Кружок "Умные ручки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Кружок в подготовительной группе по оригами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_programma_kruzhka_umelye_ruchki.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №90
г. Йошкар-Олы «Крепыш»
________________ Н.В.Попова
ПЛАН-ПРОГРАММА КРУЖКА
МБДОУ «Детский сад № 90 «Крепыш»
«УМНЫЕ РУЧКИ»
Автор:
Воспитатель
1 квалификационной категории
Ягодарова Валентина Аркадьевна
г. Йошкар-Ола.
2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
«Систематическое занятие с ребенком оригами –
гарантия его всестороннего развития и успешной
подготовки к школьному обучению»
Цитата из книги «Оригами и развитие ребенка»
Тарабарина Т.И.
Проходит шесть-семь лет, и ребёнок оказывается у порога школы. Вот здесь мы, взрослые, понимаем, какое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40 - 45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения, координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.
Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту жизни помогает оригами - искусство, близкое ему и доступное.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Использовать все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами, я решила через систематические занятия с детьми.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
- Обучать технике «Модульному оригами» и умению создавать фигуры в данной технике.
- Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие созданного предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
- Создание условий для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности.
- Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
- Воспитывать у детей интерес к модульному оригами.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Методы, используемые на занятиях кружка:
-наблюдения;
-решение проблемных ситуаций;
-чтение книги;
-беседы;
-складывание из бумаги;
-анкетирование;
-диагностирование;
-рассматривание иллюстраций;
-показ образца выполнения последовательности работы.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня в старших возрастных группах и в первую половину дня в средней группе.
Продолжительность занятия:
25 мин – старшая группа
30 мин - подготовительная группа
20 мин - средняя группа
Учебный план работы с детьми средней группы
Месяц | Неделя | Тема | Количество часов |
Сентябрь | 1 | Диагностика | 20 мин |
2 | Знакомство с оригами | 20 мин | |
3 | Базовая форма «Треугольник». | 20 мин | |
4 | Петушок. Дом. | 20 мин | |
Октябрь | 1 | Щенок | 20 мин |
2 | Котенок | 20 мин | |
3 | Ворона | 20 мин | |
4 | Флажок | 20 мин | |
Ноябрь | 1 | Базовая форма «Воздушный змей» | 20 мин |
2 | Композиция «Два веселых гуся» | 20 мин | |
3 | Дерево | 20 мин | |
4 | Ёлочка | 20 мин | |
Декабрь | 1 | Базовая форма «конфетка» | 20 мин |
2 | Ёлка | 20 мин | |
3 | Продолжение работы ёлка | 20 мин | |
4 | Снежинка | 20 мин | |
Январь | 3 | Базовая форма «Дверь» | 20 мин |
4 | Кошечка | 20 мин | |
Февраль | 1 | Сердечко с кармашком | 20 мин |
2 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 20 мин | |
3 | Самолет | 20 мин | |
4 | Рыбки | 20 мин | |
Март | 1 | Поздравительная открытка с цветами | 20 мин |
2 | Лягушка | 20 мин | |
3 | Домик | 20 мин | |
4 | Кукла | 20 мин | |
Апрель | 1 | Голубь | 20 мин |
2 | Гусь | 20 мин | |
3 | Луговые цветы | 20 мин | |
4 | Журавлик | 20 мин | |
Май | 1-2 | Диагностика | 20 мин |
Месяцы | Неделя | Тема | Количество часов |
Сентябрь | 1 неделя | Диагностика детей | 25мин |
2 неделя | Гусеница | 25 мин | |
3 неделя | Гриб | 25 мин | |
4 неделя | Лягушонок | 25 мин | |
