ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по информатике (подготовительная группа)
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Информационные технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны не приводить к замене традиционных методов, а способствовать расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты Правительством Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к основной общеобразовательной программе дошкольного образования ориентируют педагогов на внесение изменений в организацию образовательной деятельности в детском саду. Педагог должен быть более компетентным в своей профессиональной деятельности, а значит, изменять и способы организации взаимодействия педагога с ребенком.
Включение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет детям выйти за круг явлений и предметов, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо. Следовательно, педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения, новых информационно-коммуникационных технологий в свою практическую деятельность.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении позволяет модернизировать образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. С помощью информационно-коммуникационных технологий педагог может более доступно и оригинально преподнести материал, доступный детям соответственно их возрасту. Преподнесение в оригинальной форме материала увлекает детей, увеличивая у них интерес к получению знаний и повышая уровень их познавательных возможностей.
Значительной особенностью информационно-коммуникационных технологий является то, что ребёнок не получает готовые знания, а он учится приобретать их самостоятельно. Информационно-коммуникационные технологии позволяют детям на повышенном эмоциональном фоне погрузиться в сказочный мир, увидеть его детскими глазами, испытать восторг, удивление, сделать первые открытия. Еще до появления информационно-коммуникационных технологий была выявлена зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Доказанным является факт, что в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, l/З часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного и 3/4 части материала — если ребенок привлечен к активным действиям в процессе обучения: одновременно задействованы речевая деятельность, сенсорное восприятие (слух, зрение), мелкая моторика, психические процессы (память, мышление, воображение и др.). Таким образом, интерактивные формы работы с детьми позволяют педагогам формировать основы логического мышления, модернизировать и интенсифицировать процесс образования, что является мощным мотивационным средством.
В настоящее время основная задача применения информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении — это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента образовательной системы в соответствии с ФГОС. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей.
Вопросы применения ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста рассматриваются в исследованиях Бревновой Ю.А.; Иванова Д.В., Рублева А.В.; Давыдовой О.В; Кажаловой Т.А.; Чукановой С. И.; Очировой О.Д.
Актуальность работы в этом направлении продиктована самим временем. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. Поэтому, современному педагогу необходимо знать о том, какие информационные технологии существуют на данный момент, ориентироваться в их многообразии и подбирать оптимальную, удовлетворяющую поставленные им цели и задачи, технологию, для своей педагогической практики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozorez_e.yu_.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Особенности организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста …………………………………………………….7
- Характеристика информационно- коммуникационных технологий, применяемых в работе с дошкольниками ………………………………14
- Педагогические условия организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста средствами ИКТ…………………….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………40
ВВЕДЕНИЕ
«Новые знания и технологии не должны лежать под сукном, не должны оставаться мертвым грузом. Мы с вами все прекрасно понимаем — такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет. Чтобы этого не произошло, предстоит сформировать и заново создать механизмы распространения информации, сделать ее открытой и максимально доступной, через использование ИКТ».
В.В.Путин
Актуальность исследования. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Информационные технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны не приводить к замене традиционных методов, а способствовать расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты Правительством Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к основной общеобразовательной программе дошкольного образования ориентируют педагогов на внесение изменений в организацию образовательной деятельности в детском саду. Педагог должен быть более компетентным в своей профессиональной деятельности, а значит, изменять и способы организации взаимодействия педагога с ребенком.
Включение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет детям выйти за круг явлений и предметов, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо. Следовательно, педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения, новых информационно-коммуникационных технологий в свою практическую деятельность.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении позволяет модернизировать образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. С помощью информационно-коммуникационных технологий педагог может более доступно и оригинально преподнести материал, доступный детям соответственно их возрасту. Преподнесение в оригинальной форме материала увлекает детей, увеличивая у них интерес к получению знаний и повышая уровень их познавательных возможностей.
Значительной особенностью информационно-коммуникационных технологий является то, что ребёнок не получает готовые знания, а он учится приобретать их самостоятельно. Информационно-коммуникационные технологии позволяют детям на повышенном эмоциональном фоне погрузиться в сказочный мир, увидеть его детскими глазами, испытать восторг, удивление, сделать первые открытия. Еще до появления информационно-коммуникационных технологий была выявлена зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Доказанным является факт, что в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, l/З часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного и 3/4 части материала — если ребенок привлечен к активным действиям в процессе обучения: одновременно задействованы речевая деятельность, сенсорное восприятие (слух, зрение), мелкая моторика, психические процессы (память, мышление, воображение и др.). Таким образом, интерактивные формы работы с детьми позволяют педагогам формировать основы логического мышления, модернизировать и интенсифицировать процесс образования, что является мощным мотивационным средством.
В настоящее время основная задача применения информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении — это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента образовательной системы в соответствии с ФГОС. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей.
Вопросы применения ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста рассматриваются в исследованиях Бревновой Ю.А.; Иванова Д.В., Рублева А.В.; Давыдовой О.В; Кажаловой Т.А.; Чукановой С. И.; Очировой О.Д.
Актуальность работы в этом направлении продиктована самим временем. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. Поэтому, современному педагогу необходимо знать о том, какие информационные технологии существуют на данный момент, ориентироваться в их многообразии и подбирать оптимальную, удовлетворяющую поставленные им цели и задачи, технологию, для своей педагогической практики.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение условий применения современных информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста средствами ИКТ
Гипотеза исследования: применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность и вариативность образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Выявить особенности организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду.
2. Изучить виды информационно-коммуникационных технологий, применяемых в работе с дошкольниками, определить формы и требования работы с ними.
3. Выявить педагогические условия организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста средствами ИКТ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Особенности организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Долгое время основной формой организации обучения в детском саду считалось учебное занятие, строящееся по типу школьного урока в фронтальной форме. Вооружение детей, знаниями, умениями и навыками, привитие послушания рассматривались как главная цель образовательной деятельности в детском саду. Активность детей подавлялась в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Содержание занятия жестко регламентировалось методическим пособием реализуемой программы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» »(утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.
Введение стандартов дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В детском саду отсутствует жесткая предметность, что является значимым отличием дошкольного образования от общего. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС ставит превыше всего игру и индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Важно отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Это:
- Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
- Образовательная деятельность в режимных моментах;
- Организованная образовательная деятельность;
- Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает различные образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности.
