Дидактические игры и упражнения, формирующие ориентироовочные действия в процессе занятий ручного труда
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Предлагаю дидактические игры и упражнения, формирующие ориентировочные действия в процессе занятий ручного труда с группой дошкольников с нарушением интеллекта (старшая и подготовительная группа). Также методики диагностики Венгера "Зеркало" и "Анализ образца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya.docx | 35.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Методики диагностики, использованные на констатирующем и контрольном этапах исследования
Методика «Зеркало» (модифицированная методика А.Л.Венгера, представлена Е.С.Бахуриной).
Это упрощенная модификация одноименной методики, разработанной в школе Венгера. Она направлена на выявление способности к пространственным операциям, конструктивной активности мышления, наблюдательности, «зеркальности» восприятия, внимания, способности ориентироваться на образец, речевого развития, особенности личности ребенка.
Цель: выявить уровень сформированности ориентировочной основы продуктивной деятельности; определить особенности способности к пространственным операциям, наблюдательности, умения ориентироваться на образец.
Оборудование: карточка – образец «Аппликация «Геометрические фигуры», лист белой бумаги (формат А4), кисть, клей, салфетка.
Ход исследования: Ребенку предлагается карточка-образец с аппликацией «Геометрические фигуры» и поясняется, что он должен выполнить такую же аппликацию, но вверх ногами. Для этого необходимо проанализировать образец и определить: из каких геометрических фигур состоит аппликация, количество фигур, их размер, расположение на листе бумаги. Затем ребенку необходимо определить как будут расположены фигуры на листе бумаги в положении «вверх ногами», какие материалы и инструменты потребуются для работы.
Оценка результатов:
высокий уровень – работа выполнена правильно, аккуратно, самостоятельно; детали аппликации расположены на листе в нужном порядке и положении; материалы и инструменты использовались правильно;
выше среднего уровень – работа выполнена в целом правильно, достаточно аккуратно, с незначительной помощью педагога; допускаемые в процессе работы ошибки замечались и устранялись самостоятельно; материалы и инструменты использовались, в целом, правильно;
средний уровень – при выполнении задания допущены ошибки в расположении геометрических фигур, которые были самостоятельно или с незначительной помощью исправлены; работа выполнена достаточно аккуратно; отмечается некоторая неловкость при использовании материалов и инструментов;
ниже среднего уровень – в ходе работы требовалась значительная помощь педагога; в работе допущены ошибки в расположении геометрических фигур, которые были замечены при помощи педагога, однако самостоятельно устранить их ребенок затруднялся; работа выполнена недостаточно аккуратно; отмечается неловкость при использовании материалов и инструментов;
низкий уровень – в ходе работы требовалась постоянная помощь педагога; допущены ошибки в расположении геометрических фигур или отсутствует зеркальное отображение фигур; самостоятельно обнаружить ошибки и устранить их ребенок не смог; работа выполнена неаккуратно; отмечается неловкость при использовании материалов и инструментов или неумение ими воспользоваться.
Методика «Анализ образца» (автор А.Л.Венгер)
Эта методика направлена на выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез.
Цель: выявить уровень сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности, умение анализировать образец.
Ход обследования: На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигурка человека так, чтобы образец не соответствовал детскому стандартному варианту. Сначала проверяющий спрашивает: «Что это? Если ребенок сам не говорит, что это - человек, то ему сообщают это. Далее проверяющий говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Ты рядом с этим человечком сделай точно такого же». Образец закрывают листом, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой методики внимание ребенка не следует обращать ни на какие особенности исходной фигуры, говорится только - «внимательно посмотри».
В большинстве случаев наблюдаются те или иные отклонения, например, спички выложены головками к центру, ноги широко расставлены.
Когда ребенок закончил работу, проверяющий говорит: «Молодец, хорошо, но давай посмотрим: у тебя точно так же, как у меня, или нет», и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги, или наоборот. В этих случаях экспериментатор дает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека?» - «Голова». - «Посмотри, у тебя так же?» и т. д. То есть, проверяющий, не называя частей образца, побуждает ребенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и в этом случае не замечает никаких расхождений, тогда дается прямая подсказка: «Что у моего человечка на ногах?» - «Тапочки». После этого проверяющий молчит, а ребенок, как правило, исправляет свою фигурку.
