Забытое искусство
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
В моей статье речь пойдет о выжигании по дереву - достаточно опасном, но увлекательном занятии для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забытое искусство».
В последнее время в детском саду большое внимание уделяется ручному труду. Появилось много новых нетрадиционных техник рисования, аппликации, конструирования. Они позволяют развивать мелкую моторику ребят, формировать их образное мышление, воспитывать творческий подход к делу. Использование бросового материала и сочетание его с традиционными бумагой, пластилином и красками позволяет создавать очень оригинальные работы. На мой взгляд, это очень плодотворное направление деятельности. Еще и по тому, что эти поделки не только развивают детей, но и очень оживляют интерьер помещения, в которое их поселят маленькие создатели. А если поделки окажутся полезными в хозяйстве, то цены им просто нет. Вот тут-то и вспомнила я еще об одном немного подзабытом сегодня искусстве – о выжигании.
Без сомнения, это более опасное, чем другие, ремесло. Оно требует более серьезной техники безопасности и более строгого контроля над детьми, но все же это занятие стоит того. Познакомившись с ним, многие дети рады вновь и вновь возвращаться к этому нетрадиционному рисованию. А некоторые из них даже готовы продолжать это и дома.
Безусловно, для подобного вида творчества подходят не все возрастные категории ребят. Исходя из моего опыта, дети подготовительной группы уже вполне готовы для подобного рода деятельности. А возможно, что уже и отдельные дети старшей группы готовы попробовать себя в этой технике. Все зависит от того, как организовать эту работу в группе.
Для того, чтобы сделать это грамотно, следует учесть следующие моменты:
- Четкая, детализированная инструкция для детей (на ней я остановлюсь чуть позднее).
- Единовременно данным видом творчества занимается либо один ребенок, либо небольшая группа ребят.
- Если детей несколько, то они должны сидеть достаточно далеко друг от друга, чтобы не создавать взаимных неудобств.
- Рядом обязательно должен находиться воспитатель или няня, который внимательно следит за соблюдением детьми техники безопасности.
- Дети, которые в данный момент не занимаются выжиганием, не должны находиться рядом. А все потому, чтобы нечаянно не толкнуть того, кто выжигает в данный момент.
- Не стоит заниматься выжиганием очень долго. Вполне достаточно 20-25минут.
- После выжигания обязательно проветривание. Поэтому удобнее всего заниматься этим перед прогулкой, особенно во второй половине дня.
- Необходимо тщательно подбирать материал, на котором дети будут выжигать. Деревянная дощечка может быть любой удобной формы, но она обязательно должна отвечать следующим нехитрым требованиям:
- Заготовка не должна быть очень маленькой (дети могут обжечь себе пальцы).
- Не стоит делать ее очень тонкой (найдутся желающие прожечь ее насквозь, варианты последствий различны).
- Стоит внимательно подойти к выбору породы дерева, из которого изготовлена дощечка: смолистые и очень мягкие не подойдут, так как при их горении будет более едкий дым, что будет неприятно и неполезно детям (а некоторых, может, и оттолкнет от самого занятия выжиганием).
- Поверхность дерева должна быть абсолютно чистой. Наличие на ней даже остатков лака, краски, масла и других веществ даст тот же эффект, что и в предыдущем пункте, но, возможно, качественно хуже, потому что вся бытовая химия ядовита и аллергична.
- Поверхность дощечки должна быть гладкой, ибо случайная заноза никому не добавит радости, а вот проблемы - легко.
- При выжигании необходимо специальное огнеупорное покрытие для стола
( нечаянно соскочит перо при выжигании края, «любитель дырочек» прожжет-таки деревяшку насквозь и т. п.), иначе мебель будет безнадежно испорчена. Это не означает, что нужен какой-то специальный стол, просто необходимо что-то подходящее подстелить.
