Значение ручного труда в умственном и эстетическом развитии дошкольников
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Клочкова Светлана Васильевна

К чему самостоятельно мастерить из бумаги, бросового или иного материала? Ведь в магазинах богатый выбор самых разных игрушек на любой вкус. Всем эти игрушки хороши – и качественные, и яркие, и веселые. Одна беда – сделаны они не нашими руками, а чужими дядями и тетями. Это они старались, фантазировали, придумывали, и покупателям достаются в готовом виде. Может это и хорошо, не надо тратить собственные силы, чтобы сделать какую-нибудь игрушку, поделку. Но ведь если в детстве не научишься творчеству, не станешь самостоятельным, то откуда это умение возьмется потом, кода подрастешь?
Одни из первых слов, которые произносит ребенок, - «Я сам!». Ему все хочется делать самому. Но это не так просто! Шнурки выползают из пальцев, намыленная чашка так и норовит выскочить из рук, а пуговицы не хотят лезть в дырочки. Что бы покорить себе вещи, необходимо потрудиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №20 г.Арзамаса

Творческая работа

«Значение ручного труда в умственном и эстетическом развитии дошкольников»

(обобщение педагогического опыта)

                                                             Работу выполнила:

                                                   Воспитатель

                                                                                       Клочкова Светлана Васильевна

Арзамас

2010г.

Содержание

Введение и актуальность

Глава I. Теоретические основы обучения детей на занятиях по ручному труду.      

  1. Влияние ручного труда на развитие дошкольников.
  2. Художественный ручной труд – как средство развития творческих способностей детей.

Глава II. Приобщение  к ручному труду и развитие творческих способностей детей.

            2.1 Диагностика и педагогическое обследование детей по художественному ручному труду.

           2.2 Содержание и методика работы по приобщению детей к художественному ручному труду и развитию творческих способностей.

                          2.2.1 Цель и задачи.

                          2.2.2 Направления и формы работы.

                          2.2.3 Принципы построения педагогического процесса, методы и приемы обучения.

                          2.2.4 Этапы работы.

                          2.2.5 Работа с родителями и педагогами.

           2.3. Разновидности ручного труда, используемые в моей практике.

           2.4. Оценка результатов работы, перспективы работы.

Заключение.

Введение и актуальность

       Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с  природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

                                                                                                                                                              В.А.Сухомлинский.

        К чему самостоятельно мастерить из бумаги, бросового или иного материала? Ведь в магазинах богатый выбор самых разных игрушек на любой вкус. Всем эти игрушки хороши – и качественные, и яркие, и веселые. Одна беда – сделаны они не нашими руками, а чужими дядями и тетями. Это они старались, фантазировали, придумывали, и покупателям достаются в готовом виде. Может это и хорошо, не надо тратить собственные силы, чтобы сделать какую-нибудь игрушку, поделку. Но ведь если в детстве не научишься творчеству, не станешь самостоятельным, то откуда это умение возьмется потом, кода подрастешь?
Одни из первых слов, которые произносит ребенок, - «Я сам!». Ему все хочется делать самому. Но это не так просто! Шнурки выползают из пальцев, намыленная чашка так и норовит выскочить из рук, а пуговицы не хотят лезть в дырочки. Что бы покорить себе вещи, необходимо потрудиться.

       Работа по ручному  творчеству – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага, соломка, песок и т. д.) "ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру ... В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии".

       Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же как игра и рисование, особая форма собственно детской деятельности. Интерес к ней у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

       Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

       Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Глава I. Теоретические основы обучения детей на занятиях по ручному труду.

  1. Влияние ручного труда на развитие дошкольников.

       Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.  Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию.
      Изготовление игрушек в большей степени, чем другие виды труда, прокладывает первые пути к политехническому образованию. В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в увлекательный мир техники, что имеет немаловажное значение для их последующего развития.
       Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее и пр.). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
      Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, гвоздями, путем складывания и пр.). Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Из нее можно делать стаканчики для черенкования растений, коробочки для обрезков бумаги, закладки для книг, елочные украшения.
      Работа с природным материалом ― листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой и пр.― дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала, знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.
      Труд по изготовлению различных предметов для игры и быта, вначале планомерно направляемый педагогом, а затем осуществляемый ребенком самостоятельно, имеет воспитательное значение и в том, что у детей развивается умение ставить цель, настойчивость в её достижении, справляться с трудностями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей.

