Оригами в развитии детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

 

Оригами – мир чудес, мир фантазий,

                                                                  Сказок, дружбы

Превращается квадратик в

Птичку,

Зайчик

И цветок.

Можно сделать, что захочешь.

Приложить терпенье нужно

И получится  поделка всем

                                                           На удивленье!

                                                                         Е.Малыгина

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

     

Оригами – мир чудес, мир фантазий,

                                            Сказок, дружбы

Превращается квадратик в

Птичку,

Зайчик

И цветок.

Можно сделать, что захочешь.

Приложить терпенье нужно

И получится  поделка всем

        На удивленье!

                                                                         Е.Малыгина

   Родина оригами – Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего Солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным  действием. Ими украшали статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Канон, чтобы задобрить её и попросить покровительства.

   Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями  из  сложенной бумаги. Ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.

     Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы  храмов и достигло императорского двора. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним  из признаков хорошего образования и изысканных манер.  Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, нарядных праздников.

     Во второй половине 19 века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомится с классическими фигурками,  выполненные в техники оригами.

    В начале 20 века правительство Японии  стало создавать сеть детских садов по западно-европейскому образцу. В основы новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога  Ф,Фребеля, создателя первых детских садов, который рекомендовал заниматься с детьми складыванием из бумаги. Искусство оригами пришлось здесь как нельзя кстати.

       Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря умениям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки. В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.

    Оригами привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики рук.     Совершенствуя и координируя  движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

     Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

    Кириками оригами – это складывание с применением ножниц. Как и в классическом оригами, фигурки в основном складываются, а надрезы на последних стадиях работы придают им законченный вид.

       Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

          Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

    Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

  1. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
  2. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
  3. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
  4. Оригами способствует созданию игровых ситуаций

               И это далеко еще не все достоинства, которые заключают в себе волшебное искусство оригами.

    Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Современная методическая литература:»Оригами для дошкольников»С.В.Соколовой, «Оригами и развитие ребенка» Т.И.Тарабариной, журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» предлагает интересный материал  для занятий с детьми – дошкольниками. Так в методическом пособии Т.И.Тарабариной «Оригами и развитие ребенка автор предлагает грамотно разработанные занятия, которые полстроены по принципу от простого к сложному, в игровой форме, с  использованием  художественного слова.  Это, на мой взгляд, очень ценный  материал для работы воспитателя  с детьми.

Знакомя детей с искусством «Оригами» я поставила перед собой следующие задачи:

  1. развивать у детей чувства при знакомстве с игрушками «оригами» (отзывчивость, восхищение, увлеченность, при выполнении игрушки)
  2. приобщить детей к изготовлению игрушек «оригами»
  3. воспитывать и развивать внимание, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца
  4. развивать мелкую моторику рук
  5. развивать логическое мышление, обогащать словарный запас
  6. формировать эстетический вкус

     

Что же послужило поводом к тому, чтобы ввести в деятельность детей занятия – оригами?

     У детей дошкольного возраста неустойчивое внимание, слабо развита усидчивость и мелкая моторика рук. А все это необходимо при обучении детей в школе. Проходит 6 – 7 лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышления  должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением. С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40 – 45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш.    Значит его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны.     Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких,  точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.

  Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза. Поэтому я решила осуществить эти проблемы через занятия  - оригами.  

      Оригами я начала заниматься с детьми средней группы со второй половины года, организовав кружок, который мы назвали «Звездочка».

     Мною был составлен план работы кружка. Занятия у нас начались со знакомства с искусством оригами. Я рассказала детям историю оригами. В группе был оборудован уголок, где я разместила, сделанные своими руками игрушки «оригами», подобрав самые яркие, нарядно оформленные, чтобы привлечь к ним  и заинтересовать как можно больше детей. (см.Приложение №8). Сделала сказочного героя «квадратика», который и пригласил ребят в сказочную страну «оригами».  Работа велась от простого к сложному, в доступной форме. В проведении занятий я использую сказочного персонажа чудесного «Квадратика».

 «Квадратик» приходит в гости и рассказывает свою сказку:    

 - Здравствуйте, дорогие ребята!

Меня зовут квадратик. Я квадратик не простой. Все меня называют чудесным. А знаете почему? Потому, что я умею творить чудеса, могу совершать разные превращения.»

Занятия в кружке мы начинаем с чтения стихотворения:

«Разогреем наши пальчики»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо из дома

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Самый малый малышок.

