Мастер класс для педагогов
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

Гетьман Светлана Викторовна

 Изготовление поделки "Клубничка" модульное оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_dlya_pedagogov.doc496.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19

             Мастер класс для воспитателей.

                   «Искусство оригами»

 

                                       

                                                                                  Воспитатель:

                                                                                               Гетьман С.В

 2012г.

  Задачи для педагогов:

  • Повысить профессионального уровня педагогов и обмена опытом работы по модульному оригами.
  • Рассмотреть модульное оригами как  одну из техник работы с бумагой: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.  

Если девчонке, а может мальчишке

Нравится вдруг необычная книжка,

Можно уверенно сразу сказать:

Этот ребёнок умеет мечтать,

Хочет, как взрослый, свой мир сотворить,

Птиц и животных в лесах расселить.

Взрослый поможет создать эту сказку,

Главное вовремя сделать подсказку...

Маг, что придумал бумагу цветную

Красную, жёлтую и голубую,

Верил, наверно, что могут ребята

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всём белом свете

Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,

Символом дружбы - бумажный кораблик.

Стоит лишь только подумать немножко,

Для вдохновения глянуть в окошко,

Пересмотреть наш весёлый альбом

И догадаться, что будет потом...

В небо стремящихся жёлтеньких птичек,

Быстро вспорхнувших с бумажных страничек,

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Мы предлагаем попробовать с нами

Выучит технику "оригами"!

 

Введение

Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

    В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.

     В России свой путь обучения техники «оригами». Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их  ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться, именно в среде педагогов и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих  навыков у ребят.

    Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом),  вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.

Значение оригами для развития ребенка:

- учит детей  различным приемам работы с бумагой;

- знакомит детей с основными геометрическими понятиями;

- стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;                                                

- развивает мелкую моторику рук и глазомер;

- помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;

- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;

- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

   

 Из истории оригами

С классически оригами мы хорошо знакомы. Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги —  кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты.  

     Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами.

     В периоды Адзути Момояма (1573–1603) и Эдо (1603–1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда были изобретены ставшие теперь классическими фигурки оригами, например, журавлик (цуру) – традиционный японский символ счастья и долголетия. Оригами стало традицией, передаваемой из поколения в поколение, преимущественно по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и составу фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась мастерица.

    Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом. Тем не менее своё «оригами» существовало в Европе и до этого. В частности испанская пахарита (птичка) возможно была одной из первых сложенных из бумаги фигурок в Европе и вообще в мире.

Что такое модульное оригами?

 Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели – благо бумагу можно достать даже в тюрьме.  И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это – абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярно в Китае.

    Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. В сколько-нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами (например, большинство кусудам) без использования клея и других средств соединения обойтись не удаётся.

     Особенности этой техники:  использование довольно простого треугольного модуля; типичный способ соединения модулей ( модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться); очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой. В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными.

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем ни сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.

Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».                                               Диаграмм для китайского модульного оригами как плоского так и объёмного не много – гораздо чаще модели складывают просто по фотографиям, или придумывают свои. Таким образом, можно говорить о том, что такая техника содержит значительный элемент творчества.

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому –

Я пойму!»...  

Ход мастер класса

1. Изготовление треугольного китайского модуля.

        2. Изготовление «Клубнички»  из треугольных китайских модулей.

Необходимые материалы и инструменты:

1. Бумага для печати и ксерокопирования, бумага зля записи .

  

  1. Ножницы.

Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

При работе с ножницами:

  • На столе держать справа, сомкнутыми лезвиями от себя
  • Передавать кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия

Изготовление треугольного модуля.

Треугольный модуль складывается из прямоугольника обычной  бумаги для печати белой или цветной.. Соотношение сторон прямоугольника должно быть примерно 1 : 1,5. Можно получить нужные прямоугольники делением листа бумаги, кратным формата  А 4, на равные части.

   

     

Схема складывания треугольного китайского модуля

Клубника из модулей

Такую клубничку можно выполнить в разных вариантах — как сувенир на тарелочке или как ёлочную игрушку.

Нам понадобится: 59 красных модулей. И 11  зелёных модулей.

Схема сборки

1 ряд – 13 модулей

2 ряд - 13 модулей – сомкнуть в кольцо

3 ряд - 13 модулей – вывернуть

4 ряд – 13 модулей

5 ряд –  7 модулей  - через один

  1. Расположи модули для первого и второго рядов одинаково, поставив их на длинную сторону. Вставь уголки в кармашки.

     3.Соединяй модули первого и второго ряда друг с другом.

  1. Выполни два ряда, в каждом из которых по 13 модулей и замкни в кольцо.

  1. В третьем ряду то же 13 модулей

  1. Чтобы вывернуть кольцо, надо одновременно нажимать пальцами в центр снизу вверх, а все наружные уголки наоборот отводить назад, сверху вниз. Должна получиться такая фигура.

  1. Надень ещё один ряд из 13 модулей, располагая их так же, как предыдущие, короткой стороной вперёд. Обрати внимание, модули надо сажать не глубоко, разворачивая их к середине, стремясь свеси как можно ближе. Для последнего ряда возьми 7 модулей, надень их через один, т. е. пропуская по два уголка. Сведи модули вместе.

  1. Зелёные модули вставляй в кармашки первого ряда. Их можно вставлять в каждый кармашек (13 шт.) или через один (7шт.). Если планируешь сделать подвеску, то изготовь петельку. Не вставляй сразу пару противолежащих листочков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....