Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Данный конспект разработан в целях обучения детей выполнять поделку « пингвина» в технике- оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neneckaya_panica.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon konstruirovanie_iz_bumagi_pingvin.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 « Детский сад  №62 Кораблик» г. Нарьян-Мара»

166000 Г. Нарьян- Мар, ул. Ленина д.23.

Окружной конкурс разработок уроков/ внеклассных мероприятий

 на тему « Мой Ненецкий округ - многонациональный регион».

Номинация: « Диалог культур народов, проживающих на территории НАО».

Тема: « Ненецкая паница».

Участник: воспитатель МДОУ

«Детский сад № 62»

Новосёлова Светлана Ефимовна

2011г.

Пояснительная записка.

        Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства толерантности у ребенка,  невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному воспитанию является формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу,  стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Цели:

  1. Приобщать детей к материальной и духовной культуре коренных народов, населяющих территорию Ненецкого автономного округа, к их традициям, обычаям, нравственно- эстетическим ценностям.
  2. Формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов.
  3. Воспитывать чувство уважения и понимания труда ненцев, любовь к родному краю.

       Для реализации поставленных  целей нам необходимо решать следующие задачи. 

  1. Закреплять умение вырезывать, используя разнообразные приемы:  по прямой, по изогнутой линии, из бумаги, сложенной в двое.  
  2. Развивать композиционные умения в выполнении узора,  зрительно- двигательную координацию.
  3. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям.

         Данное занятие можно использовать с детьми подготовительной группы, адресовать воспитателям, специалистам дошкольного воспитания. А также родителям для организации работы с детьми дома.

Оборудование:  цветной картон,  цветная бумага, ножницы, салфетка, карандаш, клей, шаблоны, готовые элементы орнамента, образец готовой работы, фотографии ненецких паниц.

ТСО: проектор, экран.

1

Ход занятия: 1. Организационный момент.

Педагог: - Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем?  (Ответы детей).

Педагог:- Правильно, а как называется главный город нашей Родины? (Ответы детей).

Педагог: - А как называется округ,  в котором мы с вами живем? (Ответы детей).

Педагог: - Молодцы, ребята. А столицей  нашего округа является? (Ответы детей)

Педагог: - Правильно, ребята. Округ наш небольшой, но в нашем округе проживают люди разных национальностей. Это и русские, коми, ненцы, украинцы, белорусы, татары и многие другие. И все мы живем между собой дружно. А кто является коренными жителями Ненецкого автономного округа? ( Ответы детей)

Педагог: - А что вы знаете о ненцах? (Ответы детей).

Педагог: - Правильно, ребята. А чтобы оленей в тундре пасти,  во что  должны быть одеты оленеводы?   (Ответы  детей)                                               

Педагог: - Да, ребята, чтобы оленеводу было тепло,  ненецкие мастерицы эту одежду шьют из шкуры оленя. И сейчас я хочу прочитать вам стихотворение, которое написала ненецкая поэтесса Лукерия Валей. Называется оно                         « Новая паница».

Мастерили мне паницу

Не денёк, а три недели

И теперь те мастерицы

В тот наряд меня одели…

Все кручусь я,  не тая

Свою радость от обновки.

« Именитая семья»-

Скажут люди по походке.

Я так рада, посмотри,

2

Ряд орнаментов прекрасных,

Словно в печке, изнутри,

Постарались не напрасно…

На панице тундра вся

Пораскинула просторы

В удивленье вся семья,

Ведь на ней речушки, горы.

По подолу темный лес

Как положено в одежде

Посветлее будет вверх

Говорящий о надежде..!

Педагог: - О чем это стихотворение? (Ответы  детей).

Педагог: - Паница – это женская зимняя одежда. Посмотрите, какие красивые паницы бывают. ( Просмотр фото « Ненецкие паницы»).

2. Постановка цели.

Педагог: - И мы сегодня с вами ребята тоже будем мастерами. Мы приготовим паницу, только не из оленьей шкуры, а цветного картона. (Показ образца, слайд № 1).

Физкультминутка.

Анализ образца: - Обратите внимание на то, что  основа - паницы из целого картона,  украшать будем симметричными деталями. И поэтому как мы будем складывать бумагу? Как называется орнамент на панице? ( Ответы детей.) На столах у вас приготовлен: цветной картон, белая, цветная бумага, салфетка, шаблоны, клей.

3. Последовательность выполнения работы: подготовительный этап.

  1. Внимание на экран. Необходимо взять   картон коричневого цвета  и шаблон № 1- паницы. Наложить  шаблон на белую сторону картона и обвести  его по контуру. Затем вырезать заготовку. (Слайд №2).
  2. Взять  белый лист бумаги, сложить его пополам, четко проработать  линию сгиба  и наложить на него шаблон № 2, обвести по контуру - это передние

полочки паницы. Вырезать  эту заготовку по контуру, а затем разрезать  по линии сгиба  и у вас получится 2 заготовки. ( Слайд №3, №4).

  1. Затем взять  белую полоску, сложенную вдвое, наложить  шаблон № 3 – это орнамент. Обвести  его по контуру и вырезать  заготовку. Затем разрезать  по линии сгиба. ( Слайд № 5, №6).
  2. Затем необходимо взять  белый лист, на котором начерчены линии и по этим  линиям, разрезать  ножницами. Белые полоски будут имитировать белый мех. Также на цветной бумаге,  начерчены линии, их нужно разрезать. Эти полоски нам необходимы для украшения паницы. ( Слайд № 7, №8).
  3. На салфетку,  сложенную  вдвое, наложить  шаблон № 4. Обвести и  вырезать  по контуру – это «воротник» паницы. Затем вдоль внешнего края заготовки сделайте небольшие надрезы. ( Слайд №9).

