Мастер-класс для педагогов «Работа с родителями: кибербезопасность дошкольников»
электронный образовательный ресурс по информатике
Мастер-класс для педагогов
«Работа с родителями: кибербезопасность дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_subbotina_ev_novyy.doc | 66 КБ |
master-klass_subbotina_ev_novyy.pptx | 560.96 КБ |
prilozheniya_dlya_roditelskogo_kontrolya.pptx | 878.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 2
141730, Московская область, тел/факс: 8-495-577-10-45
г.о. Лобня, ул. Фестивальная, д. 1А; e-mail: lobn_sh2@mosreg.ru.
www.sl2.edumsko.ru
ИНН 5025013466 КПП 502501001 ОГРН 1025003079419
Мастер-класс для педагогов
«Работа с родителями: кибербезопасность дошкольников»
1 слайд:
Мир информационных технологий не стоит на месте и с каждым годом количество пользователей, в том числе детей, растёт. В связи с тем, что с каждым днем наблюдается рост доступности интернет ресурсов для детей, включая дошкольников, должен повышаться и уровень требований к безопасности информации, находящейся в общем доступе. В дошкольном учреждении педагоги анализируют информацию, прежде чем донести ее до детей. Дома, без регулярного родительского контроля, риск влияния негативной информации на развитие дошкольников увеличивается в разы.
2 слайд: Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Работа с родителями: кибербезопасность дошкольников».
Воспитание культуры безопасности у подрастающего поколения – одна из актуальных задач современного образования и общества.
В данном мастер-классе мы рассмотрим ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в интернете и поговорим о важности взаимодействия детского сада и семьи по вопросам обеспечения информационной безопасности дошкольников.
3 слайд: Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о кибербезопасности детей дошкольного возраста. Наша ответственность как родителей быть внимательными и стремиться повышать уровень своей цифровой грамотности, чтобы в первую очередь обезопасить будущее своих детей.
По вашему мнению что же такое кибербезопасность? – ответы родителей.
4 слайд
Совершенно верно, кибербезопасность — это реализация мер по защите программ, устройств, сетей и систем в целом от действий, направленных на оскорбления личности, кражу или порчу личных данных, вымогательство или кражу денег. В наш век цифровые технологии распространились повсеместно и у многих дошкольников уже есть доступ к интернету.
5 слайд
Послушайте ситуацию. Однажды мальчик попросил маму поиграть с друзьями в игру в интернете. Когда мальчик сделал уроки, мама ему разрешила. Ночью мама услышала, как мальчик плачет, она пошла, проверить, что случилось, мальчик стоял у окна плакал и говорил, что там ходит зомби. Какую проблему вы видите в данной ситуации? (игра в интернете плохо повлияла на психику ребенка)
Другой проблемой является то, что ребёнок своими неосознанными действиями может причинить вред не только себе, но и родителям. Нередки случаи, когда ребёнок, играя в онлайн игру, случайно совершает покупки на крупную сумму с карты, привязанной к аккаунту устройства. В таких случаях возврат денег как правило невозможен, так как родители сами несут ответственность за действия своего несовершеннолетнего ребенка.
Какое решение данной проблемы мы видим? Ответы родителей
(необходимость установки дополнительного контроля с подтверждением производимых с устройства "операций" (пароль, отпечаток пальца, смс подтверждение и т.д.) либо исключить сохранение данных банковских карт и паролей.)
Другая ситуация. Мама трёхлетней девочки обратилась к психологу. Как многие современные родители, она использовала айпад с целью обучения дочери. Мама скачивала развивающие игры, например, где нужно перемещать шарики и треугольники в разные стороны. Женщина очень гордилась, что её ребёнок, ещё не умея разговаривать, уже распределял предметы по цветам и формам. Но когда мама дала дочке реальные фигуры кругов и квадратов, та не смогла взять их в руки. Какую проблему можно увидеть в этой ситуации?
(У ребёнка не развилось пространственное восприятие предметов, что послужило причиной проблем с моторикой, неумеренное пользование гаджетами также может негативно повлиять на развитие ребенка)
Ребёнку в три года пришлось усваивать навыки, которые, как правило, формируются в возрасте года. Вручая ребёнку гаджет, необходимо, как минимум, учитывать возрастные особенности.
