Формирование саморегуляции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через личностный подход воспитания
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства и является важнейшим личностным новообразованием этого возраста. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский показал, что истоки самоконтроля ребенка, как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные комфортабельные условия его ни помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Все это он может научиться делать только вместе с взрослым в общении, в совместной деятельности. Общение со взрослым, прежде всего, позволяет ребенку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность. К концу дошкольного возраста завершается формирование первичного склада личности ребенка - этапа личностного развития, для которого характерно: - расширение «реального образа Я» ребенка (представления о самом себе - кто Я и какой Я).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichn_.podhod_s_ovz.docx | 35.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Арнаутова Л.В.,учитель-логопед
Формирование саморегуляции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через личностный подход воспитания
Саморегуляция – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Умение управлять своими чувствами и эмоциями является одним из качеств, позволяющих достигать поставленных целей, преодолевать препятствия и трудности. Компоненты саморегуляции: - первый компонент - это планирование цели, на его основе формируется весь процесс саморегуляции; - второй компонент - отражает информацию о внутренних и внешних условиях для успешного достижения цели; - третий компонент - выполняет функцию построения конкретного алгоритма действий, определяет пути достижения цели; - четвертый компонент - оценивание и коррекция результатов. Все компоненты саморегуляции работают как единый неразрывный процесс, обеспечивая психологическую структуру построения выполняемой деятельности или осуществления поведения.
В работе с детьми с ОВЗ актуальным является развитие всех компонентов саморегуляции. Особенности саморегуляции у дошкольников с ОВЗ: - им труднее соотносить свои действия с теми правилами задания, которые требуют по ходу работы аналитико-синтетической деятельности; - им труднее осуществлять самоконтроль на заключительном этапе задания из-за отсутствия умения и привычки дробного, поэлементного сличения полученного результата с заданным образцом. По этой причине дети не замечают и самостоятельно не исправляют допущенные ими ошибки;
- им труднее преодолевать барьер негативного влияния упрочившейся у них привычки полагаться на внешний контроль, помощь педагога, легче сидеть и ждать помощи, чем думать, предполагать и проверять;
- они боятся интеллектуальных усилий, не получают от этого процесса непосредственной радости; - осуществляют самоконтроль главным образом в соответствии с правилами, усвоенными на сенсорном уровне; - принятую в начале логическую часть задания по ходу работы они, как правило, теряют.
Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства и является важнейшим личностным новообразованием этого возраста. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский показал, что истоки самоконтроля ребенка, как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные комфортабельные условия его ни помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Все это он может научиться делать только вместе с взрослым в общении, в совместной деятельности. Общение со взрослым, прежде всего, позволяет ребенку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность. К концу дошкольного возраста завершается формирование первичного склада личности ребенка - этапа личностного развития, для которого характерно: - расширение «реального образа Я» ребенка (представления о самом себе - кто Я и какой Я).
К концу дошкольного возраста в «образ Я» входят не только имя собственное, способность относить себя к определенному полу и возрасту, но и личные желания, умения и качества личности; - формирование «идеального образа Я» - представление о том, каким хотел бы быть. Через беседы со взрослыми, чтение детской литературы, наблюдение социальной жизни ребенок узнает социально одобряемые черты характера человека, способы и модели поведения. Одобряемые черты личности и составляют «идеальный образ Я», т. е. ребенок может хотеть быть добрым, смелым, мужественным, целеустремленным, терпеливым, 3 аккуратным; - формирование самооценки ребенка на основе меры соответствия - расхождения между реальным и идеальным «образом Я»; - формирование и закрепление в поведении конкретных черт личности ребенка. Первичный склад личности ребенка составляют реально сформировавшиеся в его характере черты личности (уверенность - неуверенность, общительность - замкнутость, решительность - нерешительность, спокойствие - тревожность, интеллектуальная активность - пассивность и др.)
Значение этих и других личностных черт состоит в том, что они будут определять, регулировать соответствующее поведение ребенка в широком диапазоне ситуаций. Значение первичного склада личности, личностного потенциала ребенка для развития его саморегуляции заключается в общении взрослого с дошкольником по поводу регуляции его деятельности. Личностный смысл этой регуляции и может связываться с личностными особенностями ребенка (какой он есть или каким хочет стать). Например, взрослый может сказать малышу: «Ты сможешь выполнить это задание, ты же настойчивый» или «Потерпи, пока я смогу купить тебе эту игрушку. Ты же можешь быть терпеливым?». Другими словами, необходимость для ребенка регулировать свое состояние или поведение может связываться с социально одобряемыми волевыми личностными качествами. Что нужно для успешного подключения личностного потенциала ребенка («первичного склада личности») к развитию саморегуляции? Во-первых, знакомство ребенка с волевыми качествами личности.