       В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность  осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой ― развивающаяся игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самим.
     Развитие наблюдательности, умения видеть характерные особенности предмета, запомнить их и воспроизвести в процессе работы ― важная задача воспитания. Ясное представление о предмете положительно влияет на осуществление замысла, на качество выполнения работы.

       Таким образом, ручной труд способствует развитию творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

  1.  Художественный ручной труд – как средство развития творческих способностей детей.

        Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

       Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными материалами, техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

       Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

      Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

       Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной  группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие умственных и эстетических способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Глава II. Приобщение  к ручному труду и развитие творческих способностей детей.

           2.1 Диагностика и педагогическое обследование детей по художественному ручному труду

       С 2009 года я начала работать с детьми старшей группы. Для более плодотворной работы в будущем в начале учебного года я провела диагностику детей по художественному  ручному труду. (Приложение 1)

Ряд 1 – не сформированы навыки работы по ручному труду

Ряд 2 – на стадии формирования

Ряд 3 – навыки сформированы

       Из диаграммы мы видим, что детей с несформированными навыками работы по художественному ручному труду большинство – 60%; на стадии формирования – 20 %, с сформированными навыками - 20% детей.  Дети были мало знакомы с  материалами и их свойствами, используемыми на занятиях по ручному труду, слабо владели приемами работы с различными материалами (тканью, пластиком, поролоном, бросовым материалом), слабо развита мелкая моторика рук. Так же дети были не заинтересованы результатами своей деятельности, часто не доводили до конца начатую работу, не использовали в дальнейших играх свои поделки.

Так же я провела педагогическое обследование детей по художественному ручному труду.

п/п

Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Знания, умения, навыки

сформированы

на стадии формирования

1

Узнай и назови вид материала и его свойства

Небольшие детали или фрагменты дерева, бумаги, кожи, металла, пластика, поролона, бересты, бросового и природного материалов

Знает и называет не менее 8-10 видов материала и 5 свойств

Знает и называет не менее 7 видов материала и свойств

2

Овладение приемами работы с материалами

Ножницы,  шило, молоток,  сантиметр, степлер.

Владеет 7 приемами (режет, пилит, склеивает, сколачивает, скрепляет, измеряет, закручивает)

Владеет 6-7 приемами

3

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательный материал

Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает ее

Делает работу с помощью взрослого или ребенка

4

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали, мозаика

Прочно скрепляет детали самостоятельно

Пытается скреплять самостоятельно или с помощью

       Обследование показало, что дети слабо владеют приемами работы с различными материалами, слабо развиты конструктивные способности, а самое главное – ручной труд не вызывает у детей интереса. В связи с этим возникла необходимость использования программы приобщения детей к художественному ручному труду и развития творческих способностей.

            2.2. Содержание и методика работы по приобщению детей к художественному ручному труду и развитию творческих способностей.

       Отличительной особенностью и новизной методики приобщения детей к художественному ручному труду и развития творческих способностей является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

       Необходимость этой программы в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный  с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

   

   2.2.1. Цель и задачи.

Цель: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:

  1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
  2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
  3. Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
  4. Изготовление поделок вместе с родителями.
  5. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.

       

2.2.2.Направления и форма работы.

Направления работы:

  1. Развитие творческих способностей.
  2. Художественно-эстетическое развитие.
  3. Познавательное развитие.

       Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю. В год, в старшей группе было проведено 26 занятий, в подготовительной группе планируется – 30 занятий. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

 Дополнительные формы работы

      2.2.3. Принципы построения педагогического процесса, методы и приемы обучения.

Принципы построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуальный подход.

Методы и приемы обучения.

Методы

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (занятия-беседы, объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические и игровые (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Приемы

Показ, активное рассматривание, обследование, ощупывание, анализ образца, обобщение

Сообщение новых знаний, систематизация, постановка проблемных вопросов, загадки, стихи, приметы, пословицы, поговорки, указание, пояснение, рассуждение, дополнение, вывод.

Показ образца, показ способов, решение задач, сюрпризные моменты, игровые  поручения, игровые задания, игровые действия, оценка деятельности

 

       2.2.4. Этапы работы.