6 слайд
Всемирная организация здравоохранения рекомендует знакомить детей со смартфонами и планшетами не раньше двухлетнего возраста. Допустимое время сеанса – максимум час в день до достижения пятилетнего возраста.
Ребёнку в этом возрасте куда более необходима физическая активность – не менее трёх часов в день.
В настоящее время большое количество детей получает возможность пользоваться интернетом. На различных сайтах мы можем найти огромное количество информации, но, к сожалению не всегда безопасной. Обеспечить безопасность детей в интернете – задача взрослых и родителей. Информационно грамотные родители смогут обеспечить детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации.
7 слайд
Ребёнок должен познакомиться с правилами поведения в интернете, как только научится открывать браузер. Расскажите ему о том, что в сети могут ограбить, обидеть и напугать, а также нанести вред смартфону или компьютеру.
Однако при соблюдении простых правил этого можно избежать.
Вот основные из них:
- Нельзя общаться с незнакомыми людьми в программах мгновенного обмена сообщениями и в социальных сетях. Даже с детьми: мальчик или девочка запросто может оказаться взрослым мужчиной.
- Нельзя ничего покупать, в том числе внутри приложений.
- Нельзя скачивать музыку, игры, приложения, книги и прочий контент с непроверенных сайтов.
- Нельзя раскрывать личную информацию: домашний адрес и телефон, уровень дохода родителей
8 слайд
Также, познакомиться с правилами поведения в сети помогут обучающие игры. Так, «И-риски» посвящена безопасному поведению в интернете. Вы можете сканировать ссылку на данную игру и позже с ней ознакомиться.
9 слайд:
А «Классные игры» познакомят вас и вашего ребенка с правилами общения с кибербуллерами. Обе игры рассчитаны на детей от 12 лет, а дети помладше могут играть в них при участии родителей или педагогов.
10 слайд
Вы не сможете дотянуться до всех гаджетов, с которых ребёнок выйдет в интернет. Однако в ваших силах обезопасить те, что есть дома. Для этого рекомендуется:
- Установить антивирус.
- Установить программу родительского контроля.
- Включите безопасный поиск в браузере.
- Установите браузеры для детей. Например, «Гогуль» или Kidoz.
- Разрешите пользоваться только сайтами для детей. Например, сайтами с доменом «.дети».
- Установите приложения, адаптированными для детей. Например, YouTube или ivi.ru.
11 слайд
Также есть сервисы, благодаря которым, мамы и папы могут быть в курсе, где находится ребёнок и чем он занят. Вот некоторые варианты, благодаря этим сервисам вы можете отследить, сколько часов ребёнок проводит в смартфоне, какие приложения открывает, что скачивает, какими программами пользуется. Сканируя штрихкод можно посмотреть информацию по данным приложениям более подробно.
12 слайд
В продолжение мастер-класса предлагаю вам погрузиться в настоящее состязание кибермошенников и специалистов по информационной безопасности. Мы проведем командную игру и научимся противостоять киберугрозам, разберём типичные сценарии атак и узнаем, как пользователи могут себя защищать.
Уважаемые родители, ваши команды будут – «Кибермошенники» и «Специалисты по информационной безопасности». Каждая команда получает таблицу с возможными действиями (планшет с таблицей)
Итак, герой нашей истории молодой ученый Алексей, который давно ведёт свой профиль, у него много подписчиков, интересные и полезные научно-популярные публикации — потерять аккаунт для него будет обидно.
Команда «Кибермошенников» из своего списка–действий составляет план атаки согласно выданной угрозе. Вам нужно отобрать те действия, которые злоумышленники типично используют в такой ситуации (количество вариантов не ограничено, можете добавить свои варианты действий).
Команда «Специалистов по информационной безопасности» составляет из своего списка-действий план защиты. Ваша задача – собрать эффективную при выданной вам угрозе модель поведения для пользователя (можете добавить свои варианты действий).
На обсуждение отводится 1-2 минуты.
Итак, время вышло. Я напомню вам легенду…
Прошу первую команду «Кибермошенников» зачитать свою угрозу и презентовать свой вариант плана «нападения», а «специалисты по информационной безопасности» – план защиты.
