Основные возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по информатике

Ревнева Дарина Юрьевна
Содержание: Использование компьютерных технологий в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. Возможности для преподавателя и ученика предоставляемые использованием компьютерных технологий. Основные свойства компьютерных технологий для использования в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Содержание: 

Использование компьютерных технологий в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. Возможности для преподавателя и ученика предоставляемые использованием компьютерных технологий. Основные свойства компьютерных технологий для использования в процессе обучения.

  1. Необходимость использования компьютерных технологий в современном образовательном процессе.

К основной особенности современного общества можно отнести ведущее положением информации и невероятную скорость развития средств ее обработки. Последние достижения в области информатики привели к тому, что средства вычислительной техники все плотнее входят во все сферы жизни человека. Таким образом, сложившаяся ситуация создает возможности для эффективного использования компьютерных технологий и в системе образования.  

По этой причине во многих нормативных документах, принятых правительством Российской Федерации указаны основные направления применения компьютерных технологий в образовательном процессе. Так, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы», в качестве одного из основных средств модернизации образовательных учреждений предлагается «оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии»[1].

Развитие новых подходов к системе образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества[2]. В связи с этим важнейшим требованием является эффективность использования компьютерных технологий в современной школе, что подразумевает полную реализацию их возможностей. Применение современных форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и также сами выступают носителями информации, способствуют повышению восприятия и мыслительной активности обучающихся. Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д. являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся[3].

Важность использования компьютерных технологий в процессе образования определяется тем, что с их помощью можно эффективно реализовать следующие возможности:

  • использование компьютера на уроках помогает сделать образовательный процесс более целесообразным, поскольку в этом случае происходит вовлечение в познавательную деятельность всех видов чувственного восприятия обучающихся;
  • многие учащиеся так или иначе отличаются друг от друга как умственными способностями, так и стилем обучения. В этом случае использование компьютерных технологий позволит осуществить индивидуальный подход к каждой категории обучающихся;
  • использование современных технологий в образовательном процессе позволит обеспечить ученика новыми профессиональными навыками;
  • усилить мотивацию обучающихся, уровень самообразования;
  • развить творческие способности;
  • привлечь учащихся к работе с различными источниками информации;
  • реализовать мировые тенденции в образовании;

Использование компьютерных технологий в школе приводит к усовершенствованию методов и технологий образовательного процесса. Новые методы разработки учебного материала, основанные на применении современных устройств (компьютерная техника, проекторы, визуальные материалы), повышают эффективность его использования и дают возможность выбора оптимального набора технологий для организации образовательного процесса. Тем самым повышается результативность и правильность процессов управления процессом обучения. Многие рутинные процессы подвергаются автоматизации, что делает современную систему образования более гибкой и способной быстро реагировать на изменения в окружающем мире.

  1. Возможности для преподавателя и ученика предоставляемые использованием компьютерных технологий.

В системе преподаватель-ученик компьютер может выступать как универсальный помощник как для каждого участника этого взаимодействия в отдельности, так и использоваться для усовершенствования совместной работы. С одной стороны, для учителя он - автоматизированный классный журнал, средство обработки результатов обучения, а также инструмент, позволяющий находить новую информацию для подготовки к урокам. С другой стороны, для современного ученика компьютер становится неотъемлемым средством для выполнения домашнего задания, способствует развитию самостоятельности. Как для ученика, так и для учителя, использование компьютерных технологий выступает в качестве инструмента, моделирующего реальный мир.

Говоря более предметно, применение компьютера в работе учителя позволяет реализовать следующие возможности:

  • организация учебного процесса на уровне класса, в том числе:
  • создание оптимального графика учебного процесса;
  • своевременная диагностика успеваемости;
  • итоговый контроль
  • использование сети Интернет в процессе преподавательской деятельности:
  • посещение виртуальных библиотек, позволяющих качественно и разносторонне подготовиться к той или иной теме;
  • поиск наглядных видео и аудио материалов;
  • возможность создания профессиональной корпоративной среды или корпоративной сети, по существу, являющейся объединением нескольких основных функций и технологий, интегрирующих в одну организационную среду современные базы данных, электронную почту, общее использование информационных ресурсов и обмен текущей документацией.
  • реализация индивидуального подхода к ученикам:
  • использование визуальных и слуховых информационных средств, позволяющих задействовать все группы учащихся в образовательном процессе;
  • подготовка элементов информационной среды:
  • использование различных видов учебного, демонстрационного оборудования, которое имеет возможность сопрягаться с компьютером;
  • разработка учебно-наглядных пособий;
  • создание мультимедийных презентаций, способствующих более полной подаче и усвоения материала;

Следует также отметить основные функции компьютера, как части информационного обучения с точки зрения его использования учащимися:

  • источник учебного материала, частично или полностью заменяющего учителя и книгу;
  • наглядное пособие, позволяющее оперативно выполнять домашнее задание:
  • выполнение различных тестов и лабораторных работ с использованием компьютерных технологий;
  • прохождение on-line курсов и обучающих семинаров;
  • участие в on-line олимпиадах и образовательных проектах;
  • персональное информационное пространство, способствующее развитию самоконтроля и самодисциплины.

Изменения, которые входят в процесс обучения в следствии информатизации образования, диктуют необходимость обращения к средствам, обеспечивающим максимально полную реализацию их возможностей, открыть для ученика и учителя проход в широкий мир познания, включая диалог культур. В первую очередь, открываются новые перспективы благодаря современным компьютерным телекоммуникациям.

Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача и прием на расстояние речи или других звуковых сигналов, изображений или других данных с помощью электрического или оптического сигнала для проводной коммуникационной сети связи или посредством электромагнитных волн для беспроводной коммуникационной сети связи»[4].

Благодаря телекоммуникации учащиеся получают доступ к разнообразным информационным ресурсам сетей. Создается благоприятная среда для совместной работы над интересующим их проектом с учащимися из других школ, городов, областей, а также из других стран, в рамках телеконференций - обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобное сотрудничество ведет к развитию мотивации для самостоятельной познавательной деятельности учащихся как на уровне группы, так и индивидуально. Возможность совместной работы стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемый вопрос, к самостоятельному поиску нужной информации, к оценке результатов собственной деятельности. В этих условиях меняется роль учителя, теперь он выступает в качестве координатора и консультанта, к которому обращаются как к авторитету, владеющему точной информацией, как к эксперту. Таким образом, использование компьютерных коммуникации позволяет ученику самостоятельно создавать индивидуальный взгляд на происходящие в окружающем мире события, лучше осмыслять многие жизненные процессы и явления и подходить к их исследованию с различных точек зрения, и наконец, понять, невозможность решения некоторых проблем только самостоятельными усилиями. Все это приводит к формированию элементов глобального мышления.

  1. Основные свойства компьютерных технологий для использования в процессе обучения.

Можно выделить основные свойства компьютеров, позволяющие эффективно их использовать в процессе образования[5].

