Игры-занятия со строительным материалом
план-конспект (конструирование, ручной труд) по теме
Конспекты занятий со строительным материалом в группе раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Обучение малышей от 1 г. 6 мес. до 2 лет проходит на занятиях, которые про водятся один раз в неделю по 10 мин (по подгруппам).
От 1 г. 6 мес. до 2 лет малыши учатся ставить кирпичики вначале на длинную узкую сторону (забор), потом – на короткую (высокий зaбop), делать простейшие перекрытия на устойчивой основе (скамейка) и менее устойчивой (ворота).
Закрепление конструктивных умений у детей проводится в играх свободной деятельности. Нужно стремиться к тому, чтобы дети научились одну и ту же постройку сооружать по-разному.
Воспитатель учит малышей играть, не мешая, друг другу, делиться игрушками, переходить к краткому взаимодействию.
1-2 занятия.
Знакомство со строительным материалом.
Цель:
- Познакомить детей со строительным материалом, не «опредмечивая» его.
- Формировать умение пользоваться строительным материалом.
- Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные картинки.
- Учить детей произносить звукоподражание «ку-ка-ре-ку».
Первые два занятия воспитатель строит сам, а дети, рассаживаясь вокруг стола, наблюдают, помогают: берут, ставят детали на указанное место. «Кто это так громко поет: ку-ка-ре-ку? Это петушок пришел к нам в гости. Вот он какой – масляна головушка, шелкова бородушка! Где же он у нас будет жить? Давайте построим ему домик». Воспитатель строит домик, пока не заостряя внимания на способах конструирования и названиях деталей. После окончания постройки она обыгрывается.
3 занятие.
Знакомство с кубиком.
Цель:
1.Познакомить детей с формой строительного материала – кубик.
2. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки.
3. Произносить звукоподражания.
На третьем занятии малышей учат совершать с деталями элементарные действия. Дети садятся за стол, перед ними кладутся кубики красного цвета. Воспитатель берет кубик и предлагает каждому найти такой же и поставить перед собой. Затем сажает на кубик петушка, дети повторяют его действие. «А теперь все ваши петушки запели: ку-ка-ре-ку. Мой петушок услышал песенку и пришел в гости к вашим петушкам. Здравствуй, Олечкин петушок! Здравствуй, Танечкин петушок!» И т. д.
4 занятие.
Постройка башни.
Цель:
- Научить детей устойчиво и ровно ставить кубик на кубик.
- Дать понять детям, что постройку можно использовать для игры.
- Закрепить понимание слов «построить», «кубик», «башня».
- Учить выполнять действия по словесному сигналу.
На следующих занятиях педагог учит детей сооружать башню по показу, подробно объясняя процесс ее возведения (используются синие кубики): «Я беру кубик, ставлю его перед собой на столе. Теперь беру еще один такой же кубик и ставлю его вот так на тот кубик, подравниваю. Теперь беру еще один и ставлю сверху, тоже подравниваю. Вот какая башня получилась! Кто хочет построить такую же?»
5 занятие
Продолжение строительства башни.
Дети продолжают учиться строить башенку из трех желтых кубиков. Воспитатель еще раз подробно показывает и объясняет, как это делать: «Кубик на кубик, кубик на кубик – вот и получилась башня». Малышей следует поупражнять в названии постройки: «Танечка, что это у меня? Правильно, башня, а что у тебя? Правильно, тоже башня». Можно использовать прием поэтапного конструирования: «Я взяла кубик, и Наташа возьми, и Саша…»
6 занятие
Продолжение строительства башни.
Построение башенки из четырех кубиков зеленого цвета.
7 занятие
Знакомство с кирпичиком.
Цель:
- Познакомить детей с формой строительного материала – кирпичик
- Учить детей накладыванию кубика на кирпичик.
- Закрепить понимание слова «башенка».
- Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Малышей учат строить башенку из четырех красных кирпичиков и украшать ее кубиком красного цвета. При этом обращается внимание, что кирпичики красные и кубик тоже красный. Они одинакового цвета. На этом занятии прием поэтапного конструирования уже можно не использовать.
8 занятие
Постройка дорожки
Цель:
- Научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности.
- Закрепить понимание слова «кирпичик».
- Активизация речи детей.
- Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Построение дорожки (из зеленых кирпичиков) для куколки или зайчика. Воспитатель подробно объясняет, как прикладывать кирпичики друг к другу (короткой узкой гранью), как их выравнивать. Выложив дорожку, ребенок ставит по краям елочки. Воспитатель подчеркивает, что дорожки и елочки одинакового цвета. Предлагает поводить по дорожке куколку (берет ее за одну руку, а ребенок – за другую) или зайчика. Постоянно активизирует речь детей: «Что ты построила, как зовут твою куколку, что твоя куколка делает?»
