КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " Воспитание любви к Родине через знакомство с народными традициями."
консультация по информатике на тему
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " Воспитание любви к Родине через знакомство с народными традициями."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 13.31 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Воспитание любви к Родине через знакомство с народными традициями.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое.
Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Актуальность темы.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.
Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым.
Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.
Цель. Воспитывать любовь к Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.
Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:
- метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций;
- метод моделирования,
- игровой метод,
- метод практических действий,
- наглядный.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.).
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое.
Проводить беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызывать интерес к музею и желание создать свой мини- музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями, который используются в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре.
В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделять знакомству с русским народным костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег.
Также знакомить детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивать колядки, русские народные песни, заклички. Ежегодно проводить в ДОУ праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.
В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Знакомить с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т. д. Изготовлять игрушки своими руками: лепить из глины и расписывать их по известным нам народным промыслам. А затем, организовать выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».
На протяжении всего дошкольного возраста знакомитьдетей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др. ; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…»
В работе по воспитанию патриатических чувств через знакомство с народными традициями рекомендую:
- Использывать современные развивающие программы и технологии: «Детство» Т. И. Бабаевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева; «Система патриотического воспитания в ДОУ»Александрова Е. Ю. ; «Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н. В.
- Составить перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; проводить занятия, способствующая приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста.
- Оформить картотеки - русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни);
- Разработать консультации для родителей: «Роль народного - прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания».
- Рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем», «Семейный музей» и др.
Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре». Привлечь родителей к организации «Минимузеев».К изготовлению своими руками деревянных игрушек, костюмов, кокошников.
Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
- Я – человек!
- Я живу на этой Земле!
- Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!
- Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!
- Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли!
- Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом!
Это все – моя Родина!
Литература:
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/
4. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинская.
Подготовила консультацию воспитатель: Локтионова Светлана Евгеньевна.
ГБДОУ № 6 г. Санкт-Петербург. Адмиралтейского района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края"
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром....
Консультация Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края.
Консультация «Воспитание любви к Родине через природу родного края»С чего начинается Родина? Все мы хорошо помним слова из знакомой песни. Может с детского сада, где малыш проводит первые годы своей ж...
Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с народными традициями
Основная задача воспитателей ДОУ создание условий для активного освоения дошкольниками культуры родного народа, сохранения её традиций, так как дошкольное детство – время, когда возможно подлинное, ис...
Консультация для воспитателей «Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций»
Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Отечественные педагоги считают необходимым « …так руководить процессом воспитания, чтобы уже с ...
Консультация для родителей и воспитателей " Воспитание любви к Родине средствами музыки.
Почему мы любим все Родину Россию?Потому что нет нигде Родины красивей.Потому что нет нигдеЛучше наших пашен,Лучше наших синих рекИ полянок наших.Мы о родине своейРаспеваем песни,Потому что нет нигдеР...
Консультация для воспитателей «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»
Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина &nda...