Весь образовательный процесс делится на 4 этапа:

1 этап - знакомство со свойствами материалов. (Приложения 7,8,9)

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.  (Приложения 10,11)

 4 этап – самоанализ.

       2.2.5 Работа с родителями и педагогами.

          Я провожу работу с родителями, объясняя им, что совместная деятельность детей и родителей по ручному труду очень положительно влияет на взаимоотношения в семье, вселяет уверенность в ребенке, он чувствует поддержку со стороны своих близких. Показать сыну, дочери, внуку или внучке, что и как можно сделать из различных материалов, не потребует от взрослого большой затраты времени, но это должно быть специально выделенное время, не связанное с хозяйственными и другими домашними делами, тем более что многое из задуманного ребенок может выполнить лишь с помощью старшего.
Необходимо поощрять совместный ручной труд братьев, сестер школьного возраста со старшими дошкольниками. Это интересно, к тому же сближает членов семьи, делает содержательнее их общение. Самодельная игрушка, например волчок, вертушка из бумаги, — хороший подарок малышу от его старших брата, сестры, выражение заботы о нем и возможность совместной игры.

       Работа с родителями включает в себя:

- папки раскладушки –  «Аппликация из осенних листьев», «Поделки из бросового материала».

- Информационные стенды.

- Консультации –  «Чудо береста» (Приложение 2), «Театр игрушек» (Приложение 3).

- Индивидуальные консультации.

- Родительское собрание – «Волшебная сказка – Оригами» (Приложение 4).

- Совместная работа детей и родителей – Клуб выходного дня «К нам весна шагает» (Приложение 6).

- Семинар практикум для родителей «Волшебные лоскутки» (Приложение 6).

       Также проводилась совместная работа с педагогами, которая предусматривает беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы.

- консультация для педагогов «Материалы для работы с детьми по изготовлению поделок» (Приложение 12) .

-  Семинар практикум для педагогов «Игрушки-скульптуры» (Приложение13).

   

       Деятельности воспитателя в рамках работы по развитию творческих способностей и приобщению детей к художественному ручному труду.

                                                      Работа с детьми

 

 

2.3. Разновидности ручного труда, используемые в моей практике

       Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает полезные и эстетически значимые предметы. Но невозможно что-то создать из материала, если не знаешь его свойств, качеств. Поэтому, прежде чем начать работу с новым, незнакомым детям материалом, я предварительно проводила занятие по ознакомлению с данным материалом. (Приложение 7,8,9). На этих занятиях дети знакомятся со свойствами, структурой, прочностью материала; могут потрогать его на ощупь. В последствие этот материал используется на занятиях по ручному труду и в свободной деятельности детей.

       Самым распространенным видом ручного труда является аппликация. Я тоже широко использую этот вид деятельности на занятиях с детьми. Дети овладели разными видами аппликации: они могут создать декоративный узор, изобразить предмет или сюжет. Мы используем разные виды материалов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья, траву, семена.  Детям стали доступны различные техники: сминание, скатывание, вырезывание разного вида (разрезание по прямой линии для получения геометрических форм-квадратов, прямоугольников; срезание углов по прямой линии для получения трапеции; срезание углов по округлой линии для получения кругов, овалов; вырезывание по контуру, силуэтное вырезывание; многослойное вырезывание); обрывание, плетение.

       В аппликации мы применяли технику прикрепления деталей к основе (картону, ткани); наклеивание (всей плоскости детали или части ее) и пришивание.

       В подготовительной к школе группе я планирую усложнить и обогатить данный вид ручного труда, разнообразить и усложнить:

- декоративные узоры; предметы и сюжеты, изображаемые аппликативным способом;

- технику исполнения (дети должны научиться переносить технику, усвоенную на одном материале, на другой с учетом особенностей нового материала);

- используемый материал;

- работу за счет комбинирования материалов и разнообразия техники исполнения, обогащения световой гаммы и композиционных решений.

