доклад "Самодельная игрушка как средство обогащения игрового опыта дошкольников"
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
В докладе представлено обобщение опыта работы по созданию самодельных игрушек с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_n.v.kropova_no_40.docx | 496 КБ |
Предварительный просмотр:
Кропова Нина Викторовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 40»
Самодельная игрушка как средство обогащения игрового опыта дошкольников
Направо и налево –
Везде лежит она,
Игралочка, игралочка –
Чудесная страна.
Здесь всем ребятам рады,
Не бойся, заходи.
И за руку друзей своих
Сюда же приводи!
Возьмешь игрушку в руки-
Откроется она,
Игралочка, игралочка –
Чудесная страна!
Цель:
Развитие творческих способностей, памяти, фантазии, воображения, мелкой моторики рук посредством художественного труда, обогащение игрового опыта детей при использовании игрушек – самоделок.
Задачи:
- Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
- Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
- Развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам; формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога.
- Знакомить детей с геометрическими формами и способами преобразования геометрических фигур; развивать пространственную ориентировку.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
- Воспитывать бережное отношение к результатам труда.
- Обогащать игровой опыт детей, формировать умение использовать предметы – заместители и игрушки-самоделки в различных видах игр.
Детям всегда веселее и интереснее в группе, где есть игрушки, сделанные их руками, особенно если это персонажи любимых сказок. Во все времена готовая игрушка, даже являющая собой чудеса технического прогресса, не могла заменить самоделку.
Игрушки-самоделки (изготовленные взрослыми для игр детей и самими детьми - самостоятельно или с помощью старших) наряду с рисованием, лепкой, конструированием, моделированием прививают детям любовь к труду, развивают самодеятельность, творческую фантазию, техническое мышление, художественный вкус.
Создавая самодельные игрушки, дети знакомятся с различными материалами (их свойствами и способами обработки) и инструментами, приобретают навыки работы с ними.
Игрушки-самоделки дети начинают создавать с 2-3 лет. Некоторые из них очень просты: бумажные гармошки, песочные «пирожки», «куличики», «домики».
Игрушки-самоделки детей 4-6 лет многообразнее и сложнее: вырезанные и склеенные из бумаги лодочки, вертушки, летающие «голуби», ёлочные украшения.
Старшие дошкольники для своих игр делают из бумаги и картона шапки, шлемы, часы, кукольную одежду и мебель, различные объёмные формы, которые легко превратить в домашний телевизор, макет автозаправочной станции и др.
Дети лепят из глины фигурки людей и животных, иногда раскрашивают их; замораживая в формочках цветную воду, делают украшения для ёлки во дворе; из рябины, ракушек, желудей - бусы, из цветов - венки, из трав, цветов, репейника, скорлупы яиц и орехов, сосновой коры - фигурки кукол, животных; из веток и прутьев - луки, стрелы, свистки, шпаги, корзинки; «шьют» платья из листьев и др.
Немало игрушек можно сделать из бытовых и производственных отходов. Картонные коробки превращаются в кукольные квартиры, кузова для игрушечных автомашин, катушки - в трубки, консервные крышки - в колеса и т. д. Все эти детские сокровища должны быть чистыми, храниться в ящиках, больших коробках. В последнее время для создания игрушек детям даются мелкие куски пенопласта, поролона. Это гибкий, удобный для обработки, гигиеничный материал.
Лоскут, марля, вата используются для изготовления мягких игрушек и одежды для них.
Для игрушек-самоделок выпускаются также специальные заготовки, рассчитанные на детей разного возраста и на разную сложность работы, например, несложные комплекты деталей «Сделай сам», из которых можно сделать носилки, тачку, санки или очень простую автомашину (для детей 5-7 лет).
