кружок "Королева иголочка"
творческая работа учащихся по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
кружок "Королева иголочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_koroleva_igolochka.docx | 138.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАЛАКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ХУДОЖЕСТВЕННО=ЭСТЕТИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЕМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОБУ д/с № 3 «Радуга» ___________В.В. Горбачевская |
Программа кружка дополнительного образования
«Королева иголочка»
(вышивка в д/с)
для детей старшего дошкольного возраста
Руководитель: Ржевская Светлана Николаевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
п. Талакан, 2014г.
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Суть инициативы
Организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики через кружковую работу по обучению детей старшего дошкольного возраста навыкам вышивания.
Участники
Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель группы.
Актуальность проблемы
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Вышивание», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Пояснительная записка
В начале учебного года проводиться диагностика по выявлению, умений детей работать с нитью, иглой, ножницами, умений пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок. Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами.
Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда.
Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.
Цель: Познакомить старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием.
Задачи:
♦ Познакомить детей с народными промыслами, с материалами и инструментами для вышивания.
♦ Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.
♦ Освоить приёмы вдевания нитки в иголку, завязывание узелка. Освоить приёмы шва «вперёд иголка», шва «петельный», шва «тамбурный».
♦ Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.
♦ Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.
Этапы воспитательно-образовательного процесса:
Первый этап: Предполагает изучение литературы и опыта по данной проблеме.
Второй этап: Определение цели, задач, принципов работы.
Третий этап: Подражания и творчества. Определение содержания работы. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам
Четвертый этап: Диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов.
Режим образовательной деятельности
При наполняемости группы 15-20 детей образовательная деятельность кружка проводятся 1 раза в неделю, можно разбить детей на подгруппы.
Дни образовательной деятельности кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут – в старшей группе, 30 минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в образовательной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Техническое оснащение:
1. Картон.
2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).
3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).
6.Нитки мулине.
7. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).
10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.
Предполагаемый результат
К концу 2-го года реализации кружка ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой.
В результате работы кружка предполагается овладение детьми:
‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
‒ приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «тамбурный», «стебельчатый»;
‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;
‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;
‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
‒ умением заинтересовать и научить других технике вышивания.
Работа с родителями
‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.
‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей.
‒ приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.
Перспективно-тематический план
Старшая группа
Сентябрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Знакомство с народными промыслами | «Путешествие в страну рукоделия». Познакомить детей с народными промыслами. Развивать любовь к красоте, показать красоту вышитых изделий. Заинтересовать детей, вызвать желание вышивать. | Образцы вышивки, наборы игл для вышивания.
|
Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов. | |||
2 | Техника безопасность | Беседа по технике безопасности. Закрепить правила пользования ножницами, полученные ранее. Познакомить с правилами пользования иголкой. | Наборы игл, ножницы, игольница, напёрсток. |
Нарисовать альбом правил знаний о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами. | Карандаши, рисунки, бумага. | ||
3 | Шнуровка | Работа со шнуровкой. Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость. | Шнурки, картон с отверстиями. |
4 | Диагностика | Выявить знания и умения детей (вдевания нитки в иголку, завязывание узелка).
| Нитки, иголки, ткань. |
Октябрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Ткань | «Знакомство с тканью». Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. | Ткани разные по фактуре. |
2 | Иголочка | «Волшебная иголочка». Познакомить детей с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок. | Иголки, нитки. |
3 | «Волшебная иголочка». Продолжить учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, выполнять шов «вперёд иголку» по картону. | Иголки, нитки, картон. | |
4 | Профессия швея | «Профессии всякие важны». Познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды. Расширить кругозор, воспитывать уважение к труду людей. Развивать мыслительную деятельность детей. Работа с родителями. | Журналы, альбомы. |
Ноябрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Разные дорожки | «Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки. |
2 | |||
3 | «Разные дорожки». Вышивка извилистой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки. | |
4 | |||
Декабрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Круги | «Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу. | Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки. |
2 | |||
3 | Новогодние игрушки | «Новогодние игрушки». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» игрушки. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветной картон с отверстиями.
|
4 |
Январь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
2 | Силуэты | «Силуэты». Вышивка по контуру. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. | Иголки, нитки, ножницы, картон с силуэтными изображениями. |
3 | |||
4 |
Февраль | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Фигуры | «Геометрические фигуры». Самостоятельная деятельность: обвести на картон шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш. |
2 | |||
3 | Натюрморт | «Натюрморт из овощей и фруктов». Самостоятельная деятельность: обвести на картон шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш. |
4 |
Март | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Подарок маме | «Подарок маме». Учить располагать изображения на листе. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Воспитывать любовь и уважение к матери. | Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками. |
2 | Рыбки в аквариуме | «Рыбки в аквариуме». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. | Иголки, нитки, ножницы, картон с силуэтными изображениями аквариума. |
3 | |||
4 | Салфетка | «Салфетка». Учить украшать салфетку цветными нитками, швом «Вперёд иголку», развивать творческое воображение, аккуратность в работе. | Иголки, нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш. |
Апрель | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Космос | «Космические аппараты». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику.
| Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками. |
2 | |||
3 | Закладка | «Закладки для выпускников». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка». Воспитывать дружелюбное отношение к товарищам. | Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками. |
4 |
Май | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Диагностика | Диагностика. Выявить и закрепить полученные знания: владение иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков. | Иголки, нитки, игольница, ножницы, картон с отверстиями. |
2 | Вышивание по замыслу | Вышивание по замыслу. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница. |
3 | |||
4 |
| Выставка работ |
Подготовительная группа
Сентябрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Разные иголки | «Разные иголки». Продолжить знакомство с иглой, с инструментами для шитья. Расширить кругозор детей. Работа с родителями. | Разные иголки, познавательная литература. |
2 | История вещей | «История вещей». Познакомить детей с интересными фактами из истории вещей: иголки, пуговицы, утюга, напёрстка, заинтересовать детей занятиями ручным трудом. | Предметы для вышивания. |
3 | |||
4 | Цветные полоски | «Цветные полоски». Учить детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки. |
Октябрь | ||||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал | |
1 | Веселые пуговички | «Пришивание пуговиц с двумя отверстиями». Учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва. | Разные пуговицы с двумя отверстиями, нитки, картон, ножницы. | |
2 | «Гусеница». Продолжать учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва. | |||
3 | «Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями». Учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва. | Разные пуговицы с четырьмя отверстиями, нитки, фетр, ножницы. | ||
4 | «Пуговичные узоры». Продолжать учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва. | |||
Ноябрь | ||||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал | |
1 | Подарок ко дню матери | «Изготовление игольницы». Вспомнить знакомые швы «через край», «вперёд иголку», изготовить индивидуальную игольницу. Развивать мелкую моторику рук. Украшать игольницу аппликацией. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная. | |
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Декабрь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Нитяная графика | «Нитяная графика». Познакомить с нитяной графикой, с историей возникновения, со способами работы с нитью. | Познавательная литература, иллюстрации, линейки узорные. |
2 | Узоры | «Узоры». Учить выполнять узоры по окружности, делать проколы иголкой, подбирать нить по цвету. | Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы. |
3 | Снежинка | «Снежинка». Развивать пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа, в центре или середине).Развивать мелкую моторику и координацию рук. Учить подбирать нить по цвету. | Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы. |
4 |
Январь | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
2 | Ёлочка | «Ёлочка». Продолжить учить работать с нитяной графикой, делать разметку для вышивки. Учить подбирать нить по цвету. | Иголки, цветные нитки, цветной картон, схема ёлки. |
3 | Зимняя одежда | «Шапочка и шарфик для куклы». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать шапочку аппликацией. | Цветные выкройки ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки. |
4 |
Февраль | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Мешочки | «Мешочки для секретов». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать мешочек аппликацией. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань. |
2 | |||
3 | |||
4 | Салфетка | «Салфетка» – подарок маме. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Развивать мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная. |
Март | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Салфетка | «Салфетка» – подарок маме. Продолжить учить делать бахрому путём выдёргивания нитей. Развивать мелкую моторику рук. | Салфетка, иголка. |
2 | Одежда | Беседа «Откуда одежда пришла». Уточнить знания детей об одежде, как и где её изготавливают, из каких тканей, воспитывать уважение к труду. | Презентация «Откуда одежда пришла». |
3 | Ателье | «Ателье для кукол». Продолжить учить пользоваться иголкой, знакомыми швами сшить юбку и штаны для кукол. Развивать мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань. |
4 |
Апрель | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Дорожки | «Дорожки». Учить детей вышивать швом «тамбурный» .Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
| Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки. |
2 | Радуга | «Волшебная радуга». Учить детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая. |
3 | |||
4 |
Май | |||
Неделя | Тема | Задачи | Оборудование и материал |
1 | Вышивание по замыслу | Вышивание по замыслу. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», шов «тамбурный». Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук. | Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница. |
2 | |||
3 | |||
4 | Наша выставка | «Наша выставка» – выставка детских работ. |
Детские работы. |
Список литературы:
1. И. В. Новикова, И. В. Новикова. Обучение вышивке в детском саду. Харвест, Академия Развития, 2010 г.
2. Торгашова В.Н. Рисуем нитью. 2005.
3. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
4. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб: Детство-Пресс, 2003. -160с.
5. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. - Москва: З.А.О. издательство Эксмо, 1997. - 96с.
6. Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2000. -240с.
7. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. - Ярославль: Академия развития, 1998. -287с.
8. Иванова А.А. Вышивка ажуром, 2004.
Правила техники безопасности, которые были придуманы совместно с детьми.
- Не бойся иголки, но уважай;
- Иголку, где попало, не бросай;
- Правило «хвостик – носик» соблюдай;
- Вышивку чистыми руками бери;
- Поработал – за собой прибери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Елочка-елочка, зеленая иголочка."
Творческая работа родителей с детьми....
"Елочка - зеленая иголочка"
Ознакомление детей с невидимыми нитями природы, показать взаимосвязи в лесу между растениями и животными на примере дерева ель. Воспитывать доброе отношение к ели, сопереживать и желание сохранить зел...
Фото проект "Ёлочка-зелёная иголочка"
В преддверье новогодних праздников всегда встанет вопрос покупки на живого дерева для декорации. Елочка - символ и неотъемлемый атрибут этого радующего взрослых и детей праздника. Жа...
Интегрированное занятие "Стройная ёлочка - зелёная иголочка"
Содействовать укреплению здоровья; совершенствовать навыки передвижения (ходьбы и бега) в строю (парами, в колонне друг за другом), в заданном направлении сохраняя дистанцию; способс...
Программа дополнительного образования "Умелая иголочка"
Обучающая программа по вышивке для детей 5-7 лет. Разработана на основе методического материала Новиковой И.В. "Обучение вышивке в детском саду", программа рассчитана на 34 ч.занятий....
План-программа кружка "Волшебная иголочка"
План-программа работы кружка "Волшебная иголочка" работа с детьми 5-7 лет разработана на 1 год....
"Волшебная иголочка"
Работы выполнены в технике "изонить" старшей и подготовительной группой....