Познавательно-конструктивная деятельность для детей старшей группы. Развитие ремесел на Кубани. Кузнечное дело.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Я предлагаю конспект познавательного занятия для детей старшей группы с элементами конструирования, которое позволяет в доступной форме познакомить с искусством художественной ковки металла, дает представление о труде кузнеца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_s_detmi.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – конструктивная деятельность для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие ремесел на Кубани. Кузнечное дело.
Программное содержание:
- Расширять познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в прошлом.
- Дать представление о развитии труда и ремесел на Кубани. - Познакомить с искусством художественной ковки металла. - Дать представление о профессии кузнеца.
- Развивать и направлять любознательность и наблюдательность детей, стремление находить ответы на возникающие вопросы при ознакомлении с трудом взрослых. - Вызвать интерес к экспериментированию с фольгой – уникальным материалом, сочетающим в себе свойства бумаги и металла.
- Воспитывать любознательность, интерес к народной культуре, уважение к мастерам декоративно-прикладного искусства.
Предварительная работа:
Знакомство с художественным металлом, создание интерактивной коллекции металлических изделий; посещение историко - археологического музея; знакомство с фольгой как упаковочным материалом; чтение «Сказ о Злат-кузнеце»; ознакомление с пословицами и поговорками о кузнечном деле:
Без клещей кузнец, что без рук.
Вскипело б железо, а молотки сыщутся.
Для того кузнец клещи куёт, чтобы рук не обжечь.
Кому до чего, а кузнецу до наковальни.
Куй железо, пока горячо.
Не куёт железо молот – куёт кузнец.
Не огонь железо калит, а мех.
Словарная работа: коллекция, ковка, инкрустация, орнамент, тиснение, чернь, чеканка, чекан, наковальня, фольга, горн, жаровня, кинжал, борона, плуг, подмастерье. Материалы: Коллекция художественных и бытовых изделий из металла, видеоматериалы, фигурки из фольги, приготовленные педагогом для показа детям, рулоны упаковочной или кулинарной фольги, детские или деревянные молотки, перчатки, фартуки, имитатор горна (камин, вентилятор с красными ленточками), ножницы, мелкие игрушки и бытовые предметы для оборачивания фольгой ( чайные ложки, кукольная посуда, карандаши, ключи и др.), монетки, футлярчики, пустые флаконы.
Ход занятия:
Рассказ воспитателя о возникновении кузнечного дела на Кубани с использованием видеоматериалов.
Воспитатель. С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся, - так говорят у нас на Кубани. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим знакомиться с ремеслами, которые возникли в нашем краю давным - давно. Располагайтесь поудобнее и послушайте легенду о кузнеце Вакуле.
Жил на берегу Кубани добрый парень, звали его Вакула – кузнец. И полюбилась ему красавица – дивчина по имени Поляна. Поляна не принимала ухаживания ни одного из парней, но к кузнице иногда приезжала на лихом скакуне, чтобы послушать песни, в которых Вакула восхвалял свою возлюбленную, ее красоту. Однажды пришла на Кубань беда: напал на нее лютый враг. Прибавилось Вакуле работы: понадобилось много мечей, кинжалов. А одна беда не приходит – разлилась река Кубань, началось наводнение. День и ночь работает Вакула, торопится, спешит доковать мечи. А вода подходит все ближе и ближе. Вот – вот зальет огонь, в котором греется металл. И тогда примчалась на коне Поляна, подняла над головой жаровню с огнем, и Вакула успел выполнить работу. Закончив ее, Вакула выковал Поляне розу. Так от их любви и родилась музыка металла.
И вот с тех давних пор существует на Кубани кузнечное дело. Далее рассказ сопровождается показом видеоматериалов. Металл – один из самых прочных материалов, поэтому делать из него украшения и другие изделия не просто. Этому нужно долго учиться и любить свою работу. Когда видишь дом, украшенный изысканным кружевом металла, сердце радуется и, кажется, что ты попал в то далекое время, когда жили твои деды и прадеды. Посмотрите, как устраивали казаки свои кузнецы. Для того, чтобы придать металлу нужную форму, его нужно разогреть. Помещали его в специальную печь, где огонь раздували и поддерживали горение с помощью кузнечных мехов. Затем, когда металл становился жидким, его заливали в специальную форму – отливку, слегка остуживали и помещали на наковальню. Далее принимался за дело кузнец – бил молотом по металлу – выковывал нужный предмет.