Вместе  пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя

Наши пальцы мастера,

За работу им пора!

      Свои занятия я начала с отработки с детьми самых простых приемов складывания квадрата. В первую очередь я учила детей аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу:

ТОЧНО СОВМЕЩАТЬ УГЛЫ И СТОРОНЫ.

У многих детей сразу не получалось. Тут же на помощь к нам приходил сказочный герой – «Квадратик» и занимался с детьми индивидуально. Научившись с детьми складывать квадрат по диагонали, мы сделали первую поделку – ёлочку. Дети очень радовались своему первому успеху. Чтобы вызвать у детей моей группы интерес к конструированию и эмоционально настроить их на деятельность, я использую произведения художественной литературы.

   Прежде чем приступить к изготовлению поделки, я читаю детям стихотворения, рассказываю сказки или рассказы (см.приложение № 5). Затем беседую с ними о  прочитанном, если произведение большое по объему, мы читаем его  заранее. Слушая чтение книги, ребенок воображает себе происходящее событие, у него возникают переживания  по поводу того или иного поступка литературного героя. Своё отношение к прочитанному ребенок высказывает словами, либо аппликацией или конструированием.

     На следующем занятии нашего кружка мы конструировали гриб. Наш чудесный Квадратик прочитал нам стихи о грибах (см.приложение № 5). Я приготовила детям по два квадрата разного размера. Сначала мы согнули большой  квадрат по диагонали - это шляпка гриба. Затем согнули маленький квадрат пополам – это ножка гриба. Склеили у полученного треугольника внутренние стороны, и у полученного прямоугольника внутренние стороны.

У основания треугольника сделали надрез, вставили «ножку» гриба в «шляпку». Вот так с большим интересом с детьми сделали поделку «Гриб». Таким образом дети стали постепенно включаться в работу, полюбили ее, ждали новых и новых занятий, просили позаниматься в свободное время.

     Занимаясь в нашем кружке «Звездочка» отношения детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки. Путем складывания из бумаги  мы получили с детьми различные поделки животных (зайчик, щенок),птиц и других  предметов. Сложив из бумаги маски животных дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказки, становятся сказочными героями, совершают путешествия в мире цветов и т.д. Так, например, драматизируем сказку:»Заюшкина избушка» дети с огромным желанием участвовали в драматизации, были эмоциональны.

  Путем оригами были выполнены маски. Для достижения большей выразительности поделок  я варьирую  окраску  и величину квадратов. Однако при этом учитываю тот факт, что на качество изделия влияет не только выбор заготовки, а в первую очередь тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов.

    Но умения приходили не сразу, проходило достаточно времени, чтобы сформировать те или иные навыки. Например, Данила Е., Аня Г., Никита Е. затруднялись складывать аккуратно квадрат, совмещая  углы и стороны. Но в результате своей настойчивости,  усидчивости дети добились  хороших  результатов. И никогда не огорчаются если у них что-то  не получается.

  За первый год работы нашего кружка  дети научились конструировать  различные поделки, путем складывания  квадрата по диагонали, путем складывания  квадрата пополам, треугольника пополам, делать надрезы.

    К концу средней группы путем складывания оригами с детьми делали друг другу подарки – игрушки ко дню рождения, к 8 марта, пригласительные к развлечениям, проходящим на группе, подарки малышам. Дети моей группы обнаруживают значительно возросшую  работоспособность: они могут сохранять довольно длительное время определенную позу за столом, у них заметно возросла гибкость  и точность движений.

         Работа кружка «Звездочка» будет продолжаться и в этом году. Дети подросли, они перешли в старшую группу. У них более уравновешены возбудительные и тормозные  процессы  коры головного мозга. Эти физиологические особенности оказываются благоприятным условием для успешного развития у детей сосредоточенности,  наблюдательности, внимания.  

     В этом году я буду учить детей складывать фигурки на основе нескольких базовых форм:

  1. треугольник
  2. воздушный змей
  3. двойной треугольник
  4. конверт

Сначала я знакомлю детей с базовой формой: треугольник, сгибая квадрат по диагонали.

   На основе базовой формы треугольник – мы будем с детьми делать различные поделки: стаканчик, щенок, синица. Дети очень  ждут начала занятий, полученные в прошлом году знания мы закрепляли в летний период.

