Художественное конструирование
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

В художественном конструировании дети не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают свое отношение к ним, используя опре-деленные средства (изобразительные и композиционные) для создания художе-ственного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennoekonstruirovanie.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное конструирование

Выделяются два типа конструирова ния: техническое и художественное. В художественном конструировании дети не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают свое отношение к ним, используя опре деленные средства (изобразительные и композиционные) для создания художе ственного образа.

К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Возможно художественное конструирование и из деталей конструктора, которые позволяют развивать не только познавательные, но и художественные способности детей.

Конструкторы - это наборы различных по форме, размеру, цвету, материалу элементов (объемных или плоскостных), которые, как правило, имеют четкую геометрическую форму (куб - квадрат, призма - треугольник, брусок - че тырехугольник и др.) и скрепляются с помощью штифтов, крючков, винтов, ворсистой поверхности и др.

Конструктор несложно сделать самим, например вырезать из хлопчатобу мажной ткани детали разных цветов. Главные условия - универсальность эле ментов конструктора и легкий способ крепления деталей. Детали такого кон структора (разнообразные по цвету, форме, величине геометрические фигуры - сенсорные эталоны) должны позволять детям строить предметные, сюжетные, декоративные или пейзажные композиции любого содержания, передавать структурные, функциональные признаки конструируемого объекта и выражать свое отношение к изображаемому моменту.

Художественное конструирование из плоских элементов универсального конструктора происходит на стендах, обтянутых светлой тканью разных тонов. Геометрические фигуры представляют собой готовое изобразительное средство. Их изобразительные возможности заданы формой, цветом, величиной деталей, которые могут стать средством изображения как целого предмета, так и его части, при этом адекватность передачи образа не утрачивается. При конструировании из этих деталей используются такие приемы, как наложение и их пространственное объединение на разноцветных фонах. Соединение деталей с поверхностью фонового стенда обеспечивается его ворсистой текстурой. Этот достаточно простой способ соединения деталей между собой и с фоновой поверхностью дает возможность быстро собирать и разбирать конструкцию, исправлять неудачное решение и опробовать другие его варианты. Для каждого возраста необходим определенный комплект фоновых стендов и деталей. Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразнее по цвету и величине геометрические фигуры и их сегменты, которые входят в комплект конструктора.

Специфические возможности такого конструкторского материала отличаются от возможностей других конструкторов прежде всего тем, что он позволяет детям организовать свою деятельность или по художественному, или по техническому типу конструирования, причем выбор зависит от цели, которую ставит перед собой ребенок либо взрослый перед ним.

В конструировании по художественному типу дети сначала овладевают дей ствиями построения конкретного изображения, передающего структуру еди ничного объекта, затем обобщенного, схематически отображающего опреде ленный класс предметов. Постепенно дети переходят к более точному и полному (по форме и составу элементов) конструированию характерных, выразительных изображений, согласуя свои действия со смыслом изображаемого эпизода. Выра зительность образа достигается единством изобразительных и композицион ных средств: универсальных для всех видов искусства, типичных для данного вида деятельности и характерных для конкретной работы и его автора.

Смысловой контекст детской конст руктивной деятельности придают сюжеты знакомых им сказок. Это делает дея тельность эмоциональной и значимой для ребенка. Сказки позволяют лучше понять и передать смысл конкретного образа, опираясь на опыт конструирования обобщенного графического изображения. Дети постепенно преобразуют обобщенный образ в выразительный, наделяя его ха рактерными признаками.

Процесс обучения детей художественному конструированию строится с учетом особенностей развития конструктивной деятельности и включает в себя три основных направления.

1. Развитие познавательных и творческих способностей детей.

2.  Развитие художественных способностей.

3.  Развитие собственно конструктивных способностей, совершенствование технических умений и навыков работы с деталями конструктора.

Вводить ребенка в мир художественного конструирования можно с 2—3 лет. Это предполагает одновременное развитие познавательных, творческих, ху дожественных и технических способностей с помощью сенсорных модельных и символических средств. Логику конструктивной деятельности ребенок «открывает» вместе с взрослым на занятиях в подгруппе сверстников (раз в не делю) в процессе экспериментирования, моделирования и художественного конструирования.