       Конструирование из бумаги. Бумага – благодатный материал, легко поддающийся преобразованию. Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по-разному действовать.
В старшей группе путем сминания бумаги создавали определенные формы: хвост бумажного змея, силуэт человека, животного.
Делали интересные игрушки для новогодней елки. Сворачивая, сминая и переплетая более крупные куски бумаги, делали разнообразных животных. Для развития у детей слухового внимания, чувствительности проводили игру «Что шуршит» (сминали сильно шуршащие сорта бумаги - калька, папиросная бумага, целлофан - и слабо шуршащие и дети по шуму определяли сорт бумаги).
Но бумагу можно не только мять, ее можно разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять различные композиции.  Я учила детей скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего получались всевозможные овалы и угловые неправильные формы. Но дети радовались возникновению этих форм и пытались многократно это повторить. Повторяя, приходили к новым открытиям, и радости не было предела. У детей получались колечки, снежинки, сердечки, змейки. Я старалась лишь косвенно помочь, чтобы ребенок пришел самостоятельно к довольно оригинальным идеям в создании поделок. При сворачивании бумаги более широкой полосы у нас получился цилиндр. Мы украшали его полосками бумаги. И вот у нас уже скачут кони, ослики, зайчики, и дети с удовольствием играют со своими поделками. Ценность этих работ заключается в их оригинальности и функциональности использования, поскольку дети применяют их в своих играх, при украшении помещения.

       В этом году (подготовительная к школе группа) мы познакомились с новой техникой работы с бумагой – «квиллинг». Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Эта работа оказалась более сложной и трудоёмкой и требует от детей определённых навыков и умений. Работы получались очень интересные, красочные, яркие, от чего дети получали удовлетворение.

Так же с детьми подготовительной группы мы начали знакомиться с техникой «модульное оригами». Эта увлекательная техника — создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами — придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.  Детей очень увлекло это занятие и они применяют эту технику в свободной деятельности.

Работа с природным материалом. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети определяют, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди - овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; камни - гладкие, тяжелые, холодные и т.д.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий.

Работа с бросовым материалом.  Этим видом деятельности дети занимаются с большим интересом.  Работа с бросовым материалом не только помогает детям приобрести навыки работы с различными материалами, не только развивает их творческий потенциал, но что самое главное она учит беречь родную природу, воспитывает бережливость, развивает фантазиюдетей. 
При работе с бросовым материалом дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы обработки материала. Часто идеи рождаются уже в процессе работы, сам материал подсказывает решение и пути выполнения поставленной задачи. 

2.4 Оценка результатов работы, перспективы работы.

       Уделяя большое внимание ручному труду в своей  работе, я пришла к выводу, что  ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений.

       Таким образом, мы видим, что ручной труд благотворно влияет на развитие творческих способностей детей. Ребенок ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становиться для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтому я в своей работе стараюсь подбирать посильные по объему и сложности выполнения различные задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Стараюсь поддержать у него уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

       В дальнейшей своей работе я планирую продолжить уделять особое внимание занятиям по ручному труду.

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материалов

 

Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена

 Композиция из листьев, цветов, косточек, семян

Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца

Шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена

Занятие-беседа

«Ознакомление со свойствами бумаги»

Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги.

Бумага разных видов (папиросная, глянцевая, чертежная) и разных цветов; тазик с водой.

Стрекоза

Познакомиться с новой техникой – «Модульное оригами». Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.

Узкие полоски цветной офисной бумаги, ножницы, клей, карандаш, салфетка.

Октябрь

Кормушка для птиц

 

 

Закрепить знания детей о свойствах пластика (режется, плавится, не тонет, склеивается); умение преобразовывать бросовый материал в задуманный путем вырезывания отверстий и скрепления между собой; радоваться результатам своего труда, воспитывать заботу о птицах

Три пластиковые бутылки, проволока, веревка, скотч, ножницы, маркер

«Красная книга природы»

 

 

Учить детей делать аппликацию деревьев разных пород, передавая характерные признаки (цвет, форму, строение); продолжить учить детей изготавливать животных способом «оригами»; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

«Красная книга», иллюстрации деревьев и животных, пооперационные карты оригами, цветная бумага, папка с файлами красного цвета.

Занятие-беседа

«Ознакомление с деревом и металлом»

Используя прием сравнения, познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов.

Металлические пластины или медицинские шпатели и деревянные пластины (необработанное дерево, кирпичики разных цветов), фланелевые салфетки.

