Интегрированное занятие "Рябинник".
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Цель данного занятия:Воспитывать любовь к родной природе  и народным традициям через устное народное творчество.Формировать у детей представление о календарно-обрядовом празднике «Рябинник», обычаях и приметах связанных с ним, о пользе рябины для человека и птиц, о значении обереговых рябиновых бус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryabinnik_2011.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №12 «Яблонька» комбинированного вида.

Интегрированное занятие «Рябинник».

Для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель

высшей квалификационной

категории Егорова А.В.

  г. Лыткарино. Октябрь 2011г.

Цели:

  1. Воспитывать любовь к родной природе  и народным традициям через устное народное творчество.
  2. Формировать у детей представление о календарно-обрядовом празднике «Рябинник», обычаях и приметах связанных с ним, о пользе рябины для человека и птиц, о значении обереговых рябиновых бус.
  3. Познакомить с приёмами работы ниткой и иголкой, учить нанизывать ягоды рябины с помощью иголки на нитку, находить иголкой центр у ягоды – звёздочку.
  4. Учить детей работать с природным материалом аккуратно, доводить начатое дело до конца, получать радость от проделанной работы.
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление, сообразительность, кругозор.

       Оборудование к занятию:

  1. Празднично оформленная группа  (полотнища с изображением рябины, русские народные платки, нарисованные кисти рябины).
  2. Подносы с ягодами рябины, иголки для вышивания с продёрнутой в ушко ниткой на каждого ребёнка, стаканчики с ножницами.
  3. Атрибуты к играм «Собери ветку рябины», «Балалаечка».
  4. Рябина, протёртая с сахаром и одноразовые чайные ложки.

        Предварительная работа:

  1. Чтение стихов, песен, частушек, загадок, сказки, примет о рябинке.
  1. Разучивание хоровода «Рябинушка»; потешки «Красна девушка Катеринушка»; стихотворений и загадок про рябину.
  2. Рисование акварелью «Ветка рябины».
  3. Разучивание игр: «Балалаечка», «Карусель».

Образовательные области: познание, музыка, социализация, труд (ручной – работа с природным материалом).

Используемая литература:

  1. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. Москва, издательство «Правда», 1989. Составила Некрылова А.Ф.
  2. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозайка-Синтез, 2007-2010.
  3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет/Сост. В.В.Гербова, Н.П. Ильичук и др. – М., 2005.
  4. «В гостях у природы» Волина В.В., г. Санкт-Петербург, «Виктория – Специальная литература», 1997.
  5. «Учим детей наблюдать и рассказывать» ЁлкинаН.В., Мариничева О.В., г. Ярославль, «Академия развития», 1996.
  6. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Ёлкина Н.В., Тарабрина Т.Н.,

     г. Ярославль, «Фкадемия развития», 1998.

Дети сидят на стульчиках полукругом, под музыку «Ты рябина кудрявая» заходит воспитатель в русском народном костюме и читает стихотворение Р. Рождественского.

Я знал тебя, моя рябина

Ты на околице села

Над серой крышею овина

Под небом северным росла

Тебя трепала непогода

А ты – всем горестям назло –

Росла и крепла год от года

Глядясь в озёрное стекло.

Здравствуйте гости дорогие, доброго вам здоровья ребятушки. Сегодня я расскажу вам о русском народном празднике «Рябинник». Издревле рябину считали деревом оберегом, её сажали у ворот дома, чтобы она его оберегала от несчастий. Окна домов украшали ветками рябины, она защищала жилище от всякой нечести. В народе примечали: «В лесу много рябины – осень дождливая, если мало - сухая», «Большой урожай рябину – к суровой зиме», да приговаривали «В октябре одна ягода, да и та горькая рябина».

Вкруг рябинки хоровод завивайте,

Всех на праздник к себе приглашайте.

Веселее его вы встречайте,

Красных ягод для бус запасайте.

Дети с воспитателем заводят хоровод «Рябинушка».

«1»

Покачай рябинушку

Ветерочек надо мной

И со мною песенку

Про рябинку спой.

Припев:

Мы вокруг рябинушки

Хороводы водим

Песенку рябинушке

Нежную заводим.

«2»

Вся на солнце засветилась

И пылает, как в огне

Дай, рябина сделай милость

Красных бусинок ты мне.

«3»

Мы веночки надеваем

А на них рябинки

И в саду все говорят

Что мы, как картинки.

После хоровода дети в кругу рассказывают потешку:

Мальчики:

Красна девушка Катеринушка

Она в лес пошла,

В лес по ягоду.

На рябинушку Катя загляделася

На кудрявую она засмотрелася.

Девочки:

Ты, рябинушка раскудрявая

Ты когда взошла,

Когда выросла.

Воспитатель:

Я весной взошла

Летом выросла

По зорям цвела

Солнцем вызрела.

Что за праздник без весёлой пляски.

Расступись честной народ

Меня пляска берёт

Не зевай, не ленись

В пляске с другом покружись.

Дети с воспитателем танцуют под русскую народную песню «Ах, вы сени мои, сени».

Ручки в бок, ногою топ.

Ручки вверх, в ладоши хлоп.

Влево, вправо повернись.

И все дружно поклонись.

1,2,3,4,5, будем снова повторять!

Молодцы ребятушки весело плясали, а теперь давайте сядем на свои места и немного отдохнём и послушаем стихи про рябинку.

Ходят волны по реке,

Тёмные, свинцовые,

А рябины вдалеке

Будто нарисованы.

Будто пламенный плакат

Над землёй раскинулся,

Будто сел на них закат

И не может сдвинуться.

Осень, обсыпается

Весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые

По ветру летят.

Лишь вдали красуются

Там, на дне долин,

Кисти ярко-красные

                                    Вянущих рябин.              А.Толстой.

Ребятки, а вы знаете загадки про рябину, кто хочет загадать.

Ягоды – не сладость,

Это глазу – радость.

И садам украшенье,

И дроздам угощенье.

Из лесочка деревцо

Пришло к дому под крыльцо.

С доброй славой,

С головой кудрявой.

С пернатыми гостями.

Цветки – пчёлам и шмелям,

Плоды – сойкам и дроздам,

А кудрявой ветке –

Место у беседки.

Цветки – пчёлам и шмелям,

Плоды – сойкам и дроздам,

А кудрявой ветке –

Место у беседки.

В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься.

Осень проводила,

Платье снять забыла,

А на красные узоры

Первый снег ложиться.

Ягода красна,

Да не так вкусна,

А пришёл мороз

Сахару принёс.

Осень в сад к нам пришла

Красный факел зажгла

Здесь дрозды, скворцы снуют

И галдя, его клюют.

Молодцы ребятки много загадок знаете про рябинку, а я для вас подготовила игру, которая называется «Собери ветку рябины».  На столе лежат части ветки рябинки (веточка, листики и ягодки), воспитатель вызывает двух детей и они по команде начинают собирать рябинку, обратить внимание на правильное расположение листьев и ягод на веточке. Игра проводиться несколько раз.

А теперь детвора ждёт вас новая игра.

Дружно за руки берись и в кружочек становись.

Проводиться игра «Балалаечка» с использованием русской народной песни «кадриль». Со словами:

Балалаечка гудок

Своё дело знает.

У ребяток в руках

Весело играет.

Дети передают муляж балалайки по кругу по окончании слов, ребёнок,  в чьих руках будет балалайка выходит на середину круга и пляшет с ней под музыку, а остальные дети дружно ему хлопают.

Раз, два вот и кончилась игра, и я приглашаю вас занять свои места за столами.

Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла ягоды рябины. Ягоды рябины очень полезны они содержат много витаминов, поэтому в старину их часто заготавливали на зиму, только надо дождаться первых осенних заморозков, тогда ягода прозябнет и сахару наберётся. Вот и я вас сейчас угощу протёртой рябиной с сахаром (проходит и даёт попробовать ложечку рябины детям). Из протёртой рябины заваривают витаминный чай, он помогает справиться с простудой.

При сборе часть ягод оставляли на дереве на прокорм птицам в зимнее время года, особенно любят ягоды рябины – дрозды, снегири и свиристели. А ещё в старину из ягод рябины делали обереговые бусы, они волшебные, если их носить на шее, то они будут вас оберегать от болезней, несчастий и даже от плохих людей. Давайте  и мы с вами сделаем из ягод рябины обереговые бусы. Посмотрите, что нам понадобиться для изготовления бус: ягоды рябины, иголка и нитка. Чтобы бусы получались ровные и красивые есть один секрет, ягодку берём двумя пальчиками большим и указательным левой руки так, чтобы на вас смотрела звёздочка и стараемся попасть в неё иголкой (в правой руке). Затем аккуратно протягиваем через ягодку ниточку так, чтобы на конце остался хвостик, за него мы будем завязывать бусы.  Дети нанизывают ягодки, а воспитатель даёт рекомендации, оказывает помощь.

За ваше трудолюбие и усердие в работе над бусами, я вас приглашаю прокатиться на весёлой карусели.

Подвижная игра «Карусель».

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом.

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите.

Карусель остановите.

Игра проводиться несколько раз. Воспитатель благодарит ребят за весёлый праздник и прощает     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Интегрированное образовательное мероприятие с элементами поисково-исследовательской деятельности интегрированное образовательное мероприятие сэлементами поисково-иссл « Это всё о кошках» ( В средней группе.)

данный материал даёт детям целостное прдставление о домашнем животном ( кошке ), вызывает у детей познавательную потребность, через умение делать простые выводы.на основе опытной деятельности ,развива...

Интегрированное занятие по познавательному развитию: "Зимушка -зима"Интегрированное

Интегрированное занятие  по позновательному развитию,для детей средней группы. Ипользовала разныеобласти-Познание,Коммуникация, Социализация,Безопасность....

Интегрированный подход к образовательному процессу в ДО Интегрированное занятие "Лабиринт творчества"

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает интегрированный подход в образовании дет...


 

Комментарии

Козлова Вера Васильевна

Алла Владимировна! Спасибо за конспект, который очень заинтересовал меня, обязательно проведу с детьми осенью. Молодец!