Программа для детей 10 - 13 лет: "Моделирование одежды"
рабочая программа по конструированию, ручному труду по теме
Предлагаемая программа открывает для ребенка новые пути углубленного познания швейного мастерства, дает дополнительную базу знаний и навыков отделочных швейных работ(аппликация), обогащает его внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время. В этом заключается актуальность предлагаемого курса, а практическая значимость будет определятся результативностью программы, т.к. обеспечит заинтересованность и занятие швейно - декораторским мастерством воспитанниц и в будущем. Программа рассчитана на два года обучения (занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа) всего: 78 учебных часов в год, 156 общих часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmnoe_soderzhanie.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
для детей 10 – 13 лет
«Моделирование одежды»
Руководитель: Беднова Анна
Викторовна
Программное содержание:
- Пояснительная записка.
- Психолого-педагогическая характеристика.
- Содержание курса.
- Учебно-тематическое планирование.
- Критерии эффективности и ожидаемые результаты.
- Словарь терминов.
- Список литературы.
Приложение.
Пояснительная записка.
Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны, поскольку совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Изделия, сделанные руками ребенка, могут служить украшением интерьеров, костюмов, так как обладают эстетической ценностью. Задачи эстетического оформления одежды и тканевых композиций интерьера решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, оно имеет и прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового значения - одежда, мебель, ковры и т.д. - требуют оформления.
Костюм, как произведение искусства, отражает определенный этап творческого развития прежде всего самой личности юного создателя. Это выражается в используемых при создании костюма эскизов, выбираемых тканях, узоре и материале отделки, в характере технологии выполнения аксессуара.
Предлагаемая программа открывает для ребенка новые пути углубленного познания швейного мастерства, дает дополнительную базу знаний и навыков отделочных швейных работ(аппликация), обогащает его внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время. В этом заключается актуальность предлагаемого курса, а практическая значимость будет определятся результативностью программы, т.к. обеспечит заинтересованность и занятие швейно - декораторским мастерством воспитанницы и в будущем. Программа рассчитана на два года обучения (занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа) всего: 78 учебных часов в год, 156 общих часов.
Учиться швейному, отделочному мастерству необходимо в комплексе с изучением других декоративно - прикладных видов творчества (история искусств, живопись ит.д.), начиная с отделки простейших предметов, постепенно приобретая навыки и опыт и переходя далее к созданию красивых стилевых костюмных композиций и предметов интерьера. Поэтому ведущими темами программы являются: «костюмы», «отделка», «отделочные материалы», «индивидуальные творческие работы».
Занимаясь индивидуально, воспитанник интегрирует знания технических приёмов с художественной фантазией, присущей его детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребенка над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением отделочных работ, можно смело назвать творческой.
Методика проведения занятий направлена на приобретение и закрепление навыков швейно - декораторского мастерства, на формирование художественного вкуса, творческой активности ребёнка. А для достижения этой цели можно использовать метод сравнений. Ребенок сопоставляет композиции своих работ с композиционными решениями народных мастеров, а также отлеживает свои достижение самостоятельно, выделяя уровень творческого роста. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить ребенка мыслить, рассуждать вслух, высказывать своё мнение, пробовать и не бояться экспериментировать: «Плохой опыт - тоже опыт».
Для успешного достижения поставленной цели и задач используются различные методы и приёмы:
- словесный;
- наглядный;
- практический; -объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- экскурсии;
- создание ситуации успеха;
- применение здоровьесберегающих технологий. Целы Создание условий для развития нравственных, художественно-эстетических и творческих способностей ребёнка. Конкретная направленность индивидуальной программы заключается в развитии проблемно - творческого мышления ребенка средствами швейно - декораторского искусства.
Задачи: Развивающие:
- Развитие художественно-эстетического вкуса детей.
- Развитие коммуникативных способностей ребёнка.
- Развитие творческого потенциала.
Обучающие:
- Обучение искусству пошива костюма.
- Обучение отделки костюма.
Воспитательные:
- Воспитание чувства красоты, умения видеть в окружающем мире красоту, в обычном, простом, повседневном.
- Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ.
Мотивационная:
- участие в конкурсах, выставках, ярмарках-продажах;
- повышение своего художественного образования, приобретение специальных навыков для успешной профориентации.
Психолого-педагогическая характеристика.
Сергеева Алена (12 лет, занимается третий год) проявляет повышенный интерес к швейному мастерству, особенно отделке, декорированию, созданию новых образов и рисунков на материале.
Обладает прекрасными способностями, умеет мыслить неординарно, проявляет богатую фантазию, творческую активность, в самостоятельных работах выполняет роль исследователя, любит работать с различными материалами и тканями и в разной технике, занимается в коллективе «Моделирование и дизайн одежды» года. Является постоянным участником всех выставок и конкурсов ЦВР. особый интерес проявляет к созданию и поиску собственного стиля.
