Программа "Мы играем в лего"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) по теме
Программа "Мы играем в лего" предназначена для детей старшего дошкольного возраста, направлена на развитие творческого потенциала, эстетического вкуса, развитие способности к конструкторскому творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego_na_sayt.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»
Рекомендовано к утверждению педсоветом №1 от 04.09.2014г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ ДСКВ №46 ___________ Г.Н.Федотова приказ № 232 от 05.09.2014г. |
«Мы играем в Лего»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработана на основе парциальной программы
«Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В. Куцаковой
Руководитель: воспитатель
высшей квалификационной
категории Жилина Л.Н.
Нижневартовск, 2014
Оглавление
Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста
- Содержание программы
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
- Методика и критерии диагностического обследования
- Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании (лего-конструирование)
- Качественная характеристика уровней сформированности у детей конструктивных навыков в лего-конструировании
- Требования к уровню подготовки воспитанников
- Механизм реализации программы
Список литературы
Паспорт программы
1.1 | Наименование дополнительной образовательной услуги | Программа дополнительной образовательной услуги «Мы играем в Лего» для детей старшего дошкольного возраста |
1.2 | Основание для разработки программы | Нормативно-правовые ресурсы:
Программное обеспечение:
|
1.3 | Заказчик программы | Администрация муниципального бюджетного дошкольное образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах» Родители (законные представители) воспитанников |
1.4 | Организация-исполнитель программы | Жилина Л.Н., воспитатель высшей квалификационной категории |
1.5 | Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста |
1.6 | Срок реализации программы | 2013-2014 учебный год |
1.7 | Составитель программы | Жилина Л.Н., воспитатель высшей квалификационной категории |
2.1 | Цель программы | Развивать конструкторские способности детей |
2.2 | Задачи программы |
|
2.3 | Ожидаемые результаты | Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
|
2.4 | Координация и контроль реализации программы | Осуществляется администрацией ДОУ. Формы предоставления результатов: -участие в конкурсах; -составление фотоальбомов лучших работ; -организация выставок. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Мы играем в Лего» разработана на основании программы Л.В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду»(2010), которая рекомендована Министерством образования РФ. Основное направление программы Л.В. Куцаковой – развитие творческого потенциала, эстетического вкуса, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми.
Программа реализуется на базе МБДОУ компенсирующего вида для детей тяжелыми нарушениями речи. Дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. В дошкольном образовательном учреждении создана целостная система коррекции речевых нарушений, обеспечивающая равные стартовые возможности при поступлении детей в школу.
Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра – он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух или более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек. Лего-конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей и стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов доказывают, что развитие мелкой моторики и точных движений пальцев, способствует обогащению словаря, развивает и активизирует мыслительные процессы, поэтому детям с речевыми нарушениями необходимо обучение конструированию из Лего.
Занимаясь по программе «Мы играем в Лего», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.
Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (7 лет).
Методологической основой программы являются методические разработки Комаровой Л.Г. «Строим из Лего» - Линка-Прогресс М.2001.
Целью данной программы является развитие конструкторских способностей у детей. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
- Обучать техническим навыкам создания различных предметов, используя основные свойства конструктора (жесткость, порочность, устойчивость).
- Развивать умение творчески подходить к решению задач, анализировать ситуацию, находить ответы на вопросы.
- Развивать у детей мелкую моторику, координацию (глаз, рука).
- Расширять коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций.
- Воспитывать у детей интерес к лего-конструированию.
Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
- освоение детьми основных приемов работы с лего-конструктором составит 5%;
- повышение уровня знаний о конструкциях и её основных формах на 5%;
- повышение коммуникативных способностей детей на 2%;
- повышение интереса к лего-конструированию
Конструирование из лего-конструктора проводится во второй половине дня, продолжительность одного занятия 30 минут.
Итоговое занятие: 1, в конце года.