Педагог оценивает, отражена ли атака (при необходимости используя ключи к ситуациям, в которых представлены примерные планы атаки и защиты)
Ключи к ситуациям угрозы (примерные планы атаки и защиты)
Угроза: кража профиля через взлом логина/пароля
Пример атаки:
1. Создать профиль, похожий на официальный профиль администрации сайта. Выдать себя за администраторов и модераторов сайта, чтобы получить данные или пароль пользователя.
2. Начать торопить пользователя, чтобы не дать разобраться в происходящем.
3. Спровоцировать на эмоции, вызвать интерес у пользователя, использовать прием ограниченного времени.
4. Совершить покупки с аккаунта пользователя, если данные банковской карты сохранены в профиле и не требуют дополнительного подтверждения (двухфакторной аутентификации).
Пример защиты:
1. Запросите больше информации о том, что вам предлагают. Проверьте официальный сайт компании, от лица которой вам пишут и уточните информацию о контактах службы поддержки.
2. Воспользуйтесь функцией «Пожаловаться» на комментарий, человека, пост в службу модерации в социальной сети или «Добавить в спам» в своем почтовом ящике.
3. Используйте разные пароли на различных сервисах. Выбирайте сложные пароли, не используйте ваши имя и дату рождения при создании пароля.
4. Настройте двухфакторную аутентификацию в соцсетях, чтобы аккаунт не перешел в руки недоброжелателей. Привяжите актуальный номер вашего телефона к профилю, а также укажите ваши настоящие имя, фамилию, установите реальное фото: так восстановить профиль в случае взлома будет проще.
Угроза: получение доступа к сохраненным личным данным/данным банковской карты.
Пример атаки:
1. Предложить продолжить знакомство офлайн и отправить ссылку для покупки билетов на мероприятие — например, в кино.
2. Создать копию хорошо известного официального сайта, но в адресной строке использовать буквы, схожие по написанию с настоящим адресом.
3. Совершить покупки с аккаунта пользователя, если данные банковской карты сохранены в профиле и не требуют дополнительного подтверждения (двухфакторной аутентификации).
Пример защиты:
1. Прежде чем знакомиться в социальных сетях, внимательно изучите страницу пользователя. Есть ли у него друзья, посты, отметки на странице? Или аккаунт выглядит подозрительно?
2. Проверьте профиль, человека, действительно ли такой человек существует? Попросите незнакомца поподробнее рассказать о себе.
3. Не переходите по ссылкам от малознакомых людей.
4. Защищайте всю информацию, даже если думаете, что она не важна.
Теперь вы знаете чуть больше о том, как действуют мошенники онлайн и как можно предусмотреть риски. Это была отличная тренировка для вас.
13 слайд
Мобильные устройства сами по себе не плохие. Они являются полезными и необходимыми инструментами для общения, исследования, обучения и развлечения, Конечно, невозможно совсем оградить детей от цифровых устройств. Скорее, важно соблюдать баланс. И именно родители несут ответственность за то, как распоряжаются временем их дети. Уважаемые родители, благодарю вас за участие в родительском собрании.
14 слайд
Уважаемые коллеги, данный мастер-класс вы можете использовать в качестве плана проведения родительского собрания в своих возрастных группах. Практика показывает, что благодаря проведению мастер-классов у родителей появляется больший интерес к образовательной деятельности. Помимо практического назначения, мастер-класс преследует еще одну очень важную цель – интеллектуальное и эстетическое развитие, способность самостоятельно и нестандартно мыслить. Полученные знания, полезные рекомендации и ссылки на этом мастер-классе вы можете применить в работе с родителями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : формировать представления у родителей о безопасности детей в киберпространстве Задачи 1. Познакомить родителей с опасными ситуациями в интернете, с которыми может столкнуться ребенок 2. Дать рекомендации, как защитить ребенка в киберпространстве 3. Предложить проверенные программы для родительского контроля
Родительское собрание: «Кибербезопасность дошкольников »
Кибербезопасность: Сybersecurity ( Также cyber security , cyberspace security ) – безопасность в киберпространстве, кибербезопасность (КБ) Комплекс технических, технологических, инфраструктурных и законодательных мер, процессов и практик, обеспечивающих эффективное обнаружение кибератак ( cyber attack ) и противодействие им, то есть защиту киберпространства (компьютерных сетей, устройств, программ и данных) от подобных атак. Кибербезопасность является составной частью Интернет-безопасности . ( Фрагмент первого издания «Англо-русского толкового словаря по информационной безопасности» Э.М. Пройдаков, Л.А. Теплицкий, 2020 г.)
