Комплексно-тематическая модель образовательной области "Труд" для средней группы ДОУ.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Комплексно-тематическая модель образовательной области "Труд" для средней группы ДОУ, в том числе дежурство и работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksno-tematicheskaya_model_obrazovatelnoy_oblasti_trud_vospitaniya_v_sredney_gr.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь.
Вид трудовой деятельности | Форма организации | Тема трудовой деятельности | Задачи |
Ознакомление с профессиями и трудом взрослых. | Беседа - рассуждение | «Для чего человек трудится?» | Обсудить с детьми значение любого труда. Помочь увидеть направленность разнообразных процессов труда на получение результатов. |
Игра-инсценировка. | «Кто такой воспитатель?» | Формировать представление о труде воспитателя. | |
Экскурсия на кухню | «Кто варит нам обед?» | Познакомить детей с профессией повара. | |
Наблюдение | «Наблюдение за трудом дворника» | Вызвать интерес к деятельности взрослого. | |
Труд в природе | Наблюдение | «Как взрослые трудятся на огороде?» | Обратить внимание на действия взрослых и их значение. |
Совместный труд на огороде | «Мы вам обязательно поможем» | Вовлекать детей в простейшие процессы трудовой деятельности. | |
Поручения | «Уборка овощей на огороде для нашего детского сада» | Формировать умения переносить представления о труде взрослых на собственную деятельность. | |
Ручной труд и рукотворный мир | Образовательная ситуация | «Предметный мир вокруг нас» | Развивать познавательный интерес к предметному миру в процессе рассматривания |
Игра-путешествие | «Путешествие в мир прозрачного и непрозрачного» | Формировать способы сенсорного обследования, позволяющие выделять в материале прозрачность – непрозрачность как его качество. | |
Игра-путешествие | «Путешествие в игрушечное царство» | Учить детей целенаправленно рассматривать предметы, выделяя особенности их строения и связывая качества и свойства с назначением, разумным способом поведения в предметном мире. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Индивид. поручения | «Научим обезьянку Неумейку убирать игрушки» | Учить детей выполнять простейшие бытовые действия: уборка игрушек. |
Образовательная ситуация | «Каждой вещи в нашей группе- свое место» | Формировать понятия, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного отношения к ним. | |
Индивидуальная беседа | «Быть опрятным, всегда приятно.» | Способствовать осознанию и принятию правил гигиены в процессе самообслуживания. |
Дежурство по столовой: (ежедневно) наблюдение за действиями помощника воспитателя. Задачи: Напоминать детям алгоритм действий при накрывании на стол. Обращать внимание на правила безопасности для дежурных.
Взаимодействие с родителями:
- Анкетирование родителей по проблемам компетентности трудового воспитания детей.
Цель: Определить совместные задачи развития трудового воспитания детей.
- Совместный субботник по уборке территории нашего МБДОУ.
Цель: Сформировать понятия у детей о коллективном труде.
Октябрь .
Вид трудовой деятельности | Форма организации | Тема трудовой деятельности | Задачи |
Ознакомление с профессиями и трудом взрослых. | Рассказ и показ помощника воспитателя | «Знакомство с трудом помощника воспитателя» | Развивать способность воспринимать трудовой процесс дифференцированно. |
Чтение худ. произведения | «Федорино горе» К.И. Чуковский | Вызвать у детей положительные эмоции по отношению к трудолюбивым людям. | |
Экскурсия в прачечную детского сада | «Знакомство с трудом прачки» | Формировать представление о профессии на основе ознакомления | |
Труд в природе | Совместный труд | «Чистота на участке – веселая и беззаботная прогулка» | Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильную работу. |
поручения | «Собираем опавшие листья» | Помочь освоить рациональные способы осуществления трудовых действий. | |
Совместный труд | «Подготовка участка к зиме» | Воспитывать желание участвовать в уходе за природными объектами на участке. | |
Ручной труд и рукотворный мир. | Образовательная ситуация | «Путешествие в мир посуды» | Способствовать формированию осознанного выбора ребёнком способа поведения в предметном мире. |
Инд. Деятельность (изготовление поделки из природного материала) | «Старичок-лесовичок» | Учить подбирать материал для задуманной поделки. Формировать у детей умение оценивать результат своей деятельности. | |
Хозяйственно бытовой труд. | Труд рядом | «Обезьянка Неумейка моет посуду» | Обеспечить активизацию опыта по мытью посуды, полученного детьми в процессе наблюдения трудового процесса. |
Образовательная ситуация | «Почему от Федоры сбежала посуда?» | Формировать понятия: чистота, аккуратность, уход за предметами быта. | |
Труд рядом | «Постираем бельё для кукол» | Способствовать переносу представлений о направленности и структурных компонентах трудового процесса на детскую игровую деятельность. |
Дежурство по столовой: (ежедневно) наблюдение за действиями помощника воспитателя. Задачи: Напоминать детям алгоритм действий при накрывании на стол. Обращать внимание на правила безопасности для дежурных.
Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей по проблемам компетентности трудового воспитания детей «Трудолюбие – основа воспитания».
Цель: Разъяснить родителям важность вхождения ребенка в реальные трудовые связи в условиях семьи.
Ноябрь
Вид трудовой деятельности | Форма организации | Тема трудовой деятельности | Задачи |
Ознакомление с профессиями и трудом взрослых. | наблюдение | «Знакомство с трудом заведующей хозяйством» | Продолжать знакомить детей с конкретными процессами трудовой деятельности зав.хоза. |
Образовательная ситуация | «Первое знакомство с «Лесенкой»» | Знакомить детей с образной моделью трудового процесса, условным обозначением её пяти ступенек, помочь осознать логику, последовательность, зависимость между «ступеньками» как компонентами. | |
Сюжетно-ролевая игра | «Музыкальный руководитель» | Формировать представление о профессии на основе ознакомления. | |
Труд в природе | Совместный труд | «Уход за клумбами на участке» | Приучать детей к помощи взрослому; формировать умения по показу воспитателя. |
Образовательная ситуация | «Покажем Неумейке как ухаживать за комнатными растениями» | Учить выполнять различные действия по уходу за комнатными растениями: поливать растения, рыхлить почву. | |
Ручной труд и рукотворный мир. | Игра-путешествие | «Путешествие в страну одежды» | Помочь детям в освоении родового понятия «одежда» на основе осознания её назначения как существенного признака. |
Инд. Деятельность (изготовление поделки из природного материала) | «Одежда для кукол из бумаги» | Учить детей работать с бумагой используя «лесенку»- модель трудовой деятельности. | |
Образовательная ситуация | «Путешествие в страну обуви » | Помочь детям в освоении родового понятия «обувь» на основе выделения назначения как существенного признака. | |
Хозяйственно-бытовой труд. | беседа | «Как заботиться о своей одежде» | Уточнить и систематизировать детские представления о бережном отношении к одежде, необходимости её чистить, гладить, стирать и убирать на место, аккуратно складывать. |
беседа | «Как об обуви заботиться» | Уточнить и систематизировать детские представления о важности и способах ухода за обувью; воспитывать ценностное отношение к предметам обуви. |
Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.
Задачи: Упражнять детей в алгоритме действий при накрывании на стол. Обращать внимание на целостность процесса дежурных.
Взаимодействие с родителями:
- Оформление памятки для родителей по проблемам компетентности трудового воспитания детей .
Цель: Рекомендовать родителям содержание детской деятельности дома, помочь определить трудовые обязанности и научить правильно руководить детской деятельностью.
Декабрь
Вид трудовой деятельности | Форма организации | Тема трудовой деятельности | Задачи |
Ознакомление с профессиями и трудом взрослых. | Образовательная ситуация | «Кто самый главный в детском саду» | Продолжать знакомить с профессией заведующей. Обращать внимание на результат труда. |
Сюжетно-ролевая игра | «Детский сад» | Сформировать у детей первое обобщенное представление о некоторых видах обслуживающего труда и профессиях, а также тех личностных качествах, которые необходимы человеку данной профессии. | |
наблюдение | «Наблюдение за трудом дворника» | Стимулировать познавательный интерес к труду взрослых. Воспитывать уважение и благодарность к труду взрослых. | |
Труд в природе | Совместный труд | «Сколько снега, столько и дела» | Поощрять стремление к выполнению трудовых обязанностей. |
Инд. Поручения. | «Посыпание дорожек песком» | Приучать детей к помощи взрослому; формировать умения по показу воспитателя. | |
Совместный труд | «Уход за деревьями»
| Приучать детей регулярно заботиться об окружающей природе. | |
Ручной труд и рукотворный мир. | Инд. Деятельность (изготовление поделки из природного материала) | «Позаботимся о птицах» | Учить детей подбирать материал, использовать разнообразный материал. Стремиться к выполнению всех компонентов трудовой деятельности. |
Образовательная ситуация | «Инструменты – помощники человека» | Помочь детям в освоении родового понятия «инструменты» на основе его существенного признака: приспособления для определённой работы; способствовать осознанию того, что инструменты – это компоненты трудового процесса. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Инд. Поручения | «Вытираем пыль в шкафах для игрушек» | Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате. |
наблюдение | «Как Неумейка готовится к занятию» | Помочь детям в установлении последовательности включения компонентов в трудовой процесс, роли каждого в достижении результата. |
Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.
