Обучение вышивке детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Обучение вышивке детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_vyshivke_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение вышивке

детей старшего дошкольного возраста.

Главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом  его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. В самостоятельной деятельности с элементами творчества, разумно направляемой взрослым, будущий школьник приобретает ценный опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели.

На практике  же, в высказываниях учителей обнаруживается целый ряд признаков   неподготовленности к школе. Они касаются недостатков интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферы маленького школьника. Многие из неподготовленных к школе детей не приобрели за годы дошкольного детства интереса к конкретным практическим делам, и главное, не получили  опыта успешной самостоятельной деятельности творческого характера. Анализ работ, выполненных такими детьми, обнаруживает ярко выраженные черты общей небрежности, неполного соответствия конечного результата поставленным требованиям. Получается парадокс – дети участвуют в продуктивной деятельности,  но ее развивающее и воспитательное влияние на них остается по существу нейтральным. Мало того, дети приобретают негативный опыт небрежного формального отношения к делу. Вот почему необходимо внимательное отношение педагога к работе каждого ребенка, анализ причин небрежного, некачественного ее выполнения. Главное – не оставлять такого ребенка без внимания, не допускать накопления отрицательного опыта деятельности. Для обучения вышивке объединяют небольшое количество детей, что способствует корректировке отрицательных и формированию позитивных личностных качеств, необходимых в продуктивной деятельности.

Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводит к развитию негативно – напряженного состояния ребенка в школе. Ручная вышивка является одним из средств развития ручной умелости, способствует развитию таких качеств, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.

               Рекомендации по организации процесса  обучения вышивке.

Ручная вышивка интересна и доступна детям дошкольного возраста. Эта увлекательная деятельность развивает ребенка, воспитывает его вкус, позволяет прикоснуться к культуре своего народа.

Начинать обучать вышивке следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развита мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость. В то же время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств. Наиболее оптимальной формой организации является кружок, на котором дети учатся вышивать один раз в неделю, по 30 минут, в течение одного или двух лет. Организовать обучение вышивке лучше в период между 16 и 17 часами, так как в этот период проявляется максимальная работоспособность у детей                 (для второй половины дня). Комната, в которой дети вышивают, должна быть хорошо освещена, стол и стул соответствовать росту ребенка. Целесообразно объединять детей в подгруппы по 6 – 8 человек, рассаживают таким образом,  чтобы они находились в поле зрения педагога. Это позволяет осуществлять индивидуальный показ, помощь, уделять внимание каждому ребенку.

Рекомендуется в течение первых 4 – 6 минут дать детям материал, не требующий значительного напряжения. Это помогает  привлечь их внимание к последующей части, включающей более сложные задачи. Вторая часть длится 8 – 12 минут. Затем может быть проведена физминутка. Однако, она не должна проводиться тогда, когда дети уже устали, так как ее основное назначение предупредить  усталость и развитие утомления. Последняя часть – самостоятельная практическая деятельность детей.

В начале работы  «заторможенным» детям рекомендуется давать облегченные задания – меньшие по объему и менее сложные по технике выполнения; их надо поощрять, подбадривать, даже при незначительных успехах. Возбудимых детей следует постепенно приучать к аккуратному, точному выполнению своей работы, что будет способствовать тренировке и совершенствованию тормозных процессов центральной нервной системы  (задания не должны быть слишком просты, а должны выполняться с определенным усилием для ребенка). Более пристального внимания требуют дети, имеющие функциональные нарушения со стороны различных органов или  систем: незначительные нарушения зрения, осанки и т. д. В таком случае необходим совет врача, можно ли ребенку вообще заниматься таким видом деятельности.

Облегчая детям выполнение задания, можно уменьшить его объем, не требуя от ребенка на определенном этапе полного завершения работы или дать ему задание, которое он мог бы завершить и увидеть итог своего труда. По мере овладения ребенком  определенными навыками следует усложнять задания или увеличивать их объем, добиваясь все большей самостоятельности в работе.