Существует множество самых разных вариантов самоделок, которые ребенок может создать собственными руками. Для них используются самые разные вещи, которые, казалось бы, вряд ли как-то могут применяться в качестве подручных средств: прищепки, скрепки, пластиковые бутылки или жестяные банки, орехи и камни и т.д. Детальные схемы самых простых и уже более сложных самоделок для детей можно в избытке найти в Интернете на специализированных сайтах, они приводятся в детских познавательных печатных энциклопедиях. Потому подобрать наиболее оптимальный и интересный вариант самоделки для детей своими руками сегодня не составляет особого труда.
При изготовлении игрушек-самоделок дети, особенно на первых порах, нуждаются в помощи взрослых. Очень важно показать ребёнку приёмы работы с каждым новым материалом и инструментом, обеспечить безопасность этой работы, соблюдение ребёнком гигиенических правил.
Работа над созданием игрушки очень увлекательна. Она требует наблюдательности, умения подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образы. Игрушка, сделанная ребенком, пусть и с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности её создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.
Атмосфера творческой приподнятости, которая царит во время работы над изготовлением игрушек из различных материалов, роднит её с процессом труда народных мастеров. Ведь большинство их произведений выполнено из простых материалов, которые встречаются в окружающей природе. Сбор природных материалов, особенно работа с ним, воспитывают в детях умение видеть прекрасное – бесконечное богатство красок, форм, фактуры.
Творчество детей в изготовлении игрушек – это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение – именно оно порождает новые образы. Как утверждал Л.С. Выготский, стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.
Занятия по созданию игрушек из различного материала не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. В результате этого каждая игрушка, то есть ее облик в совокупности с художественным оформлением, обретает индивидуальность.
Изготовление игрушек помимо диагностического и воспитательного имеет и профилактико-коррекционное значение. Работа строится с учетом возраста ребенка и его реальных возможностей, ему предоставляется право на активную позицию при выборе содержания работы, материалов и времени на осуществление задуманного. Дошкольник может сам определять степень сотрудничества со взрослым или ровесником, мастерить игрушку самостоятельно или выполнить часть работы, помогать кому-то или просто наблюдать за деятельностью других детей.
Совместное творчество ребенка и взрослого – одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики в детском саду и в семье. Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества, а не указаний, побуждает к диалогу, позволяет взрослому наблюдать за действиями ребенка, оценивать его навыки, ненавязчиво корректировать работу, как в сфере умений, так и поиске творческих находок.
Чтобы поддержать интерес к делу, взрослый может предложить свою помощь. С другой стороны, необходимо приветствовать инициативу ребенка, его желание сделать по-своему. Самым замечательным является способность ребенка к неожиданному, интуитивному и яркому решению образу. Усилия маленького мастера направляются на раскрытие через игровой образ своего отношения к нему. Дошкольнику доставляет удовольствие не только работа. Создавая игрушку, он рассказывает о ней, а игрушка сообщает нам о внутреннем состоянии ее создателя, о мотивах, побудивших именно так передать образ. Благодаря игровой ситуации у ребенка появляется возможность поведать о своих переживаниях, а взрослому – узнать о них.
Выбор материалов, предпочтения в их фактуре приоткрывают внимательному педагогу внутренний мир ребенка. Например, выбор цвета позволяет обнаружить настроение ребенка: желтый – излучает тепло, веселье; оранжевый –радость, доброту; зеленый – богат ассоциациями, он вселяет спокойствие, миролюбие; синий вызывает чувство печали, грусти. Если ребенок использует преимущественно теплые тона, значит, он ощущает внутренний подъем, жажду выплеснуть избыток энергии; предпочтение контрастных цветов в сочетании с резкими угловатыми линиями говорит о внутреннем возбуждении и т.д.
А теперь вспомним, как ведут себя дети, смастерив вместе с воспитателем поделки из так называемого бросового материала. Можно заметить, что ребята не спешат расстаться с делом рук своих. Не следует и взрослым торопиться забирать у своих подопечных их работы, чтобы, например, поместить на выставочное место в приемной комнате. Ведь видно, что еще долгое время после занятий дети находятся под впечатлением созданного ими: игрушечные образы побуждают их к театрализованной игре. Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают ее в свой мир.Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют более медленного внедрения, неоднократного обыгрывания.