Три направления в обучении детей младшего дошкольного возраста худо жественному конструированию конкретизируются следующими задачами.

1.   Развитие  познавательных  и творческих способностей предполагает формирование действий экспериментирования с элементами конструктора; «опредмечивания» заданного признака реального объекта; выбора заместителей по заданному признаку (форма, величина, цвет) - замещения геометрическими фигурами различных объектов или их частей - в процессе практического конструирования; достраивания и преобразования сюжетных и пейзажных композиций путем включения в них новых объектов.

2. Развитие художественных спо собностей включает формирование у детей умений адекватно использовать изобразительный «язык» в конструктивной деятельности; владеть изобразительными (точка, линия, цвет, свет, форма, фон и др.) и композиционными (симметрия, асимметрия и др.) средствами для построения изображения объекта и передачи собственного отношения к действительности.

3. Развитие собственно конструктивных способностей, технических умений, навыков работы с деталями конструктора предполагает обучение детей построению схематических, динамичных и характерных образов и разнообразных композиций; преобра зованию и видоизменению конструк ции (в высоту и длину путем надстраивания и изменения размера конструкторского материала); точному соединению элементов конструктора (при построении изображения), их размещению в пространстве (в горизонтальной и

вертикальной плоскостях, чередуя разные фигуры и их положения) и активному заполнению всей рабочей поверхности стенда.

Конструктивная деятельность младших дошкольников проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению.

На начальном этапе обучения (первые два-три занятия) малыши самостоятельно и так, как они того хотят, знакомятся с элементами конструктора, которые сгруппированы по цвету, форме, величине на полках под стендами. (Кстати, мы рекомендуем открытый способ хранения всех деталей конструктора.)

Детям неизвестно назначение данных геометрических фигур, и на первых занятиях у них может не возникнуть намерения изобразить что-то конкретное. Их движения, как правило, напоминают игру с элементами конструктора: дети берут их в руки, перекладывают с места на место и хаотично располагают на полу, столе. При этом они не воспринимают фоновые стенды как «рабочие» поверх ности для конструирования «картинок». В процессе практических действий дети могут внезапно заметить и назвать сходство контуров случайно получившейся фигуры с каким-то знакомым предметом или животным. Это означает, что дети непреднамеренно сконструировали первое зрительно воспринимаемое изо бражение объекта. Однако процесс узнавания происходит не у всех одновремен но. Некоторых из них длительное время интересует только сам процесс манипу лирования с элементами конструктора.

На первых занятиях не следует давать детям прямых указаний. С помощью вопросов, коротких стихов, восклицаний воспитатель лишь поощряет и подбад ривает детей, организует их деятельность, но активно на ход и характер детского экспериментирования с фигурами и фоновыми полями не влияет. На этом этапе обучения нецелесообразно совместно обследовать материал, предлагать образцы, аппликации, картинки. Воспитатель ограничивается тем, что помогает ребенку самостоятельно обобщить чувственный опыт, открыть для себя способ действия с конструкторским материалом (выкладывать и соединять между собой фигурки, чтобы получилась «картинка»).

Такое самостоятельное экспериментирование с элементами конструктора играет важную роль в становлении конструктивной деятельности: формируются ориентировка в сенсорных эталонах цвета, формы, величины, а также спо собность соотносить их с реальными предметами.

Однако не все дети способны самостоятельно определить функциональное назначение элементов конструктора, овладеть способами экспериментирования с его элементами. Дети не понимают, как надо действовать, и не знают, каких результатов ждет взрослый. Они наблюдают за действиями сверстников, но не принимают правил действия, так как задание дается в неопределенной форме («Позанимайтесь по своему желанию, как хотите»), и не классифицируют ситуацию по правилу и способу исполнения действия. Дети способны понять функциональное назначение деталей конструктора и проявить интерес к конструированию только в процессе совместной деятельности с воспитателем или другими детьми подгруппы.

