Консультация для воспитателей «Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций»
консультация на тему

Атарская Вероника Валерьевна

Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Отечественные педагоги считают  необходимым   « …так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей волновало настоящее и будущее Отчизны» (В.А.Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_2.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций»

 Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Отечественные педагоги считают  необходимым  

« …так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей волновало настоящее и будущее Отчизны» (В.А.Сухомлинский)

 « Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё».                      ( К.Д Ушинский)

 Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу её интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за всё то, что в ней происходит. Отношение к родине, её культуре, истории, языку передаётся от родителей к детям. Чувство любви к Родине развивается под влиянием воспитания.

 О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать куль-

туру и традиции своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его

культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

 В период от 3-7 лет у детей происходит лишь накопление впечатлений, знаний, отношений к окружающему, которые в дальнейшем ложатся в основу развития патриотического чувства. Впечатления детства создают основу для чувства любви к своему народу, к Родине. На основе любви к близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, к родной природе у детей воспитывается интерес и любовь к более широкому кругу явлений.


 Чувство любви к Родине надо воспитывать на фактах, доступных детям, ярких, используя наблюдения и влияние художественных образов детских книг, кар-  тин, песен и живое конкретное образное слово воспитателя.

 Младшему дошкольнику 3-4 лет доступна лишь внешняя сторона небольшого круга общественных событий. Он просто радуется весёлому празднику. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… В нашей республике Татарстан дети, вместе со своими родителями, дети участвуют в празднике Сабантуй (праздник плуга и труда), в празднике Нардуган (Новый год), Нэуруз (встреча весны), наблюдают за салютом на празднике, посвящённому Дню суверенитета Татарстана, не пытаясь разобраться в их причинах. Уже в этом возрасте на близких и конкретных примерах дети знакомятся с социальной стороной наблюдаемых явлений. Воспитатель проводит наблюдения за трудом младшего воспитателя (няни), повара в детском саду, показывает их заботу о детях.

Детей 5-6 летнего возраста знакомят с более широким кругом событий. Им даются некоторые сведения об общественной жизни на основе рассказов, книг, показа иллюстраций, картин. Детей этого возраста в доступной форме знакомят с содержанием, смыслом, значением некоторых общественных явлений.

 Детям старшего возраста на основе уже имеющихся конкретных знаний можно постепенно давать первоначальные представления о жизни других народов, о столице родной республики (мы рассказываем о республике Татарстан и её

столице городе  Казани), о других городах и сёлах России.

 С целью воспитания у детей любви к Родине используются:

 1) прогулки и экскурсии;

 2) чтение книг;

 3) рассматривание иллюстраций;

 4) беседы об увиденном и прочитанном;

 5) рассказы воспитателя и его объяснения;

 6) ответы воспитателя на вопросы детей.

 Любовь к семье – ценная черта, на ее основе легче воспитывать более сложные чувства и высокие моральные качества.

 Любовь к родной природе – чувство неотъемлемое от чувств любви к Родине. Красоту природы отразили в своей музыке композиторы, в картинах – великие художники. Народные песни о природе родного края известны нам ещё с ранне-

го детства.  Особое  место среди них занимают  колыбельные песни.

Картины русских и татарских художников дети должны наглядно видеть на репродукциях и открытках.

Параллельно при ознакомлении детей с произведениями русских писателей и поэтов мы знакомим  детей и с произведениями татарских писателей. К юбилейным датам оформляем уголки с портретом писателя, его книгами, а также рисунки детей по его произведениям.

 Любовь к родному городу или посёлку воспитывается при ознакомлении детей с его достопримечательностями – новыми домами, красивыми местами, парками, памятниками культуры. Детей приучают видеть те перемены, которые произошли в родном посёлке.

 Для воспитания любви к своему народу, своей Родине огромное значение имеет усвоение ребёнком родного языка.

 В народном языке отражается жизнь родной страны, её природа, особенности труда людей, традиции, обычаи.

 « Чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» - писал К. Д. Ушинский.