Учебный план
Таблица №1
Дополнительная образовательная услуга | Количество занятий в неделю/месяц | Кол-во часов в неделю/ месяц | Форма проведения |
Кружок «Мы играем в Лего» | 2/8 | 50/200 | Подгрупповая |
Итого в год: | 72 | 1800 |
- ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим характеристикам. Развитие памяти также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.
У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В этом возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В.Кудрявцев,Э.А.Фаранонова и др.).Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильны ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом – бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.
Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования:
- Нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа.
- Неустойчивость замысла – дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим.
- Поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею – замыслу уделяется крайне мало внимания.
- Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать.
- Неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае детское конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера.
Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлении, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представление о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Учебно-тематический план
Таблица №2
№ | Наименование тем | Количество занятий / часов |
Вводная диагностика | 1 | |
Знакомство с Лего | 5 | |
Коллективные работы | 9 | |
Конструирование по замыслу | 9 | |
Конструирование по теме | 45 | |
Итоговое занятие | 2 | |
Диагностика по итогам года | 1 | |
Фотовыставка | 1 |
Структура занятия
1. Подготовка к занятию (установка на работу).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
3. Введение в новую тему.
4. Практическая часть.
Формы подведения итогов реализации программы:
- составление фотоальбомов лучших работ;
- участие в выставках детского прикладного и технического
творчества различного уровня;
- оформление выставочного стенда в ДОУ;
- презентация детских работ на родительском собрании.
- Календарно-тематическое планирование
Таблица №3
Учебная неделя | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приёмы | |
Сентябрь | |||||
1 неделя | 1 | Вводная диагностика | Выявить знания и умения детей на начало года. | Диагностические задания. | |
2 | Спонтанная коллективная игра с лего-конструктором | Познакомить детей с конструктором, рассказать об истории его возникновения. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность. | Презентация, рассказ педагога, вопросы, рассматривание иллюстраций, готовых поделок. | ||
2 неделя | 3 | Спонтанная ииндивидуальная игра детей с лего-конструктором | Познакомить детей с разнообразными деталями конструктора. Развивать любознательность, внимание, наблюдатель-ность. | Рассказ педагога, показ разных видов деталей, вопросы, рассматривание готовых моделей. | |
4 | Знакомство с формой лего-элментов (кирпичики) | Познакомить детей с основными элементами «кирпичиками». Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость) | Объяснение, показ, индивидуальная помощь. | ||
3 неделя | 5 | Знакомство с формой лего-элементов (кирпичики) | Продолжать знакомить детей с основными элементами «кирпичиками». Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость) | Объяснение, показ, индивидуальная помощь. | |
6 | Знакомство с лего-элементами (формочки) | Познакомить детей с основными элементами «формочки». Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость) | Объяснение, показ, индивидуальная помощь, поощрение. | ||
4 неделя | 7 | Знакомство с лего-элементами (формочки) | Продолжать знакомить детей с основными элементами «формочки». Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость) | Объяснение, показ, индивидуальная помощь, поощрение. | |
8 | Знакомство с лего-элементами (формочки и кирпичики) | Продолжать знакомить с основными элементами «формочки», «кирпичики».. Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость) | Объяснение, показ, индивидуальная помощь, поощрение. | ||
Октябрь | |||||
5 неделя | 9 | Знакомство с лего-элементами (формочки и кирпичики) | Продолжать знакомить с основными элементами «формочки», «кирпичики».. Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость) | Объяснение, показ, индивидуальная помощь, поощрение. | |
10 | Конструирование по замыслу | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, назвать ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Сюрпризный мо-мент, художественное слово, совмест-ное действие с педагогом, поощрение. | ||