Задачи: Упражнять детей в алгоритме действий при накрывании на стол. Обращать внимание на целостность процесса дежурных.
Взаимодействие с родителями:
- Конкурс «Кормушки для птиц»
Цель: Рекомендовать родителям тему для совместного труда дома, помочь взаимодействию детей и родителей.
- Конкурс «Новогодняя красавица»
Цель: Приобщать семьи воспитанников к ручному художественному труду.
Январь
Вид трудовой деятельности | Форма организации | Тема трудовой деятельности | Задачи |
Ознакомление с профессиями и трудом взрослых | Чтение худ. произведения и драматизация | «Круть и Верть» рус. нар. сказка | Вызвать у детей положительные эмоции по отношению к трудолюбивым. Поощрять проявление добросовестности, активности, инициативы. |
Беседа-рассуждение | «Все профессии важны…» | Углублять представления о деятельности взрослых людей; учить отличать людей по форме, предметам по принадлежности к профессии. | |
экскурсия | «Моя мама - продавец» | Расширять представления детей о профессии . Формировать осознанное восприятие значения труда каждого человека для всех людей. | |
Труд в природе | Совместный труд | «Уход за комн. растениями – Поближе к солнцу» | Упражнять детей в систематическом уходе за растениями, учить определять их потребности к свету и влаге. |
Совместный труд | «Мы всех пап позовём и горку строить начнем» | Вовлекать детей в совместный со взрослыми труд. Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в общем деле. | |
Инд. поручения | «Уход за кормушками» | Приучать детей регулярно ухаживать за птицами: очищать кормушку от снега, подсыпать птицам корм. | |
Ручной труд и рукотворный мир. | Образовательная ситуация | «Зачем человеку бытовая техника» | Уточнить и систематизировать детские представления о многообразии бытовой техники дома и в детском саду; помочь в обобщении роли разнообразных машин в ускорении получения результата. |
Игра-экспериментирование | «Для чего нужна бумага» | Научить пользоваться простейшими способами сенсорного анализа предметов и материалов для их применения в разных видах самостоятельной детской деятельности. | |
Инд. Деятельность (изготовление поделки из бумаги) | «Бумажный мир» | Содействовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского труда на основе осознания ребенком собственных интересов. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Инд. поручения в книжном уголке | «Книги лучшие друзья. Их небрежно бросать нельзя» | Формировать представления детей о ценностном отношении к предметному миру как к результату труда взрослых. |
Совместный труд | «День добрых дел» | Учить детей замечать небольшие поломки, неисправности. С помощью взрослого, оказывая посильную помощь, устранять их. |
Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.
Задачи: Упражнять детей в алгоритме действий при накрывании на стол. Обращать внимание на целостность процесса дежурных.
Дежурство по занятиям: (ежедневно) назначение дежурных по столам.
Задачи: обеспечить перенос представлений о процессе подготовки к занятию на детскую трудовую деятельность.
Взаимодействие с родителями:
- «День добрых дел» - приглашение родителей для мелкого ремонта мебели, игрушек, книг.
Цель: Взаимодействие педагогов, родителей и детей при организации совместного труда. Воспитание у детей уважения и благодарности к взрослым за их труд.