 К 6-7 годам ребёнок правильно говорит на родном языке, и язык, созданный народом, развивает ребёнка умственно, нравственно и эстетически.

 С усвоением родного языка ребёнок усваивает множество понятий, народных воззрений, у него воспитывается вкус к родному слову, любовь к народу, на языке которого говорит он и его родители.

 Особенно широко в воспитании детей должно применятся народное творчество. Оно близко и понятно детям, и действует на них своей чарующей простотой.

 Большое влияние на детей оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению.

 Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

 В воспитательной работе широко используются народные песни, народные игры, отражающие жизнь народа, его труд, быт и художественные вкусы.

 Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать

детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного

края.

 Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом своя

природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Для украшения детского сада можно  использовать элементы  народно-  прикладного искусства: ковры и дорожки, вышивки, глиняная посуда, народный орнамент, кружева – как образец для декоративного рисования детей.

Произведения народного искусства вызывают у детей чувства восхищения мастерством народа.

 В группах необходимо иметь:

  • кукол в национальных костюмах (русском и татарском), передающие характерные черты того народа, который проживает в вашей республике;
  • символику государства (гимн, флаг, герб);
  • альбомы, иллюстрации о Республике (Татарстан), о её столице (городе Казани) и достопримечательностях;
  • в национальных уголках и уголках по ИЗО, просмотреть наличие орнаментов тех народов, которые проживают в вашей республике, посуды, изделия мастеров, вышивок, аппликаций;
  • иллюстрации картин национальных художников;
  • наличие художественных произведений известных  писателей и поэтов  (в нашем детском саду это произведения  Габдуллы Тукая, Мусы  Джалиля, Абдуллы Алиша)
  • наличие книг с народными сказками, дети с удовольствием их слушают и
  • запоминают,фольклором ( пословицы, загадки, поговорки), включать их в повседневную жизнь детей;
  • наличие и подборка  народных игр, подвижных и хороводных,

включение их в режимные моменты;

  • подборку музыкальных произведений композиторов вашей республики их портретов, включать этот материал в занятия, беседы с родителями и детьми;
  • иметь материалы о народных праздниках своего  народа, включать их

в план своей работы, привлекая к этому родителей;

- иметь подборку консультаций для родителей, тестов, анкет;

  можно оформить вместе с родителями альбом об истории и традициях

 семьи, своего народа, прошлом края, посёлка и.т.д.

В нашей республике Татарстан в государственный образовательный стандарт внесён национально-региональный компонент, который предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан, а также приобщение их к национальной культуре.

 Национально-региональный блок в условиях системы воспитания реализуется в изучении культуры родного края, традиций народов Татарстана и Поволжья. Актуальным вопросом в совместной работе образовательного учреждения и семьи является воспитание детей в духе

дружбы и взаимопонимания народов, в духе глубокого уважения к родной культуре, культуре народов совместного проживания.

Использованная литература:

  1. Иванова Т.В.  Система работы по воспитанию чувства патриотизма.

Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. 96 с.

          2. Нугуманова Л.Н., Ишниязова З.Л., Манюрова Г.Х.  Современная дейст-

              вительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных

              образовательных учреждениях. Казань: РИЦ «Школа», 2003.-104 с.

  1. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А.  Родной край. М.,

« Просвещение» 1985.- 238 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края"

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром....

«Формирование любви к Родине на основе любви к природе родного края»

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение...

Консультация для воспитателей "Формирование любви к малой Родине"

Консультация для воспитателей ДОУ оформировании у детей дошкольного возраста любви к своей малой Родине....

Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Данная презентация содержит краткую информацию для воспитателей по формированию любви к своей Родине, особенно малой Родины, т.е. к краю, городу, поселку....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " Воспитание любви к Родине через знакомство с народными традициями."

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " Воспитание любви к Родине через знакомство с народными традициями."...

доклад из опыта работы для воспитателей «Формирование любви к Родине, в процессе ознакомления с родным краем».

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит...

Консультация для воспитателей «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»

        Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире.  Наша Родина &nda...