9 занятие
Продолжение постройки дорожки.
Строительство узких длинных дорожек из желтых кирпичиков.
10 занятие
Продолжение постройки дорожки.
Строительство широкой красной дорожки. Предварительно воспитатель выкладывает две дорожки – одну желтую, узкую (как строили на прошлом занятии), другую красную, широкую (из шести кирпичиков). Обращается внимание детей, что дорожки разные, сегодня они будут строить другую дорожку – красную. Показываются приемы работы, объясняется, что прикладывать кирпичики друг к другу теперь нужно по-другому (длинной узкой гранью): «Кирпичик к кирпичику, кирпичик к кирпичику – вот и получилась дорожка!»
11 занятие
Продолжение постройки дорожки. Игра
Цель:
1. Закрепление приобретенных навыков.
2. Формировать у детей контакты друг с другом.
- Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Каждому ребенку предлагается построить дорожку определенного цвета и подобрать клубочек (мячик, шарик) такого же цвета. В конце занятия педагог предлагает поиграть с клубочками: «Все ребята будут сейчас котятами, а котята любят катать клубочки, я буду мама-кошка. Котик Вовочка, лови свой клубочек». Обычно детей забавляет эта игра. Игру можно провести и сразу после занятия. Дети строят на полу дорожки, садятся с противоположных концов и прокатывают клубочки (мячики) друг к другу. Благодаря таким приемам дети учатся вступать в контакты друг с другом.
12 занятие
Постройка стола и стула
Занятие проводится после речевого занятия, на котором дети рассматривали игрушечный стол и стул и видели, что кукле удобно сидеть за столом и прислоняться к спинке стула.
Цель:
- научить строить из кубиков и кирпичиков одновременно.
- Научить поэтапному конструированию.
- Закрепить понимание слов «стул», «стол», приобретенных в быту.
- Учить играть с постройками.
- Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Воспитатель предлагает детям построить стул и стол.
Рассматривается образец стола, обращается внимание на части, из которых он состоит (ножка – кубик, крышка - кирпичик), их пространственное расположение (кирпичик лежит на кубике). Также анализируется стул: кубик – сиденье, кирпичик – спинка. Кирпичик стоит, приставлен к кубику. Обращается внимание на цвет. Затем каждый ребенок получает по два крупных куба и по два кирпичика. Воспитатель раскладывает детали перед каждым ребенком, группируя их по видам (кубики отдельно, кирпичики отдельно). После завершения постройки обоих предметов дети получают кукол, посуду и играют (куклы ходят друг другу в гости).
13 занятие
Продолжение постройки стола и стула
На втором занятии дети могут построить стол (зеленого цвета) и два стула (желтого цвета).
Воспитатель подробно показывает, объясняет приемы поэтапного конструирования: «Сначала построим стол. Вот как его нужно строить…» В конце занятия малышам раздают матрешек и предлагают обыграть постройку: «Матрешка села на стульчик, посидела и пошла гулять, пришла домой, села на стульчик отдохнуть». И т.д.
14 занятие
Продолжение постройки стола и стула
Цель:
- Закрепление приобретенных навыков поэтапного конструирования.
- Закрепление строительства построек «стол и стул».
На следующем занятии детям предлагают построить стол и два стула другого цвета. Опять рассматривается образец, показываются и объясняются приемы конструирования (прием поэтапного конструирования уже можно не использовать). Воспитатель побуждает малышей точно следовать образцу: «Посмотри, как у меня! И тоже поставь сюда кубик», помогает советом, вопросом: «Что теперь нужно взять?», действием.
15 занятие
Постройка кресла
Цель:
- Научить строить кресло.
- Закрепление слова «кресло», приобретенного в быту.
- Учить играть с постройками.
- Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Малышей учат строить стол и кресло (синего цвета). Как строить стол, можно не показывать, а как строить кресло, необходимо показать и объяснить: «Нужно положить синий кубик, рядом с ним еще синий – получилось сиденье. Рядом с кубиками поставить синие кирпичики – получилась спинка кресла». Если на первом занятии по данной теме воспитатель раскладывал детали перед каждым ребенком, группируя их по видам (кубики отдельно, кирпичики отдельно), то теперь их можно положить все вместе.
16 занятие
Самостоятельное строительство знакомого предмета (стол, стул, кресло).
Цель:
1. Закрепление приобретенных навыков.
Воспитатель перед каждым ребенком кладет детали (у одного красного цвета, у другого желтого и т.д.) и предлагает построить, кто что хочет: «Вот какой у Тани красный стул, а у Вовы – синий стол! Угадайте, что я построила». (Строит известный детям предмет мебели, сажает на него матрешку и предлагает детям построит такой же).
В конце занятия педагог соединяет три стульчика, построенных детьми, и кладет куколку: «Угадайте, что я построила». Если дети не угадывают, подсказывает, что это диван. Предлагает построить такой же и уложить на него спать куколку. (Игрушки подбираются такие, чтобы они соответствовали размерам детских построек).
17 занятие
Постройка диванчика
Цель:
1. Учить строить диванчик.
2. Учить понимать и называть слово «диван».
- Учить играть с постройками.
- Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Постройка делается из двух крупных кирпичиков. Один кладут на стол плашмя, другой ставят на длинное ребро и придвигают вплотную к первому.
18 занятие
Постройка кроватки
Цель:
1. Учить строить кроватку.
2. Учить понимать и называть слово «кровать».
- Учить играть с постройками.
- Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Постройка делается из трех крупных кирпичиков – один кладут плашмя, два других ставят на меньшее ребро и придвигают с двух сторон в виде спинок.
19 занятие
Постройка машины
Предварительно с детьми рассматривают игрушечные машины, иллюстрации, играют в игру «Воробышки и автомобиль».
Цель:
- Научить детей устойчиво и ровно ставить кубик на кирпичик.
- Закрепить понимание слова «машина».
- Дать понять детям, что постройку можно использовать для игры.
- Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Педагог учит детей строить легковой (красного цвета) и грузовой (зеленого цвета) автомобили: «На маленький кирпичик я положила маленький кубик. Получилась маленькая машинка. Поехала маленькая машинка! (Продвигает ее). А сейчас навстречу маленькой машинке поедет большая машина. Вот как ее надо строить: положить крупный кирпичик, а на нее крупный кубик. Поехали мои машинки! Как машинки гудят? Би-би-би!» Построив машинки, дети «катают» на них маленьких матрешек.
20 занятие
Постройка автобуса
Цель:
- Научить детей устойчиво и ровно ставить кубики на кирпичик.
- Закрепить понимание слова «автобус».
- Учить играть с постройками.
- Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Детей учат строить автобус, предварительно рассмотрев образец. Воспитатель продолжает учить накладывать на кирпичик кубики, приставляя, их друг другу: «Я возьму вот такой красный кирпичик, положу на него сначала один желтый кубик, рядом с ним еще такой же кубик и еще один. Подровняю, чтобы кубики на кирпичике лежали ровно, тесно друг к другу. Вот какой автобус получился! Поехал мой автобус!» Предлагает малышам сделать такой же и назвать свою постройку.
21 занятие
Постройка автобуса и машины по образцу
Цель:
1. Закрепление полученных навыков.
Воспитатель заранее строит автобус и грузовик из синих деталей. Если на прошлом занятии дети справились с заданием, то способы конструирования можно не объяснять, а помогать им вопросом, советом, действием (при необходимости).
В конце занятия дети «катают» на своих машинках мелкие игрушки.
22 занятие
Постройка поезда
Цель:
- Научить детей устойчиво и ровно ставить кубики на кирпичик.
- Закрепить понимание слова «поезд».
- Учить играть с постройками.
4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Последнее занятие по данной теме проводится в форме игры «Угадай, что я построила». Воспитатель кладет на кирпичик два кубика: «Это вагончик. Давайте все построим такие же вагончики. (В конце занятия педагог сдвигает их, соблюдая интервал в 1 см). Что это мы вместе построили?» Дети обычно догадываются: «Поезд». Можно провести подвижную игру «Поезд», сопровождая ее песней.
23 занятие
Постройка заборчика
Цель:
- Научить детей устойчиво и ровно устанавливать кубики и кирпичики в ряд.
- Закрепить понимание слова «забор».
- Учить играть с постройками.
4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Строительство заборчика из синих кирпичиков, стоящих на узкой длинной грани. Педагог вспоминает с детьми, как они рассматривали забор детского сада, обращает внимание на образец, анализирует его, показывает прием конструирования.
В конце занятия отмечает, что заборчики у всех получились ровные, предлагает поиграть: «Побежали матрешки вдоль забора, а потом назад!»
24 занятие
Продолжение постройки заборчика
Задание усложняется. Детям предлагается построить другой заборчик (из кирпичиков, стоящих на короткой узкой грани). В качестве образца строят два заборчика: синий и желтый, сравнивают их – заборчики разные. Педагог показывает и объясняет, как устанавливать кирпичики. В конце занятия малыши играют со своими матрешками в «прятки»: «Спрятались все матрешки! (Дети ставят их за заборчик от себя). Нашли матрешек!» (Ставят их к себе).
25 занятие
Продолжение постройки заборчика
Малышам предлагают построить заборчик по образцу воспитателя, чередуя строительные детали. Приемы работы можно не показывать, а ограничиться указаниями: «Поставьте сначала кирпичик, как у меня, теперь кубик, а теперь все кубики и кирпичики ставьте сами, чтобы получился длинный забор».
В конце занятия педагог раздает детям петушков для обыгрывания построек. (Петушки садятся на заборчик, поют песенки, слетают на землю, клюют зернышки, опять взлетают на красивый заборчик и т.д.) Воспитатель играет с детьми, подсказывает действия для петушков, использует песенки, Потешки, стишки: «Петя-петушок, красный гребешок, громкий голосок. Ку-ка-ре-ку!»
26 занятие
Продолжение постройки заборчика
Дети строят заборчики кто, какие хочет. (Возле каждого ребенка в стопочках набор деталей).
Деятельность детей может сопровождаться только словесными указаниями, если действия им знакомы.
Воспитатель предлагает: «Давайте построим высокий заборчик из кирпичиков. Возьмите кирпичик и поставьте его вот так. (Ставит на узкую короткую грань). Теперь сами возьмите кирпичик и приставьте его близко к этому кирпичику». И т.д. Затем постройки рассматриваются, сравниваются: «Теперь разберите заборчик и положите кирпичики так, как они лежали до занятия. Давайте построим другой заборчик. Возьмите синий кубик и поставьте его перед собой, а красный кирпичик поставьте вот так». (Ставит на узкую длинную грань рядом с кубиком).
В конце занятии можно объединить заборчики в два (один длинный, другой короткий): «Саша, Оля, Наташа вместе построили большой забор, а Ира, Света и Вова – маленький. Вот какие дружные ребята!»
Воспитатель может взять зайчика и показать детям, как он прыгает вдоль заборчиков, подчеркивая их протяженность: «Большой заборчик – зайчик долго вдоль него прыгает! Маленький заборчик – прыг-скок и кончился!»
27 занятие
Постройка скамейки
Цель:
1. Научить детей делать перекрытия на устойчивой основе.
2. Учить различать форму кубика и кирпичика.
3. Учить понимать и называть слово «скамейка».
4. Учить играть с постройкой.
5. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Строим скамеечку для матрешки. Действия незнакомы детям, поэтому необходимо показать образец и приемы конструирования. Воспитатель снова рассматривает с детьми кирпичик, предлагает обследовать рукой его протяженность: «Я положу кирпичик перед собой (кладет на широкую длинную грань). Теперь возьму кубик и приставлю его вот так (приставляет его к узкой длинной грани кирпичика к одному концу), возьму еще кубик и приставлю его вот так (приставляет к другому концу кирпичика), подровняю пальцем, чтобы лежали ровно, а теперь возьму кирпичик и положу ее на кубики. Вот и получилась скамеечка». Дети обыгрывают постройку, сажают на скамеечки котиков, матрешек, кукол и т.д. Воспитатель подсказывает игровые действия.
28 занятие
Продолжение постройки скамейки
Малышам предлагается построить две скамеечки: одну высокую, другую низкую (для большой и маленькой матрешек).
После рассматривания образцов необходимо показать способ конструирования высокой скамеечки (строится она аналогично; только перекрытие кладется на два кирпичика, которые ставят на короткие грани).
В конце занятия воспитатель предлагает детям одну большую и одну маленькую матрешки: «Олечка, возьми большую матрешку и найди для нее скамеечку. Правильно посадила, матрешка большая и скамеечка большая. Теперь, Вова, посади маленькую матрешку».
29 занятие
Постройка ворот с забором
Цель:
1. Научить детей делать перекрытия на менее прочной основе.
2. Учить понимать и называть слова «ворота», «забор».
3. Закреплять умения детей играть с постройкой, не разрушая ее.
4. Развивать глазомер у детей.
5. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
Воспитатель заранее делает конструкцию на своем столе и закрывает ее ширмой (ворота построены из трех кирпичиков, а по бокам – забор из лежащих на узкой длинной грани кирпичиков). Способов конструирования можно не давать. Большое значение имеет словесное объяснение воспитателя. Соорудив свою постройку, малыши сразу обыгрывают ее (матрешка входит и выходит из ворот).
30 занятие
Продолжение постройки простейших перекрытий
Занятие носит закрепляющий характер. В гости к детям приходит котик (мягкая игрушка) и просит построить сначала маленькую скамеечку, затем большую, потом ворота. Котик наблюдает, как ребята занимаются, подбадривает, подсказывает, хвалит и т.д. Воспитатель обращает внимание малышей, что постройки у детей разные по цвету: «У Оли ворота желтые, а у Вовы – красные».
31 занятие
Постройка лесенки
Цель:
1. Научить детей строить лесенку, приставляя и накладывая кубики, кирпичики.
2. Учить понимать и называть слово «лесенка.
3. Учить детей произносить звукоподражание «топ-топ».
4. Учить различать форму кубика, кирпичика.
5. Учить играть с постройкой: водить по лесенке куклу Катю.
Воспитатель строит лестницу из трех кубов, приговаривая: «Сделаем лесенку: положим кубик, рядышком кубик и сверху еще кубик – вот и лесенка получилась! Что я сделала? Лесенку. А теперь наша Катя по лесенке пойдет «топ-топ» и вниз спустится «топ-топ». Затем строят и обыгрывают постройку дети.
32 занятие
Продолжение постройки лесенки
Воспитатель строит лесенку из трех крупных кирпичиков.
Если дети хорошо справляются с постройкой лесенок из трех кубов, можно показать им, как строить лесенку из шести кубов – три ступеньки.
33 занятие
Постройка домика
Цель:
1. Знакомство детей с новым элементом – треугольная призма.
2. Учить понимать и называть слова: «домик», «стена», «крыша».
3. Учить различать форму кубика, кирпичика, треугольной призмы.
4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.
5. Учить играть с постройкой.
Детям предлагается построить самый простой вариант дома (на два кубика устанавливается трехгранная призма). Анализируя образец, воспитатель обращает внимание на домик в целом, затем на его части в той последовательности, как он строился: «Стены сделаны из кубиков, которые стоят близко друг к другу. Крыша кладется на кубики. Вот какой красивый домик!»
В конце занятия дети обыгрывают постройки.
34 занятие
Продолжение постройки домика
Малышей учат строить более сложный домик (на два лежащих на узкой длинной грани кирпичика кладутся две призмы). Опять рассматривается и анализируется образец, показываются способы действий. Малыши могут украсить свои домики елочками (воспитатель обращает внимание на разный цвет домиков и елочек).
35 занятие
Продолжение постройки домика
Детям предлагается построить домик по образцу без показа приемов. Конструкция домика изменяется (на два вертикально стоящих кирпичиков нужно положить призму). В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть: «Гуляли матрешки около своих домиков. Пошел дождик – побежали они и спрятались все в домиках. Нельзя гулять! На дворе лужи, холодно. Но вот выглянуло солнышко, и пошла моя матрешка в гости к Таниной матрешке: «Пойдем со мной гулять». И т.д.
36 занятие
Продолжение постройки домика
Дети закрепляют навыки конструирования домика, но с некоторым усложнением (будка для собаки).
Воспитатель показывает, как к задней стенке домика приставить кирпичик, чтобы получилось окошко (положить его на узкую длинную грань, приставив широкой к домику). В конце занятия воспитатель предлагает детям для обыгрывания построек собачек, обращает внимание, что каждый строил один домик, а вместе стало много, потому что все строили дружно. И собачкам вместе весело жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план во второй группе раннего возраста с 1г. до 2 лет. Игры-занятия со строительным материалом.
Перспективный план разработан для детей раннего возраста. В перспективном планне предоставленны развёрнутые конспекты занятий которые дают возможность поэтапно обучать детей ст...
Рабочая учебная программа по разделу «Игры-занятия со строительным материалом». 2 группа раннего возраста.
Рабочая учебная программа по разделу «Игры-занятия со строительным материалом». 2 группа раннего возраста. (Срок реализации 1 год).Составлена на основе программы Воспитание и обучение в детском ...
Семинар -практикум "Игры -занятия со строительным материалом" для дошкольников от 1,5-7 лет
Семинар – практикум для воспитателей ...
конспект игры-занятия с использованием строительного материала
Конспект игры – занятияс использованием строительного материала «строим дом» (ранний возраст) Ц...
конспект игры-занятия с использованием строительного материала
Конспект игры – занятияс использованием строительного материала «строим дом» (ранний возраст)...
Открытое занятие: Игра-занятия с строительным материалом "Домик для матрешки"
Игра-занятия с строительным материалом "Домик для матрешки"...