Сборка деталей.

  1. Деталь из белой бумаги приклеиваем на основу (паницу) с одной и другой стороны. ( Слайд № 10, № 11)
  2. Орнамент приклеить  вдоль прямой линии  с одной  и  с другой стороны.     ( Слайд № 12)
  3. Приклеить орнамент по нижней прямой линии с одной и с другой стороны. ( Слайд № 13)
  4. Приклеить по центру длинную белую полоску. Приклеить по нижней линии орнамента  короткую белую полоску.  ( Слайд № 14)
  5. Приклеить орнамент и белую полоску  на рукав. ( Слайд № 15).
  6. На рукава приклеить красную, желтую и синюю  полоску. ( Слайд № 16).
  7. Затем красную, желтую, синюю полоски склеить между собой и  приклеить в верхней части паницы. ( Слайд № 17).
  8. « Воротник» наклеиваем на паницу. ( Слайд № 18)
  9. Паница готова.

Педагог вместе с детьми проговаривает правила техники  безопасности в работе с ножницами.

4. Практическая работа.

Дети выполняют работу последовательно, опираясь на презентацию.

5. Анализ и оценка работы.

Педагог: - Вам нравятся ваши работы? А работы ваших друзей?

6. Итог занятия.

Педагог: - Как называется одежда, которую мы смастерили?  Каким орнаментом мы украсили паницу? Что для вас было трудней всего?

4

Литература:

  1.  Валей, Л.   На ладонях тундровых просторов.  Нарьян-Мар, 2007
  2. Детский журнал « Пунушка» г. Нарьян-Мар, 2010 (14)



Предварительный просмотр:

День открытых дверей.

Конспект занятия в подготовительной группе  по конструированию.

Тема « Пингвины» (техника оригами).

Цель: научить детей выполнять поделку « пингвина» в технике- оригами.

Программное содержание:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о материках, айсбергах.

2. Уточнить и закрепить знания детей о пингвинах.

3. Развивать речь, мышление, любознательность, мелкую моторику.

4. Учить детей работать по схеме.

4. Активизировать словарь детей словами по лексической теме «Животные и птицы холодных континентов»: модель,  глобус,  материки, айсберг, пингвины, тюлени, моржи.

5. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.                            6. Воспитывать аккуратность при работе.

Материал: цветная  и белая бумага, ножницы, клей, карандаш.

Ход занятия:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Загадка:

На ноге стоит одной.
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус )

- А что такое глобус?

                                               (Глобус - это  модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. ( Показать на глобусе).

- На этой неделе мы с вами ребята говорим о животных и птицах  холодных материков. Какие холодные материки вы знаете? ( Ответы детей) – Холодный  материк    на северном полюсе – это Арктика, и  на южном полюсе – это Антарктида. Хоть он и называется южный полюс, но  Антарктида- это самое холодное место на земле, здесь никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. Посмотрите на картинку (показ картинки - айсберг). Кто знает, что это такое? (Ответы детей).

- Это айсберг - плавающие ледяные горы. Давайте все вместе повторим слово «айсберг». Они очень красивы в солнечную погоду, и кажутся разноцветными. Откуда же они появились? (Ответы детей)

- Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы, целые горы. Этим айсберги очень опасны для кораблей, так как нижней части айсберга не видно, а она намного больше видимой части. Теперь посмотрите на глобус. Текут ли в Антарктиде реки? Растут ли леса? Живут ли животные  и птицы? ( Ответы детей)

II часть. Показ способов действий.

- А еще ребята в Антарктиде живут пингвины. (Показ картинки). Пингвины – это морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают. Лапы их похожи на ласты, они мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.

Сюрпризный момент. (Внести на «льдине» готовый образец пингвина)

- Ой, ребята, посмотрите, к нам на льдине приплыл пингвин, но он один и ему очень грустно и одиноко. А давайте мы для него сделаем друзей, чтобы они все вместе могли плавать на льдинах. А как их сделать я вам сейчас покажу.

Показ воспитателя изготовления поделки с опорой на схему.(Схема)

Физминутка.  

III часть. Совместная  работа детей и воспитателя с опорой на схему. (Помощь воспитателя, советы).  

IV часть. Итог. Поставить готовые поделки на «льдину».

- Ребята, посмотрите, а мне кажется, наш пингвин сразу повеселел. А почему как вы думаете? (Ответы детей.). Как много сразу у него появилось друзей  и теперь они дружно отправятся все в путешествие к Антарктиде.

- Ребята, у вас получились очень красивые пингвины. Вы все постарались. Спасибо за внимание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе Конструирование из бумаги «Цветы для мамочки»

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе с пошаговыми инструкциями."Цветы для мамочки"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по конструированию из бумаги Тема занятия: Дед Мороз

Конспект занятия в подготовительной к школе группе   по конструированию из бумаги...

Конспект занятия в старшей группепо ИЗО деятельности "Дикие животные"

Конспект занятия в старшей группе  по ИЗО деятельности "Дикие животные"...

Конспект занятия в подготовительной группепо ОБЖ «Огонь-друг, огонь-враг»

Конспект занятия в подготовительной группепо ОБЖ «Огонь-друг, огонь-враг»...

Конспект занятия в подготовительной по конструированию «Здания!»

Конспект занятия в подготовительной по конструированию «Здания!»...