Мастер-класс для педагогов. "Знакомство с народными промыслами через художественную литературу" "Плетение пояса"
план-конспект занятия

Широких Анна Владимировна

Повышение профессиольной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении пояса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Мастер-класс для педагогов

«Знакомство с народными промыслами через художественную литературу»

                    «Плетение пояса»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении пояса.

Задачи:

-формировать представление о народном промысле-плетение поясов, кушаков.

- познакомить с основными видами техник изготовления пояса»;

- формирование интереса к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности;

-  создание эмоционально положительной атмосферы, радости и чувства удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Участники мастер-класса: воспитатели детского сада.

Планируемые результаты:

-  изготовление пояса с помощью техники - дерганья;

- повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности детей по созданию изделия;

- проявление интереса педагогов к изготовлению традиционного народного пояса.

Оборудование:

компьютер, жгут для плетения.

Ход работы:

 Душа народа - жизнь и быт,

 Его культура и обряды,

 Его поэтика и песни,

Его ремёсла и наряды.

В чём суть ее?

Постичь придётся

Поколеньям нашим молодым.

Всё это отголоском отзовётся,

И близким станет и родным.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Народно-прикладное творчество-это область познания в которой можно не только показать предметы, сделанные руками мастеров, но и содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей своими руками. Это в свою очередь, способствует развитию мелкой моторике рук, что благоприятно сказывается на общем уровне развития каждого ребёнка. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

 Каждому человеку нашей богатой, славными традициями, страны, важно знать о ее истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве.

Изделия русских умельцев выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам : росписи посуды, глиняную и деревянную игрушку, кружевное плетение, гончарное и др. 

Культуру России невозможно представить без художественной литературы. В ней содержится духовная история русского народа, моральные, эстетические, художественные ценности, накопленные годами. Великий педагог К.Д.Ушинский, выдвигая принцыпы народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее поколение народа в одно великое, историческое живое целое…».

Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность. Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни, а именно народные промыслы.

Так например  «Горностаева гора»- замечательные сказы сибирского писателя и собирателя фольклора В.Галкина рассказывают о людях таёжных-охотниках, промысловиках, ремесленниках, травниках. В них есть истории о Седом Медведе и Горном Батюшке; о трудном и опасном ямщицком промысле; об умельце Терёхе, мастерившем певучие таратайки: «колёса у них певучие, и каждое свой голос имело: одно синицей посвистывает, другое кукушкой кукует, третье щеглом щёлкает, четвёртое жаворонком заливается». О плотнике Митюше, украшавшем избы дивной резьбой, чтобы людям в доме жить было радостно; о кузнеце, сковавшем крест невиданной красоты- «коли снизу через него на небо глянуть, будто кружевным узором по лазоревому полю выткано».  

К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»-простой и понятный рассказ о льноткачестве для малышей.

Э.Петишка «Как кроту штанишки шили»-коротенькая сказка для малышей «…цветок, под которым он стоял, наклонился к нему и сказал: «Меня зовут Лён, и если ты сделаешь всё, что я тебе скажу, ты получишь свои штаны».

    Уважаемые коллеги, сегодня я познакомлю вас с разнообразием русской культуры – ручного ткачества, научу Вас изготовлению поясов методом дерганья.

Ручное ткачество-необычное в наше время старинное ремесло. Оно не требует сложного оборудования и специального сырья. Может пригодиться любая пряжа, даже самые короткие остатки. В настоящее время используют нитки и другие материалы промышленного изготовления.

Немного из истории пояса.

В далёкие времена, когда ещё нигде не было ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни всё необходимое создавали собственными руками: посуду, игрушки, одежду. Конечно, в каждой части земного шара народы жили по-своему. Курская губерния славилась изготовлением различных поясов для одежды. Пояса изготавливали в Щигровском уезде, с. Троицком, Долговском и Каменевской волостях Курского уезда.

