Доклад к семинару на тему: «Качество речи педагогов – главное условие речевого развития дошкольников»
учебно-методический материал по информатике

Муллахметова Рузиля Наилевна

Муза Михайловна Алексеева, автор учебного пособия «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, ошибки, которые встречаются в их речи".

    Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_seminaru.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Качество речи педагогов – главное условие речевого развития дошкольников»

Цели: - Повышение общей культуры педагогов;  
- Повышение педагогической компетентности;
- Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.  Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Задачи: - Расширить представление о речевой культуре педагога;
- Познакомить с рядом специальных упражнений способствующих совершенствованию речевого и голосового аппарата;
- Убедить в необходимости регулировать своё речевое поведение в общении с дошкольниками.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
«Культура речи» - прежде всего это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. (определение профессора Скворцова Л.И.)
Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

 Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Муза Михайловна Алексеева, автор учебного пособия «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, ошибки, которые встречаются в их речи".

    Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

    В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  1. качество языкового оформления речи;
  2. ценностно-личностные установки педагога;
  3. коммуникативная компетентность;
  4. четкий отбор информации для создания высказывания;
  5. ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

В речи педагогов наиболее распространены такие ошибки, как:

-торопливость и невнятность;

-монотонность;

-излишнее повышение или понижение голоса;

-нарушение звукопроизношения;

-слова-паразиты;

-неправильная постановка ударения;

-злоупотребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Отсюда вытекают аналогичные проблемы и в детской речи:

-односложность;

-бедность;

-отсутствие навыков культуры речи;

-плохая дикции.

В речи педагогов ДОУ отмечаются следующие недостатки:
- использование просторечий (например: лентяй- ленивый человек);
- засоренность речи словами-паразитами;
- неправильное ударение в словах;
- побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (его, вместо «ево»);
- копирование речи малышей, «сюсюканье»;
- частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки!, Катенька, убери чашечку со столика!);
- использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения;
- многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
- насыщение речи сложными грамматическими конструкциями;
- ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
- нечеткая артикуляция звуков в процессе речи.

При общении необходимо следовать некоторым принципам:
      Принимать ребенка таким, каков он есть;

Помнить, что каждый человек самобытен;

Верить в способности воспитанников;

Стимулировать их творческую активность;

Не унижать достоинства ребёнка;

Не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

Помнить, что любой может ошибаться;

Не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

консультация на тему «Совершенствование работы педагогов по познавательно-речевому развитию дошкольников через формирование развивающей предметно-пространственной среды»

Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ....

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Консультация - практикум для педагогов "Грамотная речь педагога -важное условие для развития речи дошкольника"

Материал содержит теоретическое обоснование проблемы повышения культуры речи воспитателя, требования к качеству профессиональной речи педагога и практикум для педагогов "Проверьте свою грамотност...

Доклад на тему:«Проектная опытно-экспериментальная деятельность в речевом развитии дошкольников».

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, и главное – активное пользование ею, является одним из основных условий нормал...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ Д/С № 15 «Дюймовочка» по теме: «Правильная речь педагога – важное условие успешного речевого развития ребёнка»

laquo;Говорите правильно! Так не говорят!» Как часто мы говорим это нашим воспитанникам. А правильно ли говорим мы сами?...

Консультация для педагогов на тему: "Речь педагога-основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"

В данной консультации дана её главная цель, дано понятие "Культура речи" , даны компоненты профессиональной речи воспитателят и требования к  ней....