Мастер-класс для педагогов. "Знакомство с народными промыслами через художественную литературу" "Плетение пояса"
план-конспект занятия
Повышение профессиольной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении пояса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Знакомство с народными промыслами через художественную литературу»
«Плетение пояса»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении пояса.
Задачи:
-формировать представление о народном промысле-плетение поясов, кушаков.
- познакомить с основными видами техник изготовления пояса»;
- формирование интереса к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности;
- создание эмоционально положительной атмосферы, радости и чувства удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Участники мастер-класса: воспитатели детского сада.
Планируемые результаты:
- изготовление пояса с помощью техники - дерганья;
- повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности детей по созданию изделия;
- проявление интереса педагогов к изготовлению традиционного народного пояса.
Оборудование:
компьютер, жгут для плетения.
Ход работы:
Душа народа - жизнь и быт,
Его культура и обряды,
Его поэтика и песни,
Его ремёсла и наряды.
В чём суть ее?
Постичь придётся
Поколеньям нашим молодым.
Всё это отголоском отзовётся,
И близким станет и родным.
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Народно-прикладное творчество-это область познания в которой можно не только показать предметы, сделанные руками мастеров, но и содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей своими руками. Это в свою очередь, способствует развитию мелкой моторике рук, что благоприятно сказывается на общем уровне развития каждого ребёнка. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Каждому человеку нашей богатой, славными традициями, страны, важно знать о ее истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве.
Изделия русских умельцев выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам : росписи посуды, глиняную и деревянную игрушку, кружевное плетение, гончарное и др.
Культуру России невозможно представить без художественной литературы. В ней содержится духовная история русского народа, моральные, эстетические, художественные ценности, накопленные годами. Великий педагог К.Д.Ушинский, выдвигая принцыпы народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее поколение народа в одно великое, историческое живое целое…».
Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность. Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни, а именно народные промыслы.
Так например «Горностаева гора»- замечательные сказы сибирского писателя и собирателя фольклора В.Галкина рассказывают о людях таёжных-охотниках, промысловиках, ремесленниках, травниках. В них есть истории о Седом Медведе и Горном Батюшке; о трудном и опасном ямщицком промысле; об умельце Терёхе, мастерившем певучие таратайки: «колёса у них певучие, и каждое свой голос имело: одно синицей посвистывает, другое кукушкой кукует, третье щеглом щёлкает, четвёртое жаворонком заливается». О плотнике Митюше, украшавшем избы дивной резьбой, чтобы людям в доме жить было радостно; о кузнеце, сковавшем крест невиданной красоты- «коли снизу через него на небо глянуть, будто кружевным узором по лазоревому полю выткано».
К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»-простой и понятный рассказ о льноткачестве для малышей.
Э.Петишка «Как кроту штанишки шили»-коротенькая сказка для малышей «…цветок, под которым он стоял, наклонился к нему и сказал: «Меня зовут Лён, и если ты сделаешь всё, что я тебе скажу, ты получишь свои штаны».
Уважаемые коллеги, сегодня я познакомлю вас с разнообразием русской культуры – ручного ткачества, научу Вас изготовлению поясов методом дерганья.
Ручное ткачество-необычное в наше время старинное ремесло. Оно не требует сложного оборудования и специального сырья. Может пригодиться любая пряжа, даже самые короткие остатки. В настоящее время используют нитки и другие материалы промышленного изготовления.
Немного из истории пояса.
В далёкие времена, когда ещё нигде не было ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни всё необходимое создавали собственными руками: посуду, игрушки, одежду. Конечно, в каждой части земного шара народы жили по-своему. Курская губерния славилась изготовлением различных поясов для одежды. Пояса изготавливали в Щигровском уезде, с. Троицком, Долговском и Каменевской волостях Курского уезда.
Ручное ткачество является одним из древних ремесел которое, несомненно может быть названо искусством. Длительный период развития ручного ткачества породил многообразие форм этого вида деятельности-от традиционных плетеных поясов до - арт объектов современного искусства. Произведение ручного ткачества всегда были важнейшей частью традиционно-бытовой культуры, тесно связано с историей и образом жизни людей, их эстетическими религиозными представлениями.
Распоясанный — что голый.
Славянский народный костюм начинается поясом — им и завершается. Рождался ребёнок — надевали на него поясок — тонкий, нательный, который полагалось носить всю жизнь, как позже, по принятии христианства, — крестик. Так и носили их вместе, обращаясь за помощью к языческим богам и Иисусу Христу.
Тельную опояску — тельник — надевали под русский сарафан, под косоворотку, не расставались с ним даже в бане, где человек особенно беззащитен перед чарами. Но большинство людей тельник берегли: второго такого не будет. Потому использовали его в особые моменты: при болезни, важном, опасном деле, уходя на войну. Знали: охранит он владельца от пули, сглаза, смертельного недуга.
Пояс закрывает и открывает.
Представить русский костюм — мужской, женский — распоясанным невозможно. До ХХ века в областях, где соблюдали традиции, показаться кому-то без пояса было равносильно тому, как замужней женщине предстать простоволосой. Даже муж и жена видели друг друга только опоясанными.
Зачастую поясов на человеке одновременно было несколько. Постепенно возник целый комплекс — под разные нужды:
• нательный, сетка, — надевали на голое тело как оберег;
• наживотник — узкая лента, тесьма для исподней рубахи;
• кушак — для верхней одежды, широкий, нарядный.
Это основные виды, а были ещё столбунец — широкая поперечнополосатая тканая опояска; чересел — кошелёк-«кишка» для тайного хранения денег — им опоясывались по голому телу; гулунец, плетешок, суконник, словесный (с надписями — «словесами»), множество прочих.
Для усиления обережной силы кушаки украшали специальными изображениями — вытканными, вышитыми коловратами, громовыми знаками, огнивцами, трикселями, крестами разных видов.
Изготовление пояса в технике дерганья:
Существует 4 основных вида ткачества и плетения поясов:
-плетение на спице;
-плетение на руках;
-ткачество на дощечках;
-ткачество на бердо.
Все эти виды изготовления поясов довольно древние и в разном соотношении существовали параллельно разным эпохам.
Мы сегодня будем изготавливать пояс в технике дёрганья.
Техника дёрганья — самая простая и самая древняя из всего множества, что сейчас известны.
• Чтобы сплести прочный шнур, берут 5 ниток одинаковой толщины, одного цвета или разноцветных, в 2 раза длиннее, чем будущее изделие.
• Нитки складывают пополам, свободные концы собирают пучком, надёжно закрепляют на чём-либо на уровне груди, петли надевают на пальцы — указательный, средний, безымянный правой руки; средний и указательный — левой (рисунок А).
• Свободным рабочим пальцем оказывается левый безымянный. Им захватывают петлю с указательного правой, протягивают через другие петли на правой руке (рисунок Б).
• Теперь справа — 2 петли. Их перекидывают на указательный и средний, освобождая безымянный, который становится рабочим и проделывает те же манипуляции, что безымянный палец левой руки — зеркально.
Далее движения повторяют столько раз, сколько длины требуется, не забывая осаживать полотно после каждой протяжки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов»
Мастер-класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов» Цель: познакомить родителей с понятием «пластилинография», с приемами и способами изображения, научить совместной с деть...
МАСТЕР КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ЛОТО «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...

Мастер-класс "Пять цветочных узоров" по мотивам народных промыслов
В презентации представлены пошаговые инструкции по рисованию цветочного орнамента. Орнамент представлен в пяти разных видах росписи, с которыми знакомятся дети-дошкольники: городец, хохлома, гжель, жо...

Мастер- класс " Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраст посредством художественной литературы"
Делюсь опытом....

МАСТЕР КЛАСС «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».
МАСТЕР КЛАСС "Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». ...
Методические рекомендации к ЛЭПбуку " «Знакомство с народными промыслами через народную игрушку»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Необходимо посеять и взрастить в детской душе ...