Так, в раннем возрасте (1год – 3 года), приоритеты в выборе форм организации образовательной деятельности принадлежат предметной деятельности. Это могут быть, например, игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.). Важным фактором развития и неотъемлемой частью образовательной деятельности является общение со взрослым, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Воспитание и развитие ребенка раннего возраста происходит и в процессе самообслуживания, действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Образовательная деятельность включает восприятие детьми смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательную активность.
Реализуя содержание образовательных областей в работе с детьми дошкольного возраста (3 года – 7 лет), педагог учитывает ведущий в этом возрасте вид деятельности – игровую, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и другие виды игр. В процессе образовательной деятельности дошкольников воспитатель осуществляет развитие коммуникативной сферы (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), организует познавательно-исследовательскую деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Овладение ребенком детскими видами деятельности осуществляется в процессе конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательной (овладение основными движениями) форм активности ребенка [21].
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная), их интереса детей к данному виду образовательной деятельности; сложности материала.
В тоже время необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для дальнейшего обучения в школе.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОО на современном этапе - это уход от учебной деятельности в форме фронтальных занятий по типу школьных уроков, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Процесс обучения при этом остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
В процессе теоретического анализа мы уточнили, что образовательная деятельность детей осуществляется в процессе всех режимных моментов. Нами отмечено, что эта деятельность также является планомерным, систематичным образовательным процессом.
Таким образом, образовательная деятельность детей дошкольного возраста осуществляется в утренние и вечерние часы, на прогулке, при проведении режимных моментов.
Целями образовательной деятельности дошкольников в режиме дня являются: охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья; формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира); освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений; формирование у детей положительного отношения к труду.
Разнообразными являются формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
- подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
- оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
- анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
- игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
- опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
- беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
- слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
- вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
Говор о самостоятельной деятельности детей, можно сказать, что здесь имеются особенности её организации педагогом дошкольного образования.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
-содержательно – насыщенной,
-трансформируемой;
-полифункциональной;
-вариативной;
-доступной;
-безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования [21].
Таким образом, мы понимаем, что современная организация образовательной деятельности в дошкольных учреждениях в корне отличается от той, что была несколько десятилетий назад. Новые подходы к обучению детей обуславливают потребность педагогов идти в ногу со временем, умело использовать не только традиционные, но и инновационные технологи в своей педагогической практике, в том числе и коммуникативно-информационные технологии.
- Характеристика информационно- коммуникационных технологий, применяемых в работе с дошкольниками
Как уже говорилось выше, в современных условиях развития образования, в том числе и дошкольного, происходят значительные изменения в целевых ориентирах, требованиях к профессиональной подготовке педагогов, особенностях организации образовательной деятельности. Возникает потребность в разработке и внедрении инновационных информационных ресурсов, технологии.
Инновационные технологии - это организационно-методический инструментарий педагогического процесса в ДОО, представляющий собой систему методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение образовательных задач в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. В настоящее время одним из основных инновационных направлений является применение в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).
В совокупности ИКТ представляет собой сочетание двух видов технологий: информационных и коммуникационных.
Информационные технологии составляет комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).
Согласно словарям, информационно-коммуникационные технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям, способствующим реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.
По другим данным информационно-коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Мы обобщили данные понятия и понимаем под информационно-коммуникационными технологиями личностно-ориентированные технологии, к которым относятся различные устройства, механизмы, способы и алгоритмы обработки информации, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.
Для образовательной деятельности детей дошкольного возраста с применением ИКТ важным является изучение их видов. Рассмотрим далее наиболее распространённые виды ИКТ.
Изучение подходов к классификации информационно-коммуникационных технологий показало, что наиболее традиционным является основание по области методического назначения, согласно которому выделяют:
- обучающие ИКТ, с помощью которых учащимся сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень обучения);
- тренажеры, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала. тренажер обязательно должен быть нацелен на какие-то знания, вопросы и коррекцию (программа проверяет, дает анализ и снова тренирует необходимые участки знаний). Важно при формировании тренажеров учесть алгоритм оценки результирующего тестирования с предоставлением только той информации, которая слабо усвоена с возможным уточнением этой информации;
- информационно-поисковые и справочные ИКТ, сообщающие сведения и формирующие знания и навыки по систематизации информации;
- демонстрационные ИКТ, визуализирующие изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;
- имитационные ИКТ, представляющие определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;
- лабораторные ИКТ, позволяющие проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;
- моделирующие ИКТ, позволяющие моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;
- расчетные ИКТ, автоматизирующие различные расчеты и другие рутинные операции;
- учебно-игровые ИКТ, предназначенные для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме [18].
В настоящее время появилось большое количество средств ИКТ: компьютер, принтер, проектор, устройства для ввода текстовой, аудио и визуальной информации, виртуальный компьютер и др. у каждого из перечисленных средств есть свое предназначение в образовательном процессе.
Наиболее распространённым средством ИКТ в настоящее время является компьютер - универсальное устройство обработки и хранения информации педагогом и детьми.
Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную участниками образовательного процесса. Для работы с детьми дошкольного возраста необходим или желателен цветной принтер.
Проектор - радикально повышает уровень наглядности в работе педагога. Благодаря проектору воспитатель получает возможность показать детям крупные изображения изучаемых объектов, продемонстрировать презентации, специально подготовленные для проведения образовательной деятельности, показать фильмы, мультфильмы и обучающие видеоролики.
Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а также устройства рукописного ввода. Существуют соответствующие устройства для воспитанников с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность непосредственно включать в образовательную деятельность с детьми информационные образы окружающего мира.
Управляемые компьютером устройства дают возможность воспитанникам различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления
Виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели, проводить эксперименты с этими моделями.
Использование средств ИКТ в образовательной деятельности всегда вызывало споры, поэтому в нашей работе мы решили отразить положительные и отрицательные стороны использования ИКТ в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютерное, мультимедийное и интерактивное оборудование обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• материал предоставляется дошкольниками в доступной форме (например, мультипликационной), ярко, образно, с движениями и звуком, что надолго удерживает внимание детей;
• поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• в процессе своей деятельности дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
• компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, поощряет детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Тем не менее, в использовании информационно-коммуникационных технологий, мы не можем обойти стороной обсуждение и недостатков ИКТ.
Во-первых, при внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
Во-вторых, остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
В-третьих, чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а также отрицательно сказаться на его психическом здоровье (о правильной дозировке времени работы с ИКТ мы будем говорить далее).
В-четвертых, для детей дошкольного возраста, особенно детей застенчивых наиболее актуальным является общение с другим ребенком или взрослым, нежели работа с компьютером, который не научит ребенка раскрепощаться и свободно самореализовываться в обществе (речь о индивидуальной работе с компьютером, не предполагающей участия других людей).
В-пятых, не стоит делать в работе с дошкольниками упор исключительно на компьютер и мультимедиа, важно использовать и другие зарекомендовавшие себя временем и практикой формы и методы работы.
Таким образом, педагогу дошкольного образования в работе с применением ИКТ важно учитывать, как положительные, так и отрицательные стороны данного процесса.
Анализ научной и методической литературы позволяет нам определить значение ИКТ в работе с дошкольниками:
• у ребенка формируется мотивационная, интеллектуальная операционная готовность использовать ИКТ для осуществления своей деятельности;
• ИКТ служит обогащения (познавательной) личности что важным всестороннего
• обеспечивает дошкольниками уровня интеллектуального необходимого не для учебной в но и для последующей
• дает выявления и одаренных а широкой и развития
• является средством совершенствования и воспитания в условиях;
Современные исследователи, являющиеся приверженцами внесения ИКТ в образовательный процесс говорят о том, что «компьютер интеллектуальное в отношении отличается от Книга – накопления но не ими. оперировал во все а надо что компьютер среда для знаний, также для и знаниями с людьми. же сам определяет эти но то раздвижение беспредельно» [20].
В от технических обучения технологии не насытить большим готовых, отобранных, образом знаний, но и интеллектуальные, способности и, что актуально в детстве, – самостоятельно новые А хочется такую особенность как его использования: он быть как обучения( о чем мы выше), так и изучения.
Сирадж-Блэтчфорд Сирадж-Блэтчфорд and 2006) в образовании главные на ИКТ оказывать влияние:
Коммуникация сотрудничество. Они естественным при задач, видеозаписи, того, что видят на в с игрушками. Но для максимальной от ИКТ требуется взрослых.
Творчество. Для чтобы творческие детям освоить схем и на в можно эти в контекстах. микромиры предоставлять возможности для их и в них использовать средства и для цели.
Социально-драматические Существуют возможности для ИКТ в игры Известны эксперименты по детей с моделями агентства, и в взаимодействие в через экран. существует необходимость развития ИКТ программных так и новаторы-педагоги, вместе с могут очень
Обучение Есть доказательства что можно чтобы даже маленьким думать о как это Паперт 1980), и что ИКТ, развитие учебных в помогающие в обучению, это в те же которые эффективным поддерживают сотрудничество и игры, выше.
Компьютер сложным познания, что более требования к деятельности Становясь познания, способствует развитию закреплению уже знаний и познанию реализации творческих развитию самостоятельности. ребенком в деятельности существенное на стороны его развития.
В игровой дошкольника, компьютерными возникают новообразования мышление, воображение, к результата проектные мышления и которые к повышению способностей Возникает ряд детских тесно с играми конструирование, экспериментирование, и
Проявляются всей такие как представление, и возникают и на прогноза личности горизонты
Общение компьютером у живой сначала как деятельность, а и как Этот и в формирования важных как мотивация, память и и эти обеспечивают готовность к в
Играя компьютере, рано понимать, что на – это не вещи, а знаки реальных Таким у начинает так знаковая сознания, то понимание что несколько окружающего нас – это и вещи, и схемы, или и
В занятий на улучшаются их и
Использование приемов и в форме, непроизвольное детей, развить внимание. в возрасте непроизвольным то они не осознанно запомнить тот или материал. И только является и ребенок обращает на внимание. В случае, просто так как информацию в для форме, что не ускоряет содержания, но и его и
Занятия на имеют значение для интеллекта и для их В играх, от простых до детям учиться пальцами на клавиши, что мелкую рук, детей. отмечают, чем мы мелких и движений тем участков включается в На с очень роль в головного имеют и Чем мы в то, над чем тем пользы нашему Вот так формирование координации и совместной зрительного и анализаторов, что с достигается на детей на
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает не только развить интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
В детских садах, где установлены компьютеры, у детей появляются новые темы для общения – они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. За счет этого значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий.
Существенно возрастает самооценка ребенка. Дома, во дворе он с достоинством рассказывает товарищам о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа.
Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности ребенка.
Итак, изучив в данном параграфе все виды и средства ИКТ, мы пришли к выводу, что практика организации образовательной деятельности в детском саду с применением средств информационно-коммуникативных технологий на данный момент развита очень слабо. Наиболее распространенные занятия по средствам ИКТ в детском саду проводятся в групповой форме и включают в себя обучающие и демонстрационные виды ИКТ, средствами которых являются компьютер, проектор, устройства для ввода и манипуляции экранными объектами, реже- устройства для записи (фото- и видеокамеры, сканеры и т.д.) Такое положение еще раз доказывает актуальность нашей работы и важность владения информацией о возможностях работы с ИКТ в образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Наличие педагогической компетенции в рамках нашей темы, позволит педагогам расширить свои возможности практической деятельности, сделает занятия с детьми еще более интересными и увлекательными, идущими в ногу со временем и, самое главное, будут увлекать не только детей, но и самого педагога.
1.3.Педагогические условия организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста средствами ИКТ
Современному педагогу дошкольного образования, реализующему ИКТ в своей практике, необходимо опираться на ряд требований, регламентируемых нормативными документами. К таким документам относятся:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
3. Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
4. Нормативные документы, положения и устав дошкольной образовательной организации.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо строго руководствоваться требованиями к правильной дозировки времени работы со средствами ИКТ, о которой мы упоминали ранее. Уточним конкретные нормы времени, которые рекомендуется соблюдать при проведении образовательной деятельности детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Образовательную деятельность с использованием ИКТ для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 раза в течение дня и не более 3 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. Допустимое расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети - 2 - 2,5 метра. Продолжительность интерактивных игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6-7 лет - 15 минут. По окончании такого занятия проводить с детьми гимнастику для глаз.
Таким образом, при грамотном использовании, при правильной организации образовательного процесса ИКТ может широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Проанализировав литературу, мы можем сказать, что при использовании компьютеров и интерактивного оборудования в помещении также выделяются специальные условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Если отделка кабинета включает в себя полимерные материалы, то напряженность электростатического поля увеличивается. Использование ковров и ковровых изделий в таких помещениях запрещается. Пол должен иметь антистатическое покрытие.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. [1]
Существуют определенные программы, которые можно использовать на занятиях с использованием ИКТ, а также на занятиях по изучению самого компьютера. К таким программам относятся:
- «Дракоша и занимательная информатика» (издательство «Медиа 2000»)
- Тренажер клавиатуры «Почитай-ка» (1-С Образовательная коллекция)
- Демоверсия электронного учебника «Изучаю компьютер» (А.А.Дуванов. «Работландия») (приложение 1).
Содержание образовательной деятельности средствами ИКТ имеет свои принципы, которые должен учитывать каждый педагог при подготовке к подобного рода занятиям:
- Необходимо исключать программы низкого качества. Если игра или программа не работает должным образом, ребенок теряет к ним интерес.
- Программы и игры должны быть разнообразными. Если у нас есть ограниченный выбор программ и мы постоянно пользуемся одной, она может поддерживать схематичное мышление (только одно решение правильно, то, которое выдает компьютер). Ребенок при этом не развивается (дети знают, где надо нажимать на кнопку мыши, и выбирают ответы автоматически). Это может вызвать негибкость мышления, проявляющуюся, в частности, при решении задач.
- Материал необходимо подбирать в соответствии с возрастными особенностями детей и опираясь на их личный опыт( материал должен быть понятен ребенку, не должно быть сложных научных определений и т.д.)
Формы работы с использованием ИКТ могут быть различными, в зависимости от целей и условий образовательной деятельности. Наиболее распространенными формами являются групповое взаимодействие и обучение по подгруппам, реже- индивидуально. Например, если дети готовят общий мультфильм, то в данном случае работа будет стоиться со всей группой детей, если же это организованные занятие в компьютерном классе, то чаще всего используется форма проведения занятия по подгруппам.
Ознакомившись с принципами и формами обучения посредствам ИКТ, мы можем представить ряд методов, которыми должен руководствоваться педагог, во время проведения занятий подобного рода. Мы рассмотрели следующую классификацию:
- Объяснительно-иллюстративный метод
Подразумевает под собой применение экранных средств: видеоролики, компьютерные приложения и игры, иллюстрации, презентации и т.д.
В данном случае этот метод можно использовать для анонсирования новой темы детям или для обобщения знаний по пройденному материалу
Применение такого метода в образовательной деятельности позволяет достигать более глубоко запоминания материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.
Данный метод повышает познавательную активность учащихся за счет наглядности и мультимедийных эффектов.
- Исследовательско-поисковый метод
Данный метод ориентирован на активное применение средств вычислительной техники и интернет ресурсов.
Его особенностью является интеграционный характер, что позволяет усилить связи между различными образовательными областями. При проведении исследования, дети выступают в роли исследователя, анализируют результаты своего эксперимента и делают выводы. Педагог в данном случае выступает в роли консультанта.
Такой метод повышает самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке.
- Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков
Данный метод позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков детей. Для проверки усвоения материала используются несколько типов заданий: от игровых карточек с заданием и вариантами ответов, до сложных заданий в несколько этапов, где ребенку предлагаются небольшие подсказки.
Применения данного метода дает возможность выявить проблемы в знаниях у детей и скорректировать работу педагога по их ликвидации.
Также хочется отметить, что занятия с использованием ИКТ можно включать в любую образовательную область, изменяя лишь содержание. Так, в зависимости от темы проектной деятельности и работы проводимой с детьми, можно подобрать разнообразный материал, который будет отвечать развитию как социально-коммуникативных навыков ребенка, так и речевых. При деятельности направленной на физическое развитие детей, можно подобрать электронный комплекс игр и упражнений, который будет способствовать гармоничному физическому развитию детей. Способствовать познавательному и художественно-эстетическому развитию ребенка могут подготовленные педагогом презентации в рамках данной области, а также различные электронные материалы( картинки, видеофильмы, игры).
Конечно же, говоря о современном этапе использования ИКТ в образовательной деятельности детей дошкольного возраста, нельзя не упомянуть о работе с детьми с ОВЗ. Деятельность с такими детьми имеет свои особенности, а также определённый ряд ИКТ средств, характерных именно для таких детей.( приложение №2)
При проведении занятия с использованием ИКТ, встает вопрос о том, кто руководит деятельностью. Существует несколько вариантов руководства деятельностью с применением ИКТ. Чаще всего руководство осуществляет педагог, так как ИКТ оборудование находится в помещении группы, если же в ДОО существует отдельный компьютерный класс, то занятия там с подгруппой детей проводит педагог-специалист по ИКТ.
Для того, чтобы педагог мог грамотно руководить образовательной деятельностью посредствам ИКТ, ему необходимо постоянно повышать квалификацию и развиваться в данном вопросе. Необходимость повышения квалификации преподавателей в области освоения ИКТ в большинстве стран получила общественное признание и поддержку. Проект ЮНЕСКО ICT-CST («Стандарты ИКТ-компетентности учителей», см. UNESCO 2008a, 2008c) является дополнительным свидетельством осознания важности этой проблемы. Одной из задач данного проекта является повышение квалификации педагогов, их педагогических навыков, уровня их сотрудничества, лидерства и инновационного развития школ за счет использования ИКТ. Сосредоточившись на теме дошкольного образования, нельзя не упомянуть одно важное международное событие, состоявшееся в Брюсселе в 2003 г., — конференцию «ДО в обществе знаний». Конференция была всецело посвящена проблеме развития умения педагогов ДО использовать ИКТ. [8]
Педагоги, как правило, понимают, что повышение квалификации им необходимо. Соответственно высока и их мотивация, а профессиональное развитие невозможно без большого внутреннего энтузиазма. Однако ясна нехватка и недостаточность программ повышения квалификации в ИКТ или программ, выходящих за рамки общих навыков работы с новыми технологиями, специально предназначенными для преподавателей ДО, хотя те и проявляют огромный интерес к обучению. Многие дошкольные образовательные организации организуют собственные семинары и курсы, иногда совместно с соседними или партнерскими организациями. Местные, региональные или национальные органы управления образованием организуют более систематические программы. Некоторые педагоги активно участвуют в работе профессиональных (виртуальных) сетей. Отдельные организации помогают в распространении своего опыта, участвуя в организации региональных или национальных конференций для педагогов ДО.
Также, хочется отметить, что программных разработок и системных методических рекомендаций по использованию ИКТ в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО нет. Что также затрудняет подготовку педагога к занятиям с использованием ИКТ. Как правило, подготовка к занятию в такой форме требует от педагога затрат, как временных, так и физических. Необходимо обладать соответствующими компетенциями и умело пользоваться средствами ИКТ в повседневной жизни. Планирование деятельности педагога к занятиям с ИКТ, заключается в следующем:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- использование Интернета и ЦОР(Цифровые образовательные ресурсы) в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
- оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.[16]
Конечно же, занятия посредствам ИКТ, как и любые другие, включают взаимодействие не только воспитателя и воспитанника, но и родителей.
Каждый педагог заинтересован в вовлечении родителей в образовательную деятельность, в нашем случае - в процесс интеграции ИКТ в ДО. Педагоги знают, что процесс не может быть успешным без активной поддержки и участия родителей. Это положение остается в силе, несмотря на то, что уровень владения родителями ИКТ значительно варьируется в разных регионах и городах, колеблясь между двумя крайностями: либо компьютер используется в семье в повседневной жизни и родители понимают, что такое ИКТ, либо в семье нет устройств ИКТ и доступа к ним, часто родители в таком случае не владеют компьютерной грамотностью.
Иногда родители имеют неправильные представления о ИКТ, которые чаще всего основаны на негативных сообщениях об их вредном воздействии на здоровье и психику ребенка. Родители беспокоятся, что в ДОО их ребенок подвергнется воздействию агрессивных компьютерных игр, вместо того, чтобы учиться, играть и общаться со сверстниками. Для того, чтобы у родителей не возникало тревог подобного рода и они могли участвовать в жизни ребенка в ДОО педагог проводит соответствующую работу. Почти 20 лет назад Стейкер (Staker, 1993) обоснованно предложил следующие стратегии содействия сотрудничеству родителей, детей и школы в деле обучения ИКТ:
- семинары для небольших групп родителей, где они могут обсудить то, как их дети работают с ИКТ;
- меры, позволяющие родителям наблюдать за занятиями детей;
- организация выставок детских работ, выполненных с помощью ИКТ, при входе в детский сад для того, чтобы продемонстрировать успехи детей и пробудить общий интерес к ИКТ;
- вовлечение родителей в работу с детьми в группе;
- консультирование родителей относительно цифровых образовательных ресурсов, которые можно приобрести специально для пользования дома.
На наш взгляд данные приемы работы с родителями актуальны и по сей день. Такую работу следует проводить для того, чтобы сформировать и поддерживать у родителей позитивное отношение к ИКТ; получить одобрение родителей и их согласие с разумными правилами безопасного и надлежащего применения ИКТ, а также повлиять на выбор родителями подходящих цифровых образовательных ресурсов, которыми дети будут пользоваться дома.
Для того, чтобы педагог мог эффективно достичь образовательные цели, необходимо знать о полученным ребенком опыте применения ИКТ дома. Это позволит эффективно использовать этот опыт, в образовательной деятельности ДОО. Узнать о этом опыте педагог может при помощи следующих приемов:
-обсуждение этих вопросов с детьми;
-проведение опросов родителей;
Роль родителей в партнерстве с ДОО очень велика:
- выступают инициаторами начала или дальнейшего расширения в ДОО процесса интеграции ИКТ или побуждают ДОО к соответствующим действиям;
- помогают оснащать ДОО оборудованием и программным обеспечением;
- снабжают ДОО расходными материалами (картриджами для принтеров, бумагой, батарейками для электронных игрушек и т.д.);
- помогают управляться с оборудованием и программным обеспечением;
- одобряют образовательные программы, цели и формы образования;
- одобряют или комментируют выбор программных продуктов;
- сотрудничают с ДОО и учатся на опыте и технологиях ДОО в интересах развития детей;
- принимают правила и процедуры безопасного и эффективного использования ИКТ дома;
- наблюдают и критически оценивают образовательный процесс.[8]
Таким образом, изучив теоретическую информацию по данному параграфу, можно сказать, что современному педагогу, использующему ИКТ в своей практической деятельности, необходимо не только опираться на нормативные документы и санитарные нормы, но и знать классификации методов, принципов и форм работы, умело применять их на практике. Помимо этого, педагогу необходимо выстраивать весь образовательный процесс, включая деятельность не только с детьми, но и с родителями, для планомерного и гармоничного внедрения ИКТ в образовательную деятельность детей дошкольного возраста
Также, хочется отметить, что в процессе поиска информации, мы не нашли ни одного источника, который говорил бы о четких методических рекомендациях, по работе с ИКТ в ДО. Это, на наш взгляд, является серьезным недостатком современной системы дошкольного образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На наш взгляд, в данной работе, мы подтвердили актуальность нашего исследования. Быстрые темпы развития образования требуют такого же развития и от педагогов. Одной из характерных черт развития дошкольного образования является внедрение ИКТ в образовательную деятельность детей. Для того, чтобы начать использовать ИКТ в практической деятельности педагогу необходимо знать особенности организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Данную тему мы раскрыли в первом параграфе нашей работы.
Мы говорили о том, что «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. В процессе теоретического анализа мы уточнили, что образовательная деятельность детей осуществляется в процессе всех режимных моментов. Также уточнили цели образовательной деятельности в режиме дня. Разобрали формы проведения образовательной деятельности. Рассмотрели особенности предметно-пространственной среды и пришли к выводу о том, что современная организация образовательной деятельности в дошкольных учреждениях в корне отличается от той, что была несколько десятилетий назад. Новые подходы к обучению детей обуславливают потребность педагогов идти в ногу со временем, умело использовать не только традиционные, но и инновационные технологи в своей педагогической практике, в том числе и коммуникативно-информационные технологии.
Во втором параграфе нашей работы мы более подробно рассмотрели характеристики информационно-коммуникационных технологий, а именно: понятия «инновационные технологии», «информационные технологии», «коммуникационные технологии» и «информационно-коммуникационные технологии», изучили виды и средства ИКТ, раскрыли преимущества и недостатки применения ИКТ, а также обратились к значению ИКТ в образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Изучив и переработав всю информацию по данному параграфу, мы пришли к выводу, что практика организации образовательной деятельности в ДОО средствами ИКТ развита очень слабо. Что еще раз подтверждает актуальность нашего исследования.
Образовательная деятельность с применением ИКТ в дошкольной образовательной организации, как и любая другая деятельность, имеет условия её организации. Данный пункт был рассмотрен в третьем параграфе нашей работы. В первую очередь, мы обозначили нормативные документы, на которые стоит опираться педагогу, при проведении образовательной деятельности, включающей ИКТ. Далее мы рассмотрели пространственно-временные характеристики деятельности с ИКТ и смогли сделать вывод о том, что при грамотном использовании, при правильной организации образовательного процесса ИКТ может широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Следующим пунктом нашего исследования было определение конкретных программ, которые можно использовать на занятиях с ИКТ, принципы, которых стоит придерживаться, а также формы и методы работы с детьми во время образовательной деятельности средствами ИКТ. Также мы рассказали о необходимости повышения квалификации и о возможностях, предоставляемых для этого педагогам. И, в завершении нашего исследования, затронули тему вовлечения родителей в процесс интеграции ИКТ в ДОО.
На наш взгляд, мы смогли в полной мере раскрыть тему нашего исследования и подтвердить её актуальность, путем теоретических доказательств, приведенных в нашей работе.
Мы считаем, что использование информационно-коммуникационных технологий может дать большой толчок в совершенствовании и модернизации системы дошкольного обучения и воспитания, результатом и продуктом деятельности которого будут дети с новым складом ума, более широкими возможностями познания окружающего мира и способные самостоятельно добывать и перерабатывать информацию, что и будет отличать детей нового поколения. Мы знаем, за детьми- наше будущее!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Амунова О. С. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников [Электронный ресурс] / О. С. Амунова // Режим доступа: www.nsportal.ru.
- Бардашова Галина Александровна, Кормильцева Мария Владимировна ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ДОУ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015.
- Беляева Л. И. Новые формы работы по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием икт // Современная научная мысль Международная научно-практическая конференция. г.Чистополь.
- Бондаренко Алла Анатольевна ИКТ в организации работы ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М.: ООО Мозаика-Синтез, 2016.
- Горвиц Ю. M., Чайнова Л. Д., Поддьяков H. H, Зворыгина E. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс, 1998. 328 с.
- Добикова Т. И. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий // Проблемы педагогики. 2015.
- Использование ИКТ в ДОУ. // maam.ru Международный образовательный портал. Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77-57008 URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-dou-454008.html (дата обращения: 02.12.2018).
- Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Аналитический обзор. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf . (Дата обращения: 23.12.2018)
- Королёва Н., Петрова С. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада // Дошкольное воспитание. 2010. №6.
- Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. — М.: Новая школа, 1997. - 128 с
- Новосёлова С., Петку Г., Пашелите И. Новая информационная культура в работе с дошкольниками. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. – С. 73-76.
- Новаторские технологии. Использование ИКТ в ДОУ // maam.ru Международный образовательный портал. Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77-57008 URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-novatorskie-tehnologi-ispolzovanie-ikt-v-dou.html (дата обращения: 02.12.2018).
- Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1–4 марта 2011 г.: в 2 ч. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. Ч. 1. 318 с.
- Особенности организации образовательной детельности с детьми дошкольного возраста // Социальная сеть работников образования nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/01/osobennosti-organizatsii-obrazovatelnoy-detelnosti-s (дата обращения: 12.12.2018).
- Очирова Оюна Дабасвиа Приобщение дошкольников к региональной культуре посредством ИКТ : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 . Чита, 2011.
- Педагогические технологии в ДОУ: ИКТ // Социальная сеть работников образования nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/18/pedagogicheskie-tekhnologii-v-dou-ikt (дата обращения: 24.12.2018).
- Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н
- Средства ИКТ и их классификация // Infourok.ru URL: https://infourok.ru/sredstva-ikt-i-ih-klassifikaciya-597040.html (дата обращения: 02.12.2018).
- Сухачева Е.Н., Гребенщикова Т.Е., Проскурина Н. Е., Ключникова Е.В., Паслась В.П. Использование интерактивных технологий в условиях фгос до // Международная научно-практическая мультиконференция по проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности . г.Старый Оскол
- Татьяна Калинина, Татьяна Кротова, Юрий Дмитриев Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. М: Московский педагогический государственный университет, 2016. 230 с.
- Требования ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников // Инфоурок ведущий образовательный портал России URL: https://infourok.ru/trebovaniya-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-k-organizacii-obrazovatelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov-945876.html (дата обращения: 12.12.2018).
- Туйбаева Л. И. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Center for Scientific Cooperation "Interactive plus". Краснодар
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 г.).
Приложения
Приложение 1.
Аудитория книги — школьники младших классов и одаренные дошкольники, работающие под руководством наставника (родителя, гувернера, воспитателя детского сада, школьного учителя).
Позиция автора: фундаментальным вещам лучше учить на практике и так, чтобы ученик не заснул над страницами учебника.
|
Вася Кук, персонаж книги, всегда приговаривает: “моя голова помнит лишь то, что делают мои руки”. Автор вкладывает в руки Васи, а через них в головы учеников базовые понятия информатики. Эти капитальные стены возводятся на фундаменте практической деятельности, вытекают из нее, как естественное обобщение, не повисая в воздухе в виде абстрактных кружев.
Эта книга — введение в компьютерный интерфейс, но она не является справочником по командам, которыми можно управлять компьютером при помощи мыши и клавиатуры. Хотя, безусловно, учит и этому, но как конкретному приложению системы представлений о пользовательских интерфейсах (компьютерных и не компьютерных), вместо бездумного “кнопконажимательства”.
Книга состоит из 28 занятий, распределенных по 9 темам:
Тема 1. Знакомство с компьютером
Тема 2. Компьютер — наш помощник
Тема 3. Рабочий стол
Тема 4. Курсор
Тема 5. Пиктограмма
Тема 6. Программа и ее окно
Тема 7. Меню
Тема 8. Может ли компьютер думать?
Тема 9. Контрольная работа
Приложение 2
ИКТ применяемые с детьми с ОВЗ.
Ограниченные возможности ребенка - это не столько медицинский диагноз, предполагающий длительное лечение, но это еще и поиск своего места в обществе, необходимость получения образования. Традиционные технологии обучения обеспечивают необходимый уровень образования лишь для детей, посещающих общеобразовательные учреждения.
Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут посещать общеобразовательные учреждения в силу ограничений по состоянию здоровья, лишены многих возможностей в получении качественного образования. Проблема помощи таким детям является одной из важнейших в ряду множества проблем, стоящих перед отечественным образованием.
Получение знаний обычным путем для больных и инвалидов ограничено или невозможно. Расширить доступ инвалидов к образовательным программам и посильной трудовой деятельности можно, широко внедряя новые информационно-образовательные технологии. Систематическое использование компьютера дома или в больнице позволит приобрести начальную, профессиональную подготовку, как основу будущей профессии для детей с хроническими заболеваниями, послужит развитию творческих способностей, активизации учебного процесса.
Оснащение рабочего места инвалида различными вспомогательными техническими средствами для частичной или полной компенсации ограничений, связанных с нарушением физических, сенсорных или психоневрологических функций, обеспечит им необходимый компьютерный доступ, а также минимизирует коммуникативные и психологические проблемы/
Специализированные устройства для детей с последствиями ДЦП
Сегодня в большинстве стран последствия церебрального паралича, в зависимости от вида двигательных нарушений, подразделяют на следующие формы:
• спастические, когда мышцы напряжены (спастичны), мышечный тонус повышен, но вместе с тем снижена сила мышц;
• гиперкинетические, или дискинетические, когда у ребенка возникают непроизвольные движения, которые он не может контролировать;
• атаксические - движения ребенка размашистые, нескоординированные и неловкие;
• смешанные - у ребенка могут быть спастичносгь и атаксия или спастичность и атетоз.
Поэтому для каждого конкретного случая приходится создавать свою модификацию ИКТ- системы или настраивать в соответствии с его возможностями готовые продукты.
Специальные клавиатуры
Специальные клавиатуры предназначены для содействия в использовании компьютера людям с ограниченными моторными функциями. Различные типы клавиатур адаптированы к определенным разновидностям ограничений. Клавиатуры для людей с серьезными нарушениями моторных функций - большие клавиатуры. Люди с моторными нарушениями высокой степени (спастическая кисть, не координированные движения) нуждаются в клавиатурах с клавишами увеличенного размера (27-20мм), расположенными далеко друг от друга, во избежание нажима нескольких клавиш одновременно. Подобные клавиатуры могут быть использованы для управления компьютером с помощью пальцев ног. Клавиатуры такого типа снабжены, как правило, регулируемой задержкой нажатия клавиши, функцией исключения двойного нажатия (т.е. ошибочное двойное или долгое нажатие игнорируются), регулирования скорости повторного нажатия и блокирования модифицирующей клавиши (SHIFT, Ctrl и т.п.).
Клавиатуры для людей с ограниченным радиусом движения (дистрофия мышц, заболевания суставов, отсутствие конечностей и др.) - это маленькие клавиатуры, клавиши на которых могут быть расположены радиально и компактно для пользователей с ограниченным радиусом движения. Маленькие клавиатуры производятся различных размеров (20-50% по отношению к обычной), клавиши на них могут иметь повышенную чувствительность. Возможно разделение ее на две части, установка на штативе (для тех, кто пользуется ртом для управления компьютером), специальное исполнение для работы только левой или только правой рукой.
Альтернативные устройства ввода и управления компьютером
Существуют различные устройства ввода, которыми могут пользоваться люди с физическими недостатками. К ним относятся педали, заменяющие клавиши Alt, Shift и Ctrl, световые перья, мыши в форме ручки и альтернативные клавиатуры. В частности, компания IntelliTools выпускает плоскую клавиатуру IntelliKeys. Для ввода информации пользователь дотрагивается до нарисованных на ней пиктограмм, буквенных и цифровых клавиш. Кроме того, многие производители выпускают переключатели - электронные устройства с небольшим количеством клавиш, которые можно программировать на выполнение определенных действий.
В случаях, когда ограничение подвижности настолько велико, что даже пользование специальными адаптированными клавиатурами становится невозможным, можно оснастить компьютер сенсорными устройствами, которые работают от импульса оставшегося возможного движения: Грубые движения рукой или движение ноги, Движения головы, Удар языка, Дыхательные движения (вдувание воздуха), Моргание глаз (удар веком), Звуковые сигналы, Другие импульсы тела, способные вызывать сигнал. Ввод информации производится однократными импульсами, посылаемыми через сенсорные устройства на виртуальную клавиатуру.
Различные виды экранных клавиатур предназначены для пользователей с серьезными расстройствами моторной системы, несовместимыми с работой на стандартной клавиатуре. Виртуальная клавиатура представляет собой набор интерактивных графических элементов, имитирующих простейшие функции реальной клавиатуры, доступ к которой обеспечивается при помощи мыши или любого другого альтернативного устройства, обеспечивающего ввод и управление указательной стрелкой в системе Windows. Для пользователей, неспособных нажать на клавишу, существует функция автоматического щелчка. Стрелка устанавливается на нужной клавише и по истечении установленного периода задержки производится щелчок левой клавишей мыши.
Мыши клавишного типа заменяют стандартную мышь или шаровой манипулятор. Они имеют восемь клавиш, определяющих направление движения курсора, центральная клавиша отвечает за щелчок левой клавиши стандартной мыши, остальные клавиши несут функции переключения на левую, правую, центральную кнопки мыши, функцию блокирования задержки левой кнопки мыши (для перетаскивания, выделения и т.д.), установки скорости передвижения курсора.
Головные мыши, управляемые движением головы, представляют собой беспроводное оптическое следящее сенсорное устройство для людей, которые не могут работать с помощью рук. Устройство фиксирует движения головы, используя их для непосредственного управления указательной стрелкой мыши на мониторе компьютера. Устройство типа головная мышь устанавливается на верхней поверхности монитора, а на голове пользователя закрепляется точечная мишень. Головная мышь полностью заменяет стандартную мышь, а в случае работы с виртуальной клавиатурой также полностью заменяет стандартную клавиатуру.
Клавиши управления и сенсоры
Вспомогательные средства управления виртуальной клавиатурой - кнопки-переключатели и сенсоры отличаются по степени их конструктивной сложности. Если кнопки - простые размыкающие и замыкающие электрические контакты, то сенсоры - сложные устройства, требующие дополнительной обработки сигнала посредством транслирующего устройства.
Сенсоры бывают тактильные, бесконтактные, акустические и др. Выбор сенсорного устройства ввода зависит от: вида контролируемой функции пользователя, количества возможных импульсов, передаваемых на устройство; силы воздействия на устройство, необходимого размера активной площади устройства
Технология сенсорного экрана облегчает доступ к работе на компьютере детям с различными трудностями. Для диалога с машиной достаточно касания рукой или любого указательного предмета (ручкой, указкой и т.п.) поверхности экрана в интересующем месте.
Вспомогательные средства для слепых и слабовидящих
Задача профессиональной и социокультурной реабилитации лиц с нарушениями зрения требует освоения все больших объемов информации, которая становится все более специализированной. Электронные книги, журналы и газеты уже сегодня начинают конкурировать с бумажными и "говорящими" изданиями. Для слепых студентов и специалистов это уже стало важным способом доступа к информации. Возникает необходимость в альтернативных способах доступа к информации. Одной из таких альтернатив являются ресурсы Интернет: электронные книги, периодика, ссылки, адаптивные программы, звуковые файлы, лекции и др., доступ к которым позволит преодолеть существующий для инвалидов по зрению барьер, препятствующий широкому доступу к информации, а, следовательно, к культуре, образованию и просто возможности общения.
Рабочие места таких пользователей должны быть обеспечены тифлотехническими средствами: брайлевскими дисплеями и программами синтеза речи, что позволит незрячим пользователям работать в глобальной сети Интернет.
Современное развитие адаптивных технологий расширяет возможности незрячих в области освоения компьютерной техники общего назначения. Специальные пакеты экранного доступа обеспечивают штатную работу инвалида по зрению с офисными приложениями и другими сервисными пакетами.
Программы увеличения текста
Эта технология предназначена для пользователей с ослабленным зрением. Системы экранного увеличения отличаются многообразием, от простой функции увеличения кегля шрифта до сложных продуктов, которые могут работать в паре с модулями считывания экранной информации. Наиболее распространTнной и мощной программой увеличения изображения является программа ZoomText, которая обеспечивает: увеличение информации, от 2-х до 16-кратного; одновременную работу с несколькими (до 8) окнами увеличения, занимающими как всT пространство экрана, так и его часть; плавную прокрутку увеличенной информации во время перемещения в каждом окне увеличения; настройку контрастности цветов.
Программы экранного доступа
Обеспечивают озвучивание текстовой и графической информации, выводимой на монитор, и применение брайлевских дисплеев для чтения текстовой информации рельефно-точечным шрифтом. Программы экранного доступа основаны на технологиях синтеза речи. Эти программы обеспечивают доступ к популярным приложениям Windows и всемирной сети Интернет, используя встроенный синтез речи и звуковую карту для вывода содержимого экрана компьютера на акустические системы или на брайлевские дисплеи.
Брайлевские дисплеи и принтеры
Брайлевский дисплей - это устройство, позволяющее незрячему пользователю воспринимать текстовую информацию с обычного дисплея в виде рельефно-точечных символов системы Брайля. К его безусловным достоинствам относятся: возможность для незрячего человека составлять образ экрана, возможность быстрого прочтения упорядоченных текстов.
Принтеры Брайля, представляют собой устройства вывода текстовой информации в символах азбуки Брайля. Эти устройства, к сожалению, издают большой шум при работе. За последние годы едва ли не единственным реализованным в них усовершенствованием стала возможность двусторонней печати для экономии бумаги. Современные Брайлевские принтеры позволяют выводить на печать тексты, выполненные в любом текстовом редакторе, создавая брайлевские документы, готовые к использованию сразу после печати.
Устройства типа "Электронная лупа"
Представляют собой телевизионные увеличители, которые проецируют изображение бумажных документов на экран монитора или телевизора. Эти устройства снабжены видеокамерой с автофокусированием, монитором (PC&Mac совместимым), подвижным столиком.
Виртуальная осязательная система (Virtual Touch System - VTS)
VTS перемешает курсор по экрану точно так же, как обычная компьютерная "мышь". В процессе перемещения она вызывает "отражения" на трех параллельных сенсорных клавиатурах, каждая из которых содержит 32 штырька. Различные высоты штырьков указывают на изменение цветов и оттенков: белый, светло-серый, темно-серый, черный.
При чтении текста VTS переводит одновременно три символа на экране в выпуклые символы на сенсорных клавиатурах. Символы воспроизводятся в стиле письма Брайля или в виде "отпечатка" той или иной буквы. Восемь кнопок на верхней и боковой поверхностях "мыши" позволяют осуществлять полное взаимодействие с компьютером - управлять курсором, направлять его к нужным объектам и отдавать команды.
Активизированная механическая речь обеспечивает пояснения на всех этапах работы и поставляет дополнительную информацию относительно изображений, с которыми сталкивается пользователь.
Электронные записные книжки для слепых
Электронные записные книжки для слепых позволяют им набирать шрифтом Брайля заметки, номера телефонов, адреса и т.д., а затем вызывать нужную запись или переносить их в компьютер для последующего преобразования в обычный текст или в речь. Такая записная книжка может быть подсоединена к любому персональному компьютеру и, в комплекте с программой экранного доступа, преобразовать его в рабочее место слепого пользователя. Многоязыковая поддержка вывода речевой информации.
Вспомогательные средства для людей с речевыми нарушениями
Основной проблемой людей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Специальные устройства и системы позволяют компенсировать подобные ограничения.
Системы речевого вывода данных
Эти системы представляют собой малогабаритные и удобные в применении устройства связи, которые преобразуют в речь сообщения, вводимые при помощи клавиатуры. Система предусматривает возможность подключения принтера или же может быть подключена к компьютеру.
Устройство типа "Световое перо"
Малогабаритное устройство связи. Введенные при помощи клавиатуры текстовые сообщения отображаются на двух дисплеях, один из которых обращен к слушателю, другой - к говорящему. Кроме того, сообщения могут быть озвучены при помощи встроенного синтезатора речи. Для пользователей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые не могут пользоваться клавиатурой, предусмотрен альтернативный способ ввода информации с помощью ручного сканера. Клавиши быстрого выбора команды позволяют сохранять до 500 сообщений.
Средства для людей с расстройствами слуха
Несколько производителей выпускают специальные телекоммуникационные комплекты для людей с тяжелыми нарушениями слуха и глухих, т.е. тех, кому из-за ослабления слуха необходимо общаться с другими при помощи языка жестов или же при помощи вспомогательных средств. Эти комплекты состоят из модема и программного обеспечения. Кроме того, на рынке появляются карманные устройства, позволяющие записывать речь, а затем после преобразования в текст выводить ее на принтер. Пользователи с ослабленным слухом могут также задействовать встроенную в операционные системы Windows и Mac OS возможность замены звуковых предупредительных сигналов на экранные индикаторы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности....
Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям логопедической группы, направленные на развитие всех сторон речи де...
«Игровые педагогические технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО»
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога. В данном материале рассматриваются главные це...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «Роль игровых технологий в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при п...
Авторская методическая разработка Создание модели воспитательно - образовательной деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности на основе самоопределения организации жизнедеятельности по технологии "План - дело - анализ"
Актуальность использования в образовательной деятельности технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС ДО в дошкольные о...
Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Развитие системы образования требует внедрения новых методов обучения и воспитания детей. Теоретическим осмыслением, классификацией педагогических инноваций занимается новая отрасль педагогического зн...