       Делали поделки в подарок малышам, так же при помощи сделанных поделок показывали театр младшим группам. Готовые поделки использовали в уголке книги  для книгоиздания.

В группе созданы все  условия для самостоятельного конструирования «оригами» в свободное от занятий время, нарезаны заготовки, дети в свободное время самостоятельно делают поделки, т.е. закрепляют навыки полученные на занятиях кружка. Сделанные игрушки используют как подсобные в  сюжетно-ролевых играх (см Приложение № 8).Используя полученные умения  и навыки детей коллективно создаем панно, сочетая с элементами аппликации.

   Занимаясь оригами дети моей группы научились пользоваться материалами и инструментами:

  1. не разбрасывают инструменты
  2. ножницы передают за сомкнутые лезвия
  3. кладут кисточку на подставку
  4. пользуются салфеткой при склеивании
  5. обрезки бумаги убирают в специальную коробочку
  6. моют кисточку после работы,  просушивают ее
  7. складывают материалы и инструменты на место
  8. аккуратно убирают свое рабочее место

     В результате занятий оригами я добилась определенных результатов: дети  стали более дисциплинированнее,  организованнее,  самостоятельнее, усидчивее.

           Все это способствовало  формированию добрых чувств к близким и дало возможность  выражать эти чувства, ведь оригами позволило делать подарки своими руками.

   Занятия оригами  позволило детям испытать  свои возможности и проявить способности:

  1. Конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем  его неоднократного  складывания, при изготовлении фигурки  из нескольких деталей, сложенных в техники оригами и соединенных с помощью клея.
  2. Изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации.
  3. Творческие – оригинальное применение известных моделей, изобратение своих фигурок
  4. Оформительские – оформление открыток
  5. Театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью  сюжетов  произведений детской литературы.

     Я  убеждена в том, что занятия оригами не только помогают мне воспитывать детей моей группы, оно еще является любимым и интересным занятием детей.

        И главной целью, которую я ставлю перед собой, занимаясь оригами – сделать жизнь своих воспитанников интересной, содержательной, наполненной яркими  впечатлениями.

       Я стремлюсь  к тому, чтобы навыки полученные на занятиях оригами, дети применяли в повседневной жизни, были сдержанными, терпимыми друг к другу, собранными и внимательными.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по основам безопасности детей

дошкольного возраста

в старшей группе

муниципального дошкольного

образовательного учреждения

детского сада № 2

Тема: «В мире опасных предметов»

                

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 по основам безопасности детей дошкольного возраста в старшей группе

Тема: «В мире опасных предметов»

программное содержание:

  1. Продолжать давать детям представления о предметах быта, которые могут угрожать жизни и здоровью людей
  2. Воспитывать и  развивать навыки осторожного пользования данными предметами  с целью предостеречь от несчастных случаев в быту, умение оказать первую медицинскую  помощь
  3. Закреплять желание внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы полными предложениями, вместе обсуждать проблему, разработать  правила пользования предметами быта.
  4. Индивидуальная работа с Ильей Я, Настей Д. воспитывать активность на занятии
  5. предшествующая работа: знакомство с предметами быта, их назначении, дидактические игры, беседы, загадывание загадок, разбор ситуаций
  6.  Ключевые слова: чайник, нож, кастрюля, спички, стеклянная банка, терка, аптечка, йод, бинт и вата
  7. Материал:

Посылка, письмо, графин, нож, кастрюля, чайник, спички, терка, мишка,  карточки - фишки

Ход занятия:

- Ребята сегодня на занятии мы  с вами продолжим знакомится с опасными предметами, которые встречаются в  жизни, а так же научимся правильно ими пользоваться.

Раздается стук  в дверь, воспитатель вносит посылку и письмо.

- Дети, посмотрите почтальон принес  нам посылку и  письмо, и сказал, что сначала нужно прочесть письмо, из которого узнаете, что лежит в посылке. (открываю письмо)

«Дорогие ребята!

Здравствуйте!

Высылаю вам посылку с различными предметами, но эти предметы вы увидите лишь в том случае, если отгадаете мои загадки. Будьте внимательны, Желаю вам успеха!

Домовенок Кузя»

- Ну,  что ребята вы готовы отгадывать загадки?

Очень хрупкая я – берегите меня,

Если  только разобьете

Лишь осколки соберете!

