Ручной труд как вид деятельности дошкольника. Самоанализ.
классный час по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Ручной труд как вид деятельности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud_kak_vid_deyatelnosti_doshkolnika_samoaniliz.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
Тема: Ручной труд, как вид деятельности дошкольников
Воспитателя 2 категории
МДОУ №2 «Берёзка»
Московкиной
Татьяны Владимировны
г. Обь 2009
Цель: Формирование различных умений и навыков, необходимых дошкольникам в повседневной жизни через ручной труд.
Задачи:
- Совершенствование навыков ручного труда в работе с тканью.
- Воспитывать бережно отношение к результатам труда.
- Учить аккуратно, использовать необходимое оборудование, содержать рабочее место в порядке.
- Воспитывать старательность, трудолюбие, целеустремлённость.
- Уточнить представление о свойствах материи.
В группе 23 ребёнка, 11 мальчиков 12 девочек.
В начале года сразу все включились в учебный процесс.
У детей нашей группы уже были сформированы первоначальные навыки по ручному труду. В группе занятия проводятся поочерёдно с конструированием 1 раз в неделю. Уже овладев достаточно широким кругом знаний, навыков и умений в создании разнообразных поделок, дети способны изготавливать более сложные работы, для которых необходимы различные инструменты. Просмотрев программу образовательно - воспитательной работы в детском саду, и учитывая свои знания о тканях, решила продолжать совершенствовать навыки ручного труда детей в работе с тканью. Для этого в группу были приобретены необходимые инструменты:
фигурные и простые ножницы, детская швейная машинка, гладильная доска, изготовлены лекало для пошива кукольной одежды, наборы пуговиц, ленточек и т.д. Родители оказали помощь в подборе разных видов материала: льна, хлопка, шёлка, шерсти, искусственных волокон. Это дало возможность не только рассказать о них, но и предоставить возможность детям разглядывать их и брать в руки. Позволило детям освоить параллельно такие понятия, как «жёсткий», «гладкий», «пушистый», «колючий», «плотный», «лёгкий», «прозрачный», «тёплый», «холодный» и т.д. Для того чтобы дети в общих чертах знали о происхождении тканей, родителями Димы Г. Был изготовлен простейший ткацкий станок (сделанный в виде деревянной рамы небольшого размера) Я подготовила занятие в форме путешествие «Бабушкин сундук». На котором во время путешествия мы проезжали мимо полей с хлопком отар овец текстильных фабрик и т.д. В гостях у бабушки,
в сундуке мы нашли и рассмотрели кусочек льняного полотна, имеющего простое крупное переплетение, и опытным путём выяснили способ изготовления ткани. Дети выткали разноцветный коврик из толстых ниток. При этом мы вспомнили пословицы о труде и дружбе закрепили значение этих пословиц. В основном работа проводилась с подгруппами 8-10 детей.
Во время занятия особое внимание уделяла безопасности труда. За столиками сидело по 4 человека, таким способом обеспечивала им необходимую свободу движения. Иглы родители покупали достаточно толстые. Дети запомнили, что длина нитки не должна превышать длины руки. После окончания занятий всегда внимательно пересчитывали иглы и втыкали их в специальные игольницы, так дети приучались к порядку и дисциплине, если после работы оставались кусочки ткани дети старательно собирали их и укладывали в специально отведенное место. По возможности во время наведения порядка, предлагала высказать своё мнение о возможностях использования оставшегося материала. Для того, чтобы дети получили, как можно больше информации о тканях, была проведена большая работа по оформлению группы. Для создания предметно-развивающей среды изготовила панно из ткани, для уголка природы изготовила дидактическую куклу и набор одежды по сезонам, в приёмной изготовила композицию в японском стиле «бонсай» (ветка листьев клёна), создала яркую игровую среду «Кафе бабочка», где стол бабочка обклеила тюлем из специально подобранных лоскутов сшила заменители предметов в игровые уголки: торты (отрезанными кусками), пирожные, буханки хлеба. Таким образом, дети могли видеть, что материал используется не только для пошива одежды и постельного белья, но из него можно изготовить много необычного и интересного это послужило мотивацией к работе с тканью.
Работу по изготовлению поделок из ткани с детьми седьмого года жизни делят на два этапа: менее и более сложные. На 1 этапе я предлагала детям более простые манипуляции с тканями. Для украшения группы к новому году, мы с детьми изготовили необычную ёлку «Ладошку». Детям предлагались ткани разные по структуре: шёлк, шерсть, мебельный флок.
Нужно было путём проб вырезывания из них полосок, определить какая из них не высыпается и легко режется. Используя такой приём эксперимента, дети самостоятельно узнавали о свойствах некоторых тканей. После выбора ткани, они обводили свои ладошки и, вырезав их, закрепляли на специально изготовленной родителями пирамиде. Такая форма занятия способствовала укреплению чувства коллективизма, взаимопомощи.
Трудно было вырезывать Стасу. К, Егору. П., Саше. Щ., Тане. М. В течение года с ними проводила индивидуальную работу на развитие глазомера (игры: кто первый, палочки в ряд, выложи предмет), Ребята помогали друг другу. В результате у нас получилась необыкновенная ёлка, которая украсила нашу группу к празднику. Родители, рассматривая елку, пытались угадать «ладошки» своих детей. Такое занятие доставило радость всем, укрепила связь родители – дети – воспитатель. На занятиях по шитью закрепила умения вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, стежок «вперёд - иголку» - такие занятия развивают мелкую моторику рук, глазомер, ловкость, усидчивость детей. Организуя работу по изготовлению мягких игрушек учитывала уровень знаний и практических умений детей, сформированных на таких занятиях как конструирование, ИЗО, аппликация, формирование элементарных математических представлений. Очень важно использовать при этом художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, художественное слово воздействует на ум и чувство ребёнка, обогащая их и развивает художественный вкус, способствует развитию эмоциональной сферы. При подготовке к занятию «золотая рыбка» вспомнили сказку, загадки, рассмотрели иллюстрации, фотографии, аквариум с разными рыбами. Дети в процессе шитья чувствуют себя взрослыми, и сознание, что он работает, как взрослый, приносит ему радость, поддерживает интерес к труду. Результатом работы была выставка «3 желания» На которой загаданные желания записывала на листочках и прикалывала к рыбке, рыбка с желаниями забиралась домой, такой приём помогал родителям лучше узнать своих детей. Ручной труд в работе с тканью предусматривает не только шитьё, но и аппликацию. Занятия «магазин цветов» проводилась в два этапа. На первом этапе дети на бумажное основание наклеили вазы. На втором этапе из ткани вырезывали цветы и компоновали их в букеты, создавая неповторимые композиции. В процессе труда помогала каждому добиваться желаемого результата при необходимости напоминала о правилах поведения во время труда, и правилах пользования инструментами. Готовые поделки оценивали по нескольким параметрам: по качеству, по отношению к работе, к товарищам, к результатам своего труда и труда сверстника. В результате была организована ярмарка – выставка для мам к 8 - му марта.
В подготовительной к школе группе дети учатся работать самостоятельно, контролировать свою деятельность. Они могут планировать свою работу по условию закрепляя эти навыки, были проведены занятия, цель которых закрепить умения пользоваться образцом – моделью, строить план – схему последовательности действий и руководствоваться ими в процессе создания общего панно, совершенствовать практические навыки работы с разными видами ткани. На занятии композиция «Грибная поляна» дети самостоятельно распределяли обязанности в подгруппе. Занятие показало, что дети могут соотносить часть и целое, понимают цвет, такая работа способствует приобретению умений действовать коллективно, воспитывает аккуратность и уважение друг к другу. Для меня важно было создать такую обстановку в группе, чтобы во время коллективного труда ребята помогали друг другу, стремились к тому чтобы у всех получилось красиво. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали, что конечный результат зависит от работы каждого. Для расширения знаний детей о тканях, в группу была внесена сюжетно - ролевая игра «Ателье», которая способствовала закреплению детьми полученных навыков и умений. До её открытия были проведены игры – занятия: «Кто штанишки шьёт?», «Кто такая мода?», «Машины бывают разные» - на этом занятие дети обучались шитью на детской швейной машинке. У детей появился большой интерес к это игре, они узнали о новых профессиях: швея, утюжильщица, модельер, закройщик – с удовольствием обмеряли кукол, рисовали модели платьев.
Дети поняли, что изготовление одежды долгий кропотливый труд и к ней нужно относиться бережно. На протяжении года проводились игры: «Назови часть одежды?», «Мы модели», «Назови, что изменилось?», «Угадай по описанию!», «Кому, что нужно» и т.д. Рассматривали альбомы о труде взрослых, модные журналы. На протяжение всего года родители принимали непосредственное участие в жизни группы. В родительском уголке работала постоянная выставка детских работ. Родителям была дана консультация «Сделайте дома с детьми» - здесь давались краткие рекомендации по выполнению различных поделок, даны советы, как запостись необходимыми материалами для труда. Проведена «ярмарка выставка» к 8 марта, подготовлена папка – передвижка «Что можно сделать из ткани», консультация «Что такое сенсомоторика», осенняя выставка «Природа и фантазия» - совместные работы родителей и детей. У ребёнка, который видит как трудятся его родители, возникает естественное желание тоже сделать , что-то полезное для других, Доставить людям радость своим трудом. Проведение выставок усиливает интерес родителей к трудовому воспитанию ребёнка в детском саду.
В результате проделанной работы дети научились самостоятельно подбирать материал, инструмент для работы и выполнять поделки. Знают правила работы с инструментами и освоили технику безопасности работы с ними. Дети усвоили знания о качестве и свойстве материалов у них сформировались практические умения по работе с тканью, навыки межличностного общения (взаимовыручка, уважение к друг другу, чувство коллективизма) Дети научились содержать рабочее место в порядке, работу выполнять в чёткой последовательности. Работа с тканью оказала огромное влияние на развитие творческого воображения, фантазии, развила у детей самостоятельность и аккуратность. Планируемые занятия по своей конструкции, технологии, художественному оформлению были посильны и интересны детям. При составлении перспективного плана использовала план - программу педагогического процесса в детском саду под ред. Михайловой З.А. (Библиотека программы «Детство»), авторскую программу и систему занятий Швайко Г.С., дополненное схемами издание «Что можно сделать из природного материала» под ред. Гульянц Э.К., Базик И.Я., «Сделаем это сами» Лубковская К. (элементы кройки и шитья с детьми).
Диагностика
Критерии | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
Умение пользоваться инструментами | ||||||
Вырезывание по контуру | ||||||
Качество выполненной работы | ||||||
Представление о свойствах качествах материи |
23 ребёнка – 100%
1 ребёнок ≈ 4,3%
Контроль и оценка своей деятельности.
Углубление представлений детей об окружающем мире.
Развитие сенсомоторики
Планирование деятельности
Развитие личностей ребёнка (волевые качества)
Любознательность.
Умственное развитие
Эмоции
Межличностное общение.
Ручной труд
Развитие внимания
Направление работы
С детьми.
С родителями.
Индивидуальная деятельность.
Подгруппа детей
Вся группа
Игровая деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал творческого отчёта по теме "Роль ручного труда в совместной деятельности воспитателя и детей"
Творческий отчёт по теме "Роль ручного труда в совместной деятельности воспитателя и детей"...
«Роль ручного труда в развитии речи дошкольника »
Сегодня мы с вами поговорим о том, насколько важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, которая напрямую связана с уровнем его речи....
«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе организации ручного труда как творческой деятельности дошкольников»
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенк...
Методическая разработка (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность). «Ай да пряник — просто загляденье»
Методическая разработка(по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность).«Ай да пряник — просто загляденье»...
" Значение ручного труда в развитии ребенка- дошкольника".
Консультация для родителей....
Опыт коллег Конспект ручной труд совместной образовательной деятельности воспитателя и детей на тему: «Подводный мир» в подготовительной группе
Задачи: Познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов...
Консультация для родителей: «Значение ручного труда и трудовой деятельности для развития дошкольника».
Ручной труд – это не только интересное для ребёнка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Занятие трудом развивает у детей чувство коллективизма, активность, ...