Комплексно-тематическая модель образовательной области "Труд" для средней группы ДОУ.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Флатун Елена Александровна

Комплексно-тематическая модель образовательной области "Труд" для средней группы ДОУ, в том числе дежурство и работа с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь.

Вид трудовой деятельности

Форма организации

Тема трудовой деятельности

Задачи

Ознакомление с профессиями и трудом взрослых.

Беседа - рассуждение

«Для чего человек трудится?»

Обсудить с детьми значение любого труда. Помочь увидеть направленность разнообразных процессов труда на получение результатов.

Игра-инсценировка.

«Кто такой воспитатель?»

Формировать представление о труде воспитателя.

Экскурсия на кухню

«Кто варит нам обед?»

Познакомить детей с профессией повара.

Наблюдение

«Наблюдение за трудом дворника»

Вызвать интерес к деятельности взрослого.

Труд в природе

Наблюдение

«Как взрослые трудятся на огороде?»

Обратить внимание на действия взрослых и их значение.

Совместный труд на огороде

«Мы вам обязательно поможем»

Вовлекать детей в простейшие процессы трудовой деятельности.

Поручения

«Уборка овощей на огороде для нашего детского сада»

Формировать умения переносить представления  о труде взрослых на собственную деятельность.

Ручной труд и рукотворный мир

Образовательная ситуация

«Предметный мир вокруг нас»

Развивать познавательный интерес к предметному миру в процессе рассматривания

Игра-путешествие

«Путешествие в мир прозрачного и непрозрачного»

Формировать способы сенсорного обследования, позволяющие выделять в материале прозрачность – непрозрачность как его качество.

Игра-путешествие

«Путешествие в игрушечное царство»

Учить детей целенаправленно рассматривать предметы, выделяя особенности их строения и связывая качества и свойства с назначением, разумным способом поведения в предметном мире.

Хозяйственно-бытовой труд

Индивид. поручения

«Научим обезьянку Неумейку убирать игрушки»

Учить детей выполнять простейшие бытовые действия: уборка игрушек.

Образовательная ситуация

«Каждой вещи в нашей группе- свое место»

Формировать понятия, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного отношения к ним.

Индивидуальная беседа

«Быть опрятным, всегда приятно.»

Способствовать осознанию и принятию правил гигиены в процессе самообслуживания.

Дежурство по столовой: (ежедневно) наблюдение за  действиями помощника воспитателя. Задачи: Напоминать детям алгоритм действий при накрывании на стол. Обращать внимание на правила безопасности для дежурных.

Взаимодействие с родителями:

  • Анкетирование родителей по проблемам компетентности  трудового воспитания детей.

Цель: Определить совместные задачи развития трудового воспитания детей.

  • Совместный субботник по уборке территории нашего МБДОУ.

Цель:  Сформировать понятия у детей о коллективном труде.

Октябрь .

Вид трудовой деятельности

Форма организации

Тема трудовой деятельности

Задачи

Ознакомление с профессиями и трудом взрослых.

Рассказ и показ помощника воспитателя

«Знакомство с трудом помощника воспитателя»

Развивать способность воспринимать трудовой процесс дифференцированно.

Чтение худ. произведения

«Федорино горе» К.И. Чуковский

Вызвать у детей положительные эмоции по отношению к трудолюбивым людям.

Экскурсия  в прачечную детского сада

«Знакомство с трудом прачки»

Формировать представление о профессии на основе ознакомления

Труд в природе

Совместный труд

«Чистота на участке – веселая и беззаботная прогулка»

Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильную работу.

поручения

«Собираем опавшие листья»

Помочь освоить рациональные способы осуществления трудовых действий.

Совместный труд

«Подготовка участка к зиме»

Воспитывать желание участвовать в уходе за природными объектами на участке.

Ручной труд и рукотворный мир.

Образовательная ситуация

«Путешествие в мир посуды»

Способствовать формированию осознанного выбора ребёнком способа поведения в предметном мире.

Инд. Деятельность (изготовление поделки из природного материала)

«Старичок-лесовичок»

Учить подбирать материал для задуманной поделки. Формировать у детей умение оценивать результат своей деятельности.

Хозяйственно бытовой труд.

Труд рядом

«Обезьянка Неумейка моет посуду»

Обеспечить активизацию опыта по мытью посуды, полученного детьми в процессе наблюдения трудового процесса.