Часто по собственной инициативе дошкольники начинают разыгрывать сценки, за каждого персонажа произносят реплики, изменяя при этом голос, старательно подражая манере речи героя, какой они себе ее представляют. У детей наблюдается интерес к подробному описанию своих персонажей, их внешности, характера, особенности поведения. Многие ребята, рассказывая о своих поделках, включают их в сюжет знакомых сказок. Рассказы некоторых детей бывают довольно оригинальными. Нередко придумывание сюжетов вызывает у маленьких актеров желание изменить фигурку, дополнить её соответствующими повествованию признаками.
Работа над созданием игрушек учит дошкольника быть инициативным, последовательным, доводить начатое дело до конца, воспитывает бережное отношение к результатам труда, а театрализованные и режиссерские игры с такими авторскими игрушками способствуют обогащению игрового опыта, что является важнейшим условием полноценного развития личности ребенка. А время, потраченное на создание таких поделок, обязательно окупится сторицей, и потом долго будет вспоминаться с теплотой и улыбками.
Библиографический список:
- Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
- Пенькова Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле (организация работы тематических площадок в летний период) / Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Линка-пресс, 2006. – 288 с.
- Туфкрео Р.А., Кудейко М.В. Коллекция идей. театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. – М.: Линка-пресс, 2004. -192 с.
План работы кружка по созданию игрушек-самоделок «Мастерилка»
(подготовительная группа)
- Что такое «Шумокас?»
- Султанчики
- Игрушки из бумаги
- Кораблики
- Игрушки из поролона
- Друзья Ваньки–встаньки
- Игрушки из помпонов
- Мебель для кукольной квартиры
- Игрушки из клубков
- Глиняные игрушки
- Семейка из ниток
- Веселые носки
- Волшебная перчатка
- Куклы-наперстки
- Автопарк
- Чудо-мячики
- Игрушки из коробочек
- Веселые человечки
№ | Название игрушки-самоделки | Цель | Используемый материал |
Что такое «Шумокас?» | Формирование творческих навыков, умение осуществлять творческие преобразования последовательно по схеме, расширять кругозор. | Коробки, клей, кисть, салфетка, цветная бумага, пшено, горох, рис. | |
Султанчики | Предоставить возможность полной самостоятельности при изготовлении поделки, закрепить навыки работы с бумагой, ножницами, совершенствовать умение творчески преобразовывать предметы, изменяя их назначения. | Цветная бумага, ножницы, клей, деревянные палочки, кисточки. | |
Игрушки из бумаги | Закрепление навыков работы с бумагой и ножницами, развитие творческих способностей детей, умение преобразовывать предмет. | Цветная бумага, цветной картон, ножницы, схемы. | |
Кораблики | Развивать стремление к преобразовательной деятельности, конструкторские умения и навыки, творческую фантазию. | Пластиковые бутылки, скорлупа грецкого ореха, береста, зубочистка, ткань, скотч, спичечные коробки, пластилин, клей, кисточка. | |
Игрушки из поролона | Разъяснить детям, что всякое решение - результат творческой, воображения, использования полученных знаний, развивать умение трансформировать один предмет в другой. | Поролоновые шубки, нитки для вязания, картон, готовые пластмассовые глазки, клей, ножницы. | |
Друзья Ваньки– встаньки | Направлять мышление ребенка на решение конкретной задачи преобразование предмета, когда возможности ограничены минимумом располагаемых материалов. | Пластиковые футляры «киндер-сюрприза», камешки, цветная бумага, ткань, нитки, клей, ножницы. | |
Игрушки из помпонов | Научить детей радоваться преобразовательной деятельности, видеть взаимосвязь между предметами и его создателем (в продукте труда отражаются умелости, аккуратность, творчество человека. | Нитки для вязания, картонные круги, бусинки, ножницы, схемы. | |
Мебель для кукольной квартиры | Научить детей фантазировать, использовать для конструирования подручные материалы, развивать умелость рук, видеть нетрадиционные способы использования предметов. | Футляры от зубной пасты, спичечные коробки, катушки от ниток, цветная бумага, клей, ножницы. | |
