Конспект занятия по конструированию (3-4 года)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме
Занятие для детей 3-4 лет с задержкой психоречевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_shulugina.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по конструктивной деятельности «Лесенка для животных».
Цель: учить выполнять постройку «лесенка» по образцу.
Задачи:
-побуждать детей к простейшему анализу образца и способу постройки, выделять ярко выраженные свойства строительного материала (цвет);
-учить отбирать нужные для постройки детали из множества других деталей настольного конструктора, называть их;
-побуждать обыгрывать постройку;
-дать представление о функциональном назначении лесенки;
-побуждать детей входить в образ животного во время подвижной игры;
-развивать общую и мелкую моторику;
-коррекция внимания, памяти, мышления;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу, желания помочь друг другу.
Материал: наборы настольного деревянного конструктора, игрушки-животные маленького размера (поросенок, лошадка, собачка, бычок), ёлочка, ёлочные игрушки, музыкальное сопровождение к подвижной игре.
Ход занятия:
- Орг. момент
Дефектолог входит в комнату с детьми.
Д.: Взялись за ручки. Сегодня к нам пришло «хорошее настроение», передадим его друг другу, улыбнемся друг другу, поздороваемся друг с другом.
Дети здороваются друг с другом, дефектолог улыбается детям, побуждает детей улыбнуться друг другу.
Д.: Молодцы. Садимся за стол, на свои стульчики.
- Создание игровой ситуации.
Дефектолог предъявляет игрушку-лошадку.
Лошадка: Иго-го! Иго-го! Я спешу к вам в гости! Какие тут ребятки живут хорошие. Я хочу с вами поиграть!
Д.: Посмотрите! Сегодня в гости к нам пришла лошадка! Она очень к вам торопилась, хочет поиграть с вами. Давайте поиграем с нашими пальчиками и лошадку научим!
- Пальчиковая игра.
Ну-ка, братцы, за работу! (кулачками стучим по столу)
Покажи свою охоту.
Постучим мы кулачком, (кулачками друг об друга)
Словно гвоздик с молотком!
Раз, два, три, четыре, пять! (кулачками по столу)
По столу стучим опять!
4.Основная часть.
Лошадка: Очень мне понравилась игра с кулачками! Позову своих друзей к вам в гости.
Д.: Ребята, с лошадкой вместе пришли поросенок, собачка и бычок. Давайте поздороваемся с ними? Молодцы.
-А как кричит поросенок? Бычок? Лошадка? Хорошо.
-Поросенок, лошадка, бычок и собачка очень дружные. Они уже начали готовиться к празднику «Новый год» и сегодня хотят нарядить ёлочку.
Дефектолог предъявляет елочку.
-Вот какая ёлочка хорошая. Её нужно нарядить, повесить игрушки на веточки.
Лошадка плачет: Как же нам быть?! Елочка вон какая высокая, нам до верхних веточек не достать!
Д.: Нужно помочь животным. Давайте сделаем лесенки для всех них, они заберутся по лесенке и достанут до всех веточек ёлки, даже до самых высоких.
- Построение и анализ образца;
Д.: Лесенки мы будем строить из конструктора. Сначала посмотрите, как нужно строить лесенку. Я буду строить, а вы внимательно смотрите.
Дефектолог выстраивает образец, комментируя свои действия, анализируя каждый этап построения.
Д.: Посмотрите, какая лесенка у меня получилась. Сначала я взяла кубики белого цвета, затем кубики желтого цвета, а затем кубик красного цвета. Кубики поставила друг на друга, вот так.
- Построение лесенки детьми;
Д.: Теперь вы построите лесенки для каждого животного. Надя – для поросенка, Ксюша – для собачки, Ваня – для бычка.
Дефектолог раздает наборы конструктора детям,
Дети выполняют постройки по образцу. В процессе работы дефектолог направляет действия детей, помогает правильно подобрать кубики, постоянно обращает внимание на образец, побуждает детей делать постройку аккуратно.
