Методические рекомендации для воспитателей по использованию обучающегося средства- конструктора ТИКО
консультация по конструированию, ручному труду
Использование конструктора ТИКО в разных возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tiko_dlya_vospit.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для воспитателя по использованию обучающегося средства- конструктора ТИКО
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, который развивает такие умения как: творческие, интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и оценочные.
Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
Использование конструктора ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель. В свою очередь, созданные детьми модели, превращаются в полноценные творческие проекты.
Занятия конструированием применяются в таких образовательных областях как:
- познавательное развитие (НОД ФЦКМ): конструирование (плоскостное а затем и объёмное) - с использованием тематического планирования по лексическим темам;
-исследовательская деятельность: «Такие разные мосты», «Многоугольники» «Цилиндры и пирамиды», «Тетрайдер», «Устойчивость башни» и т.д.;
-формирование элементарных математических представлений: развития навыков зрительного восприятия и пространственного мышления, освоение математических понятий - количество, счёт, состав числа, геометрические фигуры (плоские и объёмные), графические диктанты, логические задачи;
-социально-коммуникативная: развитие навыков общения, формирование готовности детей к совместной деятельности по конструированию, развитие умения договариваться; - использование Тико-построек в сюжетно-ролевой игре: «Гараж», «Парикмахерская», «Семья», «Ветеринары»;
- Тико – самооценка: зеленый – нравится, желтый – есть небольшие недочеты, красный – работа не удалась, или вызвала большие затруднения;
- речевое развитие: фонетическое тико – моделирование;
- художественная литература и театрализованная деятельность: использование конструктора для создания персонажей произведений, декораций, атрибутов для театрализованной деятельности;
- художественно-эстетическая: создание узоров, тематических панно, коллективных работ, шумовых игрушек;
- физическое развитие: спортивные атрибуты, игры на развитие ловкости и моторики, координацию движений, пространственную ориентацию.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
В младших группах дети сначала смотрят, потом играют с готовыми постройками из конструктора «ТИКО», а к середине учебного года конструируют постройки по образцу.
Воспитатель конструирует сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание построек (для каждого животного свой домик, в зоопарке в разных вольерах поселяются животные со своими семьями и т.д.). Рассказывание сказок с использованием конструктора для объемного моделирования ТИКО для изготовления атрибутов к сказке и фигурок (резиновые, деревянные, пластмассовые) сказочных персонажей.
Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно-конструктивных действиях то, что они видели или им нужно для игры. Поэтому воспитатель предлагает фотографии, простейшие схемы построек, декораций. Конструируя вместе с воспитателем, дошкольники овладевают основами соединения разных геометрических деталей конструктора ТИКО, усваивают общие принципы и последовательность конструирования домов, машин, самолетов, ракет, конструирование домашних и диких животных, деревьев, цветов и т.д. Детей необходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использования этого в игре, использовать прием сотворчества, предлагая вносить в ТИКО-поделки изменения, дополнения (достроить, перестроить), т.е. применять частичный образец. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов сюжетно – ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных игр.
В старшей группе предусмотрено обучение детей на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственных объектов; самостоятельное применение конструктивно-строительных умений при конструировании по наглядному образцу, по рисункам, фотографиям, схемам; планированию коллективных строительно-конструктивных игр, объединенных в соответствии с общим замыслом. В процессе обучения конструктивным умениям используются: показ способов с объяснением использования различных деталей конструктора, приемов конструирования; постановка проблемной задачи (как, используя конструктор ТИКО показать, что все деревья разные).
Детям предлагается частичный образец, когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей конструктора: чтобы плоскостная конструкция могла стоять, конструирование перекрытий многоэтажных зданий, т.д.
Используется также показ незаконченного образца постройки, которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправдывает себя прием показа нескольких разных (2-3) образцов объектов (лисы, зайца, собаки), детям же предлагается сделать по-своему или воспользоваться подсказкой.
Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе объединяются в игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор на деятельность. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по схемам, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям и моделям.
В обучении конструированию в данной возрастной группе большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности.
В качестве образца используется рисунок, чертеж, схема, словесная инструкция объекта. Педагог учит детей работать по ТИКО- схемам и самостоятельно составлять ТИКО- схемы предполагаемого объекта, намечая ее конструктивные особенности. Перенося приобретенные знания по использованию конструктора «ТИКО» при организации образовательной деятельности по конструированию в строительно-конструктивную игру, дети могут создавать самостоятельно индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в соответствии с замыслом («Зоопарк», «Город», «Космодром», «Военная техника» и т.д.).
Таким образом, организация образовательного процесса на основе ТИКО-моделирования для детей дошкольного возраста нацелена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей по использованию инновационных технологий проведения утренней гимнастики на основе игры с детьми разных возрастных групп
Утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии двигательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здорового образа ж...
Методические рекомендации для воспитателей по использованию проектной деятельности в обучении дошкольников рассказыванию по картине
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуале...
Методические рекомендации по развитию мыслительных процессов дошкольников средствами конструктора LEGO
Для родителей воспитанников детского сада разработана система занятий по развитию элементов логического мышления и способностей к наглядному моделированию средствами конструктора LEGO и различных...
Методические рекомендации для педагогов по использованию ТИКО конструктора в образовательной деятельности
Использование «ТИКО» конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством развития навыков конструктивной деятельности и критерием психофизического развития дете...
Методические рекомендации для воспитателей по использованию игры в экологическом воспитании дошкольников
Методические рекомендации для воспитателей по использованию игры в экологическом воспитании дошкольников Практическое использование дидактических игр на занятиях по экологическому воспитанию дете...
Пальчиковый театр: методические рекомендации для воспитателей по использованию театра в деятельности с детьми
Пальчиковый театр: методические рекомендации для воспитателей по использованию театра в деятельности с детьми...
Методические рекомендации для воспитателей по использованию метода Дихотомии в игре «Да-нет»
Методические рекомендации для воспитателей с использованием ТРИЗ технологии...