Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста
статья
Развитие системы образования требует внедрения новых методов обучения и воспитания детей. Теоретическим осмыслением, классификацией педагогических инноваций занимается новая отрасль педагогического знания - инновационные педагогические технологии. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников
Инновационные педагогические технологии рассматривают не только как настрой на восприятие, выработку и применение нового, а прежде всего как открытость.
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в дошкольном учреждении предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов.
Целью инновационной деятельности является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Кто не применяет новых средств,
должен ждать новых бед
(Фрэнсис Бэкон, английский философ)
Развитие системы образования требует внедрения новых методов обучения и воспитания детей. Теоретическим осмыслением, классификацией педагогических инноваций занимается новая отрасль педагогического знания - инновационные педагогические технологии. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников
Инновационные педагогические технологии рассматривают не только как настрой на восприятие, выработку и применение нового, а прежде всего как открытость.
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в дошкольном учреждении предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов.
Целью инновационной деятельности является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
К числу современных инновационных образовательных технологий можно отнести:
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология исследовательской деятельности;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектного обучения;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология игрового обучения;
- технология Лепбук;
- технология мозжечковой стимуляции;
- технология проблемного обучения;
- технология развивающего обучения;
- информационные технологии и др.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- развитие индивидуальности воспитанников;
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- развитие креативности и нестандартности мышления
Рассмотрим несколько типов технологий.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса
Педагогам – активным пользователям интернета компьютер помогает получить дополнительную информацию, которой нет в печатном виде, а также разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к занятиям.
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ:
- несут в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам;
- движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;
- предоставляют возможность индивидуализации обучения;
Проектные технологии.
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Моя семья», «Растения вокруг нас»). В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.
Технология Лэпбук.
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Лепбук удобен для расположения и смены материала, в зависимости от поставленных задач Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.
Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.
Технология мозжечковой стимуляции.
Технология «мозжечковой стимуляции» – специальная программа упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и нормализации психических, физических и эмоциональных функций ребенка. В работе по «мозжечковой стимуляции» возможно использование различного оборудования, такого как: доска Бильгоу («Learning Breaktrough Ki» (Баламетрикс)), Сибирский борд, тренажер BOSU, различные батуты, гамаки, фитболы, качели и др. Доказано, что имеется тесная связь между физической активностью во время балансировки и развитием ребенка. Повышается концентрация внимания, скорость мышления, самоконтроль
Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку (мышцы во время выполнения задания напрягаются), укрепляется весь организм ребенка: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции. «Мозжечковая стимуляция» как зарядка для мозга, помогает «настроить» процессы в головном мозге и заложить правильный фундамент для коррекционной работы, поэтому дефектолог и логопед на занятиях могут использовать ее в своей работе.
Технология игрового обучения.
Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Структура данной технологии следуюшая: игровая задача, правила, деятельность и результат. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и ученья. Особенности игровой технологии:
- свободная развивающая деятельность (она возникает по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса деятельности);
- творческий характер деятельности (ребенок импровизирует);
- эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувства, эмоциональные переживания).
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы. Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они различаются:
- По виду деятельности: интеллектуальные; двигательные; психологические и т. д.
- По содержанию: математические; социализирующие; логические; музыкальные;…
- По характеру педагогического процесса: диагностические; познавательные; обучающие; тренировочные; контролирующие; воспитательные; развивающие;
- По характеру игровой методики: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
- По игровому оборудованию: сюжетно-ролевые; компьютерные; настольные; театрализованные и т. д.
Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.
Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов. И ребёнок, и педагог выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы "Инновационные технологии в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у детского сада нет иного выбора, как адаптации его к информационному веку. По сравнению с традиционными формами музыкальн...
Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности....
«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»
Методическая разработка по теме: " Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста"Предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организа...
Публикация статьи «Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, по...
«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста» Методическая разработка
Методическая разработка...
«Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волнова...
Теоретический опыт "Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста"
Цель моей работы:-раскрыть творческие способности детей и умение использовать их, не только в творческих проявлениях, но и дать возможность ребенку почувствовать себя раскованным, свободным, коммуника...