(стеклянная посуда)

- Верно отгадали (вынимаю  из посылки стеклянный графин)

-Что  это? Правильно, из какого материала сделан графин? Подумайте и скажите как нужно пользоваться стеклянной посудой? Что  может  случиться при неправильном  пользовании? Верно!

Посмотрите на меня -

Вся дырявая я

Но зато  я ловко

Тру тебе морковку!

(терка)

 Для чего нужна терка? Как нужно  пользоваться теркой?

У меня есть лезвие –

Острое, железное,

Обращайтесь осторожно:

Ведь порезаться мной можно!

(нож)

- Верно, это нож! Что есть у ножа? Какое лезвие? Можно детям самостоятельно пользоваться ножом?

Что опасного во мне,

Если супа нет на дне

Только если суп горяч –

От детей меня ты прячь.

(кастрюля)

Показываю кастрюлю.

- Из чего сделана кастрюля? Что можно приготовить в кастрюле? Можно ли  детям брать с плиты кастрюлю с горячей пищей?

В брюхе жарко у меня

А в носу моем дыра,

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит.

(чайник)

Верно это чайник. (показываю чайник)

- Из чего сделан чайник? Для чего нужен чайник ? Как нужно наливать горячую воду из чайника? Можно ли детям брать чайник, наполненный кипящей водой?

Это тесный, тесный дом

Сто сестричек жмутся в нем

И любая из сестер

Может вспыхнуть как костер!

Не шути с сестричками

Тоненькими ……..

(спичками)

 - Для чего нужны спички? Можно ли играть со спичками?  Могут ли дети самостоятельно  пользоваться спичками?

- Ну вот и закончились все вещи в нашей посылке и я очень рада, что вы знаете как ими правильно пользоваться.

физминутка

раздается стук в дверь, вношу мишку, перебинтованного, бинт испачкан кровью.

- Мишка был один дома.  Как вы думаете, что с ним могло случиться, у него перебинтована лапа, бинт испачкан кровью? Какую первую помощь в таких случаях нужно оказать  мишке?

- Молодцы! Мишка совершенно не знает как надо пользоваться всеми этими предметами Какие правила при этом нужно соблюдать? Давайте составим правила и научим мишку.

  1. Мишка не бери спички и не зажигай их, ты еще маленький! Может случиться пожар!
  2. Осторожно обращайся со стеклянной посудой, не роняй ее, убирай на место!
  3. Мишка не бери в лапы нож, им можно порезаться!
  4. Не бери кастрюлю с горячей едой, ей можно обжечься!
  5. Не подходи  к кипящему чайнику , можно ошпариться паром!

- Молодцы! Я надеюсь, что мишка усвоит правила пользования этими предметами. А сейчас давайте вспомним, что означают эти знаки:  (показываю знаки)

                                 Х    -  нельзя брать              

!    - осторожно пользоваться

У детей на столе  карточки с нарисованными предметами и фишки – знаки ( у всех в разном порядке)

- Ребята подумайте и скажите почему напротив того или иного предмета поставлен данный знак? (ответы детей)

- Итак, ребята чему мы сегодня научились на занятии? Я надеюсь, что вы хорошо усвоили данные правила и всегда их будете соблюдать, научите своих младших братишек, сестренок, друзей соблюдать их и ничего плохого с вами никогда не произойдет!

На этом наше занятие окончено. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль "Оригами в развитии детей дошкольного возраста"

У детей дошкольного возраста неустойчивое внимание, слабо развита усидчивость и мелкая моторика рук. А все это необходимо при обучении детей в школе. Проходит шесть-семь лет и ребенок оказывается у по...

Мастер-класс Тема: «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами», как средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста».

Цель мастер-класса:Повышение профессионального уровня  педагогов и обмен опытом работы по модульному оригами.Рассмотреть модульное оригами как  одну из техник работы с бумагой: историю его в...

Аппликация в технике оригами-мозаика как средство развития детей дошкольного возраста

Оригамные мозаики — самый простой, красивый и увлекательный путь освоения искусства оригами. В основе мозаики всегда самые простые элементы, с изготовлением которых справится и начинающий. Для выполне...

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Использование искусства оригами в развитии детей дошкольного возраста

Оригами – искусство складывания из бумаги различных фигурок. Бумага – доступный для ребенка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и худож...

"Роли оригами в развитии детей дошкольного возраста"

В данной консультации описана роль оригами в развитии детей дошкольного возраста ....

Консультация для родителей "Значение лего конструирования (оригами) в развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассм...