Нетрадиционные техники работы с бумагой
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Кришталь Нелли Николаевна

Нетрадиционные техники работы с бумагой на примере техники квиллинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tekhniki_raboty_s_bumagoy.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники работы с бумагой

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку -дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала, необходимости перехода от воспроизводящей действительности к творческой. Основная задача работы с детьми как раз и состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня, - новизна ее результата.

Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности.

К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий. По мнению Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и др. - это первая важная особенность детского творчества. Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребенка имеет практически первостепенное значение. Увлекшись поиском, он обязательно закончит ее положительным результатом. Это третья особенность детского творчества.

В контексте с вышесказанным считаю, что нетрадиционные техники представляет возможность творческого созидания развития мышления, сотворчества между педагогом и ребенком, более быстрое достижение результата - ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребенка, стимулирует желание творить.

 Приобщение детей к художественно-творческой деятельности происходит постепенно — от простого к сложному, от частного к общему, от игры к обучению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дети приобретают навыки конструкторской, проектно-исследовательской деятельности, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Одним из путей развития художественно-творческих способностей является работа в технике квиллинг (искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции).

В овладении этой техникой можно выделить три подготовительных этапа:

1-й этап — работа с бумажными салфетками. Этот этап возможно начинать осуществлять со второй младшей группой. Занятия с салфетками способствуют развитию художественно-эстетического вкуса, мелкой моторики, ручных умений, развитию речи, так как существует взаимосвязь обшей и речевой моторики.

Предлагаемый вид работы очень интересен и необычаен. Для этого вида работы лучше подойдут цветные салфетки или гофрированная бумага, так как они легче скатываются в комочки.

Комочки можно скатывать двумя способами:

1. От листа цветной бумаги произвольно отрывается небольшой кусочек и скатывается в комочек.

2. Лист цветной бумаги разрезается на полоски шириной 3 см, затем разрывается на одинаковые части, из которых складываются комочки. При использовании этого способа получаются комочки одинаковой формы.

Цветные комочки лучше приклеивать клеем- карандашом. Комочки следует приклеивать плотно друг к другу, чтобы между ними не оставалось пустого места. При аккуратном выполнении ваши работы будут объемными и красивыми. Нужно подобрать подходящий фон и цветную бумагу для работы. Нарисовать задуманную картинку. Скатать комочки и начинать работу с крупных деталей.

2-й этап — художественное моделирование из полосок бумаги. Эту работу целесообразно начать со средней группой. Полоски белой или цветной бумаги, клей — отличные материалы для художественно-творческой деятельности детей. В основе художественного моделирования из полосок бумаги лежат простейшие готовые элементы: кольцо, капля, листик.

Маленькие хитрости при подготовке материалов к занятиям:

1.  Заготовить полоски лучше взрослому, они должны быть ровными, от этого зависит эстетичный вид поделки.

2.   Ширина полоски 1,5—2 см, для разметки используется линейка.

3.   Полоски следует начертить на альбомном листе параллельно его длинной стороне.

4.  Готовые полоски разделить путем складывания и разрезания альбомного листа на 1/2, 1/4, 1/3, 2/3, 1/6.

5.  Для некоторых поделок, например для гармошки, могут быть использованы как целые, так и склеенные полоски.

6.   Маленькое кольцо лучше склеивать на круглом карандаше.

7.  Склеивать композицию нужно осторожно, не сдвигая ее; если у ребенка не получается, помочь ему, показать, как нужно склеить.

3-й этап — работа с гофрокартоном, вводится в группе детей старшего дошкольного возраста. Для работы с гофрокартоном применяется техника бумагокручения. В результате того, что полоска гофрокартона толстая и упругая, поделки получаются крупные, объемные, времени на их изготовление тратится меньше. Детям очень нравится работать с гофрокартоном: полчаса — и в руках готовая поделка. Самые красивые получаются из цветного гофрокартона, окрашенного не только с двух сторон, но и внутри, то есть в массе.

К концу третьего этапа дети постепенно овладевают различными техниками работы с бумагой, совершенствуют умения, навыки, и начинается заключительный этап — овладение ноной техникой работы с бумагой — квиллингом.

Квиллинг — называемый также квилинг, бумагокручение, бумажная филигрань  — искусство создавать композиции из бумажных полос. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы), которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т.п.), из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию.

Изготовление элементов:

1.  Берут полоску нужного цвета, длины и ширины.

2.  Плотно наматывают её на подходящее тонкое остриё, например на зубочистку.

3.  Аккуратно снимают получившийся рулончик (ролл) и дают ему немного развернуться.

4.  Подклеивают внешний конец полоски.

5.  Придают элементу нужную форму, сгибая, прижимая, защипывая и сдвигая бумагу пальцами с разных сторон.

Базовые формы

Несмотря на то, что в квиллинге используется достаточно ограниченный набор базовых форм, их названия часто могут сильно различаться в зависимости от географии или школы квиллинга. Начальные заготовки по виду делят на плотные и свободные спирали (кольца, рулоны), открытые и закрытые спирали, а также обычные спирали и спирали со сдвинутым центром (эксцентричные).

Материалы и инструменты

Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски. Самые распространённые — шириной 1/8 дюйма (3 мм) и 3/8 дюйма (9 мм), но используются также полоски и ленты другой ширины, в соответствии с замыслом мастера. Полоски можно нарезать самостоятельно или купить готовые, в наборах. Специальная бумага имеет особый состав и по плотности идеально подходит для квиллинга, но далеко не везде доступна в магазинах. Большинство промышленно выпускаемых полосок имеют длину 12 или 24 дюйма (соответственно 30 и 60 см). От таких полосок отрезаются куски нужной длины, в зависимости от размера элемента, который необходимо сделать. Иногда наоборот — несколько лент склеивают, чтобы получить полоску большей длинны или полоску, в которой скомбинированы несколько цветов.

Бумага для квиллинга должна быть окрашена в массе, чтобы срез был такого же цвета как и плоскость, хотя иногда срез специально имеет другой цвет. Выпускаются полоски для квиллинга самых разных цветов и оттенков, блестящие, перламутровые, градиентные полоски, а также полоски с двойным тонированием, у которых одна сторона светлее, чем другая.

В квиллинге применяются разнообразные инструменты и приспособления. Основными являются пинцет, ножницы, тонкое шило и инструмент для наматывания с прорезью. Такой инструмент представляет собой рукоятку со стержнем, в конце которого сделана прорезь. В прорезь вдевают кончик бумажной полоски и накручивают полоску на стержень, затем снимают уже готовый рулончик. Для того же служит и шило с той разницей, что кончик полоски не удерживается в прорези и может проскальзывать. Тем не менее, шило применяется, если нужно получить особенно плотный рулончик без отверстия посередине. Для наматывания применяются и гораздо более простые "инструменты", например деревянная зубочистка или шпилька для волос.

Часто используют также линейку с отверстиями разного диаметра. В таки отверстия кладут скрученные полоски, чтобы они разворачивались до определённого диаметра и элементы получались одинакового размера.

К пробковой дощечке удобно прикреплять булавками элементы при промежуточной сборке композиции. Затем готовые фрагменты переносятся на основу.

В квиллинге используются также машинки для нарезки бахромы, редкие гребни и другие приспособления. Вокруг зубьев гребней обводят бумажные ленты в некоторых видах квиллинга.

Клей применяется обычный ПВА или другой качественный клей для бумаги, достаточно густой. Лучше, если бутылочка будет иметь тонкую насадку, чтобы было удобно контролировать количество клея.

Немного истории

В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а по некоторым сведениям — даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинга невозможно по той простой причине, что бумага — материал очень недолговечный.

Ещё в XVI веке итальянские и французские монахи и монахини украшали бумажной филигранью иконы и панно на религиозные темы, обложки религиозных книг и предметы культа, например ковчеги для хранения реликвий. Позолоченными и посеребрёнными полосками бумаги успешно заменяли настоящие золото и серебро в бедных церквях. В XVII и XVIII веках бумагокручением увлеклись в среде благородных дам. Квиллинг был одним из немногих видов рукоделия, которыми представительницы знати могли заниматься, не роняя своего достоинства. Дамы украшали орнаментом из кручёных бумажных полосок коробочки и ящички, корзинки, чайницы, родовые гербы. Джейн Остин пишет в своём романе "Чувство и чувствительность" (1812): "Если мне выпадет пропустить роббер, — продолжала Элинор, — я могла бы помочь мисс Люси скручивать полоски для корзиночки". Судя по всему, речь здесь идёт именно о квиллинге. Известны также предметы мебели, покрытые узором в этой технике — результат нескольких лет кропотливой работы. В Викторианскую эпоху (1837-1901) женщины высших классов среди прочего проводили своё свободное время за занятиями бумажной филигранью, схемы по квиллингу даже печатались в женских журналах того времени. С первыми поселенцами из Европы искусство квиллинга попало в Америку, где оно особенно любимо.

Своё имя квиллинг получил от английского слова quill — перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга. Интересную мысль высказывает Рaula Bauer в своём исследовании по истории квиллинга: она считает, что в Америке полоски наматывались на иглы дикобраза (также quill по-английски), которые широко применялись индейцами в местных ремёслах. И именно иглы дикобраза дали название этому виду рукоделия, а не птичьи перья, которые представляют собой гораздо менее удобный инструмент для квиллинга из-за своей толщины.