В ходе бесед, наблюдения социальной жизни, в процессе знакомства с детской литературой следует познакомить дошкольника с такими качествами личности, как целеустремленность, настойчивость, старательность, терпение. Цель этого знакомства в том, чтобы: - данные качества стали восприниматься ребенком как ценные, социально одобряемые; - за каждой волевой чертой личности у ребенка была сформирована модель 4 соответствующего поведения на образном материале (например, действия литературного персонажа либо определенный поступок конкретного ребенка); - слова «целеустремленный», «настойчивый», «терпеливый» и т. п. вошли в активный словарный запас ребенка; - одобряемые качества вошли в «идеальный образ Я» ребенка, т. е. он хотел бы быть таким. Во-вторых, следует обогатить представление ребенка о волевых качествах личности с помощью соответствующих пословиц, поговорок, устоявшихся выражений («Если долго мучиться, что-нибудь получится»). В процессе знакомства целесообразно побеседовать о том, почему так говорится в пословице, обсудить разные ситуации, в которых можно проявить эти качества, нарисовать рисунки на тему обсуждаемых ситуаций. В-третьих, следует обратить внимание ребенка на то, что в его характере уже появляются ростки волевых качеств, т. е. целеустремленности, старательности, терпения. Это можно сделать двумя способами. Первый способ: попросить ребенка рассказать, когда ему самому пришлось проявить настойчивость, старательность или терпение (например, терпел, старался, долго учился ровно вести линию по клеточкам). Второй способ: взрослый видит, что ребенок проявляет целеустремленность, настойчивость, старательность или терпение, и говорит об этом, например: «Ты очень стараешься! Молодец!» или «Какой же ты у меня терпеливый!».
Если ребенок считает, что целеустремленность, настойчивость, старание и терпение - важные и ценные качества, он хочет ими обладать и уже в определенной степени обладает, то это можно использовать в деле развития саморегуляции дошкольника. Когда ребенок оказывается в ситуации, в которой ему трудно контролировать себя, например, он очень хочет делать то, что сейчас нельзя, или его отвлекают более привлекательные в данную минуту дела, взрослый может ему помочь. Для этого нужно придать ситуации особый значимый и позитивный для ребенка личностный смысл, сказав, например: «Именно сейчас ты можешь показать свою терпеливость, 5 умение достигать того, чего ты хочешь» или «Готов ли ты сейчас потерпеть?». Формированию опыта и умения управлять собой в соответствии с установленными нормами способствует игра, и в первую очередь, игра по правилам. Педагог одновременно является и организатором, и участником. Каждая, даже самая простая игра обязательно имеет правила, которые организуют и регулируют действия. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле, поскольку при игре необходимость выполнения правил очевидна. Дети быстро убеждаются в том, что нарушение правил идет им во вред, поэтому постепенно привыкают следить за своим поведением, управлять своими движениями. Если правила поведения, постоянно декларируемые взрослым, обычно плохо усваиваются детьми и не отражаются на их поведении, то правила игры, которые становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в их жизнь, становятся регулятором деятельности.
Естественному усвоению правил способствует также то, что игровые действия осуществляются совместно и одновременно. Подражательность одного играющего другим играющим и педагогу помогает ему быстро освоить требования. К тому же, чувствуя поддержку сверстников, ребенок начинает смотреть на себя как бы их глазами, что, конечно же, облегчает его усилия, делает их осмысленными и нужными для всех. Другое условие, облегчающее играющим управление своим поведением, заключается в том, что многие из этих игр имеют сюжетнообразный характер, где движения служат средством выполнения игровой роли. Активность воображения дошкольников помогает им, обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований. Несмотря на кажущуюся примитивность и простоту, каждая требует от участника определенных усилий. Играющий должен удерживаться от импульсивных движений, действовать строго по сигналу, преодолевать некоторые внутренние препятствия, например, страх быть пойманным, желание побеждать и пр. Преодоление этих внутренних 6 препятствий - серьезный шаг в развитии саморегуляции. И что особенно ценно, это преодоление происходит не по приказу и принуждению старшего, а добровольно, по желанию самого ребенка. Именно поэтому эта маленькая победа над собой, которая внешне выглядит всего-навсего как выполнение игровых правил, приносит детям так много радости и удовлетворения.
Используемые источники:
1.Журнал «Воспитание и обучение детей младшего возраста», сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции , № 5/2016.
2. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №7/2013.