Февраль
Вид трудовой деятельности | Форма организации | Тема трудовой деятельности | Задачи |
Ознакомление с профессиями трудом взрослых. | Экскурсия | «Парикмахерская» | Уточнять представления о труде парикмахера. Обратить внимания на орудия труда, без которых профессионалу трудно обойтись. |
Дидактическая игра | «Кому пригодятся эти инструменты» | Конкретизировать понятия детей о принадлежности к профессии- использовании ими тех или иных орудий труда. | |
наблюдение | «Труд шофера – мужское дело» | Помочь увидеть направленность разнообразных процессов труда на получение результата и удовлетворение потребностей человека. | |
Труд в природе | Совместный труд | «Уборка снега на участке» | Учить самостоятельно ставить перед собой цель работы, при помощи взрослого планировать свою деятельность, достигать результата и чувствовать удовлетворение от достигнутого. |
Инд. поручения | «Покормите птиц зимой!» | Способствовать проявлению самостоятельности, желанию брать на себя повседневные трудовые обязанности. | |
Ручной труд и рукотворный мир. | Дид. игра | «Из чего сделаны эти предметы?» | Способствовать формированию осознанного способа познания, обследования предмета, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением. |
Инд. Деятельность (изготовление поделки из солёного теста) | «Изготовление продуктов для сюжетно-ролевой игры» | Содействовать желанию детей входить в реальные трудовые связи через оказание действенной помощи. | |
Инд. Деятельность (изготовление поделки из природного материала) | «Птичка» | Обращать внимание детей на специфику работы с природным материалом. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Инд. поручения | «Стираем салфетки» | Учить отражать впечатления и визуальный опыт в ходе наблюдений на собственные трудовые действия. |
Образовательная ситуация | «Научим обезьянку Неумейку мыть кисточки и стаканчики после занятия» | Совершенствовать умения убирать после занятия рабочее место, используя алгоритм «лесенки помощника». |
Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.
Задачи: Совершенствовать умения детей в алгоритме действий при накрывании на стол. Обращать внимание на качество процесса дежурных.
Дежурство по занятиям: (ежедневно) назначение дежурных по столам.
Задачи: совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы.
Взаимодействие с родителями:
- Фотовыставка «Если мы вместе – нам всё по плечу»
Цель: Поддерживать интерес к организации и процессу совместного труда. Воспитание у детей уважения к взрослым за их труд и гордость за результаты совместного труда.
Март
Вид трудовой деятельности | Форма организации | Тема трудовой деятельности | Задачи |
Ознакомление с профессиями и трудом взрослых | Беседа | «Женские профессии: какие они?» | Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, о разных профессиях. Почему они так называются. |
Дидактическая игра | «Угадай профессию по описанию» | Закреплять основы знаний наиболее распространённых профессий. | |
Сюжетно-ролевая игра | «Не болейте, никогда!» | Знакомить с профессией врача. | |
Труд в природе | Совместный труд | «Посев гороха» | Приобщать детей к работе по выращиванию растений для наблюдения за их ростом. |
Совместный труд | «Банный день для комнатных растений» | Формировать умения приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. | |
Поручения | «Уход за посевами» | Привлекать к выполнению трудовых поручений, связанных с уходом за растениями. | |
Ручной труд и рукотворный мир. | Изготовление поделок из прир. материала | «Корабли и лодки» | Формировать умение устанавливать последовательность работы на основе показа воспитателя. |
Опытно-экспериментальная деятельность | «Тонет – не тонет» | ||
Хозяйственно-бытовой труд | Поручения | «Протираем подоконники» | Совершенствовать навыки трудовой деятельности в соответствии с «лесенкой» -алгоритмом деятельности. |
Наблюдение | «Подготовка ко сну» | Привлекать детей к участию в расправлении своих кроваток. |
Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.
Задачи: Совершенствовать детей в алгоритме действий при накрывании на стол. Обращать внимание на результат процесса дежурных.
Дежурство по занятиям: (ежедневно) назначение дежурных по столам.
Задачи: совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы.
Взаимодействие с родителями:
- «Мамин букет» - выставка изделий своими руками.
Цель: Формировать интерес и уважение к рукотворному миру народных промыслов.
