"Пряничная ярмарка!" Развлечение в рамках одноименного проекта
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Пряничная ярмарка

Проект родился в ходе подготовки к ярмарке. Воспитатель рассказала детям, что во времена молодости их бабушек и прабабушек на ярмарке можно было купить разные игрушки, сладости, пряники. Дети проявили интерес к процессу изготовления русских пряников.

День первый

Дети знакомились с пряничным промыслом, который был одним из самых распространенных в России. Они расспрашивали бабушек и дедушек о том, какие пряничные игрушки они помнят из своего детства.

День второй

Воспитатель Валентина Петровна познакомила детей с книгой «Пряники русские». Дети читали и рассматривали иллюстрации, познакомились с пряничными игрушками тульских, вяземских, Городецких мастеров.

День третий

Щеголева Полина рассказала детям о пряничных играх, в которые играли на ярмарках все от мала до велика (сведения она получила от мамы). На занятиях по лепке делали пряничные игрушки из соленого теста.

День четвертый

Воспитатель познакомила детей с мексиканской традицией дарить детям в новогоднюю ночь пряничные фигурки. Миронов Андрей и Женя Белов предложили подарить своим близким и родным к Новому году пряничные фигурки Деда Мороза и Снегурочки.

День пятый

Семейная гостиная на тему «Пряничные игрушки для ярмарки». Свою помощь в ее организации предложила бабушка Насти и Олега, приготовив пряники с разной начинкой. Дети с удовольствием по запаху различали приправу и начинку, которую добавляли в пряничные игрушки.

Занятие-развлечение.

Цели:

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

Формировать интерес к её историческому прошлому.

Воспитывать патриотические и гражданские качества учащихся.

Воспитывать бережное отношение к труду.

Задачи:

Познакомить ребят с историей возникновения пряничного дела на Руси.

Познакомить с разнообразными видами пряников.

научить ребят играть в народные игры.

Зрительный ряд:

имитация ярмарочных прилавков (павло-пасадские платки, дымковские свистульки, расписной самовар, бублики, пряники,

Оборудование: обруч с лентами - “карусель”,

Музыкальное оформление: русские народные песни, мелодии.

Ход занятия

Появляются Скоморохи:

1-скоморох:Сюда, сюда все приглашаются,

Ярмарка начинается!

2-скоморох:Мальчишки и девчушки,

Откройте глаза, навострите ушки!

Русская ярмарка не каждый день бывает.

1-скоморохЧего здесь не наслышишься,

Чего здесь не навидишься!

Все будут довольны, никто не обидится!

2-скоморох Здесь и свистульки, здесь и игрушки.

Чай из самовара, пряники печатные, игры занятные

1-скоморохЗдесь на всех, друзья хватит радости,

Будут игры, веселье, подарки и сладости. (Скоморох протягивает сундучок-подарок)

Вот вам и подарок: сундучок с сюрпризом!

Педагог:

Ребята, вам интересно узнать, что в нем? Давайте посмотрим (достаю из сундучка муляж пряника: петушок). Что это? Конечно же, это петух, а как вы думаете, он простой? Действительно это не игрушка, это пряник. А вы любите пряники?

2-Скоморох:

Этот пряник необычный:

За долами, за лесами,

Есть резной, чудесный дом.

На крыльце петух с ключами,

Дед и баба за столом.

1-скоморохПеред ними тесто горкой

Меду целое ведерко,

Сливки в глиняном горшке.

Дед и баба все в муке

2-скоморох Слепили коровку масляну головку.

С нею рядышком коза

Леденцовые глаза.

Пастушок с дудочкой,

Рыболов с удочкой,

Дом и речка с мостиком,

И собака с хвостиком

1-скоморохХлебные кони стоят на ладони,

Воду пьют, копытом бьют,

Просятся в поле - землю пахать,

На вольной ниве гривой махать.

2скоморохЛепили, лепили, все в печь посадили.

Пусть поджарятся, подрумянятся!

Будут пряники пудовые,

Золотые и медовые!

1скоморох:

- сладким чаем, сладким чаем, угощаем с пряниками тульскими из самоваров русских.

Чай горячий – наша сила, украшение стола.

“ С чая лихо не бывает! ” - так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!