6 неделя | 11 | Мостик через речку | Показать новые детали, учить строить мостик. Развивать мелкую моторику и навыки конструирования, учить доводить дело до конца, развивать терпение | Вопросы, сюрприз-ный момент, напо-минание последовательности изготовления поделки, исполь-зование в с/р играх, худ. слово. | |
12 | Мы в лесу построим теремок | Развивать творческое воображение, учить подражать звукам и движениям персонажей. Учить строить теремок. | Рассказ педагога о животных, рассматривание иллюстраций, показ образца, совместные действия педагога и детей, поощрение, худ. слово. | ||
7 неделя | 13 | Избушка Бабы Яги | Закрепить умение строить по карточке, учить строить сказочную избушку. | Сюрпризный мо-мент, работа по карточке, использование поделки в театрализованном представлении, худ. слово. | |
14 | Грузовик везет кирпичики | Учить строить по карточке, находить различия и сходства в схемах. Учить рассказывать о проделанной работе. | Сюрпризный мо-мент, совместные действия педагога с детьми, худ. слово. | ||
8 неделя | 15 | Детский сад | Учить строить детский сад. Развивать память и внимание. | Рассказ педагога о детском саде, показ образца, совместные действия педагога с детьми, худ. слово. | |
16 | Конструирование по замыслу | Закрепить полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Совместные действия педагога и детей, поощрение, художественное слово. | ||
Ноябрь | |||||
9 неделя | 17 | Магазины | Закрепить названия магазинов и их виды. Развивать мелкую моторику. | Показ образца, вопросы, совместное действие педагога с детьми, поощрение, игры с постройкой. | |
18 | Разные дома | Учить строить дома разной величины и длины. Развивать мелкую моторику и навыки конструирования. | Сюрпризный мо-мент, вопросы, словесная инструкция; использование поделки в театрализованном представлении; худ. слово. | ||
10 неделя | 19 | Дом лесника | Учить строить большой дом для лесника. Развивать терпение. | Сюрпризный момент, худ. слово, совместное действие с педагогом, поощрение. | |
20 | Робот | Показать игрушку–робот. Учить строить робота. Развивать творческую инициативу, мелкую моторику. | Художественное слово, показ приемов работы, вопросы, совместное действие педагога с детьми, поощрение. | ||
11 неделя | 21 | Лабиринт | Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук. | Сюрпризный момент, загадывание загадки, совместное действие с педагогом, поощрение. | |
22 | Качели | Учить строить сложную постройку из лего-конструктора | Сюрпризный момент, художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение. | ||
12 неделя | 23 | Карусели | Продолжать учить строить сложную постройку из лего-конструктора. | Показ образца, вопросы, совместное действие педагога с детьми, поощрение, игры с поделкой. | |
24 | Беседка для ребят | Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада, по памяти. Развивать память, навыки конструирования. | Беседа, совместные действия педагога и детей, поощрение, худ. слово. | ||
Декабрь | |||||
13 неделя | 25 | Городской транспорт | Закрепить знания о городском транспорте, учить строить автобус. Развивать наблюдательность, внимание, память. | Совместные действия детей и педагога, художественное слово, вопросы, обыгрывание поделки. | |
26 | Светофор | Закрепить знания о светофоре, умение строить его из лего-конструктора | Сопровождение об-яснения показом действий, совместные действия педагога и детей, худ. слово, вопросы, обыгрывание поделки. | ||
14 неделя | 27 | Знакомство с дорожными знаками | Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате. | Совместные действия худ. слово, вопросы, обыгрывание поделки. | |
28 | Грузовой автомобиль | Учить создавать сложную постройку грузовой машины из лего-конструктора, правильно соединять детали. Развивать творческую инициативу, мелкую моторику. | Совместные действия педагога с детьми, худ. слово, поощрение. | ||
15 неделя | 29 | Самолет | Закрепить знания о профессии летчика, учить строить самолет по схеме. Развивать внимание, память. | Сюрпризный момент, показ, проговаривание действий, напоминание, художественное слово. | |
30 | Светофор, регулировщики | Закрепить знания о светофоре и регулировщике.Учить строить из лего-конструктора. Развивать фантазию. | Сюрпризный момент, напоминание, наводящие вопросы, совместные действия педагога с детьми, поощрение. | ||
16 неделя | 31 | Пожарная часть | Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. | Показ иллюстрации пожарной части, объяснение, совместные действия с педагогом, худ. слово, поощрение. | |
32 | Конструирование по замыслу | Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать мелкую моторику. | Сюрпризный момент, совместные действия с педагогом, поощрение. | ||
Январь | |||||
17 неделя | 33 | Животные на ферме | Учить находить материал для постройки, закрепить полученные навыки. Развивать мелкую моторику. | Сюрпризный момент, совместные действия с педагогом, поощрение. | |
34 | Овечка | Вызвать положительные эмоции от художественного слова. Закрепить знания о домашних животных, учить строить животных. Развивать мелкую моторику рук. | Художественное слово, показ крепления деталей, поощрения. | ||
18 неделя | 35 | Пастбище | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначение о пользе человека. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. Воспитывать любознательность. | Просмотр мультфильма, совместные действия педагога с детьми, худ. слово. | |
36 | Дети | Учить строить мальчика и девочку из лего-конструктора. Рассказывать о своей постройке. Развивать мелкую моторику. | Совместные действия педагога с детьми, художественное слово. | ||
19 неделя | 37 | Речные рыбки | Учить строить рыб из лего-конструктора. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. | Показ, совместные действия педагога и детей, проговаривание действий, ху-дожественное слово, поощрение. | |
38 | Аквариум | Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум по схеме. Развивать внимание, усидчивость, терпение. | Загадывание загадки, рассматривание иллюстраций, совместные действия педагога и детей, проговаривание действий, поощрение. | ||
20 неделя | 39 | Дома на нашей улице | Закрепить умение строить дома по карточке. Развивать внимание, терпение, усидчивостью | Сюрпризный момент, совместные действия педагога с детьми, художественное слово. | |
40 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. | Рассматривание иллюстраций, совместные действия педагога и детей, проговаривание действий, поощрение. | ||
Февраль | |||||
21 неделя | 41 | Играем в зоопарк | Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях. Строить зоопарк. Развивать фантазию, творческую инициативу. | Сюрпризный момент, поэтапный показ,помощь, поощрение. | |
42 | Слон | Учить строить слона с большим хоботом по схеме. Развивать внимание, мелкую моторику. | Сюрпризный момент, художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение. | ||
22 неделя | 43 | Верблюд | Продолжать знакомить с обитателями зоопарка, учить строить одно и двугорбых верблюдов. Развивать мелкую моторику. | Сюрпризный момент, показ, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, напоминание, худ. слово. | |
44 | Плывут корабли | Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли, развивать творчество, фантазию. | Показ иллюстраций кораблей, лодок, оказание индивидуальной помощи, чтение стихов, рассматривание готовых поделок. | ||
23 неделя | 45 | Катер | Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Развивать самостоятельность, мелкую моторику | Показ иллюстраций катера, оказание индивидуальной помощи, чтение стихов, рассматривание готовых поделок. | |
46 | Пароход | Закрепить знания о водном транспорте, навыки конструирования. Совершенствовать умение анализировать образец. Развивать мелкую моторику. | Беседа о водном транспорте, показ разновидностей транспорта, совместное действие педагога с детьми, поощрения, создание игрового сюжета. | ||
24 неделя | 47 | Корабль | Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету. Устанавливать пространственное расположение построек. Развивать память, навыки конструирования, мелкую моторику. | Беседа о водном транспорте, показ разновидностей транспорта, совместное действие педагога с детьми, поощрения, создание игрового сюжета. | |
48 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. | Проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, напоминание. | ||
Март | |||||
25 неделя | 49 | Кафе | Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу, помогать друг другу. Развивать коммуникативные навыки. | Сюрпризный момент –появление официанта, постановка целей, объяснение, совместные действия детей , поощрение. | |
50 | Пожарная часть | Беседа о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Показ, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, поощрение. | ||
26 неделя | 51 | Поезд мчится | Учить строить шпалы разными способами по схемам, строить поезд по образцу. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику. | Сюрпризный момент, загадывание загадки, показ презентации образца, совместные действия педагога с детьми, поощрения, игры детей с поделками. | |
52 | Аэропорт | Учить строить разные самолеты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. | Показ, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, напоминание, худ. слово, поощрение. | ||
27 неделя | 53 | Городской транспорт | Закреплять знания о городском транспорте. Учить строить автобус. Закрепить соединения деталей. Развивать наблюдательность, мелкую моторику. | Загадывание загадки, показ образца автобуса, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, поощрение. | |