В принципе эти правила не так-то сложно соблюдать, поэтому познакомить детей с искусством выжигания вполне реально. Начать надо с того, чтобы донести до них инструкцию по технике безопасности. Причем важно объяснить детям, почему важен каждый ее пункт, чтобы дети старались соблюдать эти правила осознанно. Я предлагаю включить в инструкцию по технике безопасности следующие правила:
1. Рукава одежды должны плотно прилегать к руке или быть закатаны. Болтающиеся рукава могут при неосторожном движении загореться.
2. Волосы нужно убрать. Опасно, если они болтаются перед глазами или, тем более, над работой - они могут или сами загореться или способствовать неосторожным, неловким движениям рук.
3. Если во время работы толкаться, то очень легко обжечь себя или того, кто рядом.
4. Если держать дощечку очень близко от пера, то риск обжечь пальчики выше.
5. Не стоит высоко поднимать перо – можно коснуться лица и обжечь его.
6. При выжигании удобно держать голову немного сбоку от пера и места выжигания, чтобы дымок, который поднимается от жженого дерева, не жег глаза и не раздражал слизистую носа.
7. Если не выжигать долго на одном месте, то рисунок получится более четким, а запаха жженого дерева будет меньше.
8. Для того, чтобы рисунок был более красивым, удобно нанести его сначала на досочку карандашом, а потом уже выжигать по нанесенным линиям.
Итак, соблюдение этих правил сделает выжигание безопасным и более комфортным для себя и окружающих. А сейчас я поделюсь некоторыми методическими наблюдениями, сделанными при работе с моими детьми:
- Вводить выжигание целесообразно по желанию, с учетом темперамента детей. Более усидчивые воспитанники, возможно, готовы сразу создать выжженный рисунок, а некоторые могут сделать только отдельные его элементы, а остальное докрасить красками.
- Сочетание выжигания с рисованием красками и даже аппликацией часто позволяет сделать работы более необычными и привлекательными.
- Из дерева можно сделать много полезных в хозяйстве вещей (подставки под горячее, разделочные доски и т.п.) и интерьерных композиций. А украшение их выжженными рисунками придаст работам неповторимость. Все это может послужить неплохими доводами в пользу мотивации детей к освоению искусства выжигания.
В заключение хочу сказать, что «дорогу осилит идущий». Имеется немало литературы и сайтов, посвященных выжиганию, поэтому с тонкостями этого искусства желающие смогут ознакомиться, обратившись к ним. Желаю удачи!
Перечень информационных ресурсов, которые помогут лучше ознакомиться непосредственно с самим искусством выжигания
( пирографии):
1. Выжигание по дереву. Информационный портал для любителей выжигания по дереву.
2. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron
3. Страна советов. Женская социальная сеть Woman Project.
http://strana-sovetov.com/hobbies/rucodelie/2720-pyrography.html
4. ТрансВит. Приборы для выжигания.
http://www. transvit.ru /pribory-dlja-vyzhiganija.html
5. Технологии. Выжигание по дереву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.
Актуальность В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...
Плетение из талаша – забытое искусство Кубани. Работа с талашом в ДОУ.
Плетение из талаша - некогда распространенное ремесло, оказалось в наши дни почти забытым. В последнее время его возрождение привлекает многих педагогов дополнительного образования, учителей технологи...
Конспект нод "Забытая война". Никто не забыт, ничто не забыто".
Способствовать развитию у детей патриотических чувств к своей Родине; воспитанию уважения и чувства благодарности ко всем, кто защищал Родину; формированию...
Буклет "Забытый памятник не забытой войны"
Великая Отечественная война 1941—1945 годов — это подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, подвиг, без которого не было бы ни нас, ...
Конспект занятия на тему: «Забытая война» никто не забыт, ничто не забыто…”в подготовительной к школе группе
Конспект занятия на тему: «Забытая война» никто не забыт, ничто не забыто…”в подготовительной к школе группе...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Старое забытое искусство (Пермский звериный стиль)»
Представлена программа кружка, знакомящая детей с Пермским звериным стилем...