Образовательная ситуация

«Почему от Федоры сбежала посуда?»

Формировать понятия: чистота, аккуратность, уход за предметами быта.

Труд рядом

«Постираем бельё для кукол»

Способствовать переносу представлений о направленности и структурных компонентах трудового процесса на детскую игровую деятельность.

Дежурство по столовой: (ежедневно) наблюдение за  действиями помощника воспитателя. Задачи: Напоминать детям алгоритм действий при накрывании на стол. Обращать внимание на правила безопасности для дежурных.

Взаимодействие с родителями:

  • Консультация для  родителей по проблемам компетентности  трудового воспитания детей  «Трудолюбие – основа воспитания».

Цель: Разъяснить родителям важность вхождения ребенка в реальные трудовые связи в условиях семьи.

Ноябрь

Вид трудовой деятельности

Форма организации

Тема трудовой деятельности

Задачи

Ознакомление с профессиями и трудом взрослых.

наблюдение

«Знакомство с трудом заведующей хозяйством»

Продолжать знакомить детей с конкретными процессами трудовой деятельности зав.хоза.

Образовательная ситуация

«Первое знакомство с «Лесенкой»»

Знакомить детей с образной моделью трудового процесса, условным обозначением её пяти ступенек, помочь осознать логику, последовательность, зависимость между «ступеньками» как компонентами.

Сюжетно-ролевая игра

«Музыкальный руководитель»

Формировать представление о профессии на основе ознакомления.

Труд в природе

Совместный труд

«Уход за клумбами на участке»

Приучать детей к помощи взрослому; формировать умения по показу воспитателя.

Образовательная ситуация

«Покажем Неумейке как ухаживать за комнатными растениями»

Учить выполнять различные действия по уходу за комнатными растениями: поливать растения, рыхлить почву.

Ручной труд и рукотворный мир.

Игра-путешествие

«Путешествие в страну одежды»

Помочь детям в освоении родового понятия «одежда» на основе осознания её назначения как существенного признака.

Инд. Деятельность (изготовление поделки из природного материала)

«Одежда для кукол из бумаги»

Учить детей работать с бумагой используя  «лесенку»- модель трудовой деятельности.

Образовательная ситуация

«Путешествие в страну обуви »

Помочь детям в освоении родового понятия «обувь» на основе выделения назначения как существенного признака.

Хозяйственно-бытовой труд.

беседа

«Как заботиться о своей одежде»

Уточнить и систематизировать детские представления о бережном отношении к одежде, необходимости её чистить, гладить, стирать и убирать на место, аккуратно складывать.

беседа

«Как об обуви заботиться»

Уточнить и систематизировать детские представления о важности и способах ухода за обувью; воспитывать ценностное  отношение к предметам обуви.

Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.

 Задачи: Упражнять  детей в алгоритме  действий при накрывании на стол. Обращать внимание на целостность процесса дежурных.

Взаимодействие с родителями:

  • Оформление памятки  для  родителей по проблемам компетентности  трудового воспитания детей  .

Цель: Рекомендовать родителям содержание детской деятельности дома,  помочь определить трудовые обязанности и научить правильно руководить детской деятельностью.

Декабрь

Вид трудовой деятельности

Форма организации

Тема трудовой деятельности

Задачи

Ознакомление с профессиями и трудом взрослых.

Образовательная ситуация

«Кто самый главный в детском саду»

Продолжать знакомить с профессией заведующей. Обращать внимание на результат труда.

Сюжетно-ролевая игра

«Детский сад»

Сформировать у детей первое обобщенное представление о некоторых видах обслуживающего труда и профессиях, а также тех личностных качествах, которые необходимы человеку данной профессии.

наблюдение

«Наблюдение за трудом дворника»

Стимулировать познавательный интерес к труду взрослых. Воспитывать уважение и благодарность к труду взрослых.

Труд в природе

Совместный труд

«Сколько снега, столько и дела»

Поощрять стремление к выполнению трудовых обязанностей.

Инд. Поручения.

«Посыпание дорожек песком»

Приучать детей к помощи взрослому; формировать умения по показу воспитателя.

Совместный труд

«Уход за деревьями»

           

Приучать детей регулярно заботиться об окружающей природе.

Ручной труд и рукотворный мир.

Инд. Деятельность (изготовление поделки из природного материала)

«Позаботимся о птицах»

Учить детей подбирать материал, использовать разнообразный материал. Стремиться к выполнению всех компонентов трудовой деятельности.

Образовательная ситуация

«Инструменты – помощники человека»

Помочь детям в освоении родового понятия «инструменты» на основе его существенного признака: приспособления для определённой работы; способствовать осознанию того, что инструменты – это компоненты трудового процесса.

Хозяйственно-бытовой труд

Инд. Поручения

«Вытираем пыль в шкафах для игрушек»

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате.

наблюдение

«Как Неумейка готовится к занятию»

Помочь детям в установлении последовательности включения компонентов  в трудовой процесс, роли каждого в достижении результата.

Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.

 Задачи: Упражнять  детей в алгоритме  действий при накрывании на стол. Обращать внимание на целостность процесса дежурных.

Взаимодействие с родителями:

  • Конкурс «Кормушки для птиц»

Цель: Рекомендовать родителям  тему для совместного труда дома,  помочь взаимодействию детей и родителей.

  • Конкурс  «Новогодняя красавица»

Цель: Приобщать семьи воспитанников к ручному художественному труду.

Январь

Вид трудовой деятельности

Форма организации

Тема трудовой деятельности

Задачи

Ознакомление с профессиями и трудом взрослых

Чтение худ. произведения и драматизация

«Круть и Верть» рус. нар. сказка

Вызвать у детей положительные эмоции по отношению к трудолюбивым. Поощрять проявление добросовестности, активности, инициативы.

Беседа-рассуждение

«Все профессии важны…»

Углублять представления о деятельности взрослых людей; учить отличать людей по форме, предметам по принадлежности к профессии.

экскурсия

«Моя мама - продавец»

Расширять представления детей о профессии . Формировать  осознанное восприятие значения труда каждого человека для всех людей.

Труд в природе

Совместный труд

«Уход за комн. растениями – Поближе к солнцу»

Упражнять детей в систематическом уходе за растениями, учить определять их потребности к свету и влаге.

Совместный труд

«Мы всех пап позовём и горку строить начнем»

Вовлекать детей в совместный со взрослыми труд. Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми  в общем деле.

Инд. поручения

«Уход за кормушками»

Приучать детей регулярно ухаживать за птицами: очищать кормушку от снега, подсыпать  птицам корм.

Ручной труд и рукотворный мир.

Образовательная ситуация

«Зачем человеку бытовая техника»

Уточнить и систематизировать детские представления о многообразии бытовой техники дома и в детском саду; помочь в обобщении роли разнообразных машин в ускорении получения результата.

Игра-экспериментирование

«Для чего нужна бумага»

Научить пользоваться простейшими способами сенсорного анализа предметов и материалов для их применения в разных видах самостоятельной детской деятельности.

Инд. Деятельность (изготовление поделки из бумаги)

«Бумажный мир»

Содействовать развитию творческих  способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского труда на основе осознания ребенком собственных интересов.

Хозяйственно-бытовой труд

Инд. поручения в книжном уголке

«Книги лучшие друзья. Их небрежно бросать нельзя»

Формировать представления детей  о ценностном отношении к предметному миру как к результату труда взрослых.

Совместный труд

«День добрых дел»

Учить детей замечать небольшие поломки, неисправности. С помощью взрослого, оказывая посильную помощь, устранять их.

Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.

 Задачи: Упражнять  детей в алгоритме  действий при накрывании на стол. Обращать внимание на целостность процесса дежурных.

Дежурство по занятиям: (ежедневно) назначение дежурных по столам.

Задачи: обеспечить перенос представлений о процессе подготовки к занятию на детскую трудовую деятельность.

Взаимодействие с родителями:

  • «День добрых дел» - приглашение родителей для мелкого ремонта мебели, игрушек, книг.

Цель:  Взаимодействие педагогов, родителей и детей при организации совместного труда. Воспитание у детей уважения и благодарности к взрослым за их труд.

Февраль

Вид трудовой деятельности

Форма организации

Тема трудовой деятельности

Задачи

Ознакомление с профессиями трудом взрослых.

Экскурсия  

«Парикмахерская»

Уточнять представления о труде парикмахера. Обратить внимания на орудия труда, без которых профессионалу трудно обойтись.

Дидактическая игра

«Кому пригодятся эти инструменты»

Конкретизировать понятия детей о принадлежности к профессии- использовании ими тех или иных орудий труда.

наблюдение

«Труд шофера – мужское дело»

Помочь увидеть направленность разнообразных процессов труда на получение результата и удовлетворение потребностей человека.

Труд в природе

Совместный труд

«Уборка снега на участке»

Учить самостоятельно ставить перед собой цель работы, при помощи взрослого планировать  свою деятельность, достигать результата и чувствовать удовлетворение от достигнутого.

Инд. поручения

«Покормите птиц зимой!»

Способствовать проявлению самостоятельности, желанию брать на себя повседневные трудовые обязанности.

Ручной труд и рукотворный мир.

Дид. игра

«Из чего сделаны эти предметы?»

Способствовать формированию осознанного способа познания, обследования предмета, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением.

Инд. Деятельность (изготовление поделки из солёного теста)

«Изготовление продуктов для сюжетно-ролевой игры»

Содействовать желанию детей входить  в реальные трудовые связи через оказание действенной помощи.

Инд. Деятельность (изготовление поделки из природного материала)

«Птичка»

Обращать внимание детей на специфику работы с природным материалом.

Хозяйственно-бытовой труд

Инд. поручения

«Стираем салфетки»

Учить отражать впечатления и визуальный опыт в ходе наблюдений на собственные трудовые действия.

Образовательная ситуация

«Научим обезьянку Неумейку мыть кисточки и стаканчики после занятия»

Совершенствовать умения убирать после занятия рабочее место, используя алгоритм «лесенки помощника».

Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.

 Задачи: Совершенствовать умения детей в алгоритме  действий при накрывании на стол. Обращать внимание на качество процесса дежурных.

Дежурство по занятиям: (ежедневно) назначение дежурных по столам.

Задачи: совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы.

Взаимодействие с родителями:

  • Фотовыставка «Если мы вместе – нам всё по плечу»

Цель: Поддерживать интерес к  организации  и процессу совместного труда. Воспитание у детей уважения  к взрослым за их труд и гордость за результаты совместного труда.

Март

Вид трудовой деятельности

Форма организации

Тема трудовой деятельности

Задачи

Ознакомление с профессиями и трудом взрослых

Беседа

«Женские профессии: какие они?»

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, о разных профессиях. Почему они так называются.

Дидактическая игра

«Угадай профессию по описанию»

Закреплять основы знаний наиболее распространённых профессий.

Сюжетно-ролевая игра

«Не болейте, никогда!»

Знакомить с профессией врача.

Труд в природе

Совместный труд

«Посев гороха»

Приобщать детей к работе по выращиванию растений для наблюдения за их ростом.

Совместный труд

«Банный день для комнатных растений»

Формировать умения приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.

Поручения

«Уход за посевами»

Привлекать к выполнению трудовых поручений, связанных с уходом за растениями.

Ручной труд и рукотворный мир.

Изготовление поделок из прир. материала

«Корабли и лодки»

Формировать умение устанавливать последовательность работы на основе показа воспитателя.

Опытно-экспериментальная деятельность

«Тонет – не тонет»

Хозяйственно-бытовой труд

Поручения

«Протираем подоконники»

Совершенствовать навыки трудовой деятельности в соответствии с «лесенкой» -алгоритмом деятельности.

Наблюдение

«Подготовка ко сну»

Привлекать детей к участию в расправлении своих кроваток.

Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.

 Задачи: Совершенствовать  детей в алгоритме  действий при накрывании на стол. Обращать внимание на результат процесса дежурных.

Дежурство по занятиям: (ежедневно) назначение дежурных по столам.

Задачи: совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы.

Взаимодействие с родителями:

  • «Мамин букет» - выставка изделий своими руками.

Цель:  Формировать интерес и уважение к рукотворному миру народных промыслов.

Апрель

Вид трудовой деятельности

Форма организации

Тема трудовой деятельности

Задачи

Ознакомление с профессиями и трудом взрослых

Экскурсия в библиотеку

«Где живут книги?»

Обогащать представление  детей о многообразии профессий. Рассказать – кто такой библиотекарь.

Образовательная ситуация

«Почта»

Познакомить детей с назначением отделений почтовой связи и сферой их деятельности.