В будущем Алена - намерена связать свою жизнь с дизайном и отделкой одежды и предметов быта. Считает, что навыки и знания, полученные по индивидуальному обучению, необходимы любой девушке и обязательно пригодятся во взрослой жизни.
Работать по индивидуальной программе дополнительно-личное желание Алены.
Результаты диагностики:
методика «профиль интересов»- доминируют способности к художественному творчеству
методика «воспитанность»- профессиональная направленность - на
высоком уровне; этика и эстетика выполнения работы, терпение и
трудоспособность, уважительное отношение к деятельности других,
стремление к сохранению и развитию уже приобретенных навыков и
умений, творческий подход к работе. Социальная направленность -
высокий уровень толерантности, активность и желание участвовать в
общественных делах, стремления к самореализации,
данные «пастор одаренности»- интерес к занятиям устойчивый,
самооценка адекватная, мотивация к занятиям стойкая,
мониторинг развития художественно - оформительских навыков с
октября 2003 по октябрь 2006 г. •
Сформированность специальных навыков, способность выражать свое мышление через декоративно - прикладное искусство, владение методом импровизации при создании композиции, нестандартный выбор материала и цветового ряда, творческий поиск увеличились на 65 %, На сегодняшний день составляет 70 % от общего потенциала.
ffli =Щ
Содержание программы.
1 год обучения. Ведущие темы:
1. История отделки костюма:
- античный костюм;
- готическое средневековье;
- костюм эпохи возрождения;
- испанская мода;
- отделка в стиле: барокко, рококо, ампир, бидермайер;
2. Особенности отделки русского народного костюма:
- техника ручного шитья;
- сарафанный комплекс;
- паневный комплекс; 2. Материалы отделки:
• Ткань;
Бисер;
Стеклярус;
Тесьма;
Содержание программы.
2 год обучения. Ведущие темы:
1. Культурно - бытовые традиции и национальная русская культура
одежды:
- Символы отделки русского народного костюма;
- Техника вышивки крестом (применяя стеклярус, бисер);
- Техника вышивки гладью (применяя тесьму, декоративную нить); \
2. Изготовление и оформление головного убора:
- Крестьянский женский, девичий;
- Купеческий;
- Дворянский;
3. индивидуальная творческая работа по разработки, пошиву, оформлению костюмного комплекса.
*■ *
Учебно-тематическое планирование.
1 год обучения.
Тема | Количество часов | ||
теория | практика | общее | |
Введение в образовательную программу | 1 | 2 | 3 |
История костюма: • История возникновения • Тканевые композиции | 5 | 12 | 17 |
Материалы, используемые для отделки: • Бахрома и работа с ней; • Отделка тесьмой. Виды • Выполнение рюшей; • Кисти и помпоны; • Аппликация и • Способы выполнения | 6 | 10 | 16 |
Русский народный костюм: • Ситцевые фантазии; отделкой костюма. • Стеганые аппликации; • Головные уборы. | 5 | 10 | 15 |
Костюм эпохи Возрождения • Шёлк и работа с ним; • Парчовые ткани, чем • Виды воротников эпохи | 2 | 8 \ | 10 |
Античный костюм: *• Модные аксессуары Античного костюма. | 1 | 7 | 8 |
Готическое средневековье • Туники. | 1 | 8 | 9 |
Всего: | 78 часов |
Учебно-тематическое планирование.
2 год обучения.
Тема | Количество часов | ||
теория | практика | общее | |
Бытовые традиции и национальная русская культура костюма: • Историческое • Традиционные наряды | 1 | 9 | 10 |
Стиль барокко: 1 • Батники - история происхождения и практическая направленность; • Макинтош; i • Пеньюар -1 историческая направленность пеньюара. | 1 | 8 | 9 |
Рококо, костюм причёска, украшения: • Боа; \ • Бретели; • Перчатки; • Пуговицы. | 2 | 8 | 10 |
Стиль «Ампир»: • Виды карманов и их применение в стиле «Ампир». | 2 | 6 | 8 |
\ Головные уборы: • Береты; • Вуаль; »• Капюшон; • Шляпа; • Сомбреро. | 2 | 9 | 11 |
Киевская Русь XI в.: • Пошив косоворотки и | 2 | 9 | 11 |
историческое значение данной детали костюма; • Сарафан; • Праздничная одежда в | |||
Московская Русь: • Особенности костюма • Головные уборы. | 2 | 8 | 10 |
Стилизованный костюм: • Апрэски; • Граффити; • Классический стиль; • Конструктивный • Сафари стиль; • Фольклорный стиль. | 9 | 9 | |
Всего: | 78 часов | |
\
Критерии эффективности.
