

 2 балла – ребенок  создает различные конструкции с помощью педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание № 3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические  фигуры;

 1 балл – ребенок не называет и не показывает  геометрические фигуры.

Задание № 4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).

Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, (стороны, линию сгиба).

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все  геометрические понятия;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;

 1 балл – ребенок не  выполняет задание.

Задание № 5

Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по прямой.

Педагог предлагает ребенку ножницы и бумагу, просит нарезать билеты в кассу.

Оценка:

3 балла – ребенок правильно держит ножницы и самостоятельно режет по прямой;

 2 балла – ребенок испытывает затруднения,  требуется помощь взрослого;

 1 балл – ребенок не умеет  правильно держать ножницы и пользоваться ими.


4.2. Протокол обследования умений и навыков  детей старшего дошкольного возраста в конструировании

Таблица №4

Критерии

Фамилия,

имя ребенка

Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения

Создает различные конструкции  предмета в соответствии с его назначением

Называет все детали конструкторов

Строит более сложные постройки

Строит по образцу

Строит по инструкции педагога

Работает по схемам

Строит подгруппами

Строит по творческому замыслу

Работает в команде

Планирует этапы создания собственной постройки, находит конструктивное решение

Общее количество баллов

Уровень

Высокий уровень: (28-36 баллов)

Средний уровень: (18-27 баллов)

Низкий уровень: (ниже 18 баллов)


4.3. Качественная характеристика уровней сформированности у детей конструктивных навыков в лего-конструировании

Высокий уровень: (28-36 баллов)

Ребенок  самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует поделки и постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.

Средний уровень:  (18-27 баллов)

Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве  постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их одним  содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.

Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован.

Низкий уровень:  (ниже 18 баллов)

Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только  с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе. 

4.4. Требования к уровню подготовки воспитанников

При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:

Таблица №5

Интегративное качество

«Любознательный, активный»:

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.

Проявляет устойчивый интерес к конструированию.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей.

Интегративное качество

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»:

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

Ребенок

Знает:

  • Основные части и характерные детали конструктора (кирпичики, формочки);
  • Разнообразные детали по форме и величине.

Умеет:

  • соединять детали конструктора;
  • строить по карточке;
  • следовать устным инструкциям;
  • аккуратно выполнять работу.

5.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Координатором Программы  дополнительной образовательной услуги является администрация МДОУ № 46.

 Исполнителем Программы является Жилина Л.Н., воспитатель высшей квалификационной категории.

Координатор:

  • разрабатывает перечень показателей для контроля над ходом реализации Программы;
  • анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации Программы;
  • подготавливает и  вносит предложения по совершенствованию и  корректировке механизмов реализации Программы;

Исполнитель:

  • участвует  в реализации мероприятий Программы.
  •  разрабатывает календарно-тематический план, необходимый для реализации Программы;
  • подготавливает ежеквартально выставки детских работ, фотовыставки;
  • несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию Программы;
  • обеспечивает методическое и организационно – техническое сопровождение реализации Программы;
  • проводит мониторинг реализации Программы;

Координация и контроль реализации Программы по дополнительной образовательной услуге «Мы играем в Лего»  на 2013 – 2014 годы осуществляется Администрацией  МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах», родителями (законными представителями) воспитанников через:

  • изучение журнала учета хода и содержания работы с детьми по реализации мероприятий;
  • организацию выставок детских построек;
  • составление фотоальбома  работ;
  • участие детей в конкурсах.

Формы предоставления результатов:

  • Самоанализ (отчет)
  • Результаты мониторинга.

Контроль за реализацией программы  «Мы играем в Лего»    осуществляет:

  • Администрация  МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»;
  • Родители (законные представители) воспитанников.

Расписание занятий

Таблица №6

Дни недели

Время проведения

Вторник

17.00-17.25

Четверг

17.00-17.25

Продолжительность занятия 25 минут

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Комарова, Л.Г. Строим из лего.М.,2001.

2.Конструируем, играем, учимся: Учебное  пособие.М.,2006.

3.Лусс, Т.С.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего:М., 2003.

4.Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.

5.Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:М., 2008.

МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"

«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей  5-7 лет...

Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)»

Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир.  Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)».Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнер...

Программа по дополнительному образованию "Мы играем в ЛЕГО"

Программа  по дополнительному образованию....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования Лего – конструирование «Юный строитель»

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемы...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» Срок реализации - 4 года Возраст детей - 3-7 лет

Цель программы:Создание благоприятных условий  для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей  на основе LEGO– конструир...

Рабочая программа "Играя с лего, познаем и созидаем"

Программа по познавательному развитию детей 5-7 лет....

Проект в средней группе по Лего конструированию «Я играю в ЛЕГО»

ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО», в переводе с латыни, два значения «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация то...