54 | Дома на нашей улице | Закрепить умение строить разные дома по схемам. Развивать творческую инициативу, внимание. | Рассматривание иллюстраций, проговаривание действий, поощрение. | ||
28 неделя | 55 | Грузовая машина с прицепом | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предметов. Развивать внимание, доводить начатое дело до конца. | Сюрпризный момент,совместное действие с педагогом, поощрение. | |
56 | Конструирование по замыслу | Закрепить полученные навыки. Учить заранее продумывать содержание будущей постройки, давать общее описание. Развивать творческую инициативу. | Беседа, уточняющие вопросы, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, напоминание, худ. слово, поощрение. | ||
Апрель | |||||
29 неделя | 57 | Ракета | Учить строить ракеты по схеме. Закрепить навыки крепления деталей. Развивать внимание, терпение. | Показ образца, совместное действие педагога с детьми, сюрпризный момент, словесное поощрение, художественное слово. | |
58 | Космический корабль | Рассказать о космическом корабле, учить строить космический корабль. Развивать фантазию, воображение. | Сюрпризный момент, показ способов выполнения, поэтапный показ, поощрение. | ||
30 неделя | 59 | Луноход | Рассказать о луноходе, учить строить луноход из деталей конструктора. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. | Сюрпризный момент, показ образца, совместные действия, напоминание, поощрение. | |
60 | Машина с прицепом | Учить строить машину с прицепом, развивать навыки конструирования. | Художественное слово, показ приемов работы, совместное действие педагога с детьми, поощрение. | ||
31 неделя | 61 | Строим лес | Закрепить умение строить лесные деревья, видеть отличия.Воспитывать доброе отношение. Развивать память, мышление, внимание. | Сюрпризный момент, действия педагога с детьми, напоминание, вопросы, поощрение. | |
62 | Избушка Бабы Яги | Закреплять умения строить по карточке, учить строить сказочную избушку Бабы Яги. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. | Показ образца, совместные действия, проговаривание действий, художественное слово, поощрение. | ||
32 неделя | 63 | Полицейский участок | Продолжать учить строить разные сооружения. Развивать самостоятельность, творческую инициативу. | Беседа, совместные действия детей и педагога, поощрения. | |
64 | По замыслу | Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание постройки, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. | Вводная беседа, закрепление названия деталей, поощрение. | ||
Май | |||||
33 неделя | 65 | Паровоз везет товары | Закрепить приемы сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. | Показ иллюстраций, художественное слово,показ педагога,совместные действия, анализ детских работ. | |
66 | Станция | Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровоза. Развивать творческую инициативу, внимание. | Художественное слово, совместные действия, анализ детских работ. | ||
34 неделя | 67 | Строим город | Закреплять полученные навыки в конструировании, умение самостоятельно строить по карточке. | Сюрпризный момент, художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение. | |
68 | Строим город | Закреплять полученные навыки в конструировании, умение самостоятельно строить по карточке. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. | Сюрпризный момент, художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение. | ||
35 неделя | 69 | Первые механизмы | Познакомить детей с деталями конструктора «Первые механизмы». Учить собирать подвижные детали конструктора. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание. | Показ образца, совместные действия, проговаривание действий. | |
70 | Диагностика | Выявить знания детей за год. | Диагностические задания. | ||
36 неделя | 71 | Итоговое занятие. | Оформление выставку детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. | Поощрение | |
72 | Фотовыставка детских работ. | Оформление фотовыставки. |
4.СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый – в мае.
4.1. Методика и критерии диагностического обследования
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.
Задание №1
Цель: выявить умение называть детали конструктора
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно называет
2 балла – ребенок называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение в создании различных конструкции предмета в соответствии с его назначением
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно создает различные конструкции
2 балла – ребенок создает различные конструкции с помощью педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание № 3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание № 4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, (стороны, линию сгиба).