Ручное ткачество является одним из древних ремесел которое, несомненно может быть названо искусством. Длительный период развития ручного ткачества породил многообразие форм этого вида деятельности-от традиционных плетеных поясов до - арт объектов современного искусства. Произведение ручного ткачества всегда были важнейшей частью традиционно-бытовой культуры, тесно связано с историей и образом жизни людей, их эстетическими религиозными представлениями.

 Распоясанный — что голый.

Славянский народный костюм начинается поясом — им и завершается. Рождался ребёнок — надевали на него поясок — тонкий, нательный, который полагалось носить всю жизнь, как позже, по принятии христианства, — крестик. Так и носили их вместе, обращаясь за помощью к языческим богам и Иисусу Христу.

Тельную опояску — тельник — надевали под русский сарафан, под косоворотку, не расставались с ним даже в бане, где человек особенно беззащитен перед чарами. Но большинство людей тельник берегли: второго такого не будет. Потому использовали его в особые моменты: при болезни, важном, опасном деле, уходя на войну. Знали: охранит он владельца от пули, сглаза, смертельного недуга.

Пояс закрывает и открывает.

Представить русский костюм — мужской, женский — распоясанным невозможно. До ХХ века в областях, где соблюдали традиции, показаться кому-то без пояса было равносильно тому, как замужней женщине предстать простоволосой. Даже муж и жена видели друг друга только опоясанными.

Зачастую поясов на человеке одновременно было несколько. Постепенно возник целый комплекс — под разные нужды:

•        нательный, сетка, — надевали на голое тело как оберег;

•        наживотник — узкая лента, тесьма для исподней рубахи;

•        кушак — для верхней одежды, широкий, нарядный.

Это основные виды, а были ещё столбунец — широкая поперечнополосатая тканая опояска; чересел — кошелёк-«кишка» для тайного хранения денег — им опоясывались по голому телу; гулунец, плетешок, суконник, словесный (с надписями — «словесами»), множество прочих.

Для усиления обережной силы кушаки украшали специальными изображениями — вытканными, вышитыми коловратами, громовыми знаками, огнивцами, трикселями, крестами разных видов.

Изготовление пояса в технике дерганья:

Существует 4 основных вида ткачества и плетения поясов:

-плетение на спице;

-плетение на руках;

-ткачество на дощечках;

-ткачество на бердо.

Все эти виды изготовления поясов довольно древние и в разном соотношении существовали параллельно разным эпохам.

Мы сегодня будем изготавливать пояс в технике дёрганья.

Техника дёрганья — самая простая и самая древняя из всего множества, что сейчас известны.

•        Чтобы сплести прочный шнур, берут 5 ниток одинаковой толщины, одного цвета или разноцветных, в 2 раза длиннее, чем будущее изделие.

•        Нитки складывают пополам, свободные концы собирают пучком, надёжно закрепляют на чём-либо на уровне груди, петли надевают на пальцы — указательный, средний, безымянный правой руки; средний и указательный — левой (рисунок А).

•        Свободным рабочим пальцем оказывается левый безымянный. Им захватывают петлю с указательного правой, протягивают через другие петли на правой руке (рисунок Б).

•        Теперь справа — 2 петли. Их перекидывают на указательный и средний, освобождая безымянный, который становится рабочим и проделывает те же манипуляции, что безымянный палец левой руки — зеркально.

 

Далее движения повторяют столько раз, сколько длины требуется, не забывая осаживать полотно после каждой протяжки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов»

Мастер-класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов» Цель: познакомить родителей с понятием «пластилинография», с приемами и способами изображения, научить совместной с деть...

Мастер-класс "Пять цветочных узоров" по мотивам народных промыслов

В презентации представлены пошаговые инструкции по рисованию цветочного орнамента. Орнамент представлен в пяти разных видах росписи, с которыми знакомятся дети-дошкольники: городец, хохлома, гжель, жо...

МАСТЕР КЛАСС «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

МАСТЕР КЛАСС "Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». ...

Методические рекомендации к ЛЭПбуку " «Знакомство с народными промыслами через народную игрушку»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Необходимо посеять и взрастить в детской душе ...