Игрушки из клубков | Развивать умелость рук, формирование умения видеть различные способы использования предметов, трудовые навыки, целеустремленность. | Нитки для вязания, цветной картон, вата, ткань, ножницы. | |
Глиняные игрушки | Выработка навыков работы с глиной для изготовления поделок, развитие творческого воображения, умения изменять предметы, используя новые детали. | Глина, вода, салфетки, схемы изготовления игрушек, дощечка для лепки. | |
Семейка из ниток | Развивать творческое воображение, умение замечать скрытые возможности вещей для их использования по другому назначению; реализовывать эти возможности. | Картон, ткань, нитки, клей, ножницы. | |
Веселые носки | Показать детям, что фантазия и умелые руки позволяют сделать много интересных игрушек, например из обыкновенных носков, преобразовать один предмет (носки) в другой (куклы); понимать, что и они могут быть творцами, как и взрослые. | Носки, цветной картон, пуговицы, плотная ткань, шерстяные нитки, клей, ножницы. | |
Волшебная перчатка | Вырабатывать умение видеть в предметах скрытые возможности их превращения в игрушку, поделку, реализовывать преобразование одного предмета в другой. | Клей, кисть, салфетка, клеенка, ножницы, цветная бумага, нитки, мех, карандаш. | |
Куклы-наперстки | Научить самостоятельности в выборе предмета для творческих поделок, развивать воображение , фантазию в процессе творческого преобразования привычных предметов. | Пробки от шампанского, цветная бумага, кусочки меха, ткани, ножницы, клей, кисточки. | |
Автопарк | Развивать стремление к конструированию, трансформированию одного предмета в другой, понимание того, что от творческого отношения к труду зависит его результат. | Коробки спичек, коробочки от парфюмерной продукции, катушки от ниток, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей кисточки. | |
Чудо мячики | Формировать умение трансформировать один предмет в другой, совершенствовать навыки пользования иголкой, ниткой, наперстком, придать значимость преобразовательной творческой деятельности. | Старые носки, иголки, нитки, наперстки, ножницы. | |
Игрушки из коробочек | Развивать творческие навыки преобразования предметов, аккуратность, умелость, вырабатывать понимание, что от этих качеств зависит результат труда. | Коробочки от парфюмерной продукции разной величины, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, кисточки. | |
Веселые человечки | Развивать творческое воображение, фантазию, желание реализовать их в конкретной подделке - веселом человечке, которого можно смастерить, видоизменяя привычные предметы. | Пластиковые футляры «киндер-сюрприза», цветные нитки, пластилин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»
Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...
«Организация развивающей среды для обогащения игрового опыта старших дошкольников»
«Организация развивающей среды для обогащения игрового опыта старших дошкольников» ...
Самодельная игрушка как средство обогащения игрового опыта дошкольников
Самодельная игрушка как средство обогащения игрового опыта дошкольников...
Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников
Маммаева З.И.Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольниковГБДОУ детский сад № 105Адмиралтейского района,Санкт-Петербург Аннотация: В статье раскрывают...
Статья "Художественные тексты как средство обогащения игрового опыта детей дошкольного возраста"
Художественная лимтература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....
Статья по теме «Народная игра как средство обогащения игрового опыта. Для педагогов дошкольных учреждений.»
Статья по теме «Народная игра как средство обогащения игрового опыта.Для педагогов дошкольных учреждений.»...
Эффективные формы работы с семьёй по обогащению игрового опыта дошкольников.
Консультация для воспитателей....