Последующие занятия целесообразно проводить в форме совместной практической деятельности с элементами конструктора. При этом переход к самостоятельной конструктивной деятельности

происходит постепенно - за счет увеличения участия ребенка в построении изображения. Цель обучения - развитие познавательных и художественных способностей через овладение действиями с сенсорными эталонами (идентификация, соотнесение с эталоном, практическое моделирование, сериация объектов по одному из признаков, классификация и символизация) в процессе создания разных композиций, объединенных понятным ребенку смыслом.

Тематика занятий разнообразна. Вначале для конструирования подбираются предметы, объекты и явления действительности, изображения которых отличаются простой формой и небольшим количеством частей. Дети конструируют на темы: «Яблоки на яблонях», «Желтые листья на деревьях», «Бабочки летают в саду», «Листопад», «Поздняя осень», «Снегопад», «Бусы на елке» и т.п. Изображения они создают на фоновых стендах, выполненных взрос лым заранее. Стенды условно передают место, время события (например, осенний сад, зимний лес), что предполагает «насыщение» их разнообразными элементами: дети дополняют фоновое изображение, «вписывая» в него определенный объект, изображение которого может быть передано одним или несколькими одинаковыми или разными элементами конструктора. Например, яблоки дети изображают кружочками красного, желтого или зеленого цвета, помещая их на кроны деревьев, изображения которых сконструировал взрослый как фоновую композицию «Яблоневый сад».

Понятные и интересные темы для конструирования и нетрудоемкий процесс дополнения фонового изображе ния позволяют каждому ребенку про явить активность. Он видит «картинку» (фоновое изображение), рассматривает ее и узнает на ней знакомые ему предметы и объекты действительности. Это вызывает у него массу положительных эмоций и желание действовать. Дети, как правило, на подобных занятиях очень активны, и им поначалу трудно подчиняться правилам и действовать «культурно» с элементами конструктора как с конструкторским материалом, преодолевая натуральные (естественные) формы поведения.

Уникальный вклад каждого ребенка при коллективном достраивании фоновых композиций заключается в осуществлении и освоении одного действия с сенсорными эталонами действия идентификации. Это приводит к многократному преобразованию заданной пейзажной композиции. Например, на занятии «Поздняя осень» первый вариант «Светит солнце, на небе нет облаков» превращается в композицию «Небо покрылось темными тучами, идет сильный дождь», затем в другие варианты: «Подул ветер, выглянуло солнышко, кончился дождик», или «Появились лужи на земле», «Вышли дети погулять, на асфальте по явились мокрые следы» и др.

Занятие: »Поздняя осень»

Программное содержание. Учить многократно преобразовывать и дост раивать пейзажную композицию, вы полненную воспитателем, — создавать разные варианты ее изображения, включающие одни и те же компоненты. Раз вивать воображение, учить действиям «опредмечивания» нескольких признаков явлений природы (капли дождя, облака и др.), замещения. Учить идентифи цировать сенсорные эталоны (по цвету) с явлениями неживой природы и «вы кладывать» их на фоновой поверхности стенда. Учить ориентироваться во внеш них обстоятельствах нормативной ситуации занятия - в смысловом контексте заданной композиции, работать совместно с воспитателем и сверстниками подгруппы, действовать по правилу - выполнять действие превращения и действие, передающее отношения противоположности (анализ объекта или явления, определение его противоположности по цвету, величине или положению в пространстве).

Материал. Пейзажная композиция «Поздняя осень» включает изображение трех-четырех деревьев с минимальным количеством листвы на их кроне (желтые, коричневые и зеленые кружочки); кружки голубого цвета (диаметр - 2 см), овалы серого цвета (2x4 см) по 10-12 штук на каждого ребенка.

Ход занятия

1.  Воспитатель привлекает внимание детей к пейзажной картинке. Они рас сматривают ее, узнают деревья в саду, солнце на небе.

2. С помощью короткого рассказа вводит детей в конкретную ситуацию: «Поздняя осень. Редко светит солнце. В саду на деревьях осталось мало листочков. Почти все листочки опали. Их сдул сильный ветер».

3. Затем задает новый контекст и «организует» совместную деятельность детей по преобразованию пейзажной композиции: «Подул ветер и сдул последние листочки. По небу побежали серые, темные тучи. Они закрыли солнышко и все небо». Свои слова воспитатель сопровождает действиями: убирает листочки-кружочки с кроны деревьев, выкладывает «на небе облака» (серые овалы) и предлагает детям делать так же. После завершения данного преобразования кар тинки обращает внимание детей на то, что раньше не было туч, а теперь они по явились, и еще опали последние листья на деревьях.

4.  Воспитатель предлагает детям посмотреть на преобразованную пейзаж ную композицию: «Серые облака закрыли солнце и все небо, в саду стало темно, пошел дождь. Смотрите, как из туч капают капли дождя». Выкладывает голубые кружочки - «капли», дети присоединяются к конструированию изображения дождя. Затем все любуются новой картинкой.

5. Воспитатель говорит: «Дождь закончился. Ветер разогнал облака. На небе посветлело. Опять выглянуло солнышко. На земле появились лужи». Свои слова сопровождает действиями и побуждает детей делать то же. Он «выкладывает лу жи» - серые овалы на «земле». Дети, выполнив задание, любуются солнечным осенним деньком.

6.  Воспитатель предлагает очередное преобразование пейзажной компози ции: «Осенью часто идут дожди. Вот и сейчас опять набежали тучи (они «полу чаются» из «луж» — серых овалов). Они затянули все небо. Небо стало серым, не видно ни самого солнышка, ни его лучика. Пошел дождь».

7. Воспитатель подводит итог: «Осенью погода часто меняется. Она очень переменчива. То идет дождь, то светит солнце».

На следующем этапе обучения детей знакомят со строением предметов, состоящих из нескольких взаимосвязанных частей, и учат конструировать изображения животных, людей, деревьев, транспортных средств, зданий в процессе совместного конструирования (взрослые и дети) при достраивании фоновых композиций («Лес», «Сад», «Улица города»), которые воспитатель также готовит заранее.

Работа по каждой теме продолжается в течение всего учебного года. Она строится в зависимости от программных задач и сезонных изменений в природе. Темы конкретизируются следующим образом: «Подарки осени», «Поезд», «Осенью в лесу», «Зимой в лесу», «Зайцы на зимней поляне», «Новогодний хоровод в лесу», «Улица города», «Праздник в городе», «На улице много деревьев», «На улице много машин», «Дети гуляют» и др. На этих занятиях дети конструируют предметные изображения (деревья, животные, транспортные средства, дома и др.), органично «вписывая» их в фоновую композицию, дополняя ее новыми объектами.

Занятия состоят из нескольких частей. Каждую часть воспитатель называет. После завершения части занятия воспитатель уточняет: сейчас переходим к другой работе (например, закончили рассматривать картину - будем рассматривать игрушку). Заранее предупреждает о завершении работы. Рассмотрение игрушки или образца постройки организуется по определенной схеме: объект в целом, его основные части и форма каждой из них, детали, объект в целом. Воспитатель объясняет и показывает, что и как надо делать для конст руирования конкретного объекта, помогает детям свободно встать вдоль фо нового стенда и предлагает самостоятельно конструировать.

Процесс самостоятельной работы детей проходит под руководством воспи тателя. Он подбадривает их, привлекает внимание к удачным конструктивным решениям, помогает при затруднении (еще раз показывает игрушку или сам повторно конструирует требуемое изображение и предлагает ребенку повторить, но не точно копируя, а сконструировать, например, маленького зайчика или его старшего брата).

Каждый ребенок конструирует на фоновой композиции одно или два новых изображения объектов с учетом заданного воспитателем фона. Так формируются обобщенный способ конструирования схематических изображений (животные, люди, транспортные средства и др.) и умение «встраивать» их в определенные смысловые контексты. При этом меняется первоначальное композиционное ре шение, получается другая композиция.