Картотека игр на формирование саморегуляции
1.«А-а-ах».( с 6 лет). Цель: обучение детей умению владеть своими чувствами. Ход игры: Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» с тем, чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «ах» и мгновенно замолчать. 2.«Гора с плеч».(с 5 лет.) Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, и тебе сразу станет легче. 3.«Дыши и думай красиво».(с 5 лет). «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни: — мысленно скажи: «Я — лев», выдохни, вдохни; — скажи: «Я — птица», выдохни, вдохни; — скажи: «Я — камень», выдохни, вдохни; — скажи: «Я — цветок», выдохни, вдохни; — скажи: «Я спокоен», выдохни. Ты действительно успокоишься». 4.«Замри» .(с 5 лет). «Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно». 5.«Качели». (для детей 6-7 лет). Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени. Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях». 6.«Конкурс лентяев». (для детей 5-6 лет). Ведущий читает стихотворение В. Викторова: Хоть и жарко,хоть и зной, Занят, весь народ лесной. Лишь барсук —лентяй изрядный Сладко спит в норе прохладной. Лежебока видит сон ,будто делом занят он На заре и на закате все не слезть ему с кровати. Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и, пока звучит Песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться. 7.«Спящий котенок».(для детей 3 — 4 лет) Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная). 8.«Кукушонок кланяется». (для детей 4-5 лет) Кукушка кукушонку купила капюшон. Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон. Этюд сопровождается детской песенкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда ребенок наклоняется вперед –вниз без всякого напряжения, затем выпрямляется. 9.«Насос и мяч».(для детей 6-7 лет). Играют двое. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух). звуком «с». С каждой подаче воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями. 10.«Петрушка прыгает». (для детей 4-5 лет). Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой. Выразительные движения: ноги согнуть в коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз. Этюд сопровождается музыкой Кабалевского «Клоуны». 11.«Просыпайся, третий глаз!» (для детей с 5 лет). «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз. 12.Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании. Медвежата в берлоге (вводная игра для детей 4-5 лет). Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру. 1.Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук). Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам. Повторить игру 2-З раза. 2.Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног). Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки. Повторить игру 2-З раза. 3.Игра «Холодно - жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища). Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-З раза. 4.Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи). Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам. 5. Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов). В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать. 6. Отдых. Мама-медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку»), а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза.) Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Этюды, пройденные на занятии. Закрепление полученных впечатлений и навыков.) (Пауза.) Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся (П. Чайковский. «Сладкая греза»). Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза.) Поет жаворонок («Песня жаворонка»). Дети быстро и энергично или, если того требует последующая деятельность детей, спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге. Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей. Психомышечная тренировка закончена. Вариант отдыха:ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами ласковую музыку (Н. Рот. «Говорите тише»). С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают. 13.« Пылесос и пылинки». (для детей 6-7 лет) Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. 14.«Сбрось усталость».(для детей с 5 лет ) «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще». 15.«Сломанная кукла».(для детей с 5 лет) «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все -куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!» 16.«Спаси птенца».(для детей с 4 лет). «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!» 17.«Спать хочется». (для детей 5-6 лет) Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает. Этюд сопровождается музыкой В. Дублянского «Тихая ночь». Выразительные движения. Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены. 18.«Тряпичная кукла и солдат».(с 6 лет) Цели: Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить — это испытанный и надежный способ расслабиться. Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.) А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными... Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом... (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой... Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней... 19.«Ты — лев!» (для детей с 5 лет). «Закрой глаза, представь льва царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты!» 20.«Тыкалки». Цель: обучение умению владеть своими чувствами. Ход игры: Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают».Ведущий, медленно считая до 10-ти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из детей. 21.«Факиры (для детей 5 — 6 лет). Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают. 22.«Фея сна». (для детей 5 — 6 лет) Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсейкеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это фея сна (мальчик — волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой... Фея смотрит на них: все спят, она улыбается и тихонько уходит. Литература: К.Фопель "Как научить детей сотрудничать",М., 1998 г.,Хухлаева О.В. "Лесенка радости",М.,1998 г.,Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей", Ярославль 1996 г.,Чистякова М.И. "Психогимнастика", М.,1995 г.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
Стремление к деятельности - одна из характерных психофизиологических особенностей дошкольника, и задача взрослых, опираясь на эту особенность, направить его природную активность в нужное р...
Трудовое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через работу с тканью
В статье представлен опыт работы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста элементарным умениям и навыкам работы с тканью и простейшими инструментами, необходимыми ...
«Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через тренировку тонких движений пальцев рук»
· Развитие мелкой моторики рук; · Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; ·...
Реализация инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через нормативные документы
В статье даются понятия ОВЗ(ограниченные возмаожности здоровья), инклюзивное образование. Дается детальный анализ реализации инклюзивного образования черезПриказ Министерства образования и науки Росси...
Формирование социальных и личностных компетенций у современных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Личностная готовность ребёнка к школе является одним из важнейших критериев успешности начального образования. Формирование социальных и личностных компетенций в дошкольном и младшем школьном возрасте...
Современные подходы к развитию познавательного интереса и познавательных действий ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья.
Экспериментирование с водой, развивает познавательный интерес ребёнка- дошкольника с ограниченными возвожностями....
- Мне нравится (1)