Возможные проблемы, с которыми сталкиваются родители
Рекомендации ВОЗ Детям до 2 лет Просмотр гаджетов не допускается Детям 3-4 лет 30-40 минут в день Детям 5-6 лет 1 час в день Детям 7-9 лет 1,5 часа в день
Правила безопасности в интернете
Обучающая игра « И-риски »
Обучающая игра «Классные игры»
Правила безопасности в интернете
Пять лучших приложений для родительского контроля
Игра «Противостояние киберугрозам »
Полезные ссылки для родителей и педагогов Лига безопасного Интернета ( ligainternet.ru) Лайфхакер - советы и лайфхаки , продуктивность, технологии, здоровье ( lifehacker.ru ) Безопасность в интернете – Рекомендации для детей и подростков | «Лаборатория Касперского» ( kaspersky.ru ) Лучшие игры о безопасности в Интернете, которые помогут детям стать умнее в Интернете | Dz Techs ( dz-techs.com ) Сайт проектов Фонда Развития Интернет — Дети России онлайн ( detionline.com )
Безопасность – это процесс, а не результат Брюс Шнайер
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родительский контроль Kaspersky Safe Kids Совместимость: Android 4.4 и выше, iOS 12 и выше. На сайте Kaspersky также можно скачать версии cервиса для Windows 7 и выше и MacOS 10.13 и выше Стоимость: есть бесплатная версия и премиум‑вариант за 763 рубля в год с недельным пробным периодом. Платная подписка распространяется на одного родителя , но позволяет подключить неограниченное количество детских устройств
Родительский контроль Где мои дети Совместимость: Android 5.0 и выше, iOS 11 и выше, WatchOS 3.0 и выше Стоимость: доступны бесплатные опции и три варианта подписки: 169 рублей в месяц за 1 устройство, 990 рублей в год за 3 устройства или 1 490 рублей навсегда за 3 устройства. В любом случае можно подключать неограниченное количество детских устройств. В цену не входит функция live‑прослушивания
Родительский контроль Parental Control Kroha Совместимость: Android 5.0 и выше для детей и родителей, iOS 9 и выше только для родительской версии Стоимость: три дня бесплатного пользования, 1 100 рублей в год за 5 устройств
Родительский контроль Kidslox Совместимость: Android 7.0 и выше, iOS 12 и выше Стоимость: бесплатно доступны минимальные опции и трёхдневный тестовый период полной версии. Подписка с подключением 10 устройств в месяц — 590 рублей, в год — 3 650 рублей, навсегда — 5 850 рублей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для воспитателей "Мастер класс- как действенная форма работы с родителями"
Описание нетрадиционной формы работы с родителями....
Мастер-класс в части совместной работы с родителями на тему "Дети - цветы жизни"
Зачастую современный ритм жизни не даёт возможности родителям проводить время с детьми, занимаясь творческой деятельностью, которая так необходима детям. Детский сад - это то место, где педагог имеет ...
Доклад «МАСТЕР-КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ»
Материал для воспитателей об эффективности мастер-класса, как формы работы с родителями в ДОУ....
Мастер-класс для воспитателей по работе с родителями «Виды гимнастик в детском саду» на районном семинаре "Инновационные подходы к физическому воспитанию в ДОУ".
laquo;Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» (Сократ)Охрана жизни, укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников, а также расширение знаний по данной теме сре...
Мастер-класс на тему: «Этапы работы по развитию речи дошкольников» для молодых педагогов
МАСТЕР - КЛАССна тему:«Этапы работы по развитию речи дошкольников»для молодых педагогов...
Мастер класс с молодыми педагогами: «Навыки эффективного взаимодействия с дошкольниками»
Игро-практическое мероприятие, направленное на получение знаний, умений и навыков молодыми педагогами в ходе взаимодействия с дошкольниками (посредством использования игрового эмоционального тренажера...
Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»
Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...