Оценка результатов
высокий уровень – работа выполнена правильно, аккуратно, самостоятельно; фигурка человека из спичек составлена в нужном порядке; разницы с образцом нет;
выше среднего уровень – работа выполнена в целом правильно, достаточно аккуратно, с незначительной помощью педагога; допускаемые в процессе работы ошибки по расположению спичек на плоскости замечались ребенком и устранялись самостоятельно;
средний уровень – при выполнении задания допущены ошибки в расположении спичек, которые были самостоятельно или с незначительной помощью исправлены; работа выполнена достаточно аккуратно, но отмечаются некоторые отличия при сравнении с образцом;
ниже среднего уровень – в ходе работы требовалась значительная помощь педагога; в работе допущены ошибки в расположении спичек, которые были замечены при помощи педагога, однако самостоятельно устранить их ребенок затруднялся; работа выполнена недостаточно аккуратно;
низкий уровень – в ходе работы требовалась постоянная помощь педагога; допущены ошибки в расположении спичек, схематическое изображение человека значительно отличается от образца; самостоятельно обнаружить ошибки и устранить их ребенок не смог, в ходе работы постоянно отвлекался.
Приложение 2
Дидактические игры и упражнения, формирующие ориентировочные действия в процессе занятий ручного труда
Упражнения на формирование простейших пространственных представлений.
1. Воспитанникам предлагают запомнить контур и словесное обозначение круга и овала, поскольку эти названия наиболее легки для произношения, затем выбрать ту или иную геометрическую форму среди других:
- по образцу;
- по названию;
- на ощупь;
- по словесному описанию;
- найти предмет, похожий на какую-либо из данных фигур.
Например: группе показывают круг и говорят: "Покажите такие же фигуры". Воспитанники должны отобрать круги, разные по размеру и цвету. Постепенно задания усложняются:
- найти фигуры по неполной аналогии ("Покажи такую же фигуру, но другой величины");
- сложить узор из фигур по образцу, определить, что изменилось в ряду фигур ("Сложи так же, по образцу", "Что изменилось?", "Чего недостает?").
Упражнения на формирование умения ориентироваться в пространстве по основным направлениям (вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад).
На физкультминутках проводятся упражнения, во время которых закрепляются, повторяются пространственные характеристики, применяемые на данном занятии.
Например: "Вправо-влево повернулись, руки вверх и потянулись".
Движения повторяются несколько раз, но вначале дети выполняют их по инструкции воспитателя и показу, а затем - только по инструкции в постепенно убыстряющемся темпе.
Упражнения, направленные на формирование у воспитанников действенной пространственной ориентировки.
Данные упражнения проводятся в конце занятия. Например, в процессе игры "Найди предмет" дети по очереди ищут спрятанные предметы. По мере передвижения ребенка по группе, воспитатель или дети говорят, далеко или близко ему идти, ближе, дальше или совсем близко находится искомый предмет.
Упражнения на развитие умения ориентироваться в пространстве
Пространственный анализ включает в себя определение формы, величины, расположения объектов относительно друг друга и положения собственного тела относительно окружающих предметов.
1. Упражнения на формирование умения ориентироваться на плоскости листа бумаги:
- найти и показать стороны и углы листа, лежащего в разных положениях на парте (короткие стороны - параллельно нижнему краю стола, длинные стороны - параллельно нижнему краю стола);
- диктант, для которого воспитанникам раздают по листу бумаги и набору геометрических фигур, такие же атрибуты и у воспитателя. Под диктовку дети раскладывают на листе очередную фигуру ("Круг положи на середину листа, справа положи квадрат..."), после чего воспитатель показывает ее правильное положение на доске.
Более сложный вариант задания заключается в том, что проверка производится после того, как учащиеся под диктовку выкладывают всю композицию. Кроме того, можно располагать фигуры, руководствуясь несколькими характеристиками ("в правом верхнем углу, посередине нижней кромки листа" и др.);
2. Упражнения и игры на освоение схемы собственного тела.
Во время физкультминутки учащимся предлагается игра "Поймай комара". Дети должны "поймать комара", который (в соответствии с командой) сел на нос, голову, левую руку, правое ухо... Вначале дети ориентируются в схеме собственного тела по инструкции воспитателя и с его помощью.
На последующих занятиях задание усложняется: воспитатель, стоя лицом к группе, показывает, куда сёл комар. Дети, чтобы, правильно выполнить задание, должны мысленно осуществить поворот на 180'.