Коврик из прутьев

Вспомнить способы плетения из бумаги и ниток; познакомить с плетением коврика из прутьев и шпагата; развивать мелкую моторику рук; умение работать в коллективе и видеть результат своего труда

Шпагат, прутья березы,  ножницы

Ноябрь

Аквариум

 

 

Продолжать учить детей делать поделки из разных материалов; обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; развивать инициативу, творчество

Коробка, пластмассовые рыбки, веточки, камушки, бусинки, клей

 

Кольца-держатели для салфеток в подарок маме

 

Закрепить у детей умение выполнять поделку из бросового материала, закрепляя их свойства; использовать в работе полученные ранее знания, умения и навыки; развивать творчество, фантазию

Проволока, ткань, ленточки, бусинки, клей

 

Ознакомительное занятие

Поделки и картины из природного материала (флористика) по желанию детей

Познакомить детей со значением слова флористика-создание поделок и картин из природного материала; развивать творчество, фантазию; способствовать коллективной деятельности, речевому общению детей

Листья, цветы, ветки, шишки, кора, береста, палочки, клей

Самостоятельная работа

Портрет Осени

Закрепить знания детей о флористике; развивать фантазию, стремление к творчеству

Листья, косточки, цветы, клей

Декабрь

Коробочки с секретом

 

 

Познакомить детей с новой техникой в работе с бумагой-декупаж, показать способы изготовления-оклеивание объемных форм и украшение их по желанию; развивать творчество, мелкую моторику рук, художественный вкус

Бумага, клей, ножницы, ткань, нитки, картон, коробочки

 

 

Чудесные превращения бумаги

Познакомить детей с новым, будучи забытым, рукоделием квиллинг, бумажная филигрань, бумагокручение; способствовать новым творческим возможностям детей в работе с бумажными полосками и картоном

Картон, бумага, клей, ножницы

Занятие-беседа

«Ознакомление со свойствами ткани»

Помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани. Обогатить и уточнить словарь детей.

Лоскутки разных тканей (шерсть, ситец, шелк)

«Волшебные лоскутки»

Мозаика из ткани

Учить детей работать с тканью, учить выбирать сюжет своей работы, правильно подбирать цветовою гамму и подходящую по структуре ткань. Развивать воображение, творческие способности.

Лоскутки разных тканей, клей, ножницы, сюжетные картинки.

Январь

Домовенок

Совенок

Медвежонок

(2 занятия)

Продолжать учить детей работать с картоном и нитками; научить детей обматывать колечко нитками, делать узелки, разрезы и дополнять поделку мелкими деталями; развивать мелкую моторику рук, дружеские взаимоотношения

Картон, нитки, цветная бумага, ножницы, клей

Бумажный театр

Учить детей делать сказочных персонажей с помощью техники «Оригами». Использовать поделки в театрализованных играх.

Бумага цветная, белая, ножницы, фломастеры

«Мохнатики»

Изготовление игрушек из пряжи и ниток

Развивать у детей творческие способности, фантазию и навыки работы с пряжей, нитками и другими сопутствующими материалами, иглой и ножницами.

Пряжа, бечевка, толстая проволока, кусочки меха, белый картон, иголки, нитки, ножницы, клей, пуговицы, бижутерия, краски.

Февраль

Сердечко в подарок

Учить создавать задуманное, пользуясь трафаретом, добавлять к основному то, чего не достает до воплощения замысла; учить творчески мыслить, развивать художественный вкус

Проволока, ткань, нитки, тесьма, ножницы

Цветок в подарок

Предоставить детям возможность использовать бросовый материал так, чтобы получилось задуманное, узнаваемое, используя знакомый способ конструирования-составление целого из частей; продолжать развивать творческие способности и мелкую моторику рук

Пенопласт, проволока, перышки

Аппликация

Самолеты, ястребки, вертолеты.

(подарок папе)

Развивать мелкую моторику, логическое и творческое мышление, внимание и усидчивость. Воспитывать желание подарить радость близкому человеку.

Набор цветной и белой бумаги, карандаши, ножницы, маркеры, клей, фольга разных цветов, салфетки.

Портрет зимы.

Аппликация из ваты и ватных дисков.

Продолжить учить детей использовать для своих проделок вату и ватные диски (создавать образ зимы). Закрепить названия зимних месяцев и зимние приметы.