Октябрь | 1 неделя | Игрушка наперсток. Лиса. | 25мин |
2 неделя | Игрушка-наперсток. Кошка. | 25 мин | |
3 неделя | Двигающая игрушка. Голубь. | 25 мин | |
4 неделя | Журавлик | 25 мин | |
Ноябрь | 1 неделя | Самолетик | 25 мин |
2 неделя | Воздушный змей | 25 мин | |
3 неделя | Стрела | 25 мин | |
4 неделя | Снежинка | 25 мин | |
Декабрь | 1 неделя | Дверь | 25 мин |
2 неделя | Зайчик | 25 мин | |
3 неделя | Ёлочка | 25 мин | |
4 неделя | Мышка | 25 мин | |
Январь | 3 неделя | Стаканчик | 25 мин |
4 неделя | Конверт | 25 мин | |
Февраль | 1 неделя | Сердечко с кармашком | 25 мин |
2 неделя | Парусник | 25 мин | |
3 неделя | Самолет | 25 мин | |
4 неделя | Рыбки | 25 мин | |
Март | 1 неделя | Цветы для мамы | 25 мин |
2 неделя | Тюльпан | 25 мин | |
3 неделя | Домик | 25 мин | |
4 неделя | Стебель | 25 мин | |
Апрель | 1 неделя | Ракета | 25 мин |
2 неделя | Кораблик | 25 мин | |
3 неделя | Мотылек | 25 мин | |
4 неделя | Коробочка | 25 мин | |
Май | 1-2 неделя | Диагностика | 25 мин |
Учебный план работы старшей группы
Учебный план работы с детьми подготовительной группы
Месяцы | Неделя | Тема | Количество часов |
Сентябрь | 1 | Диагностика детей | 30 мин |
2 | Сказка оригами | 30 мин | |
3 | Стрекоза | 30 мин | |
4 | Коробочка | 30 мин | |
Октябрь | 1 | Игрушка-наперсток. Заяц | 30 мин |
2 | Игрушка-наперсток. Внучка. | 30 мин | |
3 | Двигающая игрушка Ворона. | 30 мин | |
4 | Модульное оригами. Радужная лебедь. | 30 мин | |
Ноябрь | 1 | Волченок. Лиса. | 30 мин |
2 | Пингвин | 30 мин | |
3 | Морской котик | 30 мин | |
4 | Снежинка | 30 мин | |
Декабрь | 1 | Ёлочка | 30 мин |
2 | Модульное оригами. Заяц. | 30 мин | |
3 | Коллективная работа Дед Мороз. | 30 мин | |
4 | Продолжение работы | 30 мин | |
Январь | 3 | Снегурочка | 30 мин |
4 | Модульное оригами. Дракон. | 30 мин | |
Февраль | 1 | Сердечко с кармашком. | 30 мин |
2 | Катерок пароход. | 30 мин | |
3 | Самолет | 30 мин | |
4 | Цветы для мамы. Модульное оригами. | 30 мин | |
Март | 1 | Цветы для мамы. Продолжение работы | 30 мин |
2 | Одуванчик | 30 мин | |
3 | Домик | 30 мин | |
4 | Кукла | 30 мин | |
Апрель | 1 | Ракета | 30 мин |
2 | Космонавт | 30 мин | |
3 | Кролик | 30 мин | |
4 | Журавлик | 30 мин | |
Май | 1 -3 | Диагностика | 30 мин |
Ожидаемые результаты:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе, выполнять совместные задания, анализировать свою работу и работу своих сверстников.
-знания о технике «модульное оригами» и умение создавать фигуры по данной технике.
Список литературы:
1. Афонькин С.Ю , Афонькина Е.Ю. « Весёлые уроки оригами в школе и дома.»/ С.Ю.Афонькин, Е.Ю. Афонькина.- Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.
2. Афоньки С.Ю, АфонькинаЕ.Ю- «Энциклопедия оригами»/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина /- СПб.:ООО «Издательский дом «Кристалл»»,М.:ЗАО «Издательский дом ОНИКС»,2000.-272с.,ил.
3. Бич Р. « Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия»/ Р. Бич (Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
4. МихайленкоЛ , Романова. Л «Методические рекомендации по работе с бумагой»/ Л.Михайленко, Л.Романова / Дошкольное воспитание//Мир оригами.-1993.-Февраль
5. Сафонова О.А. «Конструирование из бумаги»/ О.А.Сафонова Книга для студентов пед.училищ ,пединститутов практических работников дошкольных уч.-Н.Новгород.,1994 г.
6. Зайцева А./ Модульное оригами. М.:Эксмо,2012.-64 с . 7. Соколова С./ Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
8. Соколова С. « Сказка оригами: Игрушки из бумаги.»/ С.Соколова .- М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
9. СержантоваТ. «366 моделей оригами»/ Т.Сержантова.- М.:Айрис пресс 2003 г
.