Упражнения на анализ композиции, состоящих из, нескольких элементов. Выполнение заданий этой группы возможно только на основе накопленных воспитанниками определенных знаний о геометрических фигурах, о пространственных признаках и отношениях при наличии некоторого практического опыта.
Упражнения предлагаются с постепенным усложнением и подбираются таким образом, чтобы способствовать лучшему осуществлению основной цели занятия: складыванию композиций по образцу из имеющихся геометрических фигур (пирамидка, двухэтажный домик и др.); моделированию из готовых деталей по инструкции, по памяти, с опорой на образец, но в более сложных пространственных соотношениях частей; моделированию из однородных фигур, например, складывание мышки из треугольников, собаки из прямоугольников.
Упражнения на различение формы, размера, цвета предметов.
«Что из чего состоит?». Воспитанникам дается задание рассмотреть различные предметы и изображения – неваляшку, аппликации «Домик» и «Снеговик», поделка из природного материала «Гном» и другие. При этом воспитанники должны назвать основные детали рассматриваемых предметов (неваляшка: туловище, голова, руки – в виде шаров красного цвета различного размера; аппликация «Домик»: крыша – треугольник красного цвета, стены – большой квадрат зеленого цвета, окно – маленький квадрат синего цвета, труба – маленький прямоугольник коричневого цвета; аппликация «Снеговик»: круги голубого цвета различного размера; поделка из природного материала «Гном»: туловище – сосновая шишка большого размера, голова – сосновая шишка малого размера и т.д.);
"Определи на глаз"
Воспитатель дает детям задание - посмотреть вокруг и назвать:
а) все деревянные (металлические, пластмассовые, из ткани и т.п.) предметы, находящиеся в группе (на столе, шкафу и пр.);
б) все предметы, размеры которых не больше (не меньше), чем какой-либо объект;
в) предметы, начинающиеся на определенную букву.
"Смотри в оба"
Вариант 1. Ребенок вызывается к воспитателю. Ему предлагается внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке сидят за столами дети. После того, как водящий отворачивается, дети меняются местами. Водящий должен увидеть изменения и рассадить ребят по прежним местам.
Вариант 2. Водящий выходит за дверь или отворачивается от группы. Одному из детей дают маленький предмет, умещающийся в зажатой руке. Все дети сжимают кулаки двух рук и ставят их локтями на стол. Задача водящего - отгадать по выражению лица, у кого находится спрятанный предмет.
Вариант 3. Водящий внимательно смотрит на детей, сидящих в разных позах, с разными предметами в руках или на столе. В то время как водящий отворачивается, некоторые дети меняют позу, предмет в руках или на столе. Водящий должен увидеть эти изменения, назвав детей, сменивших позу, предмет в руках или на столе.
Вариант 4. Где спрятан предмет?
Ребенок выходит из группы. Воспитатель прячет в группе предмет. Чтобы отыскать его, ребенок должен поставить вопросы воспитателю. Ребята, знающие, где спрятан предмет, мысленно задают более правильные вопросы, корригируют неправильные ответы. Игра тренирует алгоритм поисковых вопросов.
Упражнения на развитие тактильной чувствительности.
"Различение знаков, написанных на ладошке". Дети становятся друг за другом. Одну руку помещают за спину ладошкой вверх. Стоящий в конце ребенок пишет на ладошке стоящего впереди другого какой-нибудь знак, а тот записывает его на ладошке следующего, и так до стоящего впереди ребенка, который говорит, какой знак он узнал.
Начавший писать, сообщает: верно, или нет, определен знак. Если не верно, то выясняется, кто неправильно воспринял или передал знак. Ошибки зачитываются команде.
"Отгадай на ощупь"
В мешочке лежат несколько простых предметов. К каждому из детей подходит ведущий с мешочком и просит ощупать, а затем нарисовать те предметы, которые он узнал. Количество верно нарисованных предметов служит оценкой сформированности различительной чувствительности.
"Сделай на ощупь"
Воспитанникам раздается пластилин. Спрятав руки за спиной, дети должны сделать из пластилина шар, затем превратить его в четырехугольник, треугольник и т.д. В игровой форме различительная чувствительность развивается наиболее эффективно.
Упражнения развитие умения анализировать объект
"Кто полнее?"
Дети разбиваются на команды. Для анализа дается любой предмет и ставится цель,- рассмотреть предмет с видимых и "невидимых" сторон.