Цветной картон, вата, ватные диски, клей, новогодний «дождик», фломастеры.

Март

Ваза в подарок маме

 

 

Продолжать учить детей использовать для своих поделок пластиковые бутылки; познакомить с новым способом изготовления поделки-обкручивание объемных форм; желание выполнять работу до конца и радоваться полученному результату

Пластиковые бутылки, гипсовый бинт, вода, ножницы, лак

 

Цветок из ракушек и лент

Закреплять умение работать с разнообразным материалом; выполнять поделку, радоваться результатам своего труда, радовать других; воспитывать умение доводить начатое до конца

Картон, атласные ленты, ракушки, клей

Поделки из вышедшей из обихода бижутерии

«Шпага» (для мальчиков)

«Пояс» (для девочек)

Научить детей изготовлению поделок из предметов бижутерии, бисера; провести экскурс в историю бижутерии.

Бисер, игла, капроновая нить, предметы бижутерии, бусы, нитки, клей, скотч, цветная бумага, ножницы, проволока.

Коллективная работа

Панно «Хризантемы»

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами; продолжать учить работать в коллективе.

Пооперационные карты, лист ватман с изображением цветочной вазы; два квадрата бумаги желтого цвета, квадраты бумаги белого или сиреневого цвета по 16-20 штук на каждого ребенка, клей, ножницы.

Апрель

Комплексное занятие «Что мы знаем и умеем»

(познавательное развитие, художественный труд, музыкальное)

Закрепить знания о весенних месяцах, формировать положительное отношение к труду с помощью пословиц о труде, продолжить учить детей делать поделки из бросового материала.

Корзина из фантиков, картины первоцветов, пробки, стеки, клей, ножницы, салфетки, цветная самоклеящаяся бумага, футлярчики из под конфет.

Кораблик

 

 

 

Продолжать учить детей делать поделки из разных природных материалов, используя знакомые методы и приемы конструирования: деление на части, соединение, скрепление, дополнение; способствовать развитию умения планировать предстоящую работу; развивать инициативу, творчество, фантазию и мелкую моторику рук

Палочки, кора, скорлупа грецких орехов, ткань, клей

 

 

Чудесное превращение перчаток

Продолжать учить детей видеть не обычное в обычных предметах; умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию

Перчатки, нитки, ленточки, пуговицы, мех, бусинки, клей, ножницы

Портрет весны

Мозаика из карандашных цветных стружек.

Учить детей новому виду мозаики – из карандашных стружек. Учить получать длинные стружки при помощи точилки для карандашей и создавать весенний пейзаж. Развивать мелкую моторику рук, терпение и творческое воображение.

Цветные карандаши, точилка, клей, нарисованный заранее пейзаж.

Май

 

Выставка для детей и родителей

 

Заключение

       Ручной труд может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Индивидуальный труд способствует развитию воображения, фантазии, помогает выразить ребенку свое видение мира, цветовое восприятие, воплотить свои фантазии в поделке, игрушке. Воображение развивается не только в процессе изготовления, но и в процессе придумывания названия картине или поделке.
      Таким образом, ручной художественный труд не только развивает мелкую моторику, координацию движения, внимание и мышление, но и способствует развитию творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.;

2. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;

3. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;

4. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;

5. Гершензон М.А. “Головоломки профессора Головоломки”, М: “Детская литература”;

6. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;

7. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

8. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;

9. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;

10. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;

11. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;

12. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

13. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;

14. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;

15. “Мастерская” - подшивка из газеты “Труд”;

16. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;

17. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).

18. Нагибина М.И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).

19. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. «Художественно-творческая деятельность. Оригами.Волгоград: «Учитель», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение ручного труда для всестороннего развития

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее....

Значение ручного труда в умственном и эстетическом развитии дошкольника.

Теоритические основыобучение детей на занятиях по ручному труду.Приобщения к ручному труду и развития творческих способностей....

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Значение ручного художественного труда в умственном и эстетическом развитии дошкольника».

ЗНАЧЕНИЕ РУЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА В УМСТВЕННОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА...

Консультация для родителей: «Значение ручного труда и трудовой деятельности для развития дошкольника».

   Ручной труд – это не только интересное для ребёнка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Занятие трудом развивает у детей чувство коллективизма, активность, ...