Каждая фоновая композиция используется детьми на нескольких занятиях для своеобразного экспериментирования - для преобразования самой композиции и характерных особенностей разных объектов.

 Детям предлагается добавить что-то в готовую композицию, переместить или убрать изображение объекта. В каждом конкретном случае содержание композиции понятно детям, и они знают, как надо действовать.

Для проведения повторных занятий на фоновом изображении необходимо «освободить» место для конструирования новых изображений. С этой целью воспитатель заранее делает композиционную перепланировку. Поэтому на каждом следующем занятии фоновое изображение и знакомо, и незнакомо детям, которые узнают свои конструкции и видят, что они расположены на другом фоне. Так они упражняются в умении анализировать новые условия конструктивной задачи и на этой осно ве строить свою деятельность. Их деятельность не стесняют, не ограничивают - их ориентируют на уточнение смысла. Например, работая на фоновом изображении леса, дети каждый раз вносят в него определенные преобразования, связанные с сезонными изменениями в живой и неживой природе. Сначала «меняют зеленый цвет листвы на осенний» - меняют зеленые кружки на желтые и красные; затем совсем «убирают листву» с деревьев на зимнем пейзаже. Выстраивая весенний пейзаж, вновь «конструируют» зеленую крону деревьев. Подобные преобразования проводятся и с другими объектами и их место положением на фоновой поверхности. На нескольких занятиях дети работают с зимним пейзажем: выкладывают изображение снежных сугробов, конструируют снеговиков, вписывают в общую композицию зайцев, медведей. Далее характерные элементы зимнего пейзажа меняют на элементы весеннего, а потом и летнего пейзажа. Аналогично проходит работа и на других фоновых композициях.

 Предлагаемые  занятия включают уточнение смысла, самостоятельное преобразование фоновой композиции детьми (под руководством взрослого) в соответствии с предполагаемой темой конструирования, конструирование объектов на фоне.

В процессе экспериментирования и преобразования фонового изображения у детей развивается общий способ художественной деятельности - способ ком позиционного решения изобразительной задачи. Усвоение этого способа предполагает развитие изобразительной активности и способности к символиза ции. Фоновое изображение и задания воспитателя воспринимаются детьми как сигнал к осмысленной конструктивной деятельности. Они начинают действовать по правилам, с которыми их познакомил воспитатель. Для всех детей группы ситуация является одинаковой и простой, что предоставляет возможность каждому действовать активно. Сначала ребенок действует естественно (как взбредет в голову), постепенно он начинает понимать логику, правила, присваи вает норму действия. Дети начинают обращаться с деталями конструктора и за данным изображением (фоном) культурно, т.е. используют детали как строитель ный материал, а фон - как объект для достраивания и преобразования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное конструирование и формы его организации в рамках освоения образовательной области Художественное творчество

Опыт работы дошкольного учреждения по развитию творческих способностей дошкольников средствами художественного конструирования...

Конструирование оригами из бумаги с элементами художественного конструирования для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия  «Наши любимые питомцы»Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.Познавател...

НОД по художественному конструированию (техника оригами) в старшей группе. Образовательная область: художественное творчество.

НОД по художественному конструированию(техника оригами) в старшей группе.Образовательная область: художественное творчество. Тема: «Как Гном чинил свой дом». Задачи: -...

НОД по художественному конструированию (техника оригами) в старшей группе. Образовательная область: художественное творчество.

НОД по художественному конструированию(техника оригами) в старшей группе.Образовательная область: художественное творчество. Тема: «Как Гном чинил свой дом». Задачи: -...

НОД по художественному конструированию (техника оригами) в старшей группе. Образовательная область: художественное творчество.

НОД по художественному конструированию(техника оригами) в старшей группе.Образовательная область: художественное творчество. Тема: «Как Гном чинил свой дом». Задачи: -...

Консультация на тему: «Художественное конструирование как часть художественно-эстетического развития детей в условиях ДОУ. Знакомство с мягким конструктором».

В своей консультации я знакомлю коллег с работой Г.Урадовских ,с разработанным ею мягким конструктором, и использованием его в своей работе....