Выигрывает та команда, которая рассмотрит предмет с большого количества сторон и назовет при этом:
а) все внешние признаки - форму, цвет, размер, строение;
б) назначение, функция предмета и отличие от других;
в) материал, качества и свойства предмета (тонуть, гореть и пр.), что можно из него сделать, где применить, как улучшить;
д) что известно и неизвестно о предмете ученикам.
После усвоения принципа игры, воспитанники начинают сами подбирать и предлагать для анализа наиболее интересные для них предметы, с которыми они столкнулись в жизни.
"Кто скорее?"
Отыскивается задуманный предмет путем постановки вопросов, на которые можно отвечать только "Да" или "Нет". Когда водящий выходит за дверь, играющие договариваются, какой предмет, из расположенных на столе , будет отыскиваться. При этом на начальных этапах следует класть неоднородные предметы, что позволяет детям легче овладеть алгоритмом поиска, т.е. такой постановкой вопросов, которая сокращала бы процесс поиска конкретного предмета.
Исходя из этого, поиск предмета может вестись по нескольким путям:
а) качественный - путем выявления, наиболее характерных признаков, отличающих предметы (материал, форма, цвет, размеры и т.п.);
б) функциональное назначение предмета - для письма, чтения, и пр.;
в) расположение предмета - по отношению к плоскости, другим предметам, к правой или левой части поверхности и т.п.
Для усложнения задания предметы могут задумываться в разных вариантах расположения - на одном из рядов, во всем классе, предмет вообще или принадлежащий конкретному ребенку.
Оценка интегрирует правильность ответа и количество вопросов, заданных для его получения.
Упражнения на развитие умения анализировать материал, из которых изготовлены предметы
«Что из чего?»
Педагог поочередно демонстрирует детям 3-4 предмета, предлагая определить, из какого материала они изготовлены (карандаш, коробочка из бумаги, выполненная в технике оригами, мячик из ткани и т.д.);
"О чем говорят голоса предметов?"
Воспитатель просит детей закрыть глаза и опустить голову на лежащие на столе руки. Вообразить, что они спят. В это время что-то происходит с вещами, и они начинают пробуждать всех своими голосами. Дети должны догадаться, какая это вещь и о чем она сообщает.
Воспитатель или ведущий роняет книгу, ручку, линейку и другие предметы, а также производит с ними разные действия: ударяет о стол, перелистывает страницы, разрывает на части и т. п.
Дети сначала называют или показывают предмет (например, беря со стола линейку, книгу и пр.), а затем называют действия.
Победители определяются по количеству верных ответов.
Упражнения на определение инструментов, необходимых для работы
«Инструмент – действие».
Педагогом на левой половине магнитной доски вывешиваются иллюстративные карточки инструментов. На правой стороне доски находятся иллюстративные карточки, обозначающими действия, производимые данными инструментами. Воспитанникам предлагается с помощью мела соединить необходимые карточки при помощи линии (стрелки).
«Материал – инструмент».
На левой половине магнитной доски вывешиваются иллюстративные карточки материалов. На правой стороне доски находятся иллюстративные карточки инструментов. Детям предлагается с помощью мела соединить необходимые карточки при помощи линии (стрелки).
Упражнения на развитие навыка определения способа соединения деталей
«Материал – действие».
Педагог называет по очереди 3-4 наименования материала (бумага, ткань, пластилин и т.д.), а воспитанники должны были подобрать к названному материалу слово, обозначающее действие, выполняемое при соединении деталей изделия.
Контактный телефон: 8-908-108-12-35
Тимошенкова Людмила Ивановна – воспитатель дошкольной группы «Ладушки» г Калачинск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом».
Опыт работы воспитателяСтрогоновой Людмилы Борисовны.Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом»....
Развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом.
Теоретические основы развития мелкой моторики, анализ работы....
Развитие ручной моторики умственно отсталых детей через: «Дидактические игры и упражнения»
Материал будет полезен педагогам, занимающимся с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста, а так же родителям. Статья включает в себя цикл занятий по развитию ручной моторики....
Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми и упражнениями
Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми и упражнениями Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.В ...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА. № 1«СЛОВО МОЖНО ПРОШАГАТЬ».ЦЕЛЬ:...
Дидактические игры и упражнения, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов у дошкольников».
Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четко...