- Анализ готовых построек;
Д.: Молодцы. Построили для всех лесенки. Посмотрим, как у Вани получилось. Ваня, какого цвета кубики ты взял сначала? (при затруднении ребенка дефектолог показывает на нижние кубики) Затем какого цвета? И самый верхний кубик какого цвета? Умница. Твоя лесенка очень нравится бычку! Она построена аккуратно, красиво. Пусть бычок попробует по ней подняться.
Дефектолог анализирует постройки всех детей.
- Обыгрывание.
Д.: Теперь поставим лесенки к елочке и поможем животным нарядить ее.
Дети помогают животным наряжать елочку.
5. Подвижная игра.
Животные благодарят детей: Спасибо, ребята! Вы нам очень помогли, теперь наша елочка очень красивая, нам будет весело встречать Новый год. Приглашаем поиграть с нами в очень веселую игру!
Дети встают в круг и под соответствующее музыкальное сопровождение выполняют движения.
Ой, ой, ой!
К нам пришел волшебник злой,
Он руками помахал –
Всех ребят заколдовал!
Теперь вы лошадки! (дети под музыку скачут как лошадки)
Потом собачки! (дети бегают как собачки)
Бычки! (дети изображают бычков)
Поросята! (дети копают как поросята)
Игра повторяется несколько раз.
- Итог.
Д.: Ребята, сегодня мы помогли животным. Что мы для них сделали? ( Лесенки) Для чего нужна лесенка? (Что бы звери могли на нее забраться и нарядить елочку) Как мы играли с животными? (бегали как собачка и бычок, прыгали как лошадка, копали как поросенок) Молодцы! Вы хорошо сегодня играли.
Консультация для работников старшей группы.
Сенсорное развитие. Ранний этап.
Подготовила
Учитель-дефектолог
Шулугина О.Н.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами — для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Итак, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
1) формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
2) формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Н. М. Щелованов (1976) называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
У большинства детей раннего возраста, имеющих нарушения интеллектуального развития, слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Моторная активность снижена, координация движений нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Игровая деятельность не развита.
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова). Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).
Как отмечалось выше, важнейшими моментами сенсорного развития детей являются усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Их относительно немного, и человечество сумело их упорядочить, свести к нескольким разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.
Для того чтобы ребенок начал усваивать сенсорные эталоны и способы обследования, он должен быть к этому соответствующим образом подготовлен. Сам процесс усвоения эталонов и овладения способами обследования длительный, растянутый на несколько лет и включает постепенный переход ко все более сложным формам восприятия.
Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Ребенок различает некоторые цвета, формы, величины, но ориентируется на наиболее яркий, бросающийся в глаза один признак, вовсе не замечая другие, и по нему отличает предмет от других предметов. Восприятие маленького ребенка носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета, он видит их слитно с предметом. Характерные особенности предмета еще не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться. Поскольку возникший образ предмета не расчленен, он очень приблизительно отражает сам предмет. На данном этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов.
Какие же действия ведут к первоначальному выделению свойств, образованию элементарных представлений о предметах? Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"
Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"...
Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по конструированию с детьми третьего года жизни «Стол и стул для зайки».
Конспект по конструированию....
Конспект занятия по конструированию для детей третьего года жизни "Домик для матрешки"
Конспект занятий по конструированию...
Конспект занятия по конструированию «Заборчик» II младшая группа (3-4 года)
Цель: овладение детьми элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать; огораживать небольшие пространства деталями, чередуя их, устанавливая на разные грани....
Конспекты занятий по конструированию Вторая младшая группа (3 – 4 года)
Для раздела «Конструирование» определены цель, задачи и содержание. Цель: формирование простых конструктивных навыков у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. ...
Конспект занятия по конструированию (3-4 года)
Конспект занятия по конструированию (3-4 года)...
Комментарии
Занятие для детей с задержкой
Занятие для детей с задержкой психоречевого развития.