Игра-путешествие

«Водитель такси»

Расширять представления о труде шофера, обогащать знания  о многообразии игровых сюжетных линий.

Труд в природе

Совместный труд

«Дорогу Весне- очистим Землю от мусора»

Привлекать детей к совместному сезонному труду.

Совместный труд

«Пусть яблони цветут!» - посадка деревьев в саду.

Учить садить деревья с помощью взрослых, привлекать к посильному труду.

Поручения

Уход за клумбами «Зеленый ковер»

Привлекать детей к разрыхлению почвы на клумбах. Учить действовать орудием труда – граблями.

Ручной труд и рукотворный мир

Совместный труд

«Книжная мастерская»

Привлекать детей к ремонту книг из групповой библиотеки.

Изготовление поделки из прир материала

«Веточка с листочками»

Продолжать учить детей делать сувениры из природного и других материалов, прочно соединяя части.

Совместный труд

Открытки для сюжетно-ролевой игры «Почта»

Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вдвое, вчетверо.

Хозяйственно-бытовой труд

Совместные поручения

«Чистая мебель, а нам приятно!»

Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать мебель.

Поручения

«Помощь при уборке после занятия по худ.творчеству.»

Совершенствовать умения убирать материалы после занятия, мыть кисточки, протирать столы.

Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.

 Задачи: Совершенствовать  детей в алгоритме  действий при накрывании на стол. Обращать внимание на результат процесса дежурных.

Дежурство по занятиям: (ежедневно) назначение дежурных по столам.

Задачи: совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы.

Май

Вид трудовой деятельности

Форма организации

Тема трудовой деятельности

Задачи

Ознакомление с профессиями

экскурсия

«Наблюдение за трудом строителей»

Формировать понятия о строительных специальностях, их многообразии и значении.

Интеллектуальная игра «Вопрос -ответ»

«В труде – почёт»

Систематизировать и обобщить знания детей о профессиях и труде взрослых.

Встреча с представителями профессии

«Чтобы избежать опасности»

Познакомить с профессией пожарного.

Труд в природе

Совместный труд

«Работа в цветнике»

Закреплять навыки поведения в природе. Учить правильно держать лейку, равномерно поливать цветник.

Совместный труд

«Облагородим наш участок»

Формировать понятия о том, что благодаря труду, можно преображать окружающий мир.

Наблюдение

«Где лучше расти?»

Показать детям необходимость почвы и ухода для жизни растений.

Ручной труд и рукотворный мир

Совместный труд

«Лепка из глины «печенье для кукол»»

Закреплять навыки работы с глиной.

Совместная поделка из прир. материала

«Сокровища природы»

Обогащать знания детей о природных материалах. Учить сочетать их при создании картины.

Хозяйственно-бытовой труд

Поручения

«Починим игрушки сами»

Привлекать детей к доступным способам ремонта игрушек. Доставить радость от результата труда.

Совместный труд

«Чистая посуда для наших кукол»

Закреплять специальные трудовые умения в хорошо знакомой трудовой деятельности.

Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.

 Задачи: Совершенствовать  детей в алгоритме  действий при накрывании на стол. Обращать внимание на результат процесса дежурных.

Дежурство по занятиям: (ежедневно) назначение дежурных по столам.

Задачи: совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы.

Взаимодействие с родителями:

  • Информирование родителей о результатах мониторинга.

Цель:  Определить круг задач для каждого ребенка индивидуально.

Комплексно-тематическая модель

образовательной области «Труд»

 для детей дошкольного возраста (4-5лет).

Разработала: воспитатель Флатун Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование лексического цикла в средней группе

Комплексно-тематическое планирование, составлено по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М....

Комплексно-тематическое планирование по ФГТ для средней группы

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(СРЕДНЯЯ ГРУППА)Литература:1 О.Ф. Горбатенко .-« Комплексные занятия по разделу « Социальный мир».- Волгоград, «Учитель»,2007г.2...

Комплексно-тематическое планирование по ФГТ в средней группе

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались н...

Образовательная область «Музыка». Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности подготовительная группа.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:- развитие музыкально...

Образовательная область «Музыка». Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности старшая группа.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:- развитие музыкально...

Образовательная область «Музыка». Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности средняя группа.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:- развитие музыкально...