Вышивание  не является обязательным видом деятельности, навыками которой должен овладеть каждый ребенок; в детском саду она используется как средство развития глазомера, мелкой моторики руки, а также личностных качеств ребенка. Поэтому вышивание проводится с теми детьми, которые проявляют интерес к этому виду деятельности.

Длительность для конкретного ребенка индивидуальна (в целях предупреждения утомления и потери интереса к деятельности) т. е. разрешается по желанию ребенка отложить начатую работу. Материалы и незаконченные работы дети могут хранить в красиво оформленных индивидуальных колобках. Ушко у вышивальных игл должно быть большим, а для их хранения необходима игольница. Иглы следует пересчитывать до и после работы. Для отрезания нитей используют ножницы среднего размера с тупыми закругленными концами. Пяльцы могут быть как деревянными, так и пластмассовыми (диаметр 18 – 20см), с винтом на большом обруче.

Методика обучения.

Условно процесс обучения можно разделить на два этапа: подготовительный и основной.  К подготовительному этапу относятся упражнения на развитие зрительно -  двигательной координации: шнуровка, плетение, запускание волчков и т.п., беседа, дидактические игры, опыты, знакомящие детей со свойствами ткани, знакомство с инструментами и правилами техники безопасности при работе с ними.

Основной этап – непосредственное знакомство и обучение вышивке. Вводная беседа, в которой дети знакомятся с историей возникновения вышивки, значением ее в быту, с разнообразием видов вышивки, с тем, что многие народы имеют свои способы вышивания, свои рисунки свои сочетания цветов. Следует подчеркнуть значение вышивки, как средство украшения и изображения в наши дни.

Обучение отмериванию нити вдеванию ее в иглу. Первый шов, который осваивают дети, это шов «Вперед иголку».

Знакомство с новым швом проводится поэтапно:

-вышивка узора по прямой линии на модели из картона, где шилом сделана разметка для стежков в виде дырочек;

-вышивка каких – либо предметов или фигурных узоров на картонной модели;

-упражнение в выполнении шва на лоскутке ткани для образцов швов;

-использование шва в вышивке изделий.

Для того, чтобы детские работы имели завершенный вид, необходимо обрабатывать края изделий с помощью швейной машинки, а если это салфетка, полотенце или платок, то дети сами могут сделать бахрому. Далее детей знакомят с техникой выполнения швов «Перевив» («Змейка»), «Через край», «Звездочка», «Крестик»; знакомят с простейшими приемами вышивки лентами.

Для ускорения процесса вышивки объемного изделия дети могут вышить его коллективно. Каждый вышивает на своем лоскутке изображение какого – либо предмета (солнышко, цветок) любыми знакомыми стежками, а затем воспитатель сшивает лоскутки в панно и оформляет работу красивой рамкой. Такие работы обычно выполняются в конце учебного года.

Правильно организованное обучение детей дошкольного возраста вышивке позволит пробудить  у них глубокий интерес к вышиванию, поддерживать  чувство радости и гордости от успешной самостоятельной творческой деятельности. Так в трудовой, обязательно посильной для ребенка деятельности развиваются ценные для будущего ученика нравственно – волевые качества – ответственное отношение к делу, умение обдумывать план работы, преодолевать возникающие трудности для получения намеченного результата.

Список литературы:

1. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993. – 125 с.

2. Максимова М.  Кузьмина М. Вышивка. – М.:ЭКСМО, 1996. – 96 с.

3. Новикова И.В. Обучение вышивке в детском саду. – Ярославль.  Академия развития, 2009. - 78 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение пению детей старшего дошкольного возраста

В процессе пения развиваются следующие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память. В пении происходит общее развитие ...

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети учатся различать на слух твёрдый и мягкий звуки [д],  [д,]; дифференцировать звуки [д], [т];  знаком...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья содержит материал по использованию эффективного метода развивающего обучения по обучению детей грамоте. В статье описаны все основные модели в работе с детьми 5-7 лет....

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...