Первый год обучения. 1. Изготовление костюмного ансамбля. Оценивается:
- Соответствие костюма выбранному жанру, стилю, эпохи;
- Соответствие выбранной отделки: материал, рисунок, техника;
1. Декоративная отделка: Оценивается:
- Умение грамотно составить орнамент отделки.;
- Использование в композиции растительного, животного, геометрического, смешанного узора;
- Подбор материала и цветовое решение для каждого конкретного костюма или предмета, использование ярких цветов и оттенков;
- Аккуратность в исполнении работ;
- Умение работать с разными материалами.
При освоении содержания данной программы ребёнок должен знать:
- Основные средства художественной выразительности при отделке костюма: швы, аппликацию, тканевые решения, цветовые композиции.
- Виды, материалы и особенности отделочных работ.
- Технику смешения видов отделки, свободно работать с различными отделочными материалами;
- Место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена
Учащийся должен уметь:
- Самостоятельно владеть техникой отделки аппликацией, бисером, стеклярусом, тесьмой;
- Самостоятельно составлять узор и цветовое решение при выборе отделочного материала: бисера, стекляруса, тесьмы, стразов;
- Самостоятельно наблюдать и изображать увиденное на одежде и предметах интерьера при помощи декоративной отделки;
Второй год обучения.
1.- Проверка теоретических знаний ( в форме опроса, экзамена по билетам, викторины по вопросам, доклада по выбранной теме). Темы: «Русский народный костюм»
«Особенности жанровой отделки»
«Цветоведение и аппликация »
« Декоративное оформление предметов интерьера»
2. Зачётные практические работы по окончании индивидуального
обучения:
• Костюмный комплекс с головным убором;
3. Персональная выставка.
При освоении содержания второго года обучения ребенок должен знать:
- Особенности и разнообразие различных стилевых костюмных комплексов и головных уборов;
- Дизайнерские решения оформления и организации персональной выставки собственных достижений.
Учащийся должен уметь:
- Использовать для работы разные варианты росписи;
- Использовать разные материалы и технологии.
\
Ожидаемые результаты
Результатами обучения по данной программе являются: знания, умения и навыки по швейно-декоративной деятельности, а также опыт творческой самостоятельности, овладение культурой творческой деятельности;
- развитие креативной личности (самостоятельный выбор модели, техники исполнения, способов выполнения отделочных работ)
- формирование художественного вкуса, творческой активности ребёнка;
- приобретение специальных навыков для успешной профориентации воспитанницы;
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Год обучения | Вид контроля | Методы диагностики результата |
1 | вводный | Исследование воспитанников |
промежуточный | Самостоятельная работа: «Машинные швы» | |
итоговый | Аппликация на изделие. | |
2 | вводный | Выполнение эскизов выкройки одежды |
промежуточный | Моделирование лифа | |
итоговый | Показ изделий | |
3 | вводный | Раскрой и пошив одежды |
промежуточный | Усложнённые выкройки с подрезами | |
итоговый | Показ моделей |
Словарь.
* Орнамент
► Вышивка
» Аппликация
► Бумажная пластика
► Гипсовые формы
► Цветоделие
» Машинное шитье » Стиль
► Эскиз
► Папье - Маше
» Выкройка
» Каркас
► Сборка
► Сметка
► Бисерное низание
► Коллаж
► Схемы
► Раскрой
► Декоративная строчка
► Отделочные материала
Список литературы.
1. «Народные умельцы». В. Амоков
Верхнее-Волжское издательство, 1990г.
- «Искусство». К. Ноден Москва «Астрель», 2001 г.
- «Народные художественные промыслы». О. Попова «Лёгкая и пищевая промышленность», 1984г.
4. «Калейдоскоп чудесных ремёсел». Ю.Б. Гомозова
Ярославль «Академия, К», 1999г
- «История костюма от древности до новому времени» В.Браун, М.Тильке, М.: ЭСКМО, 1997.
- «История моды» Я. Нерсесов. М.: ACT, 1998.
- «Мы-славяне» М.Семенова. СПБ.:Азбука, 1998.
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)
Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)...
Обобщение опыта по теме: "Конструирование и моделирование одежды"
Современное общество предъявляет к педагогу очень высокие требования, так как именно от профессионализма во многом зависит дальнейшая судьба его воспитанников: поступление в высшие учебные завед...
Формирование связной речи детей посредством моделирования
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды ...
Программа саморазвития «Использование технологии моделирования при формировании элементарных математических представлений».
Программа саморазвития ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Студия конструирования и моделирования"
Конструктор – универсальный продукт и перспектива его применения безгранична.Конструирование – это современное средство обучения детей. Использование конструкторов в дополнительном образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА» Подготовительной к школе группы
Данная программа составлена с учѐтом программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы...
Презентация к занятию "Моделирование одежды"
Знакомство с историей возникновения одежды, с профессией дизайнер-модельер....