Естественно, на протяжении веков в мире квиллинга происходили изменения: менялись техники, стили, материалы, инструменты и популярность этого вида рукоделия. Давно уже квиллинг перестал быть достоянием исключительно женщинам из "высших классов". Как я уже писала, появился трёхмерный квиллинг. К началу XXI века бумажная филигрань стала полноценным искусством и произведения, выполненные в этой технике, украшают галереи Европы и США. В современной Азии (Япония, Корея) семена квиллинга упали на благодатную почву древнейших местных традиций филигранного мастерства, в том числе и с использованием бумаги в качестве основного материала (достаточно вспомнить оригами). Нужно, правда, отметить, что согласно некоторым гипотезам, искусство бумагокручения на Дальнем Востоке существовало задолго до того, как оно появилось в Европе. Лично мне это кажется вполне вероятным.

Сегодня искусство бумажной филиграни особенно популярно в США и странах Латинской Америки (таких как Бразилия), распространено в Великобритании и некоторых других странах Европы, в Японии и Корее. В ряде стран оно только набирает популярность, а в некоторых — например в Израиле и Гонконге — о нём только начинают узнавать.

Работа в технике квиллинг представляется интересной и доступной для детей. Сам вид материала, простота обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками, помогают детям преодолеть страх и неуверенность перед незнакомым делом.

         

Развлечение для детей с родителями

«День матери»

Зал украшен осенними листьями и веточками. Звучит спокойная «осенняя» музыка.

Мамы проходят в зал и занимают места для зрителей. Дети стоят за занавесом.

Звучит музыка, дети друг за другом выбегают, делая круг.

 *Танец с листьями (музыка Вихаревой)

В конце танца дети в рассыпную останавливаются перед зрителями..

Ведущая:  Дорогие мамы, милые бабушки!        

Дорогие женщины!

Этот осенний вечер посвящается Вам!

Дети:         От чистого сердца

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

Мы любим ее,

Как хорошего друга,

За то, что у нас

С нею все сообща,

За то, что когда

Нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

Мы любим ее и за то,

Что порою

Становятся строже

В морщинках глаза,

Но стоит с повинной

Прийти головою –

Исчезнут морщинки,

Умчится гроза.

За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Ей сердце свое.

И просто за то,

Что она - наша мама,

Мы крепко и нежно

Любим ее.

Ведущая:  Мамин праздник на дворе, захотелось детворе

В этот добрый, светлый праздник приготовить вам подарок. Долго решали, что вам в праздник подарить? Долго- долго мы гадали, как всем мамам угодить.

Наконец пришло решенье, будет всем на удивленье,

не букет, не фокус, вам в подарок конкурс.

В конкурсе «А ну, ка, мамочки!» предлагаем вам участие принять, все свои таланты показать.

Прошу вас, мамочки и бабушки занять места для участников конкурса.Соревноваться у нас будут две команды: команда «Солнышко» и команда «Звездочка», участники, вы можете надеть медали-эмблемы своих команд. Представляю наше жюри. Жюри будет оценивать ваши выступления по5 бальной системе.

*Первый конкурс «Приветствие»

Команды озвучивают и показывают приветствие друг друга и гостей

Ведущая: Команды готовы. Первой выступает команда «Солнышко»

Выступление команд

Ведущая: Жюри готово объявить результаты?

Жюри объявляет оценки.

Сценка «Разгром» (участвуют Ваня Тверьянович с мамой)

Ведущая: Всем известно, что лучше всех и быстрее всех наводят порядок в доме наши мамы. И я объявляю следующий конкурс.

*Конкурс «Уборка»

Ведущая: Участники команд держатся, точнее «приклеиваются» за плечи друг к другу и в таком положении собирают вещи, разбросанные на полу, наклоняясь вместе и в одну сторону за первым участником. Кто больше соберет за 1 мин. вещей тот и заработает больше баллов.

Выступление команд Ведущая: Жюри оценивает выступление команд.

Ведущая: Жюри готово объявить оценки?

Жюри объявляет оценки конкурса

Ведущая:

*Конкурс «нарисуй картину на заданную тему»

Ведущая: команды обмениваются карточками с заданиями и рисуют картину, а мы с ребятами попробуем отгадать, какое задание было у каждой команды.

Выступление команд

Ведущая: Жюри оценивает наши команды. А для вас, дорогие, мамочки, только лишь для вас дети исполнят танец «Туча»

Ведущая:

Жюри объявляет оценки

Ведущая: Ребята, мы уже с вами знаем, что наши мамочки хорошо поют и я объявляю песенный конкурс.