(дети отправляются к витрине с самоварами и пряниками)

Педагог:

О чем говориться в этом стихотворении? Правильно, о пряниках, какими назвал их Скоморох? – медовые, золотые. И, правда, посмотрите, как красивы они (рассматриваем муляж пряника). Цвет темно-коричневого медового теста, а сверху пряник украшен глазурью из цветного сахара (обращаю снимание детей на цвета глазури)

. Дети, а вы знаете, что является символом Тулы? Конечно же, самовар. Тула гордится своими великими самоварщиками, тульский самовар считается самым лучшим! Самовары делали из красной и зелёной меди, серебра, причем самой разнообразной формы: чаша, ваза, рюмка, банка. Первый самовар был изготовлен Назаром Лисицыным. Позднее стали выпускать электрические самовары, а так же расписные. Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. (Дети угощаются пряниками)

Пряники пекли на Руси с давних времен, их готовили к праздникам, свадьбам, их продавали на ярмарках. И конечно, пряники были любимым лакомством детей. Для них делали пряники в виде птичек, разных животных.

Русские люди очень любят пить чай. И в городе Туле был изобретен самовар. Тула стала родиной не только самовару, но и Тульскому прянику. Тульские пряники медовые, со слоем повидла внутри, украшены белой глазурью. На этих пряниках даже делают надписи: “Родом я из Тулы – самовару брат! ”(Показ слайдов и фильма про тульские пряники)

Педагог:

Мы с вами находимся на настоящей Ярмарке. Оглянитесь, здесь очень весело, звучит задорная музыка, все веселятся, пляшут.

1-Скоморох (показывает ребятам “карусель” - обруч с лентами) :

Ай, люли-люли-люли, карусель видна вдали.

Хотят кататься детушки, и Ванюшки и Танюшки,

Мальчики и девочки, куда же вы шагаете?

Идите вы на карусель – место прозеваете! (Дети подходят к обручу с лентами, каждый берет в руку ленту и двигается по кругу)

2-Скоморох:

Закрутили, завертели колесо у карусели.

Весело, весело, вместе ехать весело!

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два!

Закружилась голова.

Скоморох 1. А теперь давайте с вами поиграем.

Игра «Пряник» (под мелодию песни «Посею лебеду на берегу»)

В центре зала очерчивается круг, в центре стоит табуретка, на которой сидит водящий. В кругу разложены пряники. Задача девочек – собрать пряники, а водящий, не вставая с табуретки, должен поймать девочку себе в «невесты». Игра может повториться с другим водящим.

(дети сели)

Скоморох 2.

Внимание, внимание! Начинаем пряничное состязание.

«Пряничные загадки»

1. В поле родился, на заводе варился.

На столе растворился (сахар) .

2. Он пыхтит как паровоз, важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится – пригласит чайку напиться (чайник) .

3. Мнут и катают, в печи закаляют,

А потом за столом нарезают (тесто) .

4. В воде родится, а воды боится (соль) .

5. В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар) .

6. Пузатый, носатый на печке сопел.

Потом вдруг нечаянно песню запел (чайник) .

Скоморох1

Был и еще обычай: ловить пряники. На второй день Пасхи девушки в лучших нарядах выстраивались в круг на площадке около церкви, а парни кидали в них пряники, баранки, конфеты, причем каждый старался попасть в свою избранницу.

Проводится игра «Попади в невесту» (под мелодию песни «Барыня, ты моя»)

Скоморох2.

Игра «Пряник по кругу» (под песню «Конфеты, бараночки»)

Пока звучит мелодия, участники передают друг другу пряник в красивой упаковке. В центре – водящий. Музыка останавливается, и если пряник оказывается в руках у девушки, а в центре круга – юноша, то они должны спеть хором или станцевать парный танец.

1-Скоморох:

Мы играли

Катались, свистели, да есть захотели.

А что за честь, коли нечего есть!

У нас есть угощенье, всем на удивленье.

Расступись народ честной, самовар кипит большой!

Педагог:

Ребята, да здесь пряниками всех угощают, и чаю наливают, хотите чаю отведать?

Скоморох:

Ты и дальше не скучай – приглашаем всех на чай,

С пряниками сушками, пышными ватрушками.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое-мероприятие-презентации экологического проекта в рамках Международного проекта "Эко-школы/Зеленый флаг"на тему "Очистим планету от мусора"

Цель: расширить и углубить знания детей и о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Задачи: Закрепить знания детей о свойствах различных материалов...

"Осенняя ярмарка" развлечение.

Осеннее развлечение. Цель создание условий для развития у дошкольников патриотизма и интереса к национальной русской культуре и традициям.Закрепить представления детей о народных праздниках ...

Осенняя ярмарка.Развлечение для дошкольников подготовительной к школе группы.

   Приобщение детей к  русскому фольклору - важная часть воспитания детей.Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка.Песни, игры с народным словом нужны...

Конспект интегрированного занятия «Путешествия в Пряничное царство» в рамках регионального проекта «Современные дети»

Расширять представления об истории, обычаях и традициях русского народа через знакомство с Тульским пряником. Расширять знания детей о Тульском прянике. Развивать мышление, творческое воображение...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «

Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...