"Роль тестопластики в развитии творческих способностей детей раннего дошкольного возраста"
презентация к занятию по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме


Предварительный просмотр:

             Детство – особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создать для этого все условия. Выдающийся педагог Л. С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

           В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остаётся воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

        Воспитание творческого отношения к делу ( умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи - век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Ели эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение  активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

       Я считаю, что обучение ребёнка должно обогащать и уточнять восприятие и представления его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребёнку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы её изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на  их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы.

    Таким образом, можно сказать, что, развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребёнка.  

      Большие возможности для  творческого  развития детей предоставляет «тестопластика»  - создание объёмных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из солёного теста. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того они учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

        Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики маленьких детей не позволяет им изготавливать сложные композиции. Поэтому, начиная работать с детьми раннего дошкольного возраста, я решила использовать солёное тесто. Этот мягкий, пластичный материал превращает работу с ним в приятное и интересное занятие.

         На своих занятиях я предлагаю детям простые картинки и поделки, вполне доступные их пониманию, не требующие много времени для выполнения. Всё это поспособствовало тому, что лепка из теста стала одним из любимых занятий малышей. Дети с удовольствием лепят конфеты для кукол, «пекут» булочки, печенье, нанизывают на верёвочку бублики. Из-под маленьких пальчиков появляются смешные портреты цыплят, вновь по дорожке катится колобок - румяный бок,  на тарелочке располагаются аппетитные вишенки.

      В процессе работы с детьми раннего возраста я разработала план, который включает в себя знакомство с тестом и его свойствами, изготовление поделок методом надавливания и размазывания, изготовления простейших поделок методом скатывания и раскатывания, соединения деталей, вдавливание различных предметов и материалов в основу из теста, вырезывание фигурок с помощью формочек.

      Занятия я провожу по подгруппам (4-6 человек). Дети располагаются вокруг стола, и я сажусь с ними рядом. Чтобы вызвать интерес малышей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой-либо сюжет. Так, например, предлагаю детям вылепить вкусные конфеты для кукол, тем более, что после новогодних праздников остались такие красивые фантики. Малыши старательно лепят, кладут «конфеты» в вазочку, куклы «приходят» в гости и «пьют» чай с конфетами. А на следующее занятие к детям приходит в гости грустный мишка. Он приносит с собой картинки с нарисованными на них ниточками. Оказывается, на этих ниточках были воздушные шарики, но они лопнули. Как же помочь мишутке? Ну, конечно же «надуть» новые шарики! Скорее за работу! И вот уже мишка улыбается, потомучто у него теперь снова много воздушных шаров. И дети довольны – ведь это они помогли мишутке.

       В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом я веду непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей раннего возраста стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно сказать, что занятия «тестопластикой» - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

       Для своих занятий я стараюсь подбирать сюжеты, близкие жизненному опыту детей. Они позволяют уточнять уже усвоенные ими знания, расширять их, применять первые варианты обобщения. Так, во время лепки уточки, дети узнают, что она умеет плавать, нырять, а когда мы лепили цыплёнка, малыши вспомнили, что он любит искать червячков. А груша и яблоко вместе называются – фрукты. На таких занятиях дети лучше усваивают знания о цвете, форме, величине, количестве предметов и их пространственном расположении. Так, во время лепки воздушных шариков перед детьми ставится несколько задач: выбрать цвет (красный или зелёный), форму (круглый или продолговатый), а чтобы шары не улетели, их надо прикрепить к ниточке. Решая такие задачи, дети вспоминают: чтобы получился круглая лепёшка, нужно сначала скатать шар, а затем расплющить его, а продолговатый зелёный шарик получится из «столбика».

      В процессе занятий малыши осваивают различные приёмы, необходимые для работы с тестом: скатывание шара, раскатывание столбика, надавливание, расплющивание. По мере того как основные навыки детей формируются, я предлагаю больше возможностей для самостоятельной работы,  то есть даю им определённую свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Например, даю детям на выбор тесто разных цветов, или предлагаю различные элементы украшений. Я считаю, что такой подход позволяет развивать воображение, творческое начало личности ребёнка уже с раннего дошкольного возраста.

      Все работы, выполненные на занятии, аккуратно складываются в одном месте, организуется небольшая выставка, а затем дети уносят их  домой. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Ведь детям раннего возраста необходимо постоянное внимание значимого взрослого (воспитателя, мамы), его похвала и одобрение. На своём опыте я убедилась, что ожидание детьми такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому на каждом занятии я хвалю своих маленьких творцов и радуюсь вместе с ними каждой новой поделке. Я надеюсь, что такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

           Детство – особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создать для этого все условия. Важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому.

           Поэтому одной из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики была и надеюсь, остаётся задача воспитания творческого отношения к делу. Творчество предполагает:  

 - желание познать тайны и законы мироздания

 - умение видеть красоту в обыденных вещах

 - способность находить выход из сложных жизненных ситуаций)

 - испытывать чувство радости от процесса труда

           Я считаю, что обучение ребёнка должно обогащать и уточнять восприятие и представления его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребёнку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы её изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на  их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы.

    Таким образом, можно сказать, что, развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребёнка.  

      Большие возможности для  творческого  развития детей предоставляет «тестопластика»  - создание объёмных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из солёного теста. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того они учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

        Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики маленьких детей не позволяет им изготавливать сложные композиции . Поэтому, начиная работать с детьми раннего дошкольного возраста, я решила использовать солёное тесто. Этот мягкий, пластичный материал превращает работу с ним в приятное и интересное занятие.

         На своих занятиях я предлагаю детям простые картинки и поделки, вполне доступные их пониманию, не требующие много времени для выполнения. Всё это поспособствовало тому, что лепка из теста стала одним из любимых занятий малышей. Дети с удовольствием лепят конфеты для кукол, «пекут» булочки, печенье, нанизывают на верёвочку бублики. Из-под маленьких пальчиков появляются смешные портреты цыплят, вновь по дорожке катится колобок - румяный бок,  на тарелочке располагаются аппетитные вишенки.

      В процессе работы с детьми раннего возраста я разработала план, который включает в себя знакомство с тестом и его свойствами, изготовление поделок методом надавливания и размазывания, изготовления простейших поделок методом скатывания и раскатывания, соединения деталей, вдавливание различных предметов и материалов в основу из теста, вырезывание фигурок с помощью формочек.

      Занятия я провожу по подгруппам (4-6 человек). Дети располагаются вокруг стола, и я сажусь с ними рядом. Чтобы вызвать интерес малышей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой-либо сюжет. Так, например, предлагаю детям вылепить вкусные конфеты для кукол, тем более, что после новогодних праздников остались такие красивые фантики. Малыши старательно лепят, кладут «конфеты» в вазочку, куклы «приходят» в гости и «пьют» чай с конфетами. А на следующее занятие к детям приходит в гости грустный мишка. Он приносит с собой картинки с нарисованными на них ниточками. Оказывается, на этих ниточках были воздушные шарики, но они лопнули. Как же помочь мишутке? Ну, конечно же «надуть» новые шарики! Скорее за работу! И вот уже мишка улыбается, потомучто у него теперь снова много воздушных шаров. И дети довольны – ведь это они помогли мишутке.

       В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом я веду непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей раннего возраста стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно сказать, что занятия «тестопластикой» - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

       Для своих занятий я стараюсь подбирать сюжеты, близкие жизненному опыту детей. Они позволяют уточнять уже усвоенные ими знания, расширять их, применять первые варианты обобщения. Так, во время лепки уточки, дети узнают, что она умеет плавать, нырять, а когда мы лепили цыплёнка, малыши вспомнили, что он любит искать червячков. А груша и яблоко вместе называются – фрукты. На таких занятиях дети лучше усваивают знания о цвете, форме, величине, количестве предметов и их пространственном расположении. Так, во время лепки воздушных шариков перед детьми ставится несколько задач: выбрать цвет (красный или зелёный), форму (круглый или продолговатый), а чтобы шары не улетели, их надо прикрепить к ниточке. Решая такие задачи, дети вспоминают: чтобы получился круглая лепёшка, нужно сначала скатать шар, а затем расплющить его, а продолговатый зелёный шарик получится из «столбика».

      В процессе занятий малыши осваивают различные приёмы, необходимые для работы с тестом: скатывание шара, раскатывание столбика, надавливание, расплющивание. По мере того как основные навыки детей формируются, я предлагаю больше возможностей для самостоятельной работы,  то есть даю им определённую свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Например, даю детям на выбор тесто разных цветов, или предлагаю различные элементы украшений. Я считаю, что такой подход позволяет развивать воображение, творческое начало личности ребёнка уже с раннего дошкольного возраста.

      Все работы, выполненные на занятии, аккуратно складываются в одном месте, организуется небольшая выставка, а затем дети уносят их  домой. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Ведь детям раннего возраста необходимо постоянное внимание значимого взрослого (воспитателя, мамы), его похвала и одобрение. На своём опыте я убедилась, что ожидание детьми такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому на каждом занятии я хвалю своих маленьких творцов и радуюсь вместе с ними каждой новой поделке. Я надеюсь, что такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

Городской семинар-практикум на тему:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

 

Роль тестопластики

в развитии творческих способностей

детей раннего дошкольного возраста

                                                                                    Подготовила:

                                                                                                Воспитатель  МАДОУ

                                                                                             « ЦРР-Детский сад №396»

                                                                                                        Буканова И. И.

Казань 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Пробуждение интереса к изобразительной деятельности у детей,способствует использьзованию нетрадиционной техники работы с пластилином-пластилинографии....

Консультация для родителей "Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти прос...

Роль конструирования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Происходящие в обществе преобразования порождают новые требования для развития дошкольников в дошкольных образовательных организациях. Одним из них является развитие творческих способностей у дошкольн...

Роль сказки в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Сказка - это благодатный инструмент, который не только развивает воображение, а оказывает влияние на личность ребенка целиком. Сказка откладывает эмоциональный отпечаток на ребенка, учит его соп...

«Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» 07.02.2024 г.

laquo;Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является...