*Конкурс «Вспомните песню и спойте ее»

Ведущая: Каждой команде я буду называть слово, вы должны вспомнить песню, где есть это слово и спеть строчки из этой песни (мама, папа, солнце, дружба, улыбка, детство)

Выступление команд

Ведущая: Пока жюри оценивает команды, я хочу вам загадать загадки: Эти шарики на нити Вы примерить не хотите ль? На любые ваши вкусы В маминой шкатулке....(бусы) В ушках маминых сверкают, Цветом радуги сверкают. Серебрятся капли-крошки Украшения ....(сережки) Назовите-ка посуду: Ручка прицепилась к кругу. Блин испечь - ей ерунда Это же....(сковорода) В брюхе у него вода Забурлила от тепла. Как разгневанный начальник Быстро закипает....(чайник) Это кушанье для всех Мама сварит на обед. И половник тут как тут - Разольет в тарелки.. ..(суп)

Ведущая: Жюри мы готовы услышать ваши оценки.

Жюри объявляет оценки

Ведущая: А сейчас мы узнаем, умеют ли наши мамы отгадывать загадки.

*Конкурс «Говорят дети»

Ведущая: Каждой команде я загадаю загадки, которые сочинили сами дети. 1. Она греет, но это не солнце,

Ее включают, но это не фонарь.

Она нас кормит, но это не мама.        

Она может обжечь, но это не огонь (плита)

2. Летом грустная,

Зимой веселая.

Ночью к ней приходит гость.

На ней красивые игрушки,

Много сюрпризов               (елка)

З. Оно круглое с ниточками, оно желтое,

сверкает оно на верху на небе, где все голубое (солнце)

4. В них можно играть. Мамы и папы их покупают все новые и новые. Они бывают мягкие и жесткие. Могут пипикать как цыплята, бывают разноцветные, как радуга, их бывает много.                              (игрушки)

5.Она  бывает  светлой,     красивая.   Бывает  разноцветная.   Она  похожая  на половинку луны, на арку, и на гору она похожа. Нет, она как кусочек круга или колеса. Она бывает не всегда, а тогда ой........                            (радуга)

6.Они бывают хорошие и добрые, их всегда   бывает много. Они защищают

девочек и мам. Они   бывают сильные, падают на пол , кричат, бывает, плачут, разбрасывают все. А бывает и малышей обижают. Могут быть непослушными, есть мороженное и пирожные. Любят смотреть мультики, любят театр. Им не разрешают в машине баловаться, ехать на руле.                       ( мальчики)

7. Когда, вырастают, бывают водителями. А станут мамами и папами и им тогда можно курить. Нет, курить нельзя им, могут задохнуться      (дети)

Ведущая: Пока жюри оценивает команды, ребята исполнят для вас песню

*Песня о маме. (Муз. и ел. Кожуховской С.Е.)

Жюри объявляет оценки

Ведущая: Ну, а сейчас, самый интересный конкурс.

*Конкурс «Отгадай профессию»

Ведущая:     Вам предоставляются элементы костюмов,   разные атрибуты. Вы должны загадать профессию, а ребята будут отгадывать.

Команды готовятся к выступлению Выступление команд

Ведущая: Пока жюри подводит общий итог конкурса, ребята хотят пригласить вас на танец

*Танец «Буги- Вуги Ведущая: Еще для вас мамы ребята нарисовали портреты небывалой красоты.

Дети вручают мамам свои рисунки

Ведущая: Все рассаживаемся по местам, сейчас жюри объявит победителя нам.

Жюри объявляет общий итог.

Ведущая: Победила команда.........., ей вручается приз........

команде...............за второе место вручается поощрительный приз...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Полет в космос" нетрадиционная техника работы с бумагой

НОД "Полет в космос" нетрадиционная техника работы с бумагой...

Программа Дополнительного образования «Художественно – конструктивное развитие и воспитание детей через освоение нетрадиционной техники работы с бумагой»

Программа дополнительного образования по художественному – конструктивному  развитию и воспитанию детей «Загадочные шарики»  разработана в соответствии  с особенностями и возможностями ...

Методические рекомендации ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Использование нетрадиционной техники работы с бумагой для детей дошкольного возраста»

   Обучение техник «Айрис-Фолдинг», «Торцевание».      Работа в каждой из этих техник  очень интересна. Они развивают моторику пальцев рук, точност...

Программа "Нетрадиционные техники работы с бумагой".

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРЕДСТАВЛЕНА ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦИКЛ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПО НЕТРАД...

нетрадиционные техники работы с бумагой и их влияние на развитие детей с ОВЗ

Перечислены нетрадиционные техники работы с бумагой и их влияние на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья...

Использование нетрадиционной техники работы с бумагой. Техника "Изонить" (разработка программы)

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобра...