Мастер-класс для педагогов. "Знакомство с народными промыслами через художественную литературу" "Плетение пояса"
план-конспект занятия
Повышение профессиольной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении пояса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Знакомство с народными промыслами через художественную литературу»
«Плетение пояса»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении пояса.
Задачи:
-формировать представление о народном промысле-плетение поясов, кушаков.
- познакомить с основными видами техник изготовления пояса»;
- формирование интереса к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности;
- создание эмоционально положительной атмосферы, радости и чувства удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Участники мастер-класса: воспитатели детского сада.
Планируемые результаты:
- изготовление пояса с помощью техники - дерганья;
- повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности детей по созданию изделия;
- проявление интереса педагогов к изготовлению традиционного народного пояса.
Оборудование:
компьютер, жгут для плетения.
Ход работы:
Душа народа - жизнь и быт,
Его культура и обряды,
Его поэтика и песни,
Его ремёсла и наряды.
В чём суть ее?
Постичь придётся
Поколеньям нашим молодым.
Всё это отголоском отзовётся,
И близким станет и родным.
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Народно-прикладное творчество-это область познания в которой можно не только показать предметы, сделанные руками мастеров, но и содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей своими руками. Это в свою очередь, способствует развитию мелкой моторике рук, что благоприятно сказывается на общем уровне развития каждого ребёнка. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Каждому человеку нашей богатой, славными традициями, страны, важно знать о ее истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве.
Изделия русских умельцев выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам : росписи посуды, глиняную и деревянную игрушку, кружевное плетение, гончарное и др.
Культуру России невозможно представить без художественной литературы. В ней содержится духовная история русского народа, моральные, эстетические, художественные ценности, накопленные годами. Великий педагог К.Д.Ушинский, выдвигая принцыпы народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее поколение народа в одно великое, историческое живое целое…».
Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность. Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни, а именно народные промыслы.
Так например «Горностаева гора»- замечательные сказы сибирского писателя и собирателя фольклора В.Галкина рассказывают о людях таёжных-охотниках, промысловиках, ремесленниках, травниках. В них есть истории о Седом Медведе и Горном Батюшке; о трудном и опасном ямщицком промысле; об умельце Терёхе, мастерившем певучие таратайки: «колёса у них певучие, и каждое свой голос имело: одно синицей посвистывает, другое кукушкой кукует, третье щеглом щёлкает, четвёртое жаворонком заливается». О плотнике Митюше, украшавшем избы дивной резьбой, чтобы людям в доме жить было радостно; о кузнеце, сковавшем крест невиданной красоты- «коли снизу через него на небо глянуть, будто кружевным узором по лазоревому полю выткано».
К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»-простой и понятный рассказ о льноткачестве для малышей.
Э.Петишка «Как кроту штанишки шили»-коротенькая сказка для малышей «…цветок, под которым он стоял, наклонился к нему и сказал: «Меня зовут Лён, и если ты сделаешь всё, что я тебе скажу, ты получишь свои штаны».
Уважаемые коллеги, сегодня я познакомлю вас с разнообразием русской культуры – ручного ткачества, научу Вас изготовлению поясов методом дерганья.
Ручное ткачество-необычное в наше время старинное ремесло. Оно не требует сложного оборудования и специального сырья. Может пригодиться любая пряжа, даже самые короткие остатки. В настоящее время используют нитки и другие материалы промышленного изготовления.
Немного из истории пояса.
В далёкие времена, когда ещё нигде не было ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни всё необходимое создавали собственными руками: посуду, игрушки, одежду. Конечно, в каждой части земного шара народы жили по-своему. Курская губерния славилась изготовлением различных поясов для одежды. Пояса изготавливали в Щигровском уезде, с. Троицком, Долговском и Каменевской волостях Курского уезда.
Ручное ткачество является одним из древних ремесел которое, несомненно может быть названо искусством. Длительный период развития ручного ткачества породил многообразие форм этого вида деятельности-от традиционных плетеных поясов до - арт объектов современного искусства. Произведение ручного ткачества всегда были важнейшей частью традиционно-бытовой культуры, тесно связано с историей и образом жизни людей, их эстетическими религиозными представлениями.
Распоясанный — что голый.
Славянский народный костюм начинается поясом — им и завершается. Рождался ребёнок — надевали на него поясок — тонкий, нательный, который полагалось носить всю жизнь, как позже, по принятии христианства, — крестик. Так и носили их вместе, обращаясь за помощью к языческим богам и Иисусу Христу.
Тельную опояску — тельник — надевали под русский сарафан, под косоворотку, не расставались с ним даже в бане, где человек особенно беззащитен перед чарами. Но большинство людей тельник берегли: второго такого не будет. Потому использовали его в особые моменты: при болезни, важном, опасном деле, уходя на войну. Знали: охранит он владельца от пули, сглаза, смертельного недуга.
Пояс закрывает и открывает.
Представить русский костюм — мужской, женский — распоясанным невозможно. До ХХ века в областях, где соблюдали традиции, показаться кому-то без пояса было равносильно тому, как замужней женщине предстать простоволосой. Даже муж и жена видели друг друга только опоясанными.
Зачастую поясов на человеке одновременно было несколько. Постепенно возник целый комплекс — под разные нужды:
• нательный, сетка, — надевали на голое тело как оберег;
• наживотник — узкая лента, тесьма для исподней рубахи;
• кушак — для верхней одежды, широкий, нарядный.
Это основные виды, а были ещё столбунец — широкая поперечнополосатая тканая опояска; чересел — кошелёк-«кишка» для тайного хранения денег — им опоясывались по голому телу; гулунец, плетешок, суконник, словесный (с надписями — «словесами»), множество прочих.
Для усиления обережной силы кушаки украшали специальными изображениями — вытканными, вышитыми коловратами, громовыми знаками, огнивцами, трикселями, крестами разных видов.
Изготовление пояса в технике дерганья:
Существует 4 основных вида ткачества и плетения поясов:
-плетение на спице;
-плетение на руках;
-ткачество на дощечках;
-ткачество на бердо.
Все эти виды изготовления поясов довольно древние и в разном соотношении существовали параллельно разным эпохам.
Мы сегодня будем изготавливать пояс в технике дёрганья.
Техника дёрганья — самая простая и самая древняя из всего множества, что сейчас известны.
• Чтобы сплести прочный шнур, берут 5 ниток одинаковой толщины, одного цвета или разноцветных, в 2 раза длиннее, чем будущее изделие.
• Нитки складывают пополам, свободные концы собирают пучком, надёжно закрепляют на чём-либо на уровне груди, петли надевают на пальцы — указательный, средний, безымянный правой руки; средний и указательный — левой (рисунок А).
• Свободным рабочим пальцем оказывается левый безымянный. Им захватывают петлю с указательного правой, протягивают через другие петли на правой руке (рисунок Б).
• Теперь справа — 2 петли. Их перекидывают на указательный и средний, освобождая безымянный, который становится рабочим и проделывает те же манипуляции, что безымянный палец левой руки — зеркально.
Далее движения повторяют столько раз, сколько длины требуется, не забывая осаживать полотно после каждой протяжки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов»
Мастер-класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов» Цель: познакомить родителей с понятием «пластилинография», с приемами и способами изображения, научить совместной с деть...
МАСТЕР КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ЛОТО «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...
Мастер-класс "Пять цветочных узоров" по мотивам народных промыслов
В презентации представлены пошаговые инструкции по рисованию цветочного орнамента. Орнамент представлен в пяти разных видах росписи, с которыми знакомятся дети-дошкольники: городец, хохлома, гжель, жо...
Мастер- класс " Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраст посредством художественной литературы"
Делюсь опытом....
Мастер-класс для педагогов: "Техника пейп-арт. Народные промыслы"
Мастер-класс для педагогов...
МАСТЕР КЛАСС «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».
МАСТЕР КЛАСС "Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». ...
Методические рекомендации к ЛЭПбуку " «Знакомство с народными промыслами через народную игрушку»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Необходимо посеять и взрастить в детской душе ...