Использование информационных технологий в обучении и воспитании дошкольников
консультация по информатике (подготовительная группа) на тему

Батырова Элла Владимировна

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий в обучении и воспитании дошкольников

Использование информационных технологий в обучении и воспитании дошкольников В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые.

На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра — одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  4. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  7. позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  8. компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для

ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Помимо использования компьютера, также для обучения дошкольников можно использовать мультимедийные презентации.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.

Основные правила внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс:

  1. Использование информационных технологий обучения и воспитания целесообразно начинать с 5-6 лет.
  2. Информационные технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения должны использоваться только тогда, когда они являются более эффективными, чем традиционные технологии обучения, и при соблюдении всех санитарно-гигиенических требований.
  3. Занятия с компьютером не должны проводиться за счет времени, отведенного на занятия детей физическими упражнениями.
  4. Занятия с компьютером не заменяют традиционное занятие, а только дополняют его.
  5. Компьютерные занятия должны проводиться в соответствии с общим планом образовательной программы, обеспечивая дальнейшее развитие традиционной игровой среды.

Успешное внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс невозможно без заинтересованности в этом администрации детского образовательного учреждения и требует сотрудничества с педагогами.

Таким образом, использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и воспитания ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Список литературы

1. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологи [Текст]/ Т.М. Михайленко. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в практике работы с дошкольниками"

Данная разработка представляет собой педагогический опыт использования ЭОР в практике работы с детьми дошкольного возраста. Презентация обогащает впечатления детей, развивает фантазию, пробуждает твор...

Консультация для воспитателей: "Использование информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников"

Информационно – коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованиям времени. Важность и необх...

Использование информационных технологий для обучения дошкольников

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информ...

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в практике работы с дошкольниками на уроках по изобразительной деятельности"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в практике работы с дошкольниками на уроках по изобразительной деятельности"...

"Использование мультимедийных технологий в обучении и воспитании старших дошкольников"

Одной из актуальных тем современной системы дошкольного образования, является, сочетание традиционных педагогических технологий и интерактивных методов обучения. Особое место в осуществлении данного н...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

С каждым годом в нашей стране растёт количество пострадавших и погибших в дорожно транспортных происшествиях, среди которых и взрослые, и дети. В условиях роста интенсивности движения автомобильного т...