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не выполняет задание.
Задание № 5
Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по прямой.
Педагог предлагает ребенку ножницы и бумагу, просит нарезать билеты в кассу.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно держит ножницы и самостоятельно режет по прямой;
2 балла – ребенок испытывает затруднения, требуется помощь взрослого;
1 балл – ребенок не умеет правильно держать ножницы и пользоваться ими.
4.2. Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании
Таблица №4
Критерии Фамилия, имя ребенка | Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения | Создает различные конструкции предмета в соответствии с его назначением | Называет все детали конструкторов | Строит более сложные постройки | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Работает по схемам | Строит подгруппами | Строит по творческому замыслу | Работает в команде | Планирует этапы создания собственной постройки, находит конструктивное решение | Общее количество баллов | Уровень |
Высокий уровень: (28-36 баллов)
Средний уровень: (18-27 баллов)
Низкий уровень: (ниже 18 баллов)
4.3. Качественная характеристика уровней сформированности у детей конструктивных навыков в лего-конструировании
Высокий уровень: (28-36 баллов)
Ребенок самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует поделки и постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.
Средний уровень: (18-27 баллов)
Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их одним содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.
Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован.
Низкий уровень: (ниже 18 баллов)
Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе.
4.4. Требования к уровню подготовки воспитанников
При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
Таблица №5
Интегративное качество «Любознательный, активный»: Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения. Проявляет устойчивый интерес к конструированию. | |
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей. | |
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»: У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности | |
Ребенок | |
Знает: |
|
Умеет: |
|
5.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Координатором Программы дополнительной образовательной услуги является администрация МДОУ № 46.
Исполнителем Программы является Жилина Л.Н., воспитатель высшей квалификационной категории.
Координатор:
- разрабатывает перечень показателей для контроля над ходом реализации Программы;
- анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации Программы;
- подготавливает и вносит предложения по совершенствованию и корректировке механизмов реализации Программы;
Исполнитель:
- участвует в реализации мероприятий Программы.
- разрабатывает календарно-тематический план, необходимый для реализации Программы;
- подготавливает ежеквартально выставки детских работ, фотовыставки;
- несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию Программы;
- обеспечивает методическое и организационно – техническое сопровождение реализации Программы;
- проводит мониторинг реализации Программы;
Координация и контроль реализации Программы по дополнительной образовательной услуге «Мы играем в Лего» на 2013 – 2014 годы осуществляется Администрацией МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах», родителями (законными представителями) воспитанников через:
- изучение журнала учета хода и содержания работы с детьми по реализации мероприятий;
- организацию выставок детских построек;
- составление фотоальбома работ;
- участие детей в конкурсах.
Формы предоставления результатов:
- Самоанализ (отчет)
- Результаты мониторинга.
Контроль за реализацией программы «Мы играем в Лего» осуществляет:
- Администрация МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»;
- Родители (законные представители) воспитанников.
Расписание занятий
Таблица №6
Дни недели | Время проведения |
Вторник | 17.00-17.25 |
Четверг | 17.00-17.25 |
Продолжительность занятия 25 минут |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Комарова, Л.Г. Строим из лего.М.,2001.
2.Конструируем, играем, учимся: Учебное пособие.М.,2006.
3.Лусс, Т.С.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего:М., 2003.
4.Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.
5.Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:М., 2008.
МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"
«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей 5-7 лет...
Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)»
Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)».Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнер...
Программа по дополнительному образованию "Мы играем в ЛЕГО"
Программа по дополнительному образованию....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования Лего – конструирование «Юный строитель»
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемы...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» Срок реализации - 4 года Возраст детей - 3-7 лет
Цель программы:Создание благоприятных условий для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей на основе LEGO– конструир...
Рабочая программа "Играя с лего, познаем и созидаем"
Программа по познавательному развитию детей 5-7 лет....
Проект в средней группе по Лего конструированию «Я играю в ЛЕГО»
ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО», в переводе с латыни, два значения «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация то...