Перспективный план работы с детьми в рамках кружка «Умные ручки»
в подготовительной группе
тема | Цель занятия | Методы обучения | Приемы обучения | Дидактический материал | Итог | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Сентябрь | ||||||||||
Диагностика детей | Выявить знания детей | Словесный, наглядный, практический | беседа, игра | Схемы, бумага, ножницы , квадрат | ||||||
«Сказка-оригами» «Осенние листья» | Учить работать по схеме; закреплять знания детей о правилах складывания бумаги: бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги; прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом; сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям; воспитывать интерес к японскому искусству. | Схема, квадрат двусторонней бумаги веточка, образец, клей | Выставка «Осенний букет» | |||||||
«Гриб» | Учить выполнять поделку по схеме; упражнять в ориентировке на листе бумаги; приучать детей выполнять правила складывания бумаги; воспитывать аккуратность. | Загадка, рассматривание схем поэтапного складывания, выполнение по объяснению, подсказка, поощрение | Елка-оригами, грибок, 2 цветных квадрата, полянка | Выставка «Грибная поляна» | ||||||
«Коробочка» (Т.Сержантова «366 моделей оригами») | Учить делать оригами по схеме, ориентируясь на листе бумаги; тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба, воспитывать терпение и усидчивость. | Загадка, показ образца, рассматривание схем поэтапного складывания, совместная работа, подсказка, указание, поощрение. | Цветной квадрат | Использовать коробочку на занятиях аппликация для обрезков | ||||||
Октябрь | ||||||||||
Игрушка-наперсток «Заяц» («Игрушки и забавы оригами») | Учить складывать игрушку-наперсток, работая по схеме совместно с воспитателем, воспитывать терпение и желание украсить свою поделку, добавляя недостающие детали |
Словесный, наглядный, практический | Демонстрация образца, схема поэтапного складывания, разбор схемы со словесным объяснением и показом | 2 цветных квадрата, фломастеры | Придумыва-ние и обыгрывание сказки | |||||
Игрушка-наперсток «Внучка», «Бабушка» («Игрушки и забавы оригами») | Учить складывать игрушку-наперсток, работая по схеме самостоятельно, воспитывать усидчивость, и аккуратность | Демонстрация образца, схема поэтапного складывания, разбор схемы со словесным объяснением и показом | 2 белых квадрата, фломастеры | Придумыва-ние и обыгрывание сказки | ||||||
Двигающиеся игрушка «Ворона» («Игрушки и забавы оригами») | Познакомить с базовой формой треугольник, учить складывать двигающуюся игрушку, упражнять в понимании терминов «долина», «гора», воспитывать усердие тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба. | Чтение стих. «Ворона», разбор схемы со словесным объяснением, совместное выполнение, помощь | Образец | Подарок малышам | ||||||
Модульное оригами «Радужная лебедь» (Т.Проснякова «Забавные фигурки модульное оригами») | Познакомить с модульным оригами, учить складывать модули оригами, составлять из них объемную фигуру. Упражнять работать самостоятельно, аккуратно, точно соблюдая инструкцию. | Показ образца, чтение стих. «Лебедушка» рассматривание схемы, совместное поэтапное выполнение первого модуля, поощрение, подсказка | 34 прямоугольники цвета радуги | Придумывание и обыгрывание | ||||||
Ноябрь | ||||||||||
Продолжить сборку радужного лебедя | Познакомить с модульным оригами, учить складывать модули оригами, составлять из них объемную фигуру. Упражнять работать самостоятельно, аккуратно, точно соблюдая инструкцию. | Показ образца,схема | 34 прямоугольники цвета радуги | Придумывание и обыгрывание | ||||||
«Пингвин» (Т.Сержантова «366 моделей оригами») | Познакомить с базовой формой воздушный змей, учить складывать поделки этой формы, закреплять знания детей о правилах складывания бумаги. | рассматривание схемы, совместное поэтапное выполнение, показ | квадрат | выставка | ||||||
«Морской котик» (Т.Сержантова «366 моделей оригами») | Закрепить умение выполнять поделки с базовой формой воздушный змей, самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников | Показ образца, схема | квадрат | |||||||
«Снежинка» | Учить «разбирать схему», выполнять поделку пользуясь схемой, развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику | рассматривание схемы, совместное поэтапное выполнение, показ | квадрат | Оформление раздевалки |
Декабрь
«Елочка» | Учить выполнять поделку пользуясь схемой, самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников | Словесный, наглядный, практический | Стихотворение К.Чуковского “Ёлка”, показ образца, рассматривание схемы поэтапного выполнения | Зеленый квадрат, ножницы | Выставка «Зимний лес» |
Модульное оригами «Заяц» | Познакомить с модульным оригами, учить складывать модули оригами, составлять из них объемную фигуру. Упражнять работать самостоятельно, аккуратно, точно соблюдая инструкцию. | Загадки, показ выполненной игрушки, рассматривание и рассказывание поэтапного выполнения схемы | Прямоугольники для модулей | Поделка для конкурса | |
Коллективная работа «Дед мороз» из модулей (Т.Проснякова «Забавные фигурки модульное оригами») | Упражнять в складывании модулей, продолжать учить работать в коллективе, договариваясь, помогая друг другу, собирать общую фигуру. | Рассматривание схемы, показ складывания модуля, совместное выполнение | 197 белых прямоугольников 351 голубых 1 красный и 18 розовых прямоугольников, | Оформление раздевалки | |
Продолжение работы | Упражнять в складывании модулей, продолжать учить работать в коллективе, учить доводить начатое дело до конца, договариваясь, помогая друг другу, собирать общую фигуру. | Рассматривание схемы, показ складывания модуля, совместное выполнение | Готовые заготовки | Поздрави-тельная открытка |
Январь
«Снегуроч-ка» (Т.Сержантова «Оригами для всей семьи» с.163) | Учить выполнять поделку пользуясь схемой самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников, развивать творческие способности детей | Словесный, наглядный, практический | Загадки, показ выполненной игрушки, рассматривание и рассказывание поэтапного выполнения схемы, поощрение, подсказка | Большой и маленький квадраты, фломастеры | |||
Модульное оригами «Дракон» | Учить выполнять поделку самостоятельно пользуясь схемой | рассматривание схемы и рассказывание поэтапного выполнения | Цветная бумага | ||||
Февраль | |||||||
«Сердечко» с кармашком Т. Сержантова "Оригами для всей семьи» | Учить выполнять поделку пользуясь схемой самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников | Словесный, наглядный, практический | Рассматривание и рассказывание поэтапного выполнения схемы, поощрение, подсказка | Красный квадрат | Подарок на день Святого Валентина | ||
«Катерок-пароход» (Т.Сержантова «оригами для всей семьи» с.122) | Продолжать учить самостоятельно выполнять игрушку базовой формы треугольник; развивать творческие способности; самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников. | Загадки, показ выполненной игрушки, рассматривание и рассказывание поэтапного выполнения схемы, поощрение, подсказка | Белый квадрат, фломастеры, карандаши, ножницы | Игры с водой | |||
«Самолет» «Парашют» | Учить выполнять игрушку по схеме, развивать творческие способности детей, их внимание, память, воображение, мелкую моторику | Стихотворение А.Барто “Самолёт” Альбом “Виды транспорта”. | квадрат | Соревнова-ние “Чей самолёт улетит дальше”, оформление открытки. | |||
Цветы для мамы. .модульные цветы | Учить выполнять поделку пользуясь схемой знать и выполнять три правила складывания бумаги при выполнении оригами, воспитывать усердие, желание сделать приятное своим близким | Рассматривание и рассказывание поэтапного выполнения схемы, поощрение, подсказка | Модули цветные | оформление букета |
Март | ||||||
Цветы для мамы. .модульные цветы(продолжение работы) | Учить выполнять поделку пользуясь схемой знать и выполнять три правила складывания бумаги при выполнении оригами, воспитывать усердие, желание сделать приятное своим близким | Словесный, наглядный, практический | Рассматривание образца, схемы выполнения, совместное выполнение и объяснение | Цветные модули | Оформление букета | |
«Одуванчик» (Т.Проснякова «Забавные фигурки модульное оригами» ) | Упражнять в модульном оригами, учить делать поделки используя модули, соединяя модули между собой, составлять поделку самостоятельно | Рассматривание схемы, показ складывания модуля, совместное выполнение | прямоугольники желтого цвета | Открытка для бабушки | ||
«Домик» | Продолжать учить делать поделку, работая самостоятельно, точно соблюдая инструкции, воспитывать усидчивость | Рассматривание игрушки, схемы поэтапного выполнения, объяснение, подсказка | квадрат | Выставка «Улица города» | ||
«Кукла» | Учить выполнять поделку по словесному объяснению без показа, уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи | Загадки, показ выполненной игрушки, поощрение, подсказка | коричневый кв. 6х6 см, 2 ярких кв. 3х3 см, прям-ник 7.5х15 см, клей | Обыгрыва-ние в с/р игре | ||
Апрель | ||||||
«Ракета» (С.Афонькин «Игрушки» с 64) | Учить делать поделки базовой формы «водяная бомба» , развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. | Словесный, наглядный, практический | Загадки, показ выполненной игрушки, совместное выполнение по словесному объяснению, поощрение, подскака | Квадрат, фломастеры | выставка | |
«Космонавт» | Оформление выставки «Космос» | |||||
«Кролик» (надувной) (С.Афонькин «Игрушки» с 66) | Закрепить умение делать поделки базовой формы «водяная бомба» по показу и словесному объяснению | показ выполненной игрушки, совместное выполнение по словесному объяснению, поощрение, подсказка | Квадрат, фломастеры | Обыгрыва-ние, выставка кроликов | ||
«Журавлик» | Учить выполнять поделку пользуясь схемой, развивать творческие способности детей, их внимание, память, воображение, мелкую моторику | показ выполненной игрушки, совместное выполнение по схеме, словесному объяснению, поощрение, подсказка | квадрат | подарок |
Май
1 диагностика | Выявить полученные знания детей | Словесный, наглядный, практический | беседа, игра | Схемы, бумага, ножницы, квадрат | |
2 диагностика | Предложить сделать игрушку , выбрав схему из книг «оригами» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"
Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...
Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.
6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...
Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:· Вызвать интерес к зан...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....
Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"
В пост-релизе можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...