  • Возможность визуализации учебных материалов. Очевидно, что в современном мире происходит усиление механизмов имитации окружающей среды. Использование компьютерных программ, которые могут создавать графические изображения, позволяют обеспечить поддержку обучающимся в визуальном представлении исключительно абстрактных процессов и процедур.
  • Различные виды диагностики уровня знаний учащихся. Контролируя работу обучаемых на различных этапах, можно определить степень понимания ключевых концепций или овладения основными навыками.
  • Исправление недостатков и восполнение пробелов. Проведение диагностики на всех этапах образовательного процесса позволяет выявит пробелы и неточности в понимании материала. Таким образом учитель может сконцентрировать работу на тех областях, которые требуют дополнительного внимания.
  • Возможность осмысления опыта прошлых лет. Компьютерные технологии позволяют хранить информацию (тесты и записи прошлых лет, работы сверстников, ранние обучающие программы) и предоставлять ее обучающимся. Это может содействовать систематическому осмыслению того, что они запомнили, и увидеть процесс собственного обучения.
  • Поддержка памяти. Предоставляя студентам широкий доступ к работе с компьютером и обеспечивая их соответствующими механизмами поиска, можно дать обучаемым веру в собственные силы, чтобы обеспечивать большую селективность и концентрацию на том, что они попытаются запомнить в то или иное время, поддерживая таким образом большую познавательную экономию со стороны обучаемого.
  • Опора. Отслеживание успехов в обучении и поддерживая диалог с учеником, можно постоянно изменять уровень поддержки, необходимой обучаемым.
  • Создание гипотетических ситуаций. Предоставление возможности обучаемым реализовывать нереальные ситуации в имитационном моделировании или нарушать законы в символических системах суждений, позволяет студентам получить возможность изучить фундаментальные принципы, на которых основываются формальные научные, логические, математические и другие модели.
  • Путешествие во времени. Возможность "путешествия во времени" с использованием различных имитаций и базах данных, позволяет помочь учащимся лучше понять себя, обратить внимание на основные вопросы хронологии и причинности.
  • Автономия. Учитывая образ мысли и точку зрения обучаемого при создании учебных программ, создается возможность для передачи ему большего контроля над уровнем воздействия внешних факторов на процесс обучения.
  • Избыточность. Предоставляя одни и те же учебные материалы с использованием различных элементов информационной среды, различные группы учащихся с разнообразными способами восприятия знаний и предпочтениями к среде могут изучать одно и то же содержание учебного плана.
  • Мотивация. Изучая проблемы внутренней и внешней мотивации учеников на основе образовательной компьютерной программы и конфигурации образовательных интерфейсов, можно повысить мотивацию такими способами, которые зависят от индивидуальных возможностей обучаемого.
  • Групповая работа. Создание групповой работы с использованием современных компьютерных технологий для поддержки состязательной, совместной или взаимодополняющей деятельности, позволяет обучаемым работать в коллективе и перенимать друг у друга навыки обучения более высокого уровня.
  • Интеграция знаний. С помощью хронологического подхода созданию учебных компьютерных программ и намеренному включению соответствующих элементов избыточности средств обучаемому предоставляется возможность интегрировать различные знания, полученные им в различные периоды образовательного процесса.
  • Доступ. Использование разнообразных вспомогательных элементов и интерфейсов и предусматривая автономию и собственный ритм работы учащегося, можно привлечь к процессу обучения тех студентов, которые не в состоянии пользоваться традиционными способами обучения в классе из-за особых обстоятельств социального или физического характера.

Таким образом, использование компьютера в современной школе создает перспективы для усовершенствования всего образовательного процесса. Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают познавательный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным. Компьютерные технологии постепенно превращают учебную наглядность из статической в динамическую, то есть все чаще появляется возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Именно эта способность к моделированию процессов, которые развиваются во времени, интерактивно изменять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Кроме того, многие образовательные задачи ограничены тем, что демонстрацию исследуемых вопросов и явлений невозможно провести в классе, в этом случае средства компьютерной техники являются единственно пригодными для этой цели на сегодняшний день.

Все эти факты ведут к необходимости использования компьютерных средств в школе в условиях реализации ФГОС. Соблюдение приведенных в данном курсе методических указаний и рекомендаций позволит действительно добиться увеличения показателей уровня качества знаний обучающихся, интенсифицировать процесс образования, развить логическое мышление и ассоциативную память школьников.


Рекомендуемая литература:

  1. Портал информационно-коммуникационные технологии http://www.ict.edu.ru/
  2. Е.В. Камелина. Применение ИКТ в образовании. Сборник трудов конференции. Йошкар-Ола, 2016 г.  
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.
  4. Стратегия развития информационного общества в РФ . http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/12/2016-strategia_IO_proekt_dec.pdf
  5. Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020 скачивается с сайта http://минобрнауки.рф/документы/3409


[1] government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf

[2] http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/12/2016-strategia_IO_proekt_dec.pdf

[3] Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного образования: автореф. дис. канд.пед.наук. М., 2006

[4] http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-fts-rossii-ot-07092012-n-208-r/

[5] А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

Цель: Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ...

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

Компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ  дает возможность качественно обновить воспитател...

"Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ".

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и...

Презентация к выступлению: " Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ"

Информационно-коммуникационные технологии развивают интеллектуальные, творческие способности ребенка, что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания....

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед о...