Был у кузнеца и помощник – подмастерье. Когда раздавался над Кубанью ритмичный перестук молотков, радовались люди: будут у них бороны с плугами для земледелия, мечи с пиками для обороны от врагов и ажурные узорчатые кружева из металла для украшения жилища.
Вопросы к детям:
Какими ремеслами занимались казаки?
Какое ремесло было любимым у мужчин?
Для чего ковали кузнецы оружие и орудия труда?
Зачем украшали крылечки, заборы ажурной кованью?
Какое настроение вызывают у вас эти произведения искусства? Воспитатель. Делу – время, потехе – час. Давайте поиграем в кубанскую народную игру «Завивайся, плетенышек».
Описание игры. Дети берутся за руки и вытягиваются в шеренгу. Стоящий на правом фланге ведет за собой всю шеренгу и проходит под руки между двумя, стоящими на левом фланге; за ним идут все, за исключением последних двух; затем они становятся лицом к лицу. Первый, что водит шеренгу, опять проходит под руки между вторым и третьим играющими с левой стороны, затем – между третьим и четвертым и т.д. Таким образом, все играющие становятся в две шеренги, обращенные друг к другу лицом. Когда «заплетают плетень», играющие нараспев говорят:
Заплетися, плетень, заплетися, Узел наш золотой, завяжися. В саду солнце красно заиграй-ка, Заиграй-ка, моя балалайка.
После того, как заплетается плетень, начинается движение в обратную сторону со словами:
Расплетися, плетень, расплетися, Золотой наш узел, развяжися, Вместе с парой, плетень, расплетайся, Расплетайся,плетень, расплетайся.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам «поиграть» в кузнецов - выковать предметы из… фольги – материала напоминающего металл, но мягкого и пластичного. Одевайте фартуки и послушайте внимательно.
Педагог показывает способы:
Ручная формовка: скатывание в шар и цилиндр, скручивание в жгут, сгибание,
сминание, сплющивание.
2. Формовка с помощью молота: удержание листа фольги левой рукой с помощью клещей или в перчатке и придания формы с помощью молотка – сплющивание, скручивание, сворачивание, сминание и др.(с имитацией нагрева в горне).
3. Резание «листового железа» (куска фольги) ножницами.
4. Отливка: сминание фольги (имитация плавления) и заполнение формы ( формочки
для игр с песком)
5. Скульптурный способ: оборачивание различных предметов фольгой и превращение в
металлические скульптуры.
6. Гравирование: нанесение на фольгу рисунка с помощью карандаша, выкалывание
узора зубочисткой.
7. Рельефный способ: оборачивание монет или других предметов с рельефным
рисунком, разглаживание поверхности для проявления рельефа.
8. Тиснение: техника «принт» - отпечатки на фольге, лежащей на мягкой поверхности. Далее педагог создает условия для свободного экспериментирования с новым для детей художественным материалом.
Практический результат: различные изделия из фольги свободной формы, созданные детьми разными способами, имитирующими действия кузнеца: ручная формовка, придание формы с помощью молота и « огня», моделирование по аналогии с лепкой из пластических материалов, тиснение, литье, отпечатки и др. Создание парка скульптур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".
Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество, работая в технике - квиллинг....
Организованная образовательная деятельность с детьми по развитию речи Тема: «Кто весну делает?»
Представление детей о весне и о её характерных признаках....
"Формирование представлений о русских традиционных мужских ремёслах" (гончарное дело, кузнечное дело, столярное дело и др.)
quot;Формирование представлений о русских традиционных мужских ремёслах" (гончарное дело, кузнечное дело, столярное дело и др.)...
План работы по самообразованию «Развитие игровой деятельности у детей раннего развития»
План работы по самообразованию «Развитие игровой деятельности у детей раннего развития»...
Непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию. На тему: «Знатоки пожарного дела». Для детей старшей группы
Итоговое занятие по социально-коммуникативной деятельности на тему "Пожарные" в старшей группе. Подготовила Калинина Вера Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 8 Выборгского района, г....
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры тема: «Кузнечное дело»
Тема: «Кузнечное дело!» Цель: Воспитание у детей уважение и любовь к традициям русского народа Задачи: 1. Дать детям представление о ремесле кузнеца, дать знания о значимости ремесла в русской куль...