Апрель
Вид трудовой деятельности | Форма организации | Тема трудовой деятельности | Задачи |
Ознакомление с профессиями и трудом взрослых | Экскурсия в библиотеку | «Где живут книги?» | Обогащать представление детей о многообразии профессий. Рассказать – кто такой библиотекарь. |
Образовательная ситуация | «Почта» | Познакомить детей с назначением отделений почтовой связи и сферой их деятельности. | |
Игра-путешествие | «Водитель такси» | Расширять представления о труде шофера, обогащать знания о многообразии игровых сюжетных линий. | |
Труд в природе | Совместный труд | «Дорогу Весне- очистим Землю от мусора» | Привлекать детей к совместному сезонному труду. |
Совместный труд | «Пусть яблони цветут!» - посадка деревьев в саду. | Учить садить деревья с помощью взрослых, привлекать к посильному труду. | |
Поручения | Уход за клумбами «Зеленый ковер» | Привлекать детей к разрыхлению почвы на клумбах. Учить действовать орудием труда – граблями. | |
Ручной труд и рукотворный мир | Совместный труд | «Книжная мастерская» | Привлекать детей к ремонту книг из групповой библиотеки. |
Изготовление поделки из прир материала | «Веточка с листочками» | Продолжать учить детей делать сувениры из природного и других материалов, прочно соединяя части. | |
Совместный труд | Открытки для сюжетно-ролевой игры «Почта» | Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вдвое, вчетверо. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Совместные поручения | «Чистая мебель, а нам приятно!» | Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать мебель. |
Поручения | «Помощь при уборке после занятия по худ.творчеству.» | Совершенствовать умения убирать материалы после занятия, мыть кисточки, протирать столы. |
Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.
Задачи: Совершенствовать детей в алгоритме действий при накрывании на стол. Обращать внимание на результат процесса дежурных.
Дежурство по занятиям: (ежедневно) назначение дежурных по столам.
Задачи: совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы.
Май
Вид трудовой деятельности | Форма организации | Тема трудовой деятельности | Задачи |
Ознакомление с профессиями | экскурсия | «Наблюдение за трудом строителей» | Формировать понятия о строительных специальностях, их многообразии и значении. |
Интеллектуальная игра «Вопрос -ответ» | «В труде – почёт» | Систематизировать и обобщить знания детей о профессиях и труде взрослых. | |
Встреча с представителями профессии | «Чтобы избежать опасности» | Познакомить с профессией пожарного. | |
Труд в природе | Совместный труд | «Работа в цветнике» | Закреплять навыки поведения в природе. Учить правильно держать лейку, равномерно поливать цветник. |
Совместный труд | «Облагородим наш участок» | Формировать понятия о том, что благодаря труду, можно преображать окружающий мир. | |
Наблюдение | «Где лучше расти?» | Показать детям необходимость почвы и ухода для жизни растений. | |
Ручной труд и рукотворный мир | Совместный труд | «Лепка из глины «печенье для кукол»» | Закреплять навыки работы с глиной. |
Совместная поделка из прир. материала | «Сокровища природы» | Обогащать знания детей о природных материалах. Учить сочетать их при создании картины. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Поручения | «Починим игрушки сами» | Привлекать детей к доступным способам ремонта игрушек. Доставить радость от результата труда. |
Совместный труд | «Чистая посуда для наших кукол» | Закреплять специальные трудовые умения в хорошо знакомой трудовой деятельности. |
Дежурство по столовой: (ежедневно) назначение дежурных по столам.
Задачи: Совершенствовать детей в алгоритме действий при накрывании на стол. Обращать внимание на результат процесса дежурных.
Дежурство по занятиям: (ежедневно) назначение дежурных по столам.
Задачи: совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы.
Взаимодействие с родителями:
- Информирование родителей о результатах мониторинга.
Цель: Определить круг задач для каждого ребенка индивидуально.
Комплексно-тематическая модель
образовательной области «Труд»
для детей дошкольного возраста (4-5лет).
Разработала: воспитатель Флатун Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование лексического цикла в средней группе
Комплексно-тематическое планирование, составлено по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М....
Комплексно-тематическое планирование по ФГТ для средней группы
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(СРЕДНЯЯ ГРУППА)Литература:1 О.Ф. Горбатенко .-« Комплексные занятия по разделу « Социальный мир».- Волгоград, «Учитель»,2007г.2...
Комплексно-тематическое планирование по ФГТ в средней группе
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались н...
Образовательная область «Музыка». Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности подготовительная группа.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:- развитие музыкально...
Образовательная область «Музыка». Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности старшая группа.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:- развитие музыкально...
Образовательная область «